№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | КР | ПрР |
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве |
1.1. | Декоративно-прикладное искусство и его виды | 1 | – | – | | Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде. Сравнивать виды декоративно-прикладного искусства по материалу назначения и практическому значению. Анализировать связь ДПИ с бытовыми потребностями людей. Самостоятельно формулировать понятие «ДПИ». Классифицировать предметы ДПИ. | Тестирование | Видеоуроки «Декоративно-прикладное искусство» https://www.youtube.com/watch?v=WMciQzQeqoA https://www.youtube.com/watch?v=nLDc3C2mIDg |
Раздел 2. Древние корни народного искусства |
2.1. | Древние образы в народном искусстве | 1 | – | 1 | | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства. Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок. Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.). Осваивать навыки декоративного обобщения | Портфолио обучающегося | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/main/312993/ |
2.2. | Убранство русской избы | 1 | – | 1 | | Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве. Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов | Портфолио обучающегося | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/main/313024/ Виртуальная экскурсия: музейный комплекс «Золотая хохлома». 3D-тур по дому «Семена ложкаря» https://www.korely.ru/visitors/tours/video/ Устройство древнерусской избы https://www.youtube.com/watch?v=WXlGf_y5Rio |
2.3. | Внутренний мир русской избы | 1 | – | 1 | | Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома. Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома | Портфолио обучающегося | Виртуальная экскурсия: Томский областной художественный музей. https://goldenhohloma.com/upload/3d-tours/semen-lozhkar/ |
2.4. | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | 1 | – | 1 | | Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности). Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов) | Портфолио обучающегося | Видеолекция «Предметы народного быта» https://www.youtube.com/watch?v=ygMOPt0VLKY |
2.5. | Народный праздничный костюм (коллективный проект) | 1 | – | 1 | | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма. Участвовать в создании коллективного проекта, связанного с народными костюмами | Портфолио класса. Самоконтроль с использованием оценочного листа | Виртуальная экскурсия: музей Малые Корелы. Выставка «Во всей красе» https://www.korely.ru/exposition/exhibition/74/ |
2.6. | Искусство народной вышивки (коллективный проект) | 1 | – | 1 | | Понимать условность языка орнамента, его символическое значение. Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями. Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре. Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Участвовать в создании коллективного проекта, связанного с народной вышивкой | Портфолио класса. Самоконтроль с использованием оценочного листа | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/main/276986/ Виртуальная экскурсия: музей Малые Корелы. Выставка «Северная пестрядь» https://www.korely.ru/exposition/exhibition/71/ |
2.7. | Народные праздничные обряды (обобщение темы; коллективный проект) | 1 | – | 1 | | Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества. Участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников. | Портфолио класса. Самоконтроль с использованием оценочного листа | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7828/start/277014/ |
2.8. | Тематический контроль по разделам 1 и 2 | 1 | 1 | – | | | Зачёт | |
Раздел 3. Народные художественные промыслы |
3.1. | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | 1 | – | – | | Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления. Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами. Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Тестирование | Россия ремесленная: известные промыслы и их происхождение https://kudago.com/all/news/rossiya-remeslennaya-izvestnyie/ Видеолекция «Народные промыслы России» https://www.youtube.com/watch?v=JrmdVd_QUTc |
3.2. | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | 1 | – | 1 | | Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов. Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др. Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла | Портфолио обучающегося | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/main/313055/ |
3.3. | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 1 | – | 1 | | Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла. Объяснять назначение изделий хохломского промысла. Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.). Создавать эскизы изделия по мотивам промысла | Портфолио обучающегося | Виртуальная экскурсия. Семенов «Золотая хохлома»: 3D-тур по ассортиментному кабинету https://goldenhohloma.com/upload/3d-tours/assorti/ |
3.4. | Городецкая роспись по дереву | 1 | – | 1 | | Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись. Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи. Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла | Портфолио обучающегося | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083/ |
3.5. | Мезенская роспись по дереву | 2 | | 2 | | Наблюдать и эстетически характеризовать мезенскую роспись. Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей мезенской росписи. Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла | Портфолио обучающегося | Мезенская роспись https://www.youtube.com/watch?v=8kf0Bsjttrc |
3.6. | Искусство Гжели. Керамика | 2 | – | 2 | | Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели. Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора. Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка. Создавать эскиз изделия по мотивам промысла. Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции | Портфолио обучающегося | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083/ |
3.7. | Жостово. Роспись по металлу | 2 | – | 2 | | Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи. Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов. Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи | Портфолио обучающегося | Виртуальная экскурсия: Жостово https://zhostovo.ru/page/jostovo |
3.8. | Искусство лаковой живописи | 1 | – | 1 | | Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры. Знать об истории происхождения промыслов лаковой миниатюры. Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр | Портфолио обучающегося | Видео «История лаковой миниатюры» https://www.youtube.com/watch?v=Qh5NsH-iKdE https://www.youtube.com/watch?v=fS2jevBGko4 |
3.9. | Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России (коллективный проект) | 1 | – | 1 | | Участвовать в создании коллективного проекта, связанного с художественными ремёслами и промыслами | Портфолио класса. Самоконтроль с использованием оценочного листа | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7832/start/277138/ Лаковая живопись Федоскино https://resh.edu.ru/subject/lesson/7840/start/313511/ |
3.10. | Тематический контроль по разделу 3 | 1 | 1 | – | | | Зачёт | |
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов |
4.1. | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | 1 | – | 1 | | Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора. Делать зарисовки элементов декора или декорированных предметов | Портфолио обучающегося | Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175/ |
4.2. | Особенности орнамента в культурах разных народов | 2 | – | 2 | | Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится. Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента. Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры | Портфолио обучающегося | Видео «Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира» https://www.youtube.com/watch?v=1xndkuH3fMc |
4.3. | Особенности конструкции и декора одежды | 2 | – | 2 | | Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках. Изображать предметы одежды. Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры | Портфолио обучающегося | Уроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7835/start/313206/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/start/280792/ |
4.4. | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры (коллективный проект) | 2 | – | 2 | | Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи | Портфолио класа. Самоконтроль с использованием оценочного листа | Уроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7835/start/313206/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/main/280796/ |
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека |
5.1. | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства | 2 | – | – | | Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства. Вести самостоятельную поисковую работу по направлению выбранного вида современного декоративного искусства. Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников | Тестирование | Современное декоративно-прикладное искусство https://www.youtube.com/watch?v=WYKUG3dVidk |
5.2. | Символический знак в современной жизни | 1 | – | 1 | | Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке. Разъяснять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города. Рассказывать о происхождении и традициях геральдики. Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования | Портфолио обучающегося | Уроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/main/313456/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7838/start/313567/ |
5.3. | Декор современных улиц и помещений (коллективный проект) | 1 | – | 1 | | Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них. Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя. Участвовать в праздничном оформлении школы | Портфолио класса. Самоконтроль с использованием оценочного листа | Компания Айра. Проекты https://aira.ru/proekty/ Megapolis. Реализованные проекты https://megapolisgroup.spb.ru/portfolio |
5.4. | Тематический контроль по разделам 4 и 5 | 1 | 1 | – | | | Зачет | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ | 34 | 3 | 27 | |