Карта урока для организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Учитель: Никитина Светлана Андреевна
Предмет: русский язык
Класс: 3Б
Дата проведения урока: 20 марта 2023 года.
Тема урока: Морфологический разбор имени прилагательного
Цель урока: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи: определять род, число, падеж имён прилагательных; развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.
Ход урока:
Проветим! Какую отметку себе поставили?
- О какой части речи вы говорили на прошлых уроках? (имя прилагательное)
- Кто может сказать, что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( какой? какая? какое? какие?)
- С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное? ( имя существительное)
- Чем является имя прилагательное в предложении? ( определение)
- Как вы определяли род у имен прилагательных в диктанте? ( по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.)
- Как вы определяли число имен прилагательных? ( по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.)
- Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных? ( им. прил. во мн.ч. рода не имеют).
- Как еще изменяются имена прилагательные? ( так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются)
- По какой части слова мы видим, что падеж имен прилагательных? ( по окончанию).
- А как мы определяем падеж имени прилагательного? ( тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу).
- А что же такое начальная форма имени прилагательного? ( форма м.р. , ед.ч., И.п.)
Приведите пример. (молодой дуб, белый шкаф).
- Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном.
Постановка темы и целей урока.
Как назвать все то, что мы сейчас с вами проговорили об имени прилагательном, какую работу вы выполняли на диктанте? Вы уже на протяжении нескольких уроков работаете над этой темой.
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.
Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Будем совершенствовать умения определять род, число, падеж имен прилагательных через работу с текстом.
Задания:
Учебник на странице 87. Упражнение 153.
Сначала прочитайте задание каждый про себя.
- Что нужно нам сделать? ( дополнить предложения подходящими по смыслу словосочетаниями)
- Прочитайте текст про себя.
- Найдите под картинкой словосочетания, которые нужно вставить в текст.
Обратите внимание, что в именах прилагательных пропущены окончания, которые вам нужно вставить.
- 1 словосочетание: веселОЕ зимнЕЕ солнце (какое?).
- В какой части слова пропущена орфограмма? ( окончание)
- Как будем вставлять окончание? Что будем делать? ( определим род, зададим вопрос)
- Как определим род? ( солнце – ср.р.)
- От какого слова будем задавать вопрос? ( от имени сущ)
- Какой вопрос зададим? (какое?)
- Что делаем дальше? ( ср.р., в вопросе окончание ОЕ, значит, в именах прилагательных, связанных по смыслу с именем сущ. Солнце, окончание будет ОЕ и ЕЕ)
Фронтальный опрос
- Следующее словосочетание. ( та же работа):
темнАЯ зимнЯЯ ночь ( какая?) ж.р.
высокОЕ небо ( какое?) ср.р.
мягкИЙ снег ( какой?) м.р.
хитрАЯ рыжАЯ лисица ( какая?) ж.р.
трескучИЙ мороз ( какой?) м.р.
яркИЕ зимнИЕ звезды ( какие?) – по вопросу
легкИЙ серебристЫЙ иней ( какой?) – м.р.
красивЫЕ узоры ( какие?) – по вопросу
робкИЙ длинноухИЙ зайчишка ( какой?) – м.р.
- Молодцы, ребята! Мы вставили пропущенные орфограммы в прилагательных.
Физминутка.
Спишите текст, заполняя пропуски с выделением орфограмм.
- Как будем выделять орфограммы? ( выделять окончание)
- Найдите последнее предложение в тексте.
- Кто прочтет его?
- Теперь посмотрите на задания. Найдите в последнем предложении слова, которые имеют такой состав. Разберите их по составу.
- Напомните алгоритм разбора слов по составу? (окончание, основа, корень ,приставка и суффикс).
- Какие слова у вас получились? (охотники, красивые, звериных).
Выполним морфологический разбор 2 словосочетаний: трескучий мороз, хитрая лисица.
Итог урока. Рефлексия:
Над какой темой работали? Что новое узнали?
Домашнее задание: выучить морфологический анализ прилагательного. Повторить правила на с.82,83,85. Выполнить упражнение 151, с.86. Письменно разобрать прилагательное зимняя