№ п/п | № урока | Тема урока | Дата | Средства обучения (ИКТ,ТСО,ЭОР,ЦОР) | Примечание |
План | Факт |
8 класс. |
Искусство в жизни современного человека. 3 |
1. | 1. | Искусство вокруг нас. | Сентябрь | | Презентация CD диск | |
2. | 2. | Художественный образ – стиль – язык. Входная контрольная работа. | Сентябрь | | Презентация CD диск | |
3. | 3. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Сентябрь | | Презентация CD диск | |
Искусство открывает новые грани мира. | 7 | | | |
4. | 4. | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | Сентябрь | | Презентация CD диск | |
5. | 5. | Зримая музыка. | Октябрь | | Презентация CD диск | |
6. | 6. | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | Октябрь | | Презентация CD диск | |
7. | 7. | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Как начиналась галерея. | Октябрь | | Презентация CD диск | |
8. | 8. |
9. | 9. | Музыкальный портрет. Александр Невский. Контрольная работа по итогам 1 четверти. | Октябрь | | Презентация CD диск | |
10. | 10. | Портрет композитора в литературе и кино. | Ноябрь | | Презентация CD диск | |
Искусство как универсальный способ общения. | 7 | | | |
11. | 11. | Мир в зеркале искусства. | Ноябрь | | Презентация CD диск | |
12-13. | 12-13. | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? | Ноябрь Декабрь | | Презентация CD диск | |
14. | 14. | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | Декабрь | | Презентация CD диск | |
15. | 15. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | Декабрь | | Презентация CD диск | |
16. | 16. | Символы в жизни и искусстве. Контрольная работа по итогам 2 четверти. | Декабрь | | Презентация CD диск | |
17. | 17. | Музыкально-поэтическая символика огня. | Январь | | Презентация CD диск | |
Красота в искусстве и жизни. | 10 | | | |
18. | 18. | Что есть красота. | Январь | | Презентация CD диск | |
19. | 19-20. | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | Январь | | Презентация CD диск | |
21. | 21-22. | Есть ли у красоты свои законы. | Февраль | | Презентация CD диск | |
23. | 23-24. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Февраль | | Презентация CD диск | |
25. | 25. | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | Март | | Презентация CD диск | |
26. | 26. | Как соотноситься красота и польза. | Март | | Презентация CD диск | |
27. | 27. | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Контрольная работа по итогам 3 четверти. | Март | | Презентация CD диск | |
Прекрасное пробуждает доброе. | | | | |
28-33. | 28- 33. | Преобразующая сила искусства. | Апрель | | Презентация CD диск | |
34. | 34. | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | Май | | Презентация CD диск | |
35. | 35. |
Всего: | | 35 | | | |
9 класс | |
Воздействующая сила искусства. | | | | |
36 - 38. | 1 - 3. | Искусство и власть. Входная контрольная работа. | Сентябрь | | Презентация CD диск | |
39 - 40. | 4 - 5. | Какими средствами воздействует искусство? | Сентябрь Октябрь | | Презентация CD диск | |
41 - 42. | 6 - 7. | Храмовый синтез искусств. | Октябрь | | Презентация CD диск | |
43. | 8. | Контрольная работа по итогам 1 четверти | Октябрь | | Презентация CD диск | |
44. | 9. | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | Ноябрь | | Презентация CD диск | |
Искусство предвосхищает будущее. | 7 | | | |
45 - 46. | 10 –11. | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | Ноябрь | | Презентация CD диск | |
47. | 12. | Предсказание в искусстве. | Ноябрь | | Презентация CD диск | |
48 - 49. | 13 - 14. | Художественное мышление в авангарде науки. | Декабрь | | Презентация CD диск | |
50 - 51. | 15 - 16. | Художник и ученый. Контрольная работа по итогам 2 четверти. | Декабрь | | Презентация CD диск | |
Дар созидания. Практическая функция. | 11 | | | |
52. | 17. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | Январь | | Презентация CD диск | |
53. | 18. | Архитектура исторического города. | Январь | | Презентация CD диск | |
54. | 19. | Архитектура современного города. | Январь | | Презентация CD диск | |
55. | 20. | Специфика изображений в полиграфии. | Февраль | | Презентация CD диск | |
56. | 21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Февраль | | Презентация CD диск | |
57. | 22. | Декоративно-прикладное искусство. | Февраль | | Презентация CD диск | |
58. | 23. | Музыка в быту. | Февраль | | Презентация CD диск | |
59. | 24. | Массовые, общедоступные искусства. | Март | | Презентация CD диск | |
60 - 61. | 25 - 26. | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | Март | | Презентация CD диск | |
62. | 27. | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Контрольная работа по итогам 3 четверти. | Март | | Презентация CD диск | |
Искусство и открытие мира для себя. | 8 | | | |
63 - 64. | 28- 29. | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | Апрель | | Презентация CD диск | |
65. | 30. | Литературные страницы. | Апрель | | Презентация CD диск | |
66 - 70 | 31- 35. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все». | Май | | Презентация CD диск | |
Всего: | | 35 | | | |
Итого | | 70 | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Выпускники научатся:
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Содержание учебного предмета
Основу предмета «Искусство» составляет высокохудожественное наследие области народного искусства, литературы и музыки (временных искусств), живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна (пространственных искусств), кино, театра и хореографии (пространственно-временных искусств). Все изучаемые виды прошлого и современного отечественного и зарубежного искусства различных стилей и жанров рассматриваются в широком социокультурном контексте с позиции духовного наследия человечества. Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших свою «вторую жизнь» в музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе. П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римский-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского, И.Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И.С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Орфа, А.Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной, Э. В. Денисова и др. Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основы стиля и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских (А. Рублёв, Б. К. Растрелли, Э. М. Фальконе, И.П. Мартос, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский и др.) и зарубежных ( Л. Да Винчи, Рафаэль, Санти, Микеланджело, Буанарроти, Тициан, П. Брейгель, Эль Греко, А. Дюрер, Д. Арчимбольдо, М. Караваджо и др.) художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм). Учащиеся получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства (Ч. Чаплин, У. Дисней, С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, С, Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский и до.), театра (Б. Брехт, Б. Шоу, И. Бергман, П. Брук, П. Штайн, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и др.), хореографии (М. Бежар, Д. Ноймайер, М. Петипа, Ю. Григорович и др.). Народное искусство раскрывается во всем интонационно-жанровом многообразии самобытных культурных традиций (фольклор народов России и других стран, региональные традиции). Накапливаются знания о всемирно известных исполнителях ( Р. Тибальди, Л. Паваротти, Г. фон Караян, Е. Ф. Светланов, Л.А. Русланова, Л.Г. Зыкина, С. Я. Лемешев, И. Козловский и др.), актёров театра и кино (Г. Гарбо, А. Делон, Л. Орлова, Н. Черкасов, М. Ульянов, В. Тихонов, Н. Мордюкова и др), артистах балета и выдающихся танцовщиках (А. Истомина, А. Павлова, В. Нижинский, А. Дункан, Г. Уланова, Р. Нуриев, М Эсамбаев, В. Васильев, М. Плисецкая и др.), исполнительских коллективах современности (Венский хор мальчиков, Бостонский симфонический оркестр, Камерный оркестр Гидона Кремера, Голландский королевский оркестр Концертгебау, Фольклорный ансамбль Д. Покровского, Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. А. Александрова, Государственный академический ансамбль народного танца И. Моисеева и др.). Данный предмет представлен двумя линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Они направлены на формирование целостного представления об искусстве и обобщении разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.
Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мире в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.
Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.
Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработка визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимации, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.
Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представление о возникновении и способах звучания. Выразительные средства и возможности музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное музыкальное творчество.
Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.