СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса по программе В.Я.Коровиной.2016-2017 учебный год (105ч. в год, 3ч. в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9 классе»

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов» г. Надыма


Утверждено

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением

отдельных предметов»

_____________ И.А. Труханова

«_____» ____________________ 2016г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 1 с углублённым изучением

отдельных предметов»

________________

«_____» ____________________ 2016г.

Рассмотрено

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Руководитель МО ____________Н.Н. Макарова

протокол № __ от «_____» __________ 2016 г.











Календарно-тематическое планирование

ЛИТЕРАТУРА


9в класс (общеобразовательный)

2016 - 2017 учебный год



Составлено на основе: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я Коровиной



Макарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

(ф.и.о. учителя, составившего календарно-тематическое планирование)



ЯНАО, город Надым, 2016 г.



Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9в классе


Дата

№ урока

Тема

Основное содержание

Результаты обучения

Знания, умения, навыки

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ


Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература, историко-литературный процесс, художественное отображение действительности.

Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя, рассказывать о произведениях, прочитанных ранее

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Книга, которая всегда со мной»

или

стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр.8

2. Индивидуальное опережающее задание: сообщение «История открытия и изучения «Слова о полку Игореве»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Слово учителя об открытии "Слова", исторической эпохе, отраженной в "Слове". Работа с иллюстрациями в учебнике (стр. 41-45), чтение статьи "Историческая основа "Слова".

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; жанровые особенности. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия

Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…».

Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны».


Основная идея «Слова» - "призыв русских князей к единению..."

Комментированное чтение "Слова о полку Игореве". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…».

Знать сюжет, особенности композиции и системы образов. Работа с репродукциями картин Н. Рериха, В. Васнецова.

Уметь выразительно читать, анализировать произведение, определять основную мысль и доказывать её

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.34)

Творческое задание (по выбору учащихся): сообщение «Образы «Слова…» в музыке, поэзии, живописи»



Главные герои "Слова". Поэтические особенности языка. Полемика вокруг авторства

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины

Знать типическое значение характеров главных действующих лиц. Уметь составлять план "Слова" и художественный пересказ эпизодов по этому плану. (1.Поход Игоря. 2.Вещий сон Святослава)

Написать сочинение на одну из тем;

чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА


Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVΙΙΙ века. Особенности русского классицизма

Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях, имена самых образованных людей данной эпохи

Конспектировать статью из учебника "Классицизм", беседовать по конспекту, выявлять особенности русского классицизма.

Творческое задание: сообщение «Классицизм в разных видах искусства, знать черты классицизма;

прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50)


Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, художник и общественный деятель. Труды Ломоносова в области языка и литературы

Лекция учителя о Ломоносове как учёном и общественном деятеле, широте, глубине и разнообразии его научных интересов.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, его труды в области языка и литературы.

Уметь рассказывать о Ломоносове как учёном, художнике и общественном деятеле, комментировать тексты его произведений

Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…»

Написать рассуждение-миниатюру «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…»


Поэтическая деятельность М.В.Ломоносова. Оды Ломоносова

Идейное содержание этих произведений. Тема поэта и поэзии. Понятие оды

Знать тексты изучаемых произведений, их жанровые особенности.

Уметь выразительно читать оды "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы", «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

Выучить наизусть отрывок из оды со слов: «Науки юношей питают…» При чтении подчеркнуть интонацией значение науки в жизни общества


Гавриил Романович Державин - поэт и гражданин

Литературная деятельность. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Тема поэта и поэзии

Знать биографические сведения о Державине, тексты изучаемых произведений, оценку изученных произведений современниками.

Уметь производить анализ идейного содержания, наблюдать над языком, вести словарную работу. Выразительно читать произведения "Властителям и судиям", "Памятник

Выучить наизусть и прокомментировать одно из стихотворений Г.Р. Державина,

индивид. зад.: 1) подготовить литературную визитку о жизни и творчестве Н.М.Карамзина; 2) выучить наизусть стихотворение «Осень»


Сентиментализм как литературное направление 70-х годов 18 века.

Н.М. Карамзин «Осень» как произведение сентиментализма

Сентиментализм как литературное направление. Своеобразие русского сентиментализма.

Н.М. Карамзин

Знать определение сентиментализма как литературного направления.

Конспектировать статьи в учебнике "Сентиментализм", вести беседу, отстаивая свою точку зрения

с.75-85 пересказывать, прочитать «Бедная Лиза» и ответить на вопрос: над чем повесть заставила задуматься?

Творческое задание (по выбору учащихся):объяснить (письменно) смысл выражения Н.М. Карамзина «Государству для безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество»


Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей

Образы героев, их поступки

Знать черты сентиментализма в повести, текст изучаемого произведения. Уметь выразительно читать картины природы, доказывать, что через пейзаж автор раскрывает внутренний мир

Подготовить характеристику одного из героев повести;

Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку о жизни и творчестве А.Н.Радищева, выразительное чтение оды «Вольность»


Жизненный подвиг Александра Николаевича Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву»

Слово о писателе. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Знать основные темы "Путешествия...", идейное содержание, оценку произведения в литературно-критических статьях.

Уметь выразительно читать отрывки, выборочно пересказывать фрагменты, наблюдать над композицией и языком книги

Задание 6 (с.74), с.68 -74 пересказывать

или

Творческое задание: написать сочинение-миниатюру в жанре письма от имени человека 18 века, рекомендующего прочитать «Путешествие из Петербурга в Москву» своему другу


Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

Вопросы: 1. Какие лучшие черты русского народа воплотились в личности и деятельности Ломоносова? 2. Труды Ломоносова в области языка и литературы. 3. Основные темы од Ломоносова. Примеры. 4. Какие стороны личности Державина вы цените? 5. Сравните "Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны" Ломоносова и "Фелицу" Державина. Что общего и в чём различие?

Знать особенности литературы 18 века, основные понятия, тексты изученных произведений.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Написать сочинение на одну из тем:

1) Эраст: злодей или коварный соблазнитель? (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).

2) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева глазами современного читателя.

3) М.В. Ломоносов – выдающийся русский поэт, ученый, деятель культуры.

4) Какие стороны личности Г.Р.Державина вы цените?

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIХ ВЕКА


Литература первой половины 19 века (обзор). Романтизм как литературное направление

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.

Знать особенности русского романтизма, его представителей, борьбу литературных направлений\

Уметь давать характеристику политической и социальной обстановки первой половины 19 века, классовой борьбы. Конспектировать статью учебника "Романтизм".

дифференцированно:

1. с.105 – 113 читать и знать термины,

2. наизусть понравившееся стихотворение

3. Групповые проекты «Романтическая лирика начала века» (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов)


Романтическая лирика начала 19 века

Шедевры романтической лирики начала 19 века:

Знать тексты стихотворений романтической лирики 19 века.

Учащиеся рассказывают об истории написания стихотворений, читают наизусть, анализируют содержание

Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и творчестве поэта.

Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворения В.А.Жуковского «Море», отрывков из стихотворения «Певец во стане русских воинов»


Слово о В.А. Жуковском - поэте, переводчике, родоначальнике консервативного романтизма.

Жизнь и творчество

Стихотворения: “Море”, "Певец во стане русских воинов" (возможен выбор двух других стихотворений Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

Знать биографические сведения о Жуковском, тексты изучаемых произведений, оценку изученных произведений современниками.

Уметь производить анализ идейного содержания, раскрывать своеобразие поэтического мира

Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132), прочитать балладу «Светлана»


Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Знать понятие баллада, особенности жанра

Уметь анализировать произведение

Чтение вступительной статьи о А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве писателя


А.С. Грибоедов: личность и судьба

Слово об А.С.Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.

Чтение статьи «О комедии «Горе от ума» (с.147-157), текста комедии «Горе от ума»


Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Идейный замысел, композиция, комментированное чтение

Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения

Знать текст изучаемого произведения; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять изобразительно-выразительные средства

1 Прочитать II действие.

2 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»


Фамусовская Москва в комедии

Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения

Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта.

Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты

1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166).

2. Задание по группам.

Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо».

По отношению к кому в тексте I - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.

Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

Наизусть один из монологов Чацкого.


Чацкий в системе образов в комедии

Беседа с учащимися, цитирование, чтение диалогов, фрагментов. Примерные вопросы для беседы: Кому из героев комедии "Горе от ума" Грибоедов сочувствует и симпатизирует? Кто же Чацкий? Каковы его способности, возможности, силы? Что ценит в людях и почему? Кто его идеал?

Знать содержание , давать оценку обстоятельствам, сложившимся в жизни героя.

Уметь самостоятельно делать выводы, уметь высказывать свое отношение к проблеме.

Характеристика Чацкого, зад. 6, с.164; афоризмы

Творческое задание (по выбору учащихся): написать сочинение-миниатюру «Почему живучи и неискоренимы молчалины?»


Молчалин: за и против? Урок-литературный суд над Молчалиным

Мастерство драматурга в создании характера Молчалина. Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.

Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166)

Индивидуальное задание: сообщения на темы: «Язык Чацкого», «Язык Фамусова»


Язык комедии «Горе от ума»

Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка

Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.

Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.

Вопросы и задания 7,14 (с.164-166). конспект статьи ГончароваИ.А. «Мильон терзаний»

Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку об истории написания статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»



Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению.

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

Сопоставление эпизодов, составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбор литературного материала, логическое его построение и превращение в связный текст

Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию.

Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал логически его выстраивать, превращая в связный текст; самостоятельно редактировать сочинение

Написать сочинение на одну из тем:

1) Мой Чацкий. Чем он мне дорог и близок? Всегда ли он безупречен?

2) Тема ума в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"


Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку о детских, юношеских и лицейских годах А.С.Пушкина, чтение вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172)


А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.

Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения

Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184)

Индивидуальное задание: сообщение об истории создания стихотворений «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»


Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

«Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Воплощение темы свободы на разных этапах творчества. Образно-стилистическое богатство стихотворений «Деревня», «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»

Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

Наизусть «К Чаадаеву»

Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…», вопросы и задания (с.188)

Индивидуальное задание: сообщение об истории создания стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…»


Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта

Одухотворённость, чистота, чувство любви в стихотворениях «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадона», «Я вас любил». Образно-стилистическое богатство лирики А.С. Пушкина

Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.

Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.

Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195).

Наизусть стихотворение из любовной лирики или написать сочинение-рассуждение «Что вас больше всего поразило в любовной лирике А.С. Пушкина?»


Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Чтение и анализ стихотворений «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи. Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге

с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р


Контрольная работа по романтической лирике начала XІX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

Лирика начала 19

века. Комедия «Горе от ума», лирика

А.С.Пушкина

Знать материал по данному разделу.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос.

Чтение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с.198-199)

Индивидуальное задание: сообщение об истории создания поэмы «Цыганы»


А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Герои поэмы

Признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.

Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.

Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4 (с.214)



Вн. чт. Гений и злодейство в пьесе «Моцарт и Сальери»

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству

Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

Чтение романа «Евгений Онегин»

Индивидуальное задание: сообщение об истории создания, замысле, композиции, сюжете романа «Евгений Онегин»


«Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Творческая история произведения. Онегинская строфа. Осмысление высказывания Пушкина: «Евгений Онегин» - не историческая хроника, в нём речь идёт не об отрезке времени в шесть с половиной лет (1819 – 1825), а действительно о судьбе поколения, о её «концах и началах»

Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.

Уметь выразительно читать, строить устные высказывания.

Подготовить цитатный материал к характеристике образов Онегина и Ленского

Групповые задания, с. .215-247: мое представление об Онегине, Ленском


Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Слово учителя о людях с пробудившейся совестью. Понятие (в литературе) о "лишних" людях.

Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.

Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.

Подготовить цитатный материал к характеристике образов Татьяны и Ольги, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248).

Начать учить наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»

Индивидуальное задание (2 человека): выразительное чтение фрагмента 3 главы – разговор Онегина и Ленского после посещения Лариных


Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

Татьяна и Ольга

Слово о героине Пушкина, о тех качествах, которые ценились во все времена: женственность, искренность, нежность, привлекательность

Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским.

Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания

Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248)

Перечитать 2, 3, 5, 7 главы романа и ответить на вопрос: «Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним?»

Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г. Белинского

Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям

Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249); написать рассуждение-миниатюру «Художественная роль писем героев романа «Евгений Онегин»

Наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся)



Автор в романе. Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра

Образ автора в романе. Идея произведения, лирические отступления в романе

Знать лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским.

Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики

Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания 10,16 (c. 248-249)

Индивидуальное сообщение: «Картины русской природы и их композиционная роль в романе»


Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Реализм и энциклопедизм романа. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.

Знать о сведения о пушкинской эпохе. Уметь находить черты пушкинской эпохи в романе и комментировать ее

Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» (с.242-247), вопросы и задания рубрики


«Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Оценка художественных открытий А.С. Пушкина в критике В.Г.Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»)

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению


Р.Р. Обучение анализу лирического произведения А.С.Пушкина

Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина по выбору учащегося (аудиторная работа)

Знать произведения поэтов 20 века о Пушкине.

Понимать содержание, идейно-художественные особенности изученных произведений, сжато и логично излагать собственную точку зрения

Подготовиться к сочинению на одну из тем:

1) Мир пушкинской поэзии.

2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – роман, в котором «отразился век и современный человек».

3) Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

4) Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина.

5) Мои любимые страницы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".


Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1) Мир пушкинской поэзии.

2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – роман, в котором «отразился век и современный человек».

3) Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

4) Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина.

5) Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Знать содержание романа, тему и проблему произведения.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм РЛЯ

Чтение вступительной статьи о М.Ю.Лермонтове (с.250-251), задания (с.252),

Индивидуальное задание: подготовить литературную визитку о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова


М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Лекция учителя о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, сопровождаемая чтением стихотворений, выступлениями учащихся. Выразительное чтение и анализ стихотворений "Парус", "Тучи", "Как часто, пёстрою толпою окружён...", «Нет, я не Байрон, я другой…»

Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий

Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252-253), фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.252-267, 282-283);

вопросы и задания (с.254,260,283).

Наизусть стихотворение (по выбору учащегося) «Пророк», «Поэт»


Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.

Слово учителя об основных мотивах лирики поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений "Поэт", "Смерть Поэта", "Пророк", "Я жить хочу! хочу печали…"

Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк». Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий.

Написать рассуждение-миниатюру «Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова»

Индивидуальное задание: выразительное чтение стихотворений «Дума», «Предсказание», «Родина»



Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова Тема России и ее своеобразие

Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина». «Дума», «Предсказание». Аналитическая работа с поэтическим текстом

Знать время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности.

Уметь анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства героя

Написать рассуждение-миниатюру «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»

Индивидуальное задание «Литературная визитка «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»


Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним

Выразительное чтение и анализ стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «И скучно и грустно», «Нищий», «Расстались мы; но твой портрет…», «Молитва». Аналитическая работа с поэтическим текстом

Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317).

Индивидуальное задание: сообщение об истории создания, композиции романа «Герой нашего времени»


М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа

Понятия роман, психологический роман

Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Век М.Ю.Лермонтова в романе

Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.

Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317).

Знать содержание глав «Бэла», «Максим Максимыч», подготовить цитатный материал к характеристикам образов Печорина и Максима Максимыча из этих глав


Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей

Знать текст, художественное своеобразие произведения.

Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения

Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318).

Прочитать главу «Тамань»


«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя. Глава «Тамань»

Психологический портрет героя в системе образов

Знать содержание произведения, понятие «двойник». Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой»

Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318).

Знать содержание главы «Княжна Мери», выписать цитаты, характеризующие Печорина


Женские образы в романе.

Глава «Княжна Мери»

Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Знать содержание главы «Фаталист», выписать цитаты к характеристике образа Печорина


Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение

Знать определение понятий двойник, фаталист.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Написать сочинение-рассуждение «Какие размышления в журнале Печорина мне наиболее близки?»

Индивидуальное задание: ответить на вопросы: как относится Печорин к женщинам, любившим его? Кто из них понимает его по-настоящему?


Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе

Знать о Печорине в системе мужских образов романа, о дружбе в жизни Печорина. Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

Ознакомиться со статьей В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Ю.Лермонтова». Составить письменно план критической статьи.

Индивидуальное задание: пользуясь дополнительной литературой и интернетом, узнать, как образ Печорина оценивали другие критики


Литературная критика о романе «Герой нашего времени»

Оценка романа «Герой нашего времени» в литературной критике, сопоставление оценок критиков

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними, делать выводы и обобщения на основе работы с одним и ли несколькими источниками информации

Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма, задания 8,16 (с.317-318)

Подготовиться к сочинению на одну из тем:

1) Композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии образа Печорина.

2) Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

3) Печорин и Грушницкий: быть или казаться?

4) Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

5) Мятежный дух поэзии М.Ю. Лермонтова.

6) Любимые страницы романа Лермонтова "Герой нашего времени".


Р.Р. Обучение анализу эпизода. Подготовка к домашнему сочинению

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1) Композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии образа Печорина.

2) Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

3) Печорин и Грушницкий: быть или казаться?

4) Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

5) Мятежный дух поэзии М.Ю.Лермонтова.

6) Любимые страницы романа Лермонтова "Герой нашего времени".

Знать содержание изучаемого произведения. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия, строить письменное высказывание в связи с изученным произведением

Подготовиться к контрольной работе за 1 полугодие


Контрольная работа за 1 полугодие

Литературный материал за 1 полугодие

Знать текст произведения, его особенности.

Уметь применять данные знания на практике, сжато и логично излагать собственную точку зрения

Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318).

Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души»,

Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве Н.В.Гоголя


Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Смысл названия поэмы

Страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323-324), вопросы и задания (с.324-325)

Цитатный материал к образам Манилова и Коробочки


Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Система образов

Композиционные особенности, жан­ровое своеобразие, история создания. Образы Манилова и Коробочки

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365).

Подготовить цитатный материал к образам Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина

Индивидуальное задание (6 учащихся: судья, прокурор, адвокат, Ноздрёв и 2 присяжных): подготовиться к ролевой игре «Суд над литературным героем (Ноздрёвым)»


"Портретные" главы поэмы Гоголя "Мёртвые души". Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ»

Приёмы создания сатирического образа персонажа. Встречи Чичикова с Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем, Плюшкиным. Содержание 2-6 глав

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Перечитать главы поэмы, посвящённые чиновниками города NN

Отвечать на вопрос: какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н.В.Гоголя, нуждаются в обличении?

Индивидуальное задание: сообщение «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10).


Образ города в поэме «Мертвые души»

Сатира (развитие понятия) Образ-символ (начальное представление) Понятие о герое и антигерое, литературном типе, о комическом и его видах, характере комического изображения (развитие представлений)

Знать текст поэмы, об образе города в поэме «Мертвые души».

Уметь выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Перечитать главу 11 поэмы «Мёртвые души», по учебнику стр.345-346

Подготовить цитатный материал к характеристике образа Чичикова


Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Составление "портрета" Чичикова. Беседа о главном герое и чичиковщине. Чтение диалогов в лицах. Сопоставление иллюстраций Агина и Боклевского, изображающих Чичикова

Знать путь Чичикова – нового героя эпохи.

Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя.

Вопросы и задания 11,13 (с.366).

Наизусть лирическое отступление о птице-тройке Чтение критической статьи В.Г.Белинского


«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценке В.Г.Белинского

Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского

Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.

Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.

Подготовиться к сочинению на одну из тем:

1) «Повесть о капитане Копейкине» в сюжете «Мертвых душ».

2) Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

3) Лирические отступления и их роль в повествовании поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

4) Запомнившиеся страницы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

5) Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»


Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Работа над сочинением на одну из тем:

1) «Повесть о капитане Копейкине» в сюжете «Мертвых душ».

2) Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

3) Лирические отступления и их роль в повествовании поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

4) Запомнившиеся страницы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

5) Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Знать тему и идею произведения. Уметь определять идейно-художественные особенности поэмы, сжато и логично излагать собственную точку зрения

Чтение статей о Ф.М.Достоевском (с.367-379), повести «Белые ночи», вопросы и задания (с.376-379)

Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского


Слово о Ф.М.Достоевском. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Особенности мировосприятия писателя. «Белые ночи». История создания. Обзор содержания

Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского.

Уметь обмениваться впечатлениями о заранее прочитанной повести, выделять наиболее важные фрагменты повести, кратко излагать сюжет

Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Индивидуальное задание: сообщение об истории создания повести «Белые ночи»


Тема одиночества человека в странном мире белых ночей

Тема «петербургского мечтателя». Аналитическая работа с прозаическим текстом

Уметь описывать образ Петербурга, белых ночей – образ места страдания человека и символ поэзии, красоты жизни

1. Подготовить цитатный материал к характеристике образа Настеньки

2. Написать рассуждение-миниатюру «Является ли мечтательность врагом нашего времени?»


Роль истории Настеньки в «сентиментальном романе»

Истоки трагического финала «сентиментального романа». Аналитическая работа с прозаическим текстом

Знать роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»; содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Уметь развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения

Читать А. Н. Островский «Бедность не порок»

Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве А.Н.Островского


А.Н. Островский: очерк жизни и творчества драматурга. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Слово о писателе и его роль в создании русского национального театра. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии

Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра.

Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы.

Подготовить комментарий (устно) к скрытой характеристике героев, данной при помощи говорящих имён и фамилий

Вопросы и задания 12-14 (с.396), 1-3 (с.396, рубрика «Развивайте дар слова»)

Индивидуальное задание (2 учащихся): выразительное чтение монолога Любим Торцова из 3 действия


Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Патриархальный мир комедии и угроза его распада. Особенности сюжета. Образ Мити. обеда любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты

Знать текст пьесы; основной конфликт.

Уметь выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.

Чтение статей о Л.Н.Толстом (с.3-13), сообщение о жизни и творчестве писателя, вопросы и задания (с.10, 13-14).

(индивид) Главный герой трилогии Л.Н.Толстого


Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение

Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».



ВН.ЧТ. Подлинные и мнимые ценности в повести Л.Н. Толстого «Юность»

Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра и возможность счастья

Знать содержание главы «Comme il faut»; причины изменения главного героя. Уметь составлять вопросы по прочитанному тесту, работать в группах по предложенным заданиям; пересказывать текст главы «Comme il faut»

Подготовить материал об интересном современнике


Р.Р. Как писать сочинение-очерк: подготовка к домашнему сочинению на свободную тему «Мой современник»

Внутренняя жизнь героев русской литературы,, понятие «диалектика

души», автобиографическая трилогия


Знать особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)».

Уметь строить связное письменное высказывание.

Чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Индивидуальное задание: чтение вступительной статьи о А.П.Чехове (с.15-29), литературная визитка о жизни и творчестве писателя


А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему

Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40).

Перечитать рассказ «Тоска»


А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Образ города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа. Исследовательская работа по тексту произведения

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Чтение Статьи «Русская литература XX века» (с.41-43), вопросы и задания (с.43)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА


Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века

Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.

Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры

Чтение статей об И.А.Бунине (с.44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60), рубрика «Совершенствуйте свою речь»)


И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи»

Аналитическая беседа, работа с книгой.

История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Знать основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении «Темные аллеи»;

о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Письменно прокомментировать смысл названия новеллы «Тёмные аллеи».

Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»).



Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

Своеобразие художественного мира новелл из цикла «Тёмные аллеи», анализ текста в рамках диалога

Знать о лиризме повествования в рассказе «Темные аллеи». Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75)


Из русской поэзии XX века. Русская поэзия Серебряного века

Основные черты искусства Серебряного века, новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства

Знать о русской поэзии Серебряного века

Уметь конспектировать лекцию учителя.

С.61-72, выразительное чтение любимых стихотворений

Индивидуальное задание: сообщения об истории создания стихотворений «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».


А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Письменно ответить на вопрос: каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом А.А.Блоком?

Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)

Индивидуальное задание:

1) литературная визитка о жизни и творчестве С.А.Есенина;

2) подготовить выразительное чтение стихотворений «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…»,


С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина

Ключевые моменты творческой биографии поэта, особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема Россия – главная в есенинской поэзии. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Выписать из разных стихотворений Есенина цитаты о любви к Родине и ответить на вопрос: почему в разных стихотворениях С.А.Есенин пишет о любви к Родине по-разному?

Вопросы 7-9, 12 (с.96).



Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта

Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества; понимать идейный смысл стихотворений.

Уметь выразительно читать стихотворение, определять тематику, проблематику стихотворения, анализировать цветовую лексику в стихотворении

Наизусть стихотворение С.А.Есенина (по выбору).

Творческое задание: написать миниатюру «Отговорила роща золотая…» Как я воспринимаю судьбу С.А.Есенина и его поэзию?

Индивидуальное задание:

1) литературная визитка о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110)

2) чтение наизусть стихотворения «А вы могли бы?»


В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского

Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

Маяковский о труде поэта.

Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Анализ стихотворений, с. 107-109 (по выбору ученика) или написать сочинение-рассуждение «Лирический герой раннего Маяковского»

Индивидуальное задание: чтение наизусть стихотворения «Послушайте!»


Маяковский о труде поэта

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Исследование раннего творчества В.В.Маяковского

Знать план анализа лирического произведения; содержание лирических произведений; основные факты биографии поэта; основные мотивы творчества; понимать идейный смысл стихотворений. Уметь анализировать лирическое произведение; выразительно читать лирическое произведение

Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Индивидуальное задание:

1) литературная визитка о жизни и творчестве М.А.Булгакова, чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117), вопросы и задания 1-6 (с.117-118)

2) история создания повести «Собачье сердце»


М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философское сатира на современное общество

Слово о писателе, этапы творческого пути. Композиция произведения, его пафос, приемы и средства изображения характера героя

Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа. Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию

Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавить главы повести цитатами или

составить (письменно) план повести «Собачье сердце», обратив внимание на то, от чьего лица ведётся повествование в каждой части


Система образов, поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Смысл названия повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести

Знать идейное значение эпизодов. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию, давать характеристику литературному герою

Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой (с.119-124), вопросы и задания 3,6 (с.129), 2 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Индивидуальное задание: выразительное чтение стихотворений «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,


М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики

Слово о поэтессе. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Наизусть стихотворение (по выбору).

Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет) «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»


Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. «Родина».

Знать об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой, о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Написать сочинение-рассуждение «Своеобразие лирической героини М.И.Цветаевой»

Индивидуальное задание:

1) литературная визитка о жизни и творчестве А.А.Ахматовой (с.130-1410, вопросы и задания 1,3,5 (с.146-147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)


А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

А. Ахматова. Стихотворения «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений

Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Написать миниатюру «Своеобразие любовной лирики А.А.Ахматовой»


Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать основные факты творческого пути А.А.Ахматовой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Наизусть стихотворение (по выбору). Вопросы и задания (с.165-166)

Творческое задание (по выбору): выписать строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппировать их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством?


Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Философский характер лирики

Слово о поэте. Философская глубина обобщений поэта - мыслителя. Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого (по выбору).

Индивидуальное задание:

1) литературная визитка о жизни и творчестве М.А.Шолохова, чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170),

2) история создания рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 (с.193)


М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Судьба героя и судьба Родины

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа

Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

Подготовить цитатный материал к характеристике главного героя – Андрея Соколова

Вопросы 5-7 (с.193).


Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Образ главного героя

Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Уметь находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя.

Чтение статей о Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания (с.207), выразительное чтение стихотворений


Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви

Слово о поэте. Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском (с.208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230).

Индивидуальное задание: литературная визитка «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского»


А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

Слово о поэте. «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», вопросы и задания 1-2,7 (с. 230)


А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать основные темы творчества Твардовского, проблематику произведений; план анализа лирического произведения.

Уметь выразительно читать отрывки из лирических произведений, анализировать лирические произведения

Наизусть стихотворение (по выбору).

Прочитать рассказ «Матренин двор».

Индивидуальное задание: литературная визитка «Жизнь и творчество А.И.Солженицына»


А.И. Солженицын Слово о писателе. «Матренин двор», его автобиографичность

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Роль героя-рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Знать основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281).

Подготовить цитатный материал к характеристике образа главной героини

Творческое задание (по выбору): выделить автобиографические моменты в рассказе «Матренин двор»


Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи

Образ праведницы. Трагизм судьбы. Жизненная основа притчи

Знать текст произведения. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.

Прочитать статьи в учебнике (с.297-301).

Индивидуальные задания: сообщение о возникновении русского романса (8 учащихся), ведущие литературно-музыкального салона (5 учащихся), ролевая игра (А.А.Фет, Т.А.Кузьминская 2 учащихся)


ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века

Слушание и исполнение песен и романсов. Понятие «романс», история их создания

Знать песни и романсы на стихи русских поэтов 19века, определение «романс». Уметь анализировать поэтические тексты, сопоставлять произведения литературы и музыки

Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302)

Индивидуальное задание: сообщения «Поэзия Б.Ш.Окуджавы», «Поэзия В.С.Высоцкого»


ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века

Слушание и исполнение песен и романсов. Общее и индивидуальное в развитии темы романса русскими поэтами

Знать песни и романсы на стихи русских поэтов 20 века, определение «Авторская песня». Уметь анализировать поэтические тексты, сопоставлять произведения литературы и музыки

Вопросы и задания (с.286, 297,300,302)

Подготовиться к зачету по теме «Русская лирика XX века»


Зачетное занятие по русской лирике XX века

Защита индивидуальных и групповых проектов

Знать материал по русской лирике 20 века.

Уметь применять этот материал на практике, интерпретировать поэтический текст

Подготовиться к контрольной работе по произведениям XIX и XX века


Контрольная работа по произведениям XIX и XX века

Литература XIX и XX века

Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века.

Уметь применять данный материал на практике

Ознакомиться с лирикой Катулла

Индивидуальное задание:

1) сообщение о жизни и творчестве Катулла;

2) выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений М.Ю.Лермонтова «Умирающий гладиатор», Ф.И.Тютчева «»Рим ночью»


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).

Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств

Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл произведений Катулла.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии.

Ознакомиться с лирикой Горация, одой «Я памятник воздвиг…», стр. 303-308 пересказывать, отвечать на вопросы

Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Горация


Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

Античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху «Я воздвиг памятник...».

Знать сведения о жизни и творчестве Горация, основные темы и мотивы его лирики. Уметь: участвовать в диалоге, анализировать текст, формулировать тему, идею, находить ИВС и определять их роль

Наизусть оду Горация «Памятник»

Индивидуальное задание: литературная визитка «Данте Алигьери», чтение статьи о Данте Алигьери сонетов (с.315-325), вопросы и задания (с.325). стр. 309-314 пересказывать, отвечать на вопросы


Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Знать о множественности смыслов «Божественной комедии».

Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы.

Творческое задание: дать аргументированный письменный ответ на вопрос «Актуально ли в ХХI изучать произведение, написанное в ХIV?»

Чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334).

Индивидуальное задание: литературная визитка о жизни и творчестве У.Шекспира (с.326-334)


У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Жизнь и творчество. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения.

Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334)

Творческое задание: подготовить развёрнутый ответ (устно) на вопрос: «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?»


Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов

Знать содержание произведения, изученное теоретико-литературное понятие Уметь: участвовать в диалоге по произведению, анализировать текст, давать характеристику героев, определять жанр произведения

Охарактеризовать Гамлета, высказать свое отношение к герою

Прочитать трагедию Гёте «Фауст»

Индивидуальное задание: литературная визитка о Гёте, чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346)


И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия

Краткие сведения о жизни Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор). «Фауст»-философская трагедия эпохи Просвещения

Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов.

Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы, прослеживать развитие драматического конфликта

Подобрать и записать несколько афоризмов Гёте, с их помощью охарактеризовать его философские взгляды.

Стр. 335-346 пересказывать, сообщение о Фаусте


Фауст как вечный образ мировой литературы. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа

Знать содержание произведения, изученное теоретико-литературное понятие

Уметь участвовать в диалоге по произведению, анализировать текст, давать характеристику героев, сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней

Вопросы и задания 4-5 (с.346)

Подготовка к контрольной работе за курс 9 класса

Творческое задание: дать аргументированный ответ на вопрос: «Если я Фауст, то в чём я буду искать смысл своей жизни?»


Контрольная работа за курс 9 класса

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. Выявление уровня литературного развития

Знать материал курса литературы за 9 класс.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения



Итоговый урок «В ожидании новой встречи с искусством слова…» Задание для летнего чтения

Этапы развития русской классической литературы, эволюция литературных направлений и жанров

Знать теоретический материал, изученный в течение учебного года, проблематику основных (крупных) произведений.

Уметь вести диалог с учетом языковых норм, выстраивать монологические высказывания, пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений, аргументировать свою точку зрения

Читательский дневник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!