СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование ТО "Моё Оренбуржье"3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическре планирование поможет учителю  в разработке ТО "Моё Оренбуржье"

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование ТО "Моё Оренбуржье"3 класс»



1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой направленности у учащихся в освоении родной местности. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования на территории Оренбургской области.   

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического  направления  программы «Моё Оренбуржье».

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Актуальность программы

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение курса краеведения отводится ограниченное время, развитие творчества у учащихся через систему дополнительного образования становится особенно актуальным.

Содержание программы внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы внеурочной деятельности. Особая роль отводится именно краеведческому воспитанию подрастающего поколения. Содержание внеурочной деятельности направленно на развитие у детей умение видеть и понимать красоту окружающего мира и в частности своей Оренбургской области. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по краеведению являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, которые неотъемлемо стоят в цепочке патриотического воспитания. Воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает большие объемы, затрагивающие нравственное и патриотическое воспитание. За достаточно короткий срок обучения учащиеся получают основательный объем знаний в данной области, имеют хороший практический навык.

Педагогическая целесообразность программы.

 Возраст детей 8-10 лет. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экологии.

  Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только изучают особенности курса: «Моё Оренбуржье» но и также через специально    организованные наблюдения, сравнения, проведения практических работ, высказывают собственные гипотезы, и тем самым как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

 В целом программа способствует  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Цель  программы –  формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков о родном Оренбуржье.

Задачи:

воспитательная  – воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.

развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований.

образовательная – овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике.

Отличительные особенности программы

Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин.

Учебные занятия строятся внеурочными формами деятельности творческого характера. Занятия проводятся в классе комплекте (3 классы). Результатом изучения курса является способность применять знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры.

Возраст детей и срок реализации программы

Программа ориентирована на детей в  возрасте 8 – 10 лет и рассчитана на 1 год обучения (34 ч.).

Формы и режим занятий

Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.

Формы организации занятий: беседы, посещение музеев, конкурсы, открытое занятие, игры.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (сбор и анализ информации), где стимулируется самостоятельное творчество.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности.

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

поиск и отбор необходимых источников информации;

представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

работа с текстом и вне текстовыми компонентами:

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

составление рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

Предметные результаты:

учащиеся  знают:

о роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

умеют:

  • систематизировать информацию;

  • структурировать информацию

  • определять проблему и способы ее решения;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

имеют навык:

  • нахождения, использования и презентации географической информации.

Формы подведения итогов реализации программы

Форма подведения итогов реализации программы – урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы «Моё Оренбуржье».

Результаты внеурочной деятельности школьников

в курсе «Моё Оренбуржье» распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни): обучающиеся узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие обучающихся между собой науровне класса, образовательного учреждения, знакомство с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречи с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий, развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): обучающиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность, получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование, участие в выставках, игры-путешествия, занятия-исследования, экскурсии, аукционы знаний, практические занятия, поисковая работа, встречи с интересными людьми.

2.Содержание программы курса внеурочной деятельности


Из истории края Оренбургского (3 часа)

Первые следы пребывания человека на территории Оренбургской области. (1 ч)

История появления города Оренбург.(1ч)

Оренбургская губерния.(1 ч) «Всё про Оренбургскую губернию!» - виртуальная экскурсия в музей города Оренбурга (презентация из личного архива). Мини сочинение «Моя Родина».

Формы организации занятий: беседа, урок – игра, игра-путешествие

Виды деятельности обучающихся: знакомятся с географическом положением Оренбургской области, с картой и историей образования Оренбурга и Оренбургской области, с историческими и культурными достопримечательностями, составляют мини-сочинений о своей малой родине

Знай, люби свой край (2 часа)

Образование города Бугуруслана(1ч)

Исторические места города Бугуруслана.(1ч)

Формы организации занятий: беседа, урок- практикум, урок презентация, выставка, экскурсия, поисковая работа Виды деятельности обучающихся: изучают историю города Бугуруслана, работают над творческим проектом «На свете много улиц разных», готовят представление визитной карточки своей семьи, составляют фото-рассказа о своей семье, знакомятся с занятиями людей родного края, знакомятся с профессиями своих родителей, участвуют в конкурсе рисунков о профессиях своих родителей.

Богатства Оренбургской области(2 часа)

Полезные ископаемые, которые добывают в Оренбургской области. Почвы Оренбургской области.(1ч)

Памятники природы региона. (1ч)

Наши знаменитые земляки( С.Т. Аксаков)(1ч)

Формы организации занятий: урок-исследование, урок –практикум, урок-презентация,

Виды деятельности обучающихся: знакомятся с полезными ископаемыми области, изучают основные свойства полезных ископаемых, рельеф региона, работают с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области, знакомятся с природными памятниками региона. Мини сочинение «Моя Родина».

Климат Оренбургской области(2 часа)

В какой природной зоне Оренбургская область? Что такое климат? Средние многолетние температуры самого холодного и самого тёплого месяцев. (1ч)

Времена года.(1ч) Сочинение «У природы нет плохой погоды…»

Формы организации занятий: беседа, творческое занятие

Виды деятельности обучающихся: знакомятся с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей, составляют мини- сочинение

Мир природы Оренбуржья. (4 часов)

Состав животного мира.Животный мир степи.(1ч)

Животный мир рек, водоемов.(1ч.)

Лекарственные растения Оренбургской области, занесенные в Красную книгу.(1ч)

Природные памятники Оренбургской области(1ч)

Формы организации занятий: беседа, тематическое занятие, урок- презентация, урок практикум, урок-экскурсия. Виды деятельности обучающихся: знакомятся с разнообразием животного мира, выявляют отрицательного влияния деятельности человека на животных, знакомятся с заповедниками Оренбургской области, с водоёмами Оренбургской области, знакомятся с лечебными растениями, изучают правилами сбора лечебных трав, знакомятся с видами растений, нуждающимися в особой охране, выявляют экологические проблемы.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности



Название раздела

Количество часов

1

Из истории края Оренбургского

3

2

Знай, люби свой край

10

3

Богатства Оренбургской области

3

4

Климат Оренбургской области

2

5

Мир природы Оренбуржья.

7

6

Культурное наследие.

5

7

Население.

3

8

Итоговое занятие.

1



Календарно - тематический план внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»

№ п/п


Тема занятий

Количество часов.

Дата



план

факт



1.

Первые следы пребывания человека на территории Оренбургской области.

1



Занятие- путешествие

https://multiurok.ru/files/mul-timiediinaia-priezientatsiia-piervyie-obitatie.html

2.

История появления города Оренбург

1



Занятие - исследование

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/05/01/istoriya-orenburgskogo-kraya

3.

Оренбургская губерния.

1



Виртуальная экскурсия

http://orenkraeved.ru/images/biblioteka/istoriya_i_kraevedenie/istoriya_orenburzhiya/istoriya_orenburzhiya.pdf

4

Образование города Бугуруслана

1



Устный журнал

https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/metodicheskaia_razrabotka_istoriia_goroda_buguruslana

5

Исторические места города Бугуруслана

1



Виртуальная экскурсия

https://www.sites.google.com/site/galainterfil/istoria/istoria-buguruslana


Полезные ископаемые, которые добывают в Оренбургской области.

1



Занятие- исследование

https://ppt-online.org/773994

7.

Наши знаменитые земляки( С.Т. Аксаков)

1



Виртуальная экскурсия

Аксакова http://omizo.ru/about/tour-aksakov.html


8.

Времена года. Сочинение «У природы нет плохой погоды…»

1



Занятие - практикум

http://www.omizo.ru/about/tour.html

9

Состав животного мира. Животный мир степи, лесо-степи

1



Занятие - практикум

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/26/lesostepi-i-stepi-predstaviteli-zhivotnogo-i-rastitelnogo-mira

10.

Животный мир рек, водоемов

1


проект

https://урок.рф/library_kids/ekologiya_rek_i_vodoemov_102333.html

11.

Лекарственные растения Оренбургской области, занесенные в Красную книгу

1



Занятие- исследование

https://ppt-online.org/1029157

12.

Природные памятники Оренбуржья


1



Виртуальная экскурсия

https://ppt-online.org/1085307



Методическое обеспечение

  1. Родной край. Дидактическое пособие. Авт.-сост. И.Ю Агапова, Г.А.Агеева.-Оренбург: Изд.ООИПКРО,2002.-63 с.

  2. Люди и судьбы в истории Оренбургского края. Авт. Л.Футорянский. Изд. «Оренбургская губерния»,2000.- 86 с.

  3. Красная книга оренбургской области. Оренбургское книжное изд., 1998.- 175 с.

  4. Природное наследие Оренбургской области. Авт. А. А. Чибилёв, Оренбургское книжное изд. 1996.-380 с.

















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!