СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Канторович И.В. Программа элективного курса "Библейские истории в шедеврах мирового искусства" 7-11 классы (68 часов)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Канторович И.В. Программа элективного курса "Библейские истории в шедеврах мирового искусства" 7-11 классы (68 часов)»

Канторович И.В.

ГОУ Центр образования «Технологии обучения» (Москва),

учитель истории, к.и.н.

Программа дистанционного элективного курса
«Библейские истории в шедеврах мирового искусства»
для учащихся 7-11 классов
ЦО «Технологии обучения»
(68 часов)

Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание тем курса «Библейские истории в шедеврах мирового искусства», дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение курса «Библейские истории в шедеврах мирового искусства» в 7-11 классах основной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о важнейших событиях, описанных в Библии, их взаимосвязи и логической преемственности, а также знаний о произведениях искусства, написанных на библейские сюжеты, и их создателях;

  2. овладение умениями распознавать основные библейские сюжеты в произведениях мирового изобразительного искусства;

  3. воспитание уважения к культурно-религиозным традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозно-национальными традициями;

  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям различных вероисповеданий, представителям других народов и стран.

  6. социальная адаптация детей с ограниченными возможностями путем расширения их кругозора, приобщения к шедеврам отечественного и мирового искусства, к мировой и отечественной культурно-религиозной традиции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение Библии и произведений искусства на библейские сюжеты способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, искать оригинальные решения.

Данная программа играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Основными задачами программы являются:

  1. ознакомление учащихся с наиболее популярными историями, описанными в Библии, и произведениями мирового изобразительного искусства, сюжетной основой которых являются эти истории.

  2. формирование личностного отношения учащихся к мировой и отечественной религиозной традиции;

  3. адаптация школьников к условиям современной действительности, сложной и многообразной религиозно-этнической ситуации в России.

Данный проект позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественной школы, в частности, гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса.

Программа «Библейские истории в шедеврах мирового искусства» соответствует образовательному стандарту основного общего образования по истории:

  1. развитию гуманитарной культуры, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторически сложившихся религиозных, нравственных, гражданских, социальных, этнических, культурных ценностей;

  2. воспитанию уважения к истории, культуре, традициям своего народа и других народов;

  3. формированию основ историко-познавательной, ценностно-мировоззренческой, социально-коммуникативной, информационной компетенции.

Преемственность, непрерывность, развитие - принцип построения данной программы.

Материалы курса «Библейские истории в шедеврах мирового искусства» являются одним из источников расширения представлений учащихся о важнейших гуманистических составляющих знаний, таких как мировая культура, страноведение, литература, история. При этом в курсе рассматриваются прежде всего те элементы указанных знаний, которые специально не изучаются в базовых школьных курсах по истории, литературе, МХК и других предметах гуманитарного цикла. Он позволяет лучше ориентироваться в системе общемировых гуманистических ценностей, способствует формированию открытости этим ценностям и ориентированности в них, воспитанию гражданственности, выработке нравственной позиции и, в конечном итоге, формированию отрытого общества, а также более легкому интеграции личности в мировое культурное сообщество. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей. Программа «Библейские истории в шедеврах мирового искусства» интегрируется с базовыми курсами отечественной и мировой истории, обществознания, МХК, литературы основной школы по темам и разделам:

  1. Культура и быт Русского государства в Х-ХVIII вв. (крещение Руси, развитие идеологии, развитие школы и образования, литература, зодчество, живопись).

  2. Российская культура в XIX в. (изобразительное искусство: зодчество, живопись; «золотой век» русской поэзии).

  3. Культура России в начале XX в. («серебряный век» русской поэзии, изобразительное искусство).

  4. История Месопотамии, Древнего Египта, Малой Азии.

  5. Общество и человек.

  6. Исторические ступени развития общества.

  7. Человечество как сумма поколений.

  8. Человек, общество, природа.

  9. Социальная структура общества.

  10. Семья.

  11. Правила и нормы поведения в обществе.

  12. Духовная жизнь общества: религия, ее сущность и функции

  13. Развитие европейского изобразительного искусства в XII - ХХ вв.

  14. «Вечные вопросы» русской литературы: Толстой, Достоевский.

Данный курс может рассматриваться как дополнительный или модульный, вписывающийся в программу общего курса «Обществознание», прежде всего в такой ее раздел как «Духовная жизнь общества: религия, ее сущность и функции». Знакомство с содержанием курса поможет современному молодому человеку более глубоко изучить одну из мировых религиозных традиций, способствует социализации российских учащихся - ведь они живут в стране, наибольший процент верующего населения которой считают себя православными. Таким образом, они смогут лучше понимать граждан своей страны, понимать основы ее культурно-исторических корней, грамотно и самостоятельно взаимодействовать с окружающими людьми, ориентироваться в потоке информации, разрешать спорные и конфликтные ситуации. Социализации учащихся способствует также их знакомство с художественными музеями мира, художниками и произведениями искусства мирового уровня.

Поскольку Библия изобилует сложными житейскими общественными, семейными и личными ситуациями, знакомство с ее содержанием позволяет лучше понять сложную и противоречивую природу человека, особенности его характера и темперамента. Курс расширяет представления людей о самопознании и о познании окружающего мира, времени и пространстве, в котором они живут.

При этом надо помнить, что цель курса - подготовить не религиоведов, культурологов или искусствоведов, а порядочных, нравственно здоровых и образованных людей. Вот почему при создании текстов уроков особое внимание уделялось нравственной составляющей библейской истории. Поскольку курс изучается в светских учебных заведениях, его содержание составлено с учетом принципа максимальной толерантности, что позволяет избегать в учебном процессе возможных сталкиваний атеистических и религиозных мировоззрений учащихся.

Программа курса состоит из тематических блоков, сгруппированных по хронологическому принципу изложения событий в Библии и объединенных главным (главными) действующим героем. Основное содержание каждого урока составляет адаптированный пересказ двух-трех библейских историй. Каждая история иллюстрируется одним (редко - двумя) изображением картины, написанной на данный сюжет; при этом дается подробное описание картины.

К тексту каждого урока прилагаются статьи из «Словаря понятий», которые позволяют узнать значение незнакомых или малознакомых слов (с иллюстрациями, в ряде случаев - с адресами дополнительных интернет-ресурсов).

К каждой изучаемой картине прилагаются ресурсы:

  1. биография художника, написавшего данную картину (с адресами дополнительных интернет-ресурсов и иллюстрациями, до 15-16 вв.);

  2. Словарная статья о музее мира, в котором содержится подлинник картины (обязательно с иллюстрацией и с возможностью выхода на официальный сайт музея).

Курс содержит также следующие возможности:

  1. ученик может прочитать или прослушать текст урока и изучаемый фрагмент Библии. Т.е. текст урока и текст Библии, а также элементы некоторых заданий дублированы аудио материалами для слабовидящих детей (в исполнении учителя и в актерском исполнении соответственно).

  2. ученик может зайти в «Картинную галерею» урока и посмотреть, какие еще картины рассказывают об изучаемой истории (на каждый сюжет до 5-7 картин).

  3. Ученик может включить фоновую музыку к уроку (ресурс «Музыкальный альбом»).

  4. В курсе имеется также ресурс «Записная книжка», представляющий собой личную книжку-путеводитель ученика по городам и музеям мира, где собраны изученные учеником произведения искусства по месту расположения их подлинников в музеях мира. Собираясь в 20, 30, 40 лет посетить Париж, Лондон или какой-либо другой город, он всегда сможет заглянуть в свою книжку на букву «П» или «Л» (в нашем примере) и узнать, какие картины этих городов ждут его как старые знакомые. «Записная книжка» содержит также возможность найти информацию о картине, содержащуюся в соответствующем уроке курса.

  5. Форум «Лучшие ответы» позволяет знакомить всех участников курса с ответами, могущими служить примерами для подражания.

  6. Форумы по возникающим техническим и содержательным проблемам позволяют превентивно «снять» многие вопросы учеников.

В качестве заданий к темам курса предлагаются различные по степени сложности тесты, творческие задания, проблемные вопросы, задания на поиск аналогий и соответствий, кроссворды и т.д. Высказаться по проблемным вопросам учащиеся имеют возможность в заданиях-форумах и дистанционных конференциях.

Программа курса «Библейские истории в шедеврах мирового искусства»

Основное содержание

От сотворение мира до изгнания из рая

Библия: краткая характеристика. Начало сотворения мира: отделение света от тьмы, отделение суши от вод. Сотворение светил и растений. Сотворение животных. Сотворение человека. Сотворение Евы. Рай (Эдемский сад). Грехопадение. Изгнание из рая.

От истории Каина и Авеля до вавилонского рассеяния

Каин и Авель. Строительство Ноева ковчега. Великий потоп. Жертвоприношение Ноя. Опьянение Ноя. Вавилонская башня.

Праведный Авраам

Призвание Авраама. Авраам и Мельхиседек. Завет Бога с Авраамом. Агарь - мать Измаила. Явление Бога Аврааму в виде трех ангелов. Истребление Содома и Гоморры. Агарь и Измаил в пустыне. Жертвоприношение Авраама.

Исаак и Иаков

Исаак и Ревекка. Исав продает право первородства. Иаков получает благословение Исаака. Сон Иакова. Иаков у Лавана. Борение Иакова с ангелом.

История жизни Иосифа

Сны Иосифа. Продажа Иосифа в рабство. Иосиф у Потифара. Иосиф толкует сны в тюрьме. Иосиф перед фараоном. Иосиф встречается с братьями. Праведный Иов: несчастья обрушиваются на Иова, испытание Иова проказой.

Исход евреев из Египта

Детство и юность Моисея. Призвание Моисея. Десять казней египетских. Евреи покидают Египет. Путешествие евреев в пустыне. Обретение скрижалей. Сооружение золотого тельца. От Синая к земле обетованной: медный змей.

Времена судей

Завоевание земли обетованной: разрушение Иерихона. Начало эпохи судей: Гедеон. Борьба Самсона со львом. Самсон и Далила. Рождение и призвание Самуила. Пленение ковчега с победа Самуила. История Руфи.

Времена царей

Избрание Саула царем. Помазание Давида на царство. Победа Давида над Голиафом. Гонение Саула на Давида. Давид и Вирсавия. Суд Соломона. Встреча Соломона и царицы Савской.

Пророки и вавилонское пленение

Пророк Илия: Илия и сарептская вдова. Взятие Илии на небо. Чудеса пророка Елисея. Пророк Иона. Четыре великих пророка: Исайа, Иеремия, Иезекииль, Даниил. Пир Валтасара. История Эсфири и Мардохея.

Рождение, детство и отрочество Иисуса Христа

Немного о Новом завете. В ожидании пришествия Спасителя: Предсказание о рождении Иоанна Предтечи; Благовещение; Посещение Марией Елизаветы. Рождение Спасителя (поклонение пастухов). Принесение во храм (Сретение Господне). Поклонение волхвов. Бегство в Египет. Избиение младенцев. Детство Иисуса. Двенадцатилетний Иисус в храме среди учителей

Начало общественного служения Иисуса Христа

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Христа. Искушение Иисуса. Явление Христа народу и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя. Первые ученики Иисуса Христа. Первое чудо Иисуса Христа (свадьба в Кане). Христос и Никодим

Общественное служение Иисуса Христа

Изгнание торгующих из храма. Беседа Христа с самаритянкой. Чудесный улов. Призвание Матфея мытаря. Исцеление слуги сотника (центуриона). Исцеление расслабленного в Капернауме. Христос усмиряет волны. Изгнание легиона бесов. Воскрешение дочери Иаира. Нагорная проповедь

Общественное служение Иисуса Христа (продолжение)

Cмерть Иоанна Крестителя (усекновение головы Иоанна Предтечи). Чудесное насыщение хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам. Преображение. Притча о милосердном самаритянине. Христос в доме Марфы и Марии. Христос и грешница. Притчи о пропавшей овце и о блудном сыне


Последние месяцы земной жизни Иисуса Христа

Исцеление десяти прокаженных. Притча о мытаре и фарисее. Христос, благословляющий детей. Наставление богатому юноше. Притча о работниках в винограднике. Воскрешение Лазаря. Обращение Закхея

Последние дни земной жизни Иисуса Христа

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Притча о злых виноградарях. Денарий Кесаря. Лепта вдовы. Предсказания о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христа. Страшный суд. Тайная вечеря: умывание ног учеников, предсказание Христом предательства Иуды, установление Нового Завета .Молитва Христа в Гефсиманском саду. Поцелуй Иуды

Искупительные страдания Христа (страсти Христовы)

Христос на суде первосвященников. Первый суд у Пилата над Иисусом Христом. Христос на суде у Ирода. Второй суд у Пилата над Иисусом Христом. Осуждение Христа на смерть (Пилат умывает руки). Насмехательство римских воинов над Христом (увенчание терновым венцом). Несение Креста. Распятие. Погребение Христа

От Воскресения до Вознесения

Явление Христа Марии Магдалине. Жены-мироносицы у гроба. Ужин в Эммаусе. Неверие Фомы. Вознесение Христа

Деяния апостолов. «Апокалипсис»

Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница). Успение Богородицы. Святой Иоанн на острове Патмос. Четыре всадника

Тема

Количество часов

От сотворение мира до изгнания из рая

4

От истории Каина и Авеля до вавилонского рассеяния

3

Праведный Авраам

4

Исаак и Иаков

3

История жизни Иосифа

4

Исход евреев из Египта

4

Времена судей

4

Времена царей

3

Пророки и вавилонское пленение

5

Итого:

34 часа

Рождение, детство и отрочество Иисуса Христа

4

Начало общественного служения Иисуса Христа

3

Общественное служение Иисуса Христа

4

Общественное служение Иисуса Христа (продолжение)

3

Последние месяцы земной жизни Иисуса Христа

3

Последние дни земной жизни Иисуса Христа

5

Искупительные страдания Христа (страсти Христовы)

5

От Воскресения до Вознесения

3

Деяния апостолов и «Апокалипсис»

4

Всего:

68 часов

ОСОБЕННОСТИ КУРСА

Работа учеников на курсе может осуществляться как с компьютеров MAC так и PC. Курс содержит адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, множество иллюстративного материала - произведения изобразительного искусства, портреты упоминаемых в курсе художников, искусствоведов, фотографии и т.п. На курсе доступны аудио материалы: аудио тексты основного содержания, изучаемых фрагментов Библии, фоновая музыка к урокам, тексты некоторых заданий.

Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, анализ документа, творческие задания, задания на группировку и соотнесение сюжета с произведением искусства.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Библия с комментариями. Издательство Российского Библейского общества. М., 2004 или др. г.изд.

  2. Детская Библия в классических иллюстрациях (по книге "Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома" протоиерея Александра Соколова). М., «Олма-пресс». 2003 г.

  3. Священная история Ветхого Завета в шедеврах мирового искусства. (В пересказе священника И.С. Виноградова). М.-СПб., 2004.

  4. Священная история Нового Завета в шедеврах мирового искусства. (В пересказе священника И.С.Виноградова). М.-СПб., 2004.

  5. А. Майкапар. Новый Завет в искусстве. М., 1998.

  6. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996. (Любое издание).



Дополнительная

  1. Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера, М., 1972.

  2. Мень А. История религии. М., 1991.

  3. Мень А. Сын Человеческий. М., 1991 (или другое издание).

  4. Основные использованные интернет-ресурсы:

  5. http://www.bible-center.ru/ - текст Библии, комментарии и другая самая разнообразная информация по содержанию Библии

  6. http://www.biblical-art.com/biblicalsubject1.asp - англоязычный сайт, построенный так: вы можете «войти» в какой-либо библейский сюжет или текст и там ознакомиться с картинами, написанными на этот сюжет, изображения которых размещены в интернет-сети

  7. http://www.predanie.ru/mp3 - Православный mp3 архив.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!