СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта урока по русскому языку (дистанционное обучение). Морфологический разбор имени прилагательного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карта урока по русскому языку (дистанционное обучение). Морфологический разбор имени прилагательного»

Карта урока для организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Учитель: Никитина Светлана Андреевна

Предмет: русский язык

Класс:

Дата проведения урока: 20 марта 2023 года.

Тема урока: Морфологический разбор имени прилагательного

Цель урока: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи: определять род, число, падеж имён прилагательных; развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

Ход урока:

Проветим! Какую отметку себе поставили?

- О какой части речи вы говорили  на прошлых уроках? (имя прилагательное) 

- Кто может сказать, что такое имя прилагательное?  (часть речи, которая обозначает признак предмета) 

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( какой? какая? какое? какие?)

С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное? ( имя существительное)

Чем является имя прилагательное  в предложении? ( определение)

- Как вы определяли род у  имен прилагательных в диктанте? ( по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.)

- Как вы определяли число имен прилагательных?  ( по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.)

- Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных? ( им. прил. во мн.ч. рода не имеют). 

- Как еще изменяются имена прилагательные? ( так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются)

По какой части слова мы видим, что падеж имен прилагательных? ( по окончанию). 

- А как мы определяем падеж имени прилагательного? ( тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу).

- А что же такое начальная форма имени прилагательного? ( форма м.р. , ед.ч., И.п.)

Приведите пример. (молодой дуб, белый шкаф).

- Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном.

Постановка темы и целей урока.

Как назвать все то, что мы сейчас с вами проговорили об имени прилагательном, какую работу вы выполняли на диктанте? Вы  уже на протяжении нескольких уроков работаете над этой темой.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.

Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Будем совершенствовать умения определять род, число, падеж имен прилагательных через работу с текстом.

Задания:

Учебник на странице 87. Упражнение 153.

Сначала прочитайте задание каждый про себя.

- Что нужно нам сделать? ( дополнить предложения подходящими по смыслу словосочетаниями)

- Прочитайте текст про себя.  

- Найдите под картинкой словосочетания, которые нужно вставить в текст.

Обратите внимание, что в именах прилагательных пропущены окончания, которые вам нужно вставить.

- 1 словосочетание: веселОЕ зимнЕЕ солнце (какое?).

- В какой части слова пропущена орфограмма? ( окончание)

- Как будем вставлять окончание? Что будем делать? ( определим род, зададим вопрос)

- Как определим род? ( солнце – ср.р.)

- От какого слова будем задавать вопрос? ( от имени сущ)

- Какой вопрос зададим? (какое?)

Что делаем дальше? ( ср.р., в вопросе окончание ОЕ, значит, в именах прилагательных, связанных по смыслу с именем сущ. Солнце, окончание будет ОЕ и ЕЕ)

Фронтальный опрос

Следующее словосочетание. ( та же работа):

темнАЯ зимнЯЯ ночь ( какая?) ж.р.

высокОЕ небо ( какое?) ср.р.

мягкИЙ снег ( какой?) м.р.

хитрАЯ рыжАЯ лисица ( какая?) ж.р.

трескучИЙ мороз ( какой?) м.р.

яркИЕ зимнИЕ звезды ( какие?) –  по вопросу

легкИЙ серебристЫЙ иней ( какой?) – м.р.

красивЫЕ узоры ( какие?) – по вопросу

робкИЙ длинноухИЙ зайчишка ( какой?) – м.р.

- Молодцы, ребята!  Мы вставили пропущенные орфограммы в прилагательных.

Физминутка.

Спишите текст, заполняя пропуски с выделением орфограмм.

- Как будем выделять орфограммы? ( выделять окончание)

- Найдите последнее предложение в тексте.

 - Кто прочтет его?

 - Теперь посмотрите на задания. Найдите в последнем предложении слова, которые имеют такой состав.  Разберите их по составу.

- Напомните алгоритм разбора слов по составу? (окончание, основа, корень ,приставка и суффикс).

- Какие слова у вас получились? (охотники, красивые, звериных).

Выполним морфологический разбор 2 словосочетаний: трескучий мороз, хитрая лисица.


Итог урока. Рефлексия:

Над какой темой работали? Что новое узнали?

Домашнее задание: выучить морфологический анализ прилагательного. Повторить правила на с.82,83,85. Выполнить упражнение 151, с.86. Письменно разобрать прилагательное зимняя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!