_____________ И.А. Труханова
«_____» ____________________ 2016г.
«_____» ____________________ 2016г.
Руководитель МО ____________Н.Н. Макарова
протокол № __ от «_____» __________ 2016 г.
Составлено на основе: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я Коровиной
(ф.и.о. учителя, составившего календарно-тематическое планирование)
ЯНАО, город Надым, 2016 г.
Дата | № урока | Тема | Основное содержание | Результаты обучения Знания, умения, навыки | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ |
| | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература, историко-литературный процесс, художественное отображение действительности. Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя, рассказывать о произведениях, прочитанных ранее | 1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Книга, которая всегда со мной» или стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр.8 2. Индивидуальное опережающее задание: сообщение «История открытия и изучения «Слова о полку Игореве» |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
| | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Слово учителя об открытии "Слова", исторической эпохе, отраженной в "Слове". Работа с иллюстрациями в учебнике (стр. 41-45), чтение статьи "Историческая основа "Слова". | Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; жанровые особенности. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия | Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…». Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны». |
| | Основная идея «Слова» - "призыв русских князей к единению..." | Комментированное чтение "Слова о полку Игореве". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». | Знать сюжет, особенности композиции и системы образов. Работа с репродукциями картин Н. Рериха, В. Васнецова. Уметь выразительно читать, анализировать произведение, определять основную мысль и доказывать её | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.34) Творческое задание (по выбору учащихся): сообщение «Образы «Слова…» в музыке, поэзии, живописи» |
| | Главные герои "Слова". Поэтические особенности языка. Полемика вокруг авторства | Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | Знать типическое значение характеров главных действующих лиц. Уметь составлять план "Слова" и художественный пересказ эпизодов по этому плану. (1.Поход Игоря. 2.Вещий сон Святослава) | Написать сочинение на одну из тем; чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40). |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА |
| | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVΙΙΙ века. Особенности русского классицизма | Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности | Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях, имена самых образованных людей данной эпохи Конспектировать статью из учебника "Классицизм", беседовать по конспекту, выявлять особенности русского классицизма. | Творческое задание: сообщение «Классицизм в разных видах искусства, знать черты классицизма; прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50) |
| | Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, художник и общественный деятель. Труды Ломоносова в области языка и литературы | Лекция учителя о Ломоносове как учёном и общественном деятеле, широте, глубине и разнообразии его научных интересов. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, его труды в области языка и литературы. Уметь рассказывать о Ломоносове как учёном, художнике и общественном деятеле, комментировать тексты его произведений | Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…» Написать рассуждение-миниатюру «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…» |
| | Поэтическая деятельность М.В.Ломоносова. Оды Ломоносова | Идейное содержание этих произведений. Тема поэта и поэзии. Понятие оды | Знать тексты изучаемых произведений, их жанровые особенности. Уметь выразительно читать оды "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы", «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». | Выучить наизусть отрывок из оды со слов: «Науки юношей питают…» При чтении подчеркнуть интонацией значение науки в жизни общества |
| | Гавриил Романович Державин - поэт и гражданин | Литературная деятельность. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Тема поэта и поэзии | Знать биографические сведения о Державине, тексты изучаемых произведений, оценку изученных произведений современниками. Уметь производить анализ идейного содержания, наблюдать над языком, вести словарную работу. Выразительно читать произведения "Властителям и судиям", "Памятник | Выучить наизусть и прокомментировать одно из стихотворений Г.Р. Державина, индивид. зад.: 1) подготовить литературную визитку о жизни и творчестве Н.М.Карамзина; 2) выучить наизусть стихотворение «Осень» |
| | Сентиментализм как литературное направление 70-х годов 18 века. Н.М. Карамзин «Осень» как произведение сентиментализма | Сентиментализм как литературное направление. Своеобразие русского сентиментализма. Н.М. Карамзин | Знать определение сентиментализма как литературного направления. Конспектировать статьи в учебнике "Сентиментализм", вести беседу, отстаивая свою точку зрения | с.75-85 пересказывать, прочитать «Бедная Лиза» и ответить на вопрос: над чем повесть заставила задуматься? Творческое задание (по выбору учащихся):объяснить (письменно) смысл выражения Н.М. Карамзина «Государству для безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество» |
| | Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей | Образы героев, их поступки | Знать черты сентиментализма в повести, текст изучаемого произведения. Уметь выразительно читать картины природы, доказывать, что через пейзаж автор раскрывает внутренний мир | Подготовить характеристику одного из героев повести; Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку о жизни и творчестве А.Н.Радищева, выразительное чтение оды «Вольность» |
| | Жизненный подвиг Александра Николаевича Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву» | Слово о писателе. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Знать основные темы "Путешествия...", идейное содержание, оценку произведения в литературно-критических статьях. Уметь выразительно читать отрывки, выборочно пересказывать фрагменты, наблюдать над композицией и языком книги | Задание 6 (с.74), с.68 -74 пересказывать или Творческое задание: написать сочинение-миниатюру в жанре письма от имени человека 18 века, рекомендующего прочитать «Путешествие из Петербурга в Москву» своему другу |
| | Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | Вопросы: 1. Какие лучшие черты русского народа воплотились в личности и деятельности Ломоносова? 2. Труды Ломоносова в области языка и литературы. 3. Основные темы од Ломоносова. Примеры. 4. Какие стороны личности Державина вы цените? 5. Сравните "Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны" Ломоносова и "Фелицу" Державина. Что общего и в чём различие? | Знать особенности литературы 18 века, основные понятия, тексты изученных произведений. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия. | Написать сочинение на одну из тем: 1) Эраст: злодей или коварный соблазнитель? (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»). 2) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева глазами современного читателя. 3) М.В. Ломоносов – выдающийся русский поэт, ученый, деятель культуры. 4) Какие стороны личности Г.Р.Державина вы цените? |
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIХ ВЕКА |
| | Литература первой половины 19 века (обзор). Романтизм как литературное направление | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. | Знать особенности русского романтизма, его представителей, борьбу литературных направлений\ Уметь давать характеристику политической и социальной обстановки первой половины 19 века, классовой борьбы. Конспектировать статью учебника "Романтизм". | дифференцированно: 1. с.105 – 113 читать и знать термины, 2. наизусть понравившееся стихотворение 3. Групповые проекты «Романтическая лирика начала века» (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов) |
| | Романтическая лирика начала 19 века | Шедевры романтической лирики начала 19 века: | Знать тексты стихотворений романтической лирики 19 века. Учащиеся рассказывают об истории написания стихотворений, читают наизусть, анализируют содержание | Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и творчестве поэта. Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворения В.А.Жуковского «Море», отрывков из стихотворения «Певец во стане русских воинов» |
| | Слово о В.А. Жуковском - поэте, переводчике, родоначальнике консервативного романтизма. | Жизнь и творчество Стихотворения: “Море”, "Певец во стане русских воинов" (возможен выбор двух других стихотворений Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. | Знать биографические сведения о Жуковском, тексты изучаемых произведений, оценку изученных произведений современниками. Уметь производить анализ идейного содержания, раскрывать своеобразие поэтического мира | Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132), прочитать балладу «Светлана» |
| | Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана» | Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Знать понятие баллада, особенности жанра Уметь анализировать произведение | Чтение вступительной статьи о А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве писателя |
| | А.С. Грибоедов: личность и судьба | Слово об А.С.Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя | Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания. | Чтение статьи «О комедии «Горе от ума» (с.147-157), текста комедии «Горе от ума» |
| | Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Идейный замысел, композиция, комментированное чтение | Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения | Знать текст изучаемого произведения; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять изобразительно-выразительные средства | 1 Прочитать II действие. 2 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера». 3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?» |
| | Фамусовская Москва в комедии | Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения | Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта. Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты | 1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166). 2. Задание по группам. Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо». По отношению к кому в тексте I - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты. Наизусть один из монологов Чацкого. |
| | Чацкий в системе образов в комедии | Беседа с учащимися, цитирование, чтение диалогов, фрагментов. Примерные вопросы для беседы: Кому из героев комедии "Горе от ума" Грибоедов сочувствует и симпатизирует? Кто же Чацкий? Каковы его способности, возможности, силы? Что ценит в людях и почему? Кто его идеал? | Знать содержание , давать оценку обстоятельствам, сложившимся в жизни героя. Уметь самостоятельно делать выводы, уметь высказывать свое отношение к проблеме. | Характеристика Чацкого, зад. 6, с.164; афоризмы Творческое задание (по выбору учащихся): написать сочинение-миниатюру «Почему живучи и неискоренимы молчалины?» |
| | Молчалин: за и против? Урок-литературный суд над Молчалиным | Мастерство драматурга в создании характера Молчалина. Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии. Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала. | Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166) Индивидуальное задание: сообщения на темы: «Язык Чацкого», «Язык Фамусова» |
| | Язык комедии «Горе от ума» | Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка | Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма. Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы. | Вопросы и задания 7,14 (с.164-166). конспект статьи ГончароваИ.А. «Мильон терзаний» Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку об истории написания статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» |
| | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | Сопоставление эпизодов, составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбор литературного материала, логическое его построение и превращение в связный текст | Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию. Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи. Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал логически его выстраивать, превращая в связный текст; самостоятельно редактировать сочинение | Написать сочинение на одну из тем: 1) Мой Чацкий. Чем он мне дорог и близок? Всегда ли он безупречен? 2) Тема ума в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку о детских, юношеских и лицейских годах А.С.Пушкина, чтение вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172) |
| | А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры. Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения | Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184) Индивидуальное задание: сообщение об истории создания стихотворений «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» |
| | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Воплощение темы свободы на разных этапах творчества. Образно-стилистическое богатство стихотворений «Деревня», «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю» | Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы. | Наизусть «К Чаадаеву» Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…», вопросы и задания (с.188) Индивидуальное задание: сообщение об истории создания стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…» |
| | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта | Одухотворённость, чистота, чувство любви в стихотворениях «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадона», «Я вас любил». Образно-стилистическое богатство лирики А.С. Пушкина | Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина. Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге. | Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195). Наизусть стихотворение из любовной лирики или написать сочинение-рассуждение «Что вас больше всего поразило в любовной лирике А.С. Пушкина?» |
| | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Чтение и анализ стихотворений «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» | Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи. Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге | с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р |
| | Контрольная работа по романтической лирике начала XІX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | Лирика начала 19 века. Комедия «Горе от ума», лирика А.С.Пушкина | Знать материал по данному разделу. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос. | Чтение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с.198-199) Индивидуальное задание: сообщение об истории создания поэмы «Цыганы» |
| | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Герои поэмы | Признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы. Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения. | Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4 (с.214) |
| | Вн. чт. Гений и злодейство в пьесе «Моцарт и Сальери» | «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству | Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения. Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. | Чтение романа «Евгений Онегин» Индивидуальное задание: сообщение об истории создания, замысле, композиции, сюжете романа «Евгений Онегин» |
| | «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов | Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Творческая история произведения. Онегинская строфа. Осмысление высказывания Пушкина: «Евгений Онегин» - не историческая хроника, в нём речь идёт не об отрезке времени в шесть с половиной лет (1819 – 1825), а действительно о судьбе поколения, о её «концах и началах» | Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах. Уметь выразительно читать, строить устные высказывания. | Подготовить цитатный материал к характеристике образов Онегина и Ленского Групповые задания, с. .215-247: мое представление об Онегине, Ленском |
| | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Слово учителя о людях с пробудившейся совестью. Понятие (в литературе) о "лишних" людях. | Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя. Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою. | Подготовить цитатный материал к характеристике образов Татьяны и Ольги, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248). Начать учить наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина» Индивидуальное задание (2 человека): выразительное чтение фрагмента 3 главы – разговор Онегина и Ленского после посещения Лариных |
| | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | Слово о героине Пушкина, о тех качествах, которые ценились во все времена: женственность, искренность, нежность, привлекательность | Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским. Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания | Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248) Перечитать 2, 3, 5, 7 главы романа и ответить на вопрос: «Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним?» Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина» |
| | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г. Белинского | Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям | Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249); написать рассуждение-миниатюру «Художественная роль писем героев романа «Евгений Онегин» Наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся) |
| | Автор в романе. Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра | Образ автора в романе. Идея произведения, лирические отступления в романе | Знать лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским. Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики | Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания 10,16 (c. 248-249) Индивидуальное сообщение: «Картины русской природы и их композиционная роль в романе» |
| | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | Реализм и энциклопедизм романа. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. | Знать о сведения о пушкинской эпохе. Уметь находить черты пушкинской эпохи в романе и комментировать ее | Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» (с.242-247), вопросы и задания рубрики |
| | «Евгений Онегин» в зеркале русской критики | Оценка художественных открытий А.С. Пушкина в критике В.Г.Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина») | Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению |
| | Р.Р. Обучение анализу лирического произведения А.С.Пушкина | Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина по выбору учащегося (аудиторная работа) | Знать произведения поэтов 20 века о Пушкине. Понимать содержание, идейно-художественные особенности изученных произведений, сжато и логично излагать собственную точку зрения | Подготовиться к сочинению на одну из тем: 1) Мир пушкинской поэзии. 2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – роман, в котором «отразился век и современный человек». 3) Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 4) Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина. 5) Мои любимые страницы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". |
| | Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1) Мир пушкинской поэзии. 2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – роман, в котором «отразился век и современный человек». 3) Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 4) Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина. 5) Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". | Знать содержание романа, тему и проблему произведения. Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм РЛЯ | Чтение вступительной статьи о М.Ю.Лермонтове (с.250-251), задания (с.252), Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова |
| | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | Лекция учителя о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, сопровождаемая чтением стихотворений, выступлениями учащихся. Выразительное чтение и анализ стихотворений "Парус", "Тучи", "Как часто, пёстрою толпою окружён...", «Нет, я не Байрон, я другой…» | Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий | Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252-253), фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.252-267, 282-283); вопросы и задания (с.254,260,283). Наизусть стихотворение (по выбору учащегося) «Пророк», «Поэт» |
| | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. | Слово учителя об основных мотивах лирики поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений "Поэт", "Смерть Поэта", "Пророк", "Я жить хочу! хочу печали…" | Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк». Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий. | Написать рассуждение-миниатюру «Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова» Индивидуальное задание: выразительное чтение стихотворений «Дума», «Предсказание», «Родина» |
| | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова Тема России и ее своеобразие | Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина». «Дума», «Предсказание». Аналитическая работа с поэтическим текстом | Знать время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности. Уметь анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства героя | Написать рассуждение-миниатюру «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» Индивидуальное задание «Литературная визитка «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова» |
| | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним | Выразительное чтение и анализ стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «И скучно и грустно», «Нищий», «Расстались мы; но твой портрет…», «Молитва». Аналитическая работа с поэтическим текстом | Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317). Индивидуальное задание: сообщение об истории создания, композиции романа «Герой нашего времени» |
| | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа | Понятия роман, психологический роман Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Век М.Ю.Лермонтова в романе | Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа. Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа. | Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317). Знать содержание глав «Бэла», «Максим Максимыч», подготовить цитатный материал к характеристикам образов Печорина и Максима Максимыча из этих глав |
| | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей | Знать текст, художественное своеобразие произведения. Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения | Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318). Прочитать главу «Тамань» |
| | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя. Глава «Тамань» | Психологический портрет героя в системе образов | Знать содержание произведения, понятие «двойник». Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой» | Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318). Знать содержание главы «Княжна Мери», выписать цитаты, характеризующие Печорина |
| | Женские образы в романе. Глава «Княжна Мери» | Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Знать содержание главы «Фаталист», выписать цитаты к характеристике образа Печорина |
| | Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение | Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение | Знать определение понятий двойник, фаталист. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Написать сочинение-рассуждение «Какие размышления в журнале Печорина мне наиболее близки?» Индивидуальное задание: ответить на вопросы: как относится Печорин к женщинам, любившим его? Кто из них понимает его по-настоящему? |
| | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе | Знать о Печорине в системе мужских образов романа, о дружбе в жизни Печорина. Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. | Ознакомиться со статьей В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Ю.Лермонтова». Составить письменно план критической статьи. Индивидуальное задание: пользуясь дополнительной литературой и интернетом, узнать, как образ Печорина оценивали другие критики |
| | Литературная критика о романе «Герой нашего времени» | Оценка романа «Герой нашего времени» в литературной критике, сопоставление оценок критиков | Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними, делать выводы и обобщения на основе работы с одним и ли несколькими источниками информации | Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма, задания 8,16 (с.317-318) Подготовиться к сочинению на одну из тем: 1) Композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии образа Печорина. 2) Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 3) Печорин и Грушницкий: быть или казаться? 4) Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 5) Мятежный дух поэзии М.Ю. Лермонтова. 6) Любимые страницы романа Лермонтова "Герой нашего времени". |
| | Р.Р. Обучение анализу эпизода. Подготовка к домашнему сочинению | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. 1) Композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии образа Печорина. 2) Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 3) Печорин и Грушницкий: быть или казаться? 4) Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 5) Мятежный дух поэзии М.Ю.Лермонтова. 6) Любимые страницы романа Лермонтова "Герой нашего времени". | Знать содержание изучаемого произведения. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия, строить письменное высказывание в связи с изученным произведением | Подготовиться к контрольной работе за 1 полугодие |
| | Контрольная работа за 1 полугодие | Литературный материал за 1 полугодие | Знать текст произведения, его особенности. Уметь применять данные знания на практике, сжато и логично излагать собственную точку зрения | Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318). Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души», Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве Н.В.Гоголя |
| | Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Смысл названия поэмы | Страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя | Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323-324), вопросы и задания (с.324-325) Цитатный материал к образам Манилова и Коробочки |
| | Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Система образов | Композиционные особенности, жанровое своеобразие, история создания. Образы Манилова и Коробочки | Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365). Подготовить цитатный материал к образам Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина Индивидуальное задание (6 учащихся: судья, прокурор, адвокат, Ноздрёв и 2 присяжных): подготовиться к ролевой игре «Суд над литературным героем (Ноздрёвым)» |
| | "Портретные" главы поэмы Гоголя "Мёртвые души". Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ» | Приёмы создания сатирического образа персонажа. Встречи Чичикова с Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем, Плюшкиным. Содержание 2-6 глав | Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | Перечитать главы поэмы, посвящённые чиновниками города NN Отвечать на вопрос: какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н.В.Гоголя, нуждаются в обличении? Индивидуальное задание: сообщение «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). |
| | Образ города в поэме «Мертвые души» | Сатира (развитие понятия) Образ-символ (начальное представление) Понятие о герое и антигерое, литературном типе, о комическом и его видах, характере комического изображения (развитие представлений) | Знать текст поэмы, об образе города в поэме «Мертвые души». Уметь выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | Перечитать главу 11 поэмы «Мёртвые души», по учебнику стр.345-346 Подготовить цитатный материал к характеристике образа Чичикова |
| | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | Составление "портрета" Чичикова. Беседа о главном герое и чичиковщине. Чтение диалогов в лицах. Сопоставление иллюстраций Агина и Боклевского, изображающих Чичикова | Знать путь Чичикова – нового героя эпохи. Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя. | Вопросы и задания 11,13 (с.366). Наизусть лирическое отступление о птице-тройке Чтение критической статьи В.Г.Белинского |
| | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценке В.Г.Белинского | Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского | Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию. | Подготовиться к сочинению на одну из тем: 1) «Повесть о капитане Копейкине» в сюжете «Мертвых душ». 2) Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»). 3) Лирические отступления и их роль в повествовании поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 4) Запомнившиеся страницы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 5) Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» |
| | Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» | Работа над сочинением на одну из тем: 1) «Повесть о капитане Копейкине» в сюжете «Мертвых душ». 2) Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»). 3) Лирические отступления и их роль в повествовании поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 4) Запомнившиеся страницы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 5) Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | Знать тему и идею произведения. Уметь определять идейно-художественные особенности поэмы, сжато и логично излагать собственную точку зрения | Чтение статей о Ф.М.Достоевском (с.367-379), повести «Белые ночи», вопросы и задания (с.376-379) Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского |
| | Слово о Ф.М.Достоевском. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Особенности мировосприятия писателя. «Белые ночи». История создания. Обзор содержания | Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского. Уметь обмениваться впечатлениями о заранее прочитанной повести, выделять наиболее важные фрагменты повести, кратко излагать сюжет | Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь») Индивидуальное задание: сообщение об истории создания повести «Белые ночи» |
| | Тема одиночества человека в странном мире белых ночей | Тема «петербургского мечтателя». Аналитическая работа с прозаическим текстом | Уметь описывать образ Петербурга, белых ночей – образ места страдания человека и символ поэзии, красоты жизни | 1. Подготовить цитатный материал к характеристике образа Настеньки 2. Написать рассуждение-миниатюру «Является ли мечтательность врагом нашего времени?» |
| | Роль истории Настеньки в «сентиментальном романе» | Истоки трагического финала «сентиментального романа». Аналитическая работа с прозаическим текстом | Знать роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»; содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Уметь развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения | Читать А. Н. Островский «Бедность не порок» Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве А.Н.Островского |
| | А.Н. Островский: очерк жизни и творчества драматурга. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | Слово о писателе и его роль в создании русского национального театра. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии | Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра. Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы. | Подготовить комментарий (устно) к скрытой характеристике героев, данной при помощи говорящих имён и фамилий Вопросы и задания 12-14 (с.396), 1-3 (с.396, рубрика «Развивайте дар слова») Индивидуальное задание (2 учащихся): выразительное чтение монолога Любим Торцова из 3 действия |
| | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | Патриархальный мир комедии и угроза его распада. Особенности сюжета. Образ Мити. обеда любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты | Знать текст пьесы; основной конфликт. Уметь выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения. | Чтение статей о Л.Н.Толстом (с.3-13), сообщение о жизни и творчестве писателя, вопросы и задания (с.10, 13-14). (индивид) Главный герой трилогии Л.Н.Толстого |
| | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение | Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения | Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь». |
| | ВН.ЧТ. Подлинные и мнимые ценности в повести Л.Н. Толстого «Юность» | Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра и возможность счастья | Знать содержание главы «Comme il faut»; причины изменения главного героя. Уметь составлять вопросы по прочитанному тесту, работать в группах по предложенным заданиям; пересказывать текст главы «Comme il faut» | Подготовить материал об интересном современнике |
| | Р.Р. Как писать сочинение-очерк: подготовка к домашнему сочинению на свободную тему «Мой современник» | Внутренняя жизнь героев русской литературы,, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия | Знать особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». Уметь строить связное письменное высказывание. | Чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь») Индивидуальное задание: чтение вступительной статьи о А.П.Чехове (с.15-29), литературная визитка о жизни и творчестве писателя |
| | А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему | Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах | Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника». Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40). Перечитать рассказ «Тоска» |
| | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | Образ города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа. Исследовательская работа по тексту произведения | Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. | Чтение Статьи «Русская литература XX века» (с.41-43), вопросы и задания (с.43) |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА |
| | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века | Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века. Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры | Чтение статей об И.А.Бунине (с.44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60), рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
| | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи» | Аналитическая беседа, работа с книгой. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | Знать основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении «Темные аллеи»; о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы. Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. | Письменно прокомментировать смысл названия новеллы «Тёмные аллеи». Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»). |
| | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | Своеобразие художественного мира новелл из цикла «Тёмные аллеи», анализ текста в рамках диалога | Знать о лиризме повествования в рассказе «Темные аллеи». Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. | Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75) |
| | Из русской поэзии XX века. Русская поэзия Серебряного века | Основные черты искусства Серебряного века, новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства | Знать о русской поэзии Серебряного века Уметь конспектировать лекцию учителя. | С.61-72, выразительное чтение любимых стихотворений Индивидуальное задание: сообщения об истории создания стихотворений «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». |
| | А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта | Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта | Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Письменно ответить на вопрос: каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом А.А.Блоком? Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74) Индивидуальное задание: 1) литературная визитка о жизни и творчестве С.А.Есенина; 2) подготовить выразительное чтение стихотворений «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», |
| | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина | Ключевые моменты творческой биографии поэта, особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема Россия – главная в есенинской поэзии. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Выписать из разных стихотворений Есенина цитаты о любви к Родине и ответить на вопрос: почему в разных стихотворениях С.А.Есенин пишет о любви к Родине по-разному? Вопросы 7-9, 12 (с.96). |
| | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества; понимать идейный смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение, определять тематику, проблематику стихотворения, анализировать цветовую лексику в стихотворении | Наизусть стихотворение С.А.Есенина (по выбору). Творческое задание: написать миниатюру «Отговорила роща золотая…» Как я воспринимаю судьбу С.А.Есенина и его поэзию? Индивидуальное задание: 1) литературная визитка о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110) 2) чтение наизусть стихотворения «А вы могли бы?» |
| | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского | Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Маяковский о труде поэта. | Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Анализ стихотворений, с. 107-109 (по выбору ученика) или написать сочинение-рассуждение «Лирический герой раннего Маяковского» Индивидуальное задание: чтение наизусть стихотворения «Послушайте!» |
| | Маяковский о труде поэта | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Исследование раннего творчества В.В.Маяковского | Знать план анализа лирического произведения; содержание лирических произведений; основные факты биографии поэта; основные мотивы творчества; понимать идейный смысл стихотворений. Уметь анализировать лирическое произведение; выразительно читать лирическое произведение | Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» Индивидуальное задание: 1) литературная визитка о жизни и творчестве М.А.Булгакова, чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117), вопросы и задания 1-6 (с.117-118) 2) история создания повести «Собачье сердце» |
| | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философское сатира на современное общество | Слово о писателе, этапы творческого пути. Композиция произведения, его пафос, приемы и средства изображения характера героя | Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа. Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию | Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавить главы повести цитатами или составить (письменно) план повести «Собачье сердце», обратив внимание на то, от чьего лица ведётся повествование в каждой части |
| | Система образов, поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» | Смысл названия повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести | Знать идейное значение эпизодов. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию, давать характеристику литературному герою | Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой (с.119-124), вопросы и задания 3,6 (с.129), 2 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь») Индивидуальное задание: выразительное чтение стихотворений «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», |
| | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики | Слово о поэтессе. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» | Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Наизусть стихотворение (по выбору). Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет) «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» |
| | Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. «Родина». | Знать об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой, о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Написать сочинение-рассуждение «Своеобразие лирической героини М.И.Цветаевой» Индивидуальное задание: 1) литературная визитка о жизни и творчестве А.А.Ахматовой (с.130-1410, вопросы и задания 1,3,5 (с.146-147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
| | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | А. Ахматова. Стихотворения «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений | Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») Написать миниатюру «Своеобразие любовной лирики А.А.Ахматовой» |
| | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | Знать основные факты творческого пути А.А.Ахматовой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Наизусть стихотворение (по выбору). Вопросы и задания (с.165-166) Творческое задание (по выбору): выписать строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппировать их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? |
| | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Философский характер лирики | Слово о поэте. Философская глубина обобщений поэта - мыслителя. Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого (по выбору). Индивидуальное задание: 1) литературная визитка о жизни и творчестве М.А.Шолохова, чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170), 2) история создания рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 (с.193) |
| | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Судьба героя и судьба Родины | М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа | Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию. | Подготовить цитатный материал к характеристике главного героя – Андрея Соколова Вопросы 5-7 (с.193). |
| | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» | Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Образ главного героя | Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Уметь находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя. | Чтение статей о Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания (с.207), выразительное чтение стихотворений |
| | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви | Слово о поэте. Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском (с.208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230). Индивидуальное задание: литературная визитка «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского» |
| | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта | Слово о поэте. «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений | Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», вопросы и задания 1-2,7 (с. 230) |
| | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | Знать основные темы творчества Твардовского, проблематику произведений; план анализа лирического произведения. Уметь выразительно читать отрывки из лирических произведений, анализировать лирические произведения | Наизусть стихотворение (по выбору). Прочитать рассказ «Матренин двор». Индивидуальное задание: литературная визитка «Жизнь и творчество А.И.Солженицына» |
| | А.И. Солженицын Слово о писателе. «Матренин двор», его автобиографичность | Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Роль героя-рассказчика. Тема праведничества в рассказе | Знать основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения. Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию. | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281). Подготовить цитатный материал к характеристике образа главной героини Творческое задание (по выбору): выделить автобиографические моменты в рассказе «Матренин двор» |
| | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи | Образ праведницы. Трагизм судьбы. Жизненная основа притчи | Знать текст произведения. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию. | Прочитать статьи в учебнике (с.297-301). Индивидуальные задания: сообщение о возникновении русского романса (8 учащихся), ведущие литературно-музыкального салона (5 учащихся), ролевая игра (А.А.Фет, Т.А.Кузьминская 2 учащихся) |
| | ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века | Слушание и исполнение песен и романсов. Понятие «романс», история их создания | Знать песни и романсы на стихи русских поэтов 19века, определение «романс». Уметь анализировать поэтические тексты, сопоставлять произведения литературы и музыки | Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302) Индивидуальное задание: сообщения «Поэзия Б.Ш.Окуджавы», «Поэзия В.С.Высоцкого» |
| | ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | Слушание и исполнение песен и романсов. Общее и индивидуальное в развитии темы романса русскими поэтами | Знать песни и романсы на стихи русских поэтов 20 века, определение «Авторская песня». Уметь анализировать поэтические тексты, сопоставлять произведения литературы и музыки | Вопросы и задания (с.286, 297,300,302) Подготовиться к зачету по теме «Русская лирика XX века» |
| | Зачетное занятие по русской лирике XX века | Защита индивидуальных и групповых проектов | Знать материал по русской лирике 20 века. Уметь применять этот материал на практике, интерпретировать поэтический текст | Подготовиться к контрольной работе по произведениям XIX и XX века |
| | Контрольная работа по произведениям XIX и XX века | Литература XIX и XX века | Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века. Уметь применять данный материал на практике | Ознакомиться с лирикой Катулла Индивидуальное задание: 1) сообщение о жизни и творчестве Катулла; 2) выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений М.Ю.Лермонтова «Умирающий гладиатор», Ф.И.Тютчева «»Рим ночью» |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
| | Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений). Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств | Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл произведений Катулла. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии. | Ознакомиться с лирикой Горация, одой «Я памятник воздвиг…», стр. 303-308 пересказывать, отвечать на вопросы Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Горация |
| | Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | Античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху «Я воздвиг памятник...». | Знать сведения о жизни и творчестве Горация, основные темы и мотивы его лирики. Уметь: участвовать в диалоге, анализировать текст, формулировать тему, идею, находить ИВС и определять их роль | Наизусть оду Горация «Памятник» Индивидуальное задание: литературная визитка «Данте Алигьери», чтение статьи о Данте Алигьери сонетов (с.315-325), вопросы и задания (с.325). стр. 309-314 пересказывать, отвечать на вопросы |
| | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер | Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. | Знать о множественности смыслов «Божественной комедии». Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы. | Творческое задание: дать аргументированный письменный ответ на вопрос «Актуально ли в ХХI изучать произведение, написанное в ХIV?» Чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334). Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве У.Шекспира (с.326-334) |
| | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. | Жизнь и творчество. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. | Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения. | Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Творческое задание: подготовить развёрнутый ответ (устно) на вопрос: «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?» |
| | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов | Знать содержание произведения, изученное теоретико-литературное понятие Уметь: участвовать в диалоге по произведению, анализировать текст, давать характеристику героев, определять жанр произведения | Охарактеризовать Гамлета, высказать свое отношение к герою Прочитать трагедию Гёте «Фауст» Индивидуальное задание: литературная визитка о Гёте, чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346) |
| | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия | Краткие сведения о жизни Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор). «Фауст»-философская трагедия эпохи Просвещения | Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы, прослеживать развитие драматического конфликта | Подобрать и записать несколько афоризмов Гёте, с их помощью охарактеризовать его философские взгляды. Стр. 335-346 пересказывать, сообщение о Фаусте |
| | Фауст как вечный образ мировой литературы. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра | Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа | Знать содержание произведения, изученное теоретико-литературное понятие Уметь участвовать в диалоге по произведению, анализировать текст, давать характеристику героев, сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней | Вопросы и задания 4-5 (с.346) Подготовка к контрольной работе за курс 9 класса Творческое задание: дать аргументированный ответ на вопрос: «Если я Фауст, то в чём я буду искать смысл своей жизни?» |
| | Контрольная работа за курс 9 класса | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. Выявление уровня литературного развития | Знать материал курса литературы за 9 класс. Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения | |
| | Итоговый урок «В ожидании новой встречи с искусством слова…» Задание для летнего чтения | Этапы развития русской классической литературы, эволюция литературных направлений и жанров | Знать теоретический материал, изученный в течение учебного года, проблематику основных (крупных) произведений. Уметь вести диалог с учетом языковых норм, выстраивать монологические высказывания, пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений, аргументировать свою точку зрения | Читательский дневник |