Составитель: учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна, МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата |
| | | | | | | | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Музыка и литература |
1 | Музыка и литература. Что роднит музыку с литературой. | 1 | Вводный урок формирова -ния новых знаний. | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Взаимовязь музыки и литературы. Осознание этнической принадлежности и культурной идентич - ности на основе осознания «Я» как гражданина России. | Знать: что роднит музыку с литературой; о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь: выявлять связи музыки и литературы; приводить примеры различных музыкаль -ных жанров | Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. «Гимн России» муз А. Александрова Сл. С. Михалкова. | Жанр: юмореска, экспромт. | Выучить наизусть текст «Гимн РФ». | | |
2 | Вокальная музыка. «Россия, Россия нет слова красивей…». | 3 | Урок закрепления новых знаний. | Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложилипесню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. | Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: называть основные жанры русских народ ных песен; определять значение песни в жизни общества; отличать романс от песни, роль сопровож - дения в исполнении ро - манса и песни. | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение: «Гимн России» муз А. Александрова слова С. Михалкова. | Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые. | Запись названий известных народных песен, люби мых в семье. | | |
3 | «Песня русская в берёзах песня русская в хлебах…». | 3 | Урок повторитель –но - обобщающий. | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. Роль песни в жизни человека. Жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбель -ные, трудовые, протяжные, хороводные. | Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: называть основные жанры русских народ ных песен; определять значение песни в жизни общества; отличать романс от песни, роль сопровож - дения в исполнении ро - манса и песни. | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение: «Малиновый звон» слова А. Поперечного Музыка А. Морозова. | Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые. | Запись названий известных народных песен. | | |
4 | «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…». | 3 | Урок обучения умениям и навыкам. | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Камерная музыка – музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей. Воплощение образа природы в произве -дениях искусства (музыке, литературе и живописи. | Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: называть основные жанры русских народ ных песен; определять значение песни в жизни общества; отличать романс от песни, роль сопровож - дения в исполнении ро - манса и песни. | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение: «Моя Россия» Г. Струве. | Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые. | Проект: «Народная песня - душа народа!» | | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит кикимора». | 2 | Урок закрепления новых знаний. | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных лите ратурных источников. Знакомство с образцами произведений программной инструментальной музыки. | Знать: понятие программная музыка. Уметь: анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; проводить интонаци –онно - образный анализ музыкального произ -ведения; объяснять как приемы развития музы-ки могут раскрывать образы сочинений. | Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение: «Моя Россия» музыка Г. Струве слова | Жанр концерт. | Нарисовать Шахерезаду или сочинить сказку которую могла бы рассказывать Шахерезада султану. | | |
6 | «Что за прелесть эти сказки…». | 2 | Урок комплексного применения знаний. | Знакомство с образцами произведений программной инструментальной музыки созданных на основе русских народных сказаний. Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. | Знать: понятие программная музыка. Уметь: анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; слушать и размышлять о зна-комом музыкальном произведении, выска-зывать суждение об основной идее, о сред -ствах и формах её воп –лощении сравнения различных исполни -тельских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение: «Моя Россия» Г. Струве. | Сообщения учащихся (рефераты). | Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле | | |
7 | Жанры инстру ментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола. Общие черты у романсов М. Глинки и Ф. Шуберта. Специфика деятельности композитора, поэта, писателя. | Знать: понятия: вокальная, инструментальная музыка. Уметь: называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение: «Добрые сказки» музыка и слова А. Ермолова. | Основоположники профессиональной композиторской музыки. | Подготовка к самостоятельной работе. | | |
8 | Песнь моя летит с мольбою…». | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искус ством. Взаимосвязь музыкального и и литературного искусства через общность жпнров. | Знать: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение: «Добрые сказки» музыка и слова А. Ермолова. | Жанр Оперетта. | Заучить музыкаль -ные определения | | |
9 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Обощение материала 1 четверть. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Знать: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение: «Во сне». | Использование народных песен в творчестве компо зиторов. Синкопа. | Заучить музыкаль -ные определения | | |
10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» «Перезвоны» Звучащие картины. «Скажи, откуда ты приходишь красота?» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Колокольный звон в музыке. Представлен - ние о синтезе искусств: музыки, живописи,литературы. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. | Знать: значение колокольного звона в жизни человека; ассоциативные связи между художествен -ными образами музыки и других видов искусства. Уметь: выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи. | Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение: «Во сне». Беседа по теме занятия. | Альт. Альтерация. | Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам. | | |
11 | Писатели и поэ- ты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармо- монии задум-чивый поэт. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…». «Был он весь окутан тайной -Чёрный гость». | 3 | Урок обучения умениям и навыкам. | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов. | Знать: что благодаря музыке появились многие про изведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов. Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. | Хоровое пение: музыка и слова Ж. Колмагоровой «Мама». Беседа. Интона-ционно-образное сопоставление музыки и литера -турных произве - дений. | Основоположники профессиональной композиторской музыки. Реквием. | Повтор изученных музыкаль -ных терми-нов. | | |
12 | Первое путе - шествие в Муз. театр. Опера. Оперная мозаика. Опера - былина «Садко». Звучащие картины. «Поклон вам гости имени –тые, гости заморские. | 3 | Комбиниро -ванный урок. | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; нацио нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов. Синтез искусств в балетном жанре. | Знать: что благодаря музыке появились многие про изведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выра-зительности разных ви -дов искусств в созда-нии единого образа. | Хоровое пение: музыка и слова Ж. Колмагоровой «Мама». Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений. | Жанр опера. Бельканто. | Проект «Романс в творчестве М. Глинка». | | |
13 | Второе путе - шествие в Музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет – сказка «Щелкунчик». | 3 | Урок применения знаний и умений. | История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Лучшие отечественные танцоры и хореографы. | Знать: историю развития ба - летного искусства; понятия: балет, солист, танцор, кордебалет. Уметь: анализировать составляющие средства музыкальной вырази - тельности. | Хоровое пение: «Русская зима» сл. М. Пляцковс - кого музыка В. Шаинского Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета. | Жанр балет. | Найти сведения о известных балеринах. | | |
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Взаимосвязь с жизнью музыкального искусства с литературным сценарием и музыкальным фильмом. | Уметь: определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произве -дения в пении, музыкально –ритмичес-ком движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | Слушание музыки. Хоровое пение: «Русская зима» сл. М. Пляцковс - кого, музыка В. Шаинского Беседа по теме занятия. | Значение слов: ансамбль, антракт, баритон, бас. | Повтор изученных музыкаль-ных терми-нов. | | |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы. | Знать: особенности жанра –мюзикл; историю возникнове - ния мюзикла; чем мюзикл отличает ся от оперы? Уметь: называть наиболее известные мюзиклы. | Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | Жанр мюзикл, хорал, этюд, квартет. | Сообщение о истории происхож -дения мюзикла. | | |
16 | Мир композитора. Обобщение материала 2 четверть. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение знаний и представлений о музыкальных жанрах. Значение музыки в многогранном мире композитора. Выявление многосторонних связей музыки, ИЗО искусства и литературы. | Знать: что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь: выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств; сравни - вать общность образов в музыке, живописи, ли-тературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении. | Устный контроль. Интонационно-образный и жанрово – стилевой анализ Музыкальных произведений. Хоровое пение: Повтор песенного репертуара. | Музыкаль -ные термины: тембр; диапазон. | Учебник Стр. 72 – 73. | | |
17 | Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразитель-ным искусством. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Связь музыки и изобразительного искусства. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Знать: что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение: «Рождественская песня» Слова: Игорь Шевчук, музыка: Евгения Зарицкая. | Жанр. Рацея. | Заучить записанные определения: Жанр, рацея. | | |
18 | Небесное и зем- ное в звуках и красках. «Три вечные струны Молитва, песнь, любовь». «Любить. Молиться. Петь Святое назначение…» «В минуты музыки печальной…» « Есть сила благодатная в созвучье слов живых». | 1 | Комбиниро -ванный урок. | Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. | Знать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение: «Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова. | Жанр а капелла. Музыкаль -ный пейзаж. | Учебник стр. 80- 90. | | |
|
19 | Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский «За русский дом, за русский край». Ледовое побоище. После побоища. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства. Познакомить с жиз -нью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и ИЗО ис –кусстве. Сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева. | Знать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особен -ности их драматурги - ческого развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: выявлять общие чер - ты в художественных и музыкальных образах; определять на слух основные части кантаты сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение: «Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова. | Певческий голос – меццо – сопрано. | Самостоя -тельно написать либретто к кантате «Александр Невский». | | |
20 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Ты расскрой мне природа объя-тия». «Мои помыслы – краски, мои краски – напе-вы. И это всё -весенних дней приметы». Фореллен - квинтет. Дыха-ние русской пе-сенности. | 1 | Урок комплексного применения знаний. | Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской при -роды в песне, светской музыке, молитве, жи -вописи, литературе. Музыкальные краски в произведениях композиторов - романтиков. | Знать: выразительные возмож-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных компози -торов: С. Рахманинов, Ф. Шуберт (творчество) Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного компо –зитора. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль. Хоровое пение: «Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова. | Музыкаль -ный ансамбль: квинтет. | Слад – шоу По тексту песни «Мой Кавказ». | | |
21 | Колокольность в музыке и ИЗО. Весть святого тор -жества. «Древний храм златой вершиной блещет ярко…». | 1 | Урок изучения нового. | В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Представление жизненных прообразов и народ-ные истоки музыки - на примере произве -дений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. | Знать: место и значение колокольных звонов в жизни человека. колокольность - важный элемент национального мировосприятия. колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессио -нальной музыки. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль. Хоровое пение: «Моя армия» сл. И. Резник муз. Э. Ханка. | Тропарь. Вертеп. | Учебник стр. 108 – 111. | | |
22 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали». | 2 | Урок формирова -ния и усвоения знаний. | Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор – исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки. | Знать: об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях; Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель». Уметь: сопоставлять скрипич - ную музыку с живо - писью; анализировать, сравни - вать произведения. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение: «Моя армия» сл. И. Резник муз. Э. Ханка. | Музыкаль – жанр: сюита. Музыкаль – ный портрет. | Составить музыкаль – ный портрет любимого композитора. | | |
23 | «Неукротимым духом своим, он побеждал зло». | 2 | Урок проверки и оценки знаний. | Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. | Знать: жанровое и стилевое многообразие музыкального искусства специфику его выразительных средств и музыкального языка. Уметь: выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. | Слушание музыки. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Хоровое пение: «Моя армия» сл. И. Резник муз. Э. Ханка. | Жанр: каприс. | Реферат: «Жизнь и творчество Н. Паганини. | | |
24 | Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Расширение представления о видах музыкально – испол - нительского искус-ства; известные дирижеры мира. управление музыкальным коллективом в про - цессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения. | Знать: понятия: оркестр, ди - рижер; состав групп инстру - ментов симфонического оркестра; имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; размышлять о музыкальном произведении; проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль Хоровое пение: «Мама без ума люблю, я» слова и музыка Ж. Колмагоровой. | Певческий голос: Контральто. | Учебник стр. 118 – 119. | | |
25 | Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой». | 1 | Урок изучения нового материала. | Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. | Знать: Знать композиторов музыкальных произведений и художников написавших картины; названия картин и музыкальных произведений. Уметь: делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй); проводить интонационно - образный анализ музыки. | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение: «Мама без ума люблю, я» слова и музыка Ж. Колмагоровой. | Симфония №5. | Слайд шоу: «Музыкаль -ное твор -чество Л. Бетховена». | | |
26 | «Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…» Обобщение материала 3 четверти. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Расширение понятий о симфонической музыке Л. Бетховена. Группы и виды инструментов оркестра, их выразительная роль. Обобщение свя - зей музыки, литерату –ры и изобразительного искусства. | Знать: понятия: симфонический оркестр, состав групп инстру - ментов симфонического оркестра. Уметь: определять музыкальные произведения по слуху. | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение: повтор песенного репертуара четверти. Письменный контроль (карточки). | Хоровой концерт. | Составить глоссарий музыкаль -ных терминов. | | |
27 | Застывшая музыка. Содружество муз в храме. | 1 | Комбиниро –ванный урок. | Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка. Содержание музыки и произведений ИЗО ис- кусства в драматиза - ции, инсценировании, пластике и свободном дирижировании. | Знать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства; отличия католической и православной музы - кальной культуры; понятие а капелла. Уметь: сопоставлять музыку и памятники архитектуры. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение: «Мама без ума люблю, я» слова и музыка Ж. Колмагоровой. | Жанр: рондо. | Учебник, стр. 126 – 131. Выучить наизусть записи в тетради. | | |
28 | Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Преобразующее взаимодействие музыки и живописи. Любимый инструмент Баха – орган. | Знать: понятия: орган, поли - фония, фуга; основные события из жизни и творчества И. С. Баха. Уметь: проводить интонацион –но - образный анализ музыки. | Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно -образный анализ. Хоровое пение: «Апрель» музыка и слова А. Ермолаева | Жанр: полифония, фуга. | Реферат: «Возвышен-ное и неземное в творчестве И. С. Баха». | | |
29 | Музыка на мольберте. Композитор – художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…». Звучащие картины. «Вселенная представляется Мне большой симфонией…». | 1 | Урок изучения нового материала. | Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Медиатор (плектр) -тонкая пластинка которой цепляют струны при игре на струнных щипковых инструментах. | Знать: что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель -ного искусства. | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение: «Апрель» музыка и слова А. Ермолаева | Медиатор (плектр). | Выучить наизусть песню «Моя Россия – моя страна» слова и музыка С. Паради. | | |
30 | Импрессио- низм в музыке и живописи. «Музыка ближе всего к природе…». «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе…». | 1 | Урок изучения нового материала. | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Взаимодействие с различными видами искусства и жизнью. | Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз Уметь: выявлять жанровое и стилевое многообразие музыкального искусства. | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение: «Моя Россия – моя страна» слова и музыка С. Паради. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин). | Музыкаль -ное направ-ление: Импрессио - низм. Музыкаль -ные термины: Многого - лосье. | Исследова-тельский проект: «Импрес -сионизм в Музыке и живописи». | | |
31 | «О подвигах, о доблести, о славе…». «О, тех кто уже не придёт никогда, помните!» Звучащме картины. | 1 | Урок изучения нового материала. | Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Воплощение музыкального искусства своего народа и разных народов мира через классическое и современное наследие Стилевое многообра-зие музыки 20 века. Богатство музыкаль -ных образов - драма-тические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. | Знать: понятие реквием; ценности жизни во всех её проявлениях; историю России, её героического прошлого. Уметь: проводить интонацион –но - образный анализ музыки; понимать о взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов. | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение: «Моя Россия – моя страна» слова и музыка С. Паради. | Музыкаль – ные термины: модуляция. | Учебник стр. 146 - 149. Запись муз. терминов в глоссарий. | | |
32 | «В каждой мимолётности вижу я миры». С. Прокофьев: «музыка и молодость в расцвете…». Музыкальная живопись М. П. Мусоргского. | 1 | Урок изучения нового материала. | Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Знакомство с циклом фортепианных мини -атюр С. Прокофьева и фортепианной сюи -той М. Мусоргского. Своеобразие и органичность их творчества. | Знать: понятие интерпретация; о своеобразие музы -кальных образов в творчестве русских композиторов. Прокофьева и М. Мусоргског Уметь: выявлять общие черты в средствах выразитель - ности музыки и изобразительного искусства; эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимодействии с жизнью. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение: «День Победы» музыка Д. Тухманова слова В. Харитонова. | Жанр: ноктюрн. | Подготовка к тестирова -нию. | | |
33 | Мир композитора. | 1 | Урок контрольного учёта и оцен –ка знаний, умений и навков, зачёт; практикум. | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Музыкальное содержание как художественно - образное отражение действи -тельности. | Знать: что роднит музыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь: выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств; находить ассоциатив -ные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль Хоровое пение: «День Победы» музыка Д. Тухманова слова В. Харитонова. | Музыкаль – ные термины: партитура. | Проект «Мир композито -ра». | | |
34 | С веком на равне. Обобщение материала за 4 четверть. | 1 | Обобщение и систематиза -ция, практи -кум. Урок-концерт. | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов. Защита проектов. | Знать: основные принципы развития музыки; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений разных жанров; Уметь: приводить примеры; выявлять общее и различие музыкального и изобразительного искусства. | Слушание музыки. Хоровое пение: Устный контроль | Музыка: кантата, симфония; реквием; сюита; соната; фуга. Изобрази -тельное искусство: Портрет; Пейзаж; Батальная картина; Икона; Храм. Фреска Орнамент | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний. | | |
35 | Резервный урок. | 1 | | | | | | | | |