№ | Тема урока | Основные знания | Основные умения | Дата по плану | Тип урока | примечание | Дата по факту | |
Введение. Раздел I (24 часа) Тема – Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. (12 часов) I ЧЕТВЕРТЬ | |
1 | История имени. Как возникли имена, значение имен, полное и неполное имя, имена вымышленные и реальные. | Славянские имена, христианские имена, обычаи, святцы | Уметь пересказывать близко к тексту, составлять полный ответ на вопросы с помощью текста. | | Знакомство с новым материалом | | | |
2 | Знаменитые имена России | А.Невский – новгородский князь. Князь - Дмитрий Донской | Уметь составлять рассказ по плану, рассказ- описание исторической личности, оценку деятельности | | комбинированный | | | |
3 | История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. | Отечество и Отчество | Уметь выполнять задания на анализ информации. | | комбинированный | | | |
4 | Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. | Семья, родственники | Умение составлять логическую цепочку, составлять рассказ по рисунку, рассказ о своей семье по плану. | | комбинированный | | | |
5 | Семейный альбом. Понятие о родословной, предки, потомки. | Предки, потомки, поколения людей | Уметь составлять родословное древо семьи | | комбинированный | | | |
6 | Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. | Даты жизни, моя биография | Пересказ близко к тексту, составление полных ответов на вопросы с помощью текста. | | комбинированный | | | |
7 | Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом, кто и когда его построил. Толкование пословиц и поговорок о семье, доме. | Жилище человека, отчий дом, исторические дома, малая родина | Пересказывать близко к тексту. | | комбинированный | | | |
8 | История улицы. Название улиц, их расположение. Улица моего дома, моей школы. | Основатель, традиции, увековечить. | Умение самостоятельно работать с информацией | | комбинированный | | | |
9 | Местность, где мы живём. Название местности, происхождение названий. Татарстан. Национальный состав. Основные занятия населения Страна, в которой мы живём. Столица, национальный состав. Государственные символы. Руководство страны, соседние государства. | Истоки, родной край | Составление рассказа по опорным словам и фразам, умение делать вывод с опорой на факты | | комбинированный | | | |
10 | Казань-столица Татарстана. Язык, обычаи, Культура | Анализировать текст по вопросам, соотносить информацию с иллюстрациями | | комбинированный | | | |
11 | Конституция, президент, Государственная дума, герб, гимн, флаг | Пересказ текста по плану | | комбинированный | | | |
12 | Планета, на которой мы живём. Земля и др. планеты Солнечной системы. Солнце и Луна. | Планета, космос, атмосфера | Умение делать вывод с опорой на фаты. Пересказ частей текста с использо-ванием новых слов. | | комбинированный | | | |
Тема – Представления о времени в истории (6 часов) | |
13 | Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. | Летоисчисление, хронология, римская эра, христианская эра | Составлять цепочки единиц времени с опорой на текст учебника, умение применить имеющиеся знания на практике | | Сообщение нового материала | | | |
14 | Приборы отсчёта времени. История календаря. Меры времени. | Юлианский календарь | Умение самостоятельно работать с информацией. | | комбинированный | | | |
15 | Историческое время: век, тысячелетие, название месяцев. Русский земледельческий календарь. | Славянский календарь, обычаи, обряды, приметы. | Умение применить в речи словарные слова. Умение работать с тестовым заданием. | | комбинированный | | | |
16 | Части века: начало, середина. Конец. Основные события XX века, новое тысячелетие. | Столетие, тысячелетие, арабские и римские цифры | Умение делать вывод с опорой на факты, умение применить имеющиеся знания на практике | | комбинированный | | | |
17 | Практическая работа «Ориентировка на ленте времени» | Дата – обозначение числа, месяца, года события; век – 100 лет, лента времени. | Уметь работать с «Лентой времени», соотношение года с веком. | | комбинированный | | | |
18 | Практическая работа «События прошлого» | Дата – обозначение числа, месяца, года события; век – 100 лет, лента времени. | умение применить имеющиеся знания на практике – при выполнении творческого задания. | | комбинированный | | | |
ИТОГО I ЧЕТВЕРТЬ – 18 часов | |
II ЧЕТВЕРТЬ | |
Тема – Начальные представления об истории (6 часов) | |
19 | История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения | История – наука о прошедшем и настоящем времени. Исторические факты | составление полных ответов на вопросы с помощью текста. | | Сообщение новых знаний | | | |
20 | Науки, помогающие добывать исторические сведения.. Археология, геральдика, нумизматика | Археология, геральдика, нумизматика Генрих Шлиман | составление полных ответов на вопросы с помощью текста. | | комбинированный | | | |
21 | Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры, памятники зодчества, | Исторические источники: письменные, вещественные, устные. | Уметь классифицировать | | комбинированный | | | |
22 | Понятие об историческом пространстве, исторической карте. | Историческая карта– географическое изображение государства в разные периоды времени. | «читать» историческую карту. | | комбинированный | | | |
23 | Экскурсия в Краеведческий музей | Музей – место хранения исторических источников. Древние люди – наши предки. | Умение вести себя в музее | | комбинированный | | | |
24 | Викторина «Исторические памятники нашего города» | | Умение применить имеющиеся знания на практике – при выполнении творческих заданий. | | Обобщение и закрепление полученных знаний | | | |
Раздел II История древнего мира (10 часов) Тема – История появления и развития древнего человека (7 часов) | |
25 | Человек – житель планеты Земля. Версии о происхождении человека на Земле. Отличие человека от животного. | Земля, космическое пространство, религия, фантастика | составление полных ответов на вопросы с помощью текста. | | Сообщение новых знаний | | | |
26 | Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. | Первобытный период, наскальная живопись | составление полных ответов на вопросы с помощью текста. Соотношение иллюстраций с текстом. | | комбинированный | | | |
27 | Древнейшие люди. Время появления, внешний облик, образ жизни. Охота, собирательство. | Палка-копалка, | Рассказ-описание, установление причинно-следственных связей | | комбинированный | | | |
28 | Человек умелый. Места обитания, стадный образ жизни. Занятия, древние орудия труда. Начало каменного века. | Кремень, копьё, наконечник | умение делать вывод с опорой на факты | | комбинированный | | | |
29 | Время появления древнейшего человека. Внешний вид, зарождение речи, места обитания, кочевники. | Человек прямоходящий, разумный | умение делать вывод с опорой на факты | | комбинированный | | | |
30 | Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за ледников. | Миллион лет до нашей эры, мамонты, ледниковый период | Выделение главной мысли после предварительного анализа текста | | комбинированный | | | |
31 | Борьба за выживание. Способы охоты, изобретение лука. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. | Кочевники и собиратели | выделение главной мысли после предварительного анализа текста | | комбинированный | | | |
Тема – Человек разумный ( 3 часа) | |
32 | Человек разумный, образ жизни, основные занятия. Развитие орудий труда, защита от опасностей. | Охота, земледелие, скотоводство | Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах, дополнять ответ ученика. | | Сообщение новых знаний | | | |
ИТОГО II ЧЕТВЕРТЬ – 14 часов | |
III ЧЕТВЕРТЬ | |
33 | Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру, изменения во внешнем облике. Развитие земледелия и скотоводства. | Охота, земледелие, скотоводство | Пересказ близко к тексту Умение работать в парах. | | комбинированный | | | |
34 | Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей Понятие о семье общине, роде, племени. | Цивилизация | Рассказ-описание, установление причинно-следственных связей | | комбинированный | | | |
Раздел III История вещей и дел человека (21 час) Тема1 – История освоения человеком огня, энергии ( от древности до наших дней) 3 часа | |
35 | Источники огня в природе. Способы добычи древнейшим человеком. Очаг, культ огня. Использование огня. Изготовление посуды. Орудий труда. | Природные источники огня, гончар, керамика | Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрацией. | | комбинированный | | | |
36 | Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Огонь и энергия, виды энергии: электрическая, тепловая, лазерная, атомная. | Бертольд Шварц, ружьё, пушка | Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение. | | комбинированный | | | |
37 | Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Роль энергетических ресурсов Земли. | Электричество – янтарь, источники энергии, тепло, вода, бережное отношение | Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение | | комбинированный | | | |
Тема 2 – История использования человеком воды – (4 часа) | |
38 | Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство. История мореплавания. | Снасти, лодка, парус, папирус | составление рассказа по опорным словам и иллюстрациям. | | комбинированный | | | |
39 | Вода и земледелие. Поливное земледелие и его значение в жизни человечества. | Искусственное орошение, поливное земледелие | Умение выделять главную мысль в текстовом отрывке | | комбинированный | | | |
40 | Использование человеком воды для получения электроэнергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. | Жернова, гидротурбина | составление рассказа по опорным словам и иллюстрациям. | | комбинированный | | | |
41 | Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. | | умение применять в речи словарные слова. | | комбинированный | | | |
Тема 3 – История жилища человека (2 часа) | | Тест, умение сравнивать и делать вывод. |
42 | Понятие о жилище. Первые жилища человека. Сборно-разборные жилища. Материалы. | Землянка, искусственные материалы | Умение составлять ответы на вопросы. | | комбинированный | | | |
43 | Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники. | Египетские пирамиды, Софийский собор в Великом Новгороде, | анализ текста и синтез с целью обобщения. | | комбинированный | | | |
Тема 4 – История появления мебели (2 часа) | |
44 | История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. | Стул, кровать, комод, трон. | Рассказ – описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова. | | комбинированный | | | |
45 | Изготовление мебели. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. | Трудоустройство, рынок труда, столяр, плотник, краснодеревщик | соотношение текста и иллюстраций. | | комбинированный | | | |
Тема 5 – История питания человека (3 часа) | |
.46 | Питание как главное условие жизни любого организма. Уточнение представлений о пище в разное историческое время | Белки, жиры, углеводы, витамины, бактерии | Умение делать вывод после предварительного анализа. | | комбинированный | | | |
47 | Добывание пищи древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество и т.д. | Земледелие, скотоводство, охота, бортничество, собирательство | Рассказ – описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова | | комбинированный | | | |
48 | История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом. | Пресное тесто, дрожжи | подробный пересказ с опорой на вопросы. | | комбинированный | | | |
Тема 6 – История появления посуды ( 3 часа) | |
49 | Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. | Глазурь, белая глина, фарфор | умение работать с дополнительными источниками. | | комбинированный | | | |
50 | Деревянная посуда. История её появления, виды. Посуда из других материалов, профессии людей. | Берёста, резьба, тиснение, роспись | Графический диктант, умение подобрать факты, конкретизирующие утверждение. | | комбинированный | | | |
51 | История появления посуды. Глиняная посуда гончарное ремесло. Изобретение гончарного круга. | керамика | анализ текста с помощью вопросов, умение работать самостоятельно с текстом. | | комбинированный | | | |
Тема 7 – История появления одежды и обуви (4 часа) | |
52 | Уточнение представлений об одежде и обуви их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Пословицы и поговорки об одежде и обуви. | Женский костюм, мужской костюм | Работа с дополнительными источниками информации. | | комбинированный | | | |
ИТОГО III ЧЕТВЕРТЬ – 20 ЧАСОВ | |
53 | Виды одежды древнего человека. Способы изготовления. Влияние природных и климатических условий. Народные традиции. | ручная прялка, зипун, кафтан, повойники | Рассказ – описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова | | комбинированный | | | |
54 | Изготовление одежды. Изменения в одежде и обуви в разное время у разных народов. Образцы народной одежды. | Хлопок, шёлк, искусственные волокна | Рассказ – описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова | | комбинированный | | | |
55 | История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Профессии, связанные с изготовлением обуви. | Сандалии, лапти, сапоги, простолюдин, знать | Пересказ близко к тексту по вопросам. Умение применить имеющиеся знания на практике – при выполнении творческого задания. | | комбинированный | | | |
Раздел IV История человеческого общества (15 часов) Тема 1 – 4 часа | |
56 | Зарождение религиозных традиций и верований. Содружество людей – как способ выживания в трудных природных условиях. Семья | Община, вече | Выявление основных черт изучаемого периода. | | комбинированный | | | |
57 | Представления древних людей об окружающем мире. Освоение морей и океанов. Открытие новых земель. | Мореплаватели путешественники | Пересказ близко к тексту по вопросам. Умение применить имеющиеся знания на практике – при выполнении творческого задания | | комбинированный | | | |
58 | Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Возникновение мировых религий. | Обряды, обычаи, жертвоприношения | Пересказ близко к тексту по вопросам. Работа с дополнительными источниками информации. | | комбинированный | | | |
59 | Христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества. | Будда, Иисус Христос, пророк Мухаммед | Пересказ близко к тексту по вопросам. Анализ христианских заповедей Работа с дополнительными источниками информации. | | комбинированный | | | |
Тема 2 – 3 часа | |
60 | Понятие о науке. Важнейшие человеческие изобретения. | Колесо, ось, спутник | Умение самостоятельно работать с учебником. Формулировать ответы на вопросы. Работа с дополнительными источниками информации. | | комбинированный | | | |
61 | Речь как главное средство общения и коммуникации УНТ. История возникновения письма. | Пиктография, иероглифы, кириллица | Работа с дополнительными источниками информации. Умение делать вывод с опорой на факты | | комбинированный | | | |
62 | История воспитания и образования. Воспитание в первобытном обществе. История школы. | Школа, лицей, гимназия | Умение применить имеющиеся знания на практике – при выполнении творческого задания. | | комбинированный | | | |
Тема 3 - 5 часов | |
63 | Сообщества первых людей. Выделение семьи, родовая община, племя. | Родовая община, племя | классификация | | комбинированный | | | |
64 | Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия, гражданин. | Право, суд, армия, гражданин. | Пересказ близко к тексту по вопросам. | | комбинированный | | | |
65 | Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика, свобода, демократия. | монархия, диктатура, демократия | Пересказ близко к тексту по вопросам. | | комбинированный | | | |
66 | Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о бедном и богатом государстве. | Экономика, развитые государства. | Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах, дополнять ответ ученика. | | комбинированный | | | |
67 | Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн | Конфликт, фашисты | установление причинно-следственных связей | | комбинированный | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | | Умение применить имеющиеся знания на практике | | Проверка знаний | | | |
69 | Обобщающий урок по теме «Для чего нужно изучать историю» | | Умение применить имеющиеся знания на практике | | | | | |
70 | Повторительно –обобщающий урок «Мир истории» | | Умение применить имеющиеся знания на практике | | | | | |
ИТОГО IV ЧЕТВЕРТЬ – 18 часов | | | | |
Всего: 70 часов; I – 17 часов, II -14 часов, III – 20 часов , IV – 19часов. | | | | |