№ | Тема урока | Сроки | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Формы организации |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11ч) |
1. | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета теплые и холодные. | 1 неделя | Личностные: эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; выражать в творческой работе свое отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи; | Познавательные: – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; поиск существенной информации, дополняющей представления о лете; Регулятивные: Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета; умение строить понятное монологическое высказывание. | Уметь сопоставить произведения живописи и народного мастера о лете. Найти в них теплые и холодные цвета, композиционный центр. Уметь различать по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции, свет и цвет. | Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших летнюю природу. Находить теплые и холодные цвета, композиционный центр. Работать по дидактической таблице. Распределять в парах цвета по группам. Выполнять рисунок карандашом и в цвете. | |
2 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет | 2 неделя | Уметь объяснять смысл понятия линия горизонта. Уметь выражать свое отношение к просмотренным произведениям художников-пейзажистов. Уметь находить контраст теплых и холодных цветов в живописных картинах. Уметь рассказать о переменах в природе с наступлением осени. | Работать по художественно - дидактической таблице. Определять расположение линии горизонта на композиционных схемах. Изображать по памяти, по представлению землю своего села осенью. | КВАЗ |
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | 3 неделя | Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа»; сопереживать чувствам других людей | Познавательные: формирование и группировка предметов, их образов по заданным основаниям; умение анализировать результаты сравнения. Регулятивные: самостоятельное планирование алгоритма действий по организации рабочего места с учетом функциональности и удобства; эмоциональная оценка своей деятельности и деятельности всего класса на основе алгоритма; Коммуникативные: умение высказывать и отстаивать свое мнение, вступая в коллективное сотрудничество, адекватно оценивая свою роль в коллективной (парной) работе. | Уметь объяснить смысл понятий: сближенные цвета, нюансы, симметрия, ритм, силуэт. Уметь рассказать о форме самоцветов. | Работать по художественно- дидактической таблице. Рассматривать драгоценные камни и минералы в природе, произведениях ДПИ. Выполнять эскиз декоративной композиции – девичьего головного убора. | |
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 4 неделя | Уметь объяснять смысл понятий: керамика, гончар, меандр, пальметта. Уметь различать по форме и узору керамические сосуды народных мастеров. | Рассматривать керамические сосуды, созданные народными мастерами. Различать их по форме и узору. Создавать эскиз декоративного украшения керамического сосуда. | |
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. | 5 неделя | Уметь различать средства художественной выразительности графики в передаче объемной формы предметов в натюрморте (линия, пятно, штрих, светотень, светлые и темные тона). | Рисовать с натуры натюрморт. Применять выразительные средства в работе ( линия, пятно, штрих, светотень, светлые и темные тона). | |
6 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | 6 неделя | Личностные: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | Познавательные: формирование и группировка предметов, их образов по заданным основаниям, использование готовых знаково-символических средств для описания свойств изучаемых объектов; умение составлять композицию натюрморта; Регулятивные: умение оценить и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий при выполнении творческой работы; Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы; согласовывать свои действия с партнером. | Объяснять понятия силуэт, ритм. Уметь экспериментировать, рисуя линии, разные по виду и ритму. Уметь называть средства для создания выразительного образа в графическом пейзаже и натюрморте. | Рисовать с натуры комнатные цветы выразительными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Экспериментировать, рисуя линии (кривые, ломаные, волнистые, дугообразные, сетки, параллельные штрихи). | |
7* | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст | 7 неделя | Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности. | Рассматривать произведения ДПИ и народного искусства (гобелены, керамические панно) и живописи на темы народного праздника. Выполнить творческую работу на сюжет праздника «День урожая». | Проект «Праздник урожая» |
8* | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | 8 неделя | Личностные: ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы; умение видеть красоту окружающей природы; | Познавательные: умение преобразовывать объект в в модель из чувственной формы, выделяя существенные характеристики объекта; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: умение вступать в коллективное учебное сотрудничество; способность при работе в паре контролировать действия партнера | Знать характерные образы-символы в игрушках из села Филимонова. Уметь сравнивать филимоновскую игрушку с дымковской, каргопольской. | Повторять элементы филимоновских узоров. Создавать декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона». | Проект «Хозяйство деда Филимона». |
9 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | 9 неделя | Уметь объяснять символическое значение красного цвета как основного выразительного средства в изобразительном искусстве. Уметь определять и называть оттенки красного цвета. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности | Рисовать красную птицу-паву. Передавать знаково-символический смысл языка народного искусства. | |
10 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | 10 неделя | Уметь определять и называть оттенки красного цвета в природе и в картинах художников. Уметь получать оттенки красного цвета. | Рисовать с натуры натюрморт, учитывать в его композиции простейшие приемы перспективы в расположении предметов на плоскости. | |
11 | Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. | 11 неделя | Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы. | Познавательные: анализ и синтез, сравнение объектов; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Уметь объяснять смысл понятия симметрия. Уметь сравнивать произведения графики. Уметь определять характерные признаки (прозрачность, изящество, блеск и т.п.) изделий из стекла (хрусталя). | Рисовать с натуры вазу из стекла. Применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, силуэт, симметрию. | |
В гостях у чародейки-зимы (12ч) |
12 (1) | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | 12 неделя | Личностные: заинтересованность получения совета с целью улучшения учебных результатов. | Познавательные: сравнение и группировка предметов по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя в соответствии с ней свою деятельность; Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы и обосновывать высказанные суждения. | Знать традиционные элементы гжельского фарфора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности | Повторять элементы росписи Гжели. (фигурные и растительные: «усики», «завитки», «капельки», «листочки»). Рисовать силуэт фарфорового чайника, украсить его росписью по мотивам Гжели. | |
13* (2) | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | 13 неделя | Уметь находить линию горизонта. Уметь изображать приемами гжельского живописного мазка деревья и кусты. | Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж». Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, линию горизонта, планы, цвет. | Проект «Зимний пейзаж» |
14* (3) | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | 14 неделя | Уметь различать по мимике лица разные эмоциональные состояния человека. Уметь сравнивать маски, находить общее и различное. | Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала. | Проект «Карнавальная маска» |
15* (4) | Цвета радуги в новогодней елке. Сюжетная композиция. | 15 неделя | Личностные: соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты. Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | Уметь выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. | Рисовать по представлению композицию «Новогодняя елка в комнате». Использовать цветной контраст как выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. | Проект «Новогодняя елка» |
16 (5) | Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция, симметрия, ритм. | 16 неделя | Уметь узнавать и называть храмы своего Отечества. Объяснять смысл понятий: зодчество, храм, церковь, собор, колокольня. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности | Изображать по памяти силуэт одноглавого белокаменного храма. Использовать ось симметрии. | |
17 (6) | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | 17 неделя | Личностные: умение действия нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных ценностей. | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты; перерабатывать полученную информацию; Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, стремясь к координации различных позиций в сотрудничестве. | Уметь выполнять упражнение на получение нежных оттенков приемом смешения яркого цвета с белилами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности. | Составлять на палитре нежные оттенки приемом смешения белил с яркими цветами для снега и неба. И использовать их в своем пейзаже. | |
18 (7) | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | 18 неделя | Уметь передавать пропорцию в изображении фигуры человека в движении. Уметь использовать схематические рисунки пропорций человека в движении в собственной композиции. | Создавать композицию на тему «Зимняя прогулка».Решать, какой сюжет изобразить: прогулку с друзьями на лыжах, катание на коньках, катание с гор на санках, игру в снежки. | |
19* (8) | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | 19 неделя | Личностные: проявление интереса к способам действия смыслообразования; старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме. | Познавательные: умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы, и находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные: формировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умения оформлять свою мысль в устной речи, задавая уточняющие вопросы. | Уметь находить соответствие композиционной схемы расположения узоров на квадрате в изразцах из декоративного убранства храмов или печей. | Работать по художественно-дидактической таблице. Создавать декоративную композицию «Муравленый изразец», импровизировать по увиденным сюжетам. | Проект «Русская изба» |
20* (9) | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. | 20 неделя | Уметь находить народные знаки-символы в изразцах и составлять единую сюжетную композицию из них по частям. | Изображать сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди». Прорисовывать характерные части печи (опечье, шесток, устье, печурку, дымоход). | Проект «Русская изба» |
21* (10) | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей- защитников земли русской в искусстве. | 21 неделя | Личностные: проявление интереса к сохранению исторической памяти, уважительное отношение к подвигу предков, чувства сопричастности. И гордости за Россию; | Познавательные: анализ и синтез объектов, сравнение. Регулятивные: формировать умение контроля своей деятельности с внесением коррективов при обнаружении отклонений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляя инициативное сотрудничество. | Уметь рассказать о воинской доблести, подвигах воинов Древней Руси, об их изображении в произведениях живописи, графики, ДПИ, поэзии. | Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре. Или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле, Готовый принять бой. | Проект «Воины-богатыри» |
22* (11) | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | 22 неделя | Личностные: старание высказывания просьб, предложений, несогласия в социально-приемлемой форме. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные: формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | Уметь различать признаки прихода весны. Знать особенности традиционного празднования Масленицы. | Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу, украсить узорами - символами солнца и земли. | Проект «Масленица» |
23 (12) | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | 23 неделя | Уметь называть предметы (братина, скопкарь, крынка, горшок и др.) в живописном натюрморте и определять их назначение. Объяснять смысл понятия перспектива. | Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приемы перспективы расположения предметов на плоскости. | |
Весна – красна! Что ты нам принесла? (11 часов) |
24 (1) | «А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | 24 неделя | Личностные: старание высказывания просьб, предложений, несогласия в социально-приемлемой форме. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные: формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | Уметь описывать традиционную русскую одежду женщины. Уметь давать характеристику героиням русских народных сказок и песен. | Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Изображать основные элементы народного костюма (рубаху, сарафан, душегрею, венец или корону). | |
25* (2) | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | 25 неделя | Уметь сопоставлять сюжеты в композициях палехских народных мастеров с событиями из сказок А.С.Пушкина. | Планировать свою работу в соответствии с последовательностью палехских мастеров. Нарисовать свою иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | Проект «Сказки Пушкина» |
26 (3) | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | 26 неделя | Личностные: проявление интереса к способам решения новой частной задачи. | Познавательные: формирование, сравнение и группировка предметов, их образов по заданным основаниям. Регулятивные: формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: проявление интереса к процессу рисования, обосновывая и уточняя свои мысли. | Уметь участвовать в обсуждении своеобразия колорита весенних пейзажей современных художников. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности | Рисовать яркую, весеннюю композицию по памяти., по представлению. | |
27* (4) | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | 27 неделя | Знать о первом полете в космос , о Ю.А.Гагарине, о Дне космонавтики. Уметь включать в составляемую композицию о космосе летательные аппараты необычной формы. | Нарисовать фантастический пейзаж «Космические дали», представляя себя летящим среди звезд. | Проект «Космические фантазии» |
28 (5) | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | 28 неделя | Личностные: проявление интереса к процессу учения, положительное отношение к школе. | Познавательные: сравнение и группировка предметов и их образов по заданным основаниям, использование готовых знаково-символических средств для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Объяснять смысл понятий: колорит, монотипия. Уметь называть цвета в колорите различных картин. | Сделать пробный оттиск в техники монотипии- разового отпечатка. Выполнить композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии с дорисовкой. | |
29 (6) | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации. | 29 неделя | Уметь называть по отличительным признакам народные игрушки из Полховского Майдана. Называть из материал, палитру и характерные элементы в узоре. | Рисовать полховско-майданскую игрушку по выбору и расписывать ее. | |
30 (7) | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | 30 неделя | Уметь рассказывать о приемах техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема и др.) | Выполнить рисунок для пряничной доски с учетом стилизации образов коня, птицы и др. | |
31 (8) | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | 31 неделя | Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы | Познавательные: сравнение и группировка предметов и свойств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться и находить общее решение проблемы при работе в классе. | Уметь рассказать о памятниках в честь победы в Великой Отечественной войне1941-45гг., установленных в с. Верх-Ирмень. Уметь различать разнообразные скульптурные произведения (статуя, скульптурная группа, плита с рельефом). | Выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества. | |
32 (9) | Годовая контрольная работа.. | 32 неделя | Личностные: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих). | Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное Регулятивные: формировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Уметь различать изображения животных в разных видах изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись) в ДПИ, народном искусстве. | Изобразить по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения. | |
33 (10) | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 33 неделя | Личностные: заинтересованность получения совета с целью улучшения учебных результатов | Познавательные: сравнение и группировка предметов по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы и обосновывать высказанные суждения | Уметь выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Уметь определять общее в орнаментах (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет). | Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта, украшать его. | |
34* (11) | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. | 34 неделя | Личностные: старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме; уважительное отношение к творчеству мастеров.. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного); формулировать собственное мнение. | Уметь давать оценку лучшим работам сверстников. Уметь проявлять навыки сотрудничества. Уметь обсуждать и оценивать коллективную работу. | Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, ДПИ образ человека. Выбирать творческую группу «Искусствоведы» для участия в оформления итоговой выставки работ сверстников. Оформлять итоговую выставку работ. | Проект: «Доброе дело само себя хвалит». |