СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карл Великий 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

История формирования европейских государств, борьбе за власть и территории

Просмотр содержимого документа
«Карл Великий 6 класс»

6 класс в. и. №26 05/12/2017

Тема. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Запанной Европе. Политическая раздробленность.

Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Задачи:

  1. Способствовать формированию понимания причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.

  2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

  3. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.

Оборудование: проектор, презентация.

Основные понятия: император, империя, усобицы, феод, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески, племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: работать с учебником

Личностные: Осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества.

Проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Познавательные: Ставить и формулировать проблему и цели урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Оборудование и материалы: учебник «История России. 6 класс Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стафанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с. ; Поурочные разработки по истории России к УМК Н.М. Арсентьева и А.А. Данилова. 6 класс. = 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. -320с.; раздаточный, иллюстративный материал; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Основные понятия: скриптории, феод, феодал, епископ, монах, монастырь, майордом, лангобард.

Основные исторические действующие лица: Хлодвиг, Меровинги, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Каролинги.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: беседа.

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. Письменное задание у доски:

-Начертить ленту времени и отметить на ней период средних веков.

Фронтальный опрос:

-Что такое «Салическая правда» и каково ее значение.

-Какую веру принял Хлодвиг и какое это имело значение.

-Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

- раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига

- система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

- создание письменного сборника законов

- принятие христианства по римскому образцу.

3. Объявление темы и цели урока.

4. Объяснение нового материала.

Карл родился в семье Пипина Короткого 2 апреля 742 г. в Ахене, в нынешней Германии, недалеко от бельгийской границы. Он происходил из рода, который уже давно стремился захватить власть на собственной земле, а также, присоединить соседние земли. Юный Карл приобрел боевой опыт, участвуя в этих отцовских походах.

  Карл Великий был яркой фигурой в истории Франции. Почти каждый год устраивал он военные походы. Территория Франкского государства удвоилась. В это время Римская область была под властью Константинополя, а римские папы являлись наместниками византийского императора. Они обратились за помощью к правителю франков, и Карл оказал им поддержку. Он разбил угрожавшего Римской области короля лангобардов. Приняв титул лангобардского короля, Карл начал вводить в Италии франкское устройство и соединил Галлию и Италию в одно государство. В 800 был коронован в Риме папой Львом III императорской короной. От его имени происходит название «король».

Первые Каролинги

Карл Мартелл (715-741 гг.) Основатель династии Каролингов, разгромил арабов при Пуатье в 732 г.

Пипин Короткий (741-768 гг.) Первый король династии, захвативший престол в 751 г.

Карл Великий (768-814 гг.)

Карл Великий вел завоевательную политику, он расширил границы своего государства в два раза. Карл Великий видел опору королевской власти в католической церкви — награждал её представителей высшими должностями, различными привилегиями, поощрял принудительную христианизацию населения завоёванных земель. Расширял область образования, организовал общий доступ  для свободных людей. При нем строились  школы и приглашались из-за границы учителя.

Завоевательные походы Карла Великого

Франкское государство наивысшего могущества достигло при Карле Великом, который был одним из самых почитаемых монархов средневековой Европы.

Карл в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы. Его по праву называли ”светом Темных веков”.

Прочитайте  параграф и (слайд) Заполните таблицу Походы Карла Великого

ВОЙНЫ В ИТАЛИИ И ИСПАНИИ

Дважды в 773-774 гг. франки переходили Альпы и разбивали лангобардов в Италии, помогая папе римскому. В итоге Карл присоединил к своим владениям большую часть Италии.

После первого неудачного похода в Испанию и поражения от арабов Карл все же отвоевал у них небольшую область к югу от Пиренеев до реки Эбро.

Самой тяжелой войной для Карла стала война с арабами в Испании (778-801 гг.). Потерпев ряд поражений, Карл начал отступление. Отход франков прикрывал племянник Карла - граф Роланд. Но в Пиренейских горах его отряд попал в засаду и был разгромлен басками. Этот подвиг был воспет в шедевре средневековой литературы - «Песнь о Роланде». См. стр.35

789-812 гг. – завоевана Бавария; были покорены – чехи, хорваты, моравы, сербы и др.

796 г. – разгромлен Аварский каганат

Самой длительной была война с саксами (772-804 гг.). Карл совершил 8 походов. Разрушив их святыни франки лишь озлобили саксов. Превосходя саксов в военном отношении, франки побеждали их, но едва войска уходили, саксы восставали и свергали власть Карла.

Карл пытался использовать любые средства для покорения саксов:  

   -насильственная христианизация,

   -за любые прегрешения полагалась смертная казнь,

    -переселение саксов в другие районы,

    -подкуп знати,

    -раздел Саксонии на графства с знатными франками во главе.

    -раздача знати и церкви  обширных земель.

Перед смертью Карл написал завещание, по которому всю власть передавал сыну Людовику. Но тот был больше похож на монаха, чем на короля. Власть при нем ослабла.

  Всего империя просуществовала чуть больше 40 лет. Народы, вошедшие в ее состав, были слишком разными: говорили на непонятных друг другу языках, имели разные традиции и порядки жизни. А магнаты, церковь и графы после смерти Карла еще смелее захватывали или скупали земли и власть.

Три внука Карла долго боролись между собой, а в 843 г. в городе Вердене заключили договор о разделе империи на три части. Каждый стал королем и получил примерно треть графств, городов,

монастырей, территорий. Позже из их владений выросли три новых государства: Германия, Италия, Франция.

В Европе начался период ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Самостоятельное изучение феодальной лестницы (схема на стр.36 параграф 4).

5. Закрепление нового материала

6. Подведение итогов урока. Выставление и аргументация оценок.

7. Д/З: §3, 4, составьте синквейн о Карле Великом (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа, три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему, (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого,  существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!