№ п/п | Наименование разделов и тем | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
«В чём сила музыки» |
РАЗДЕЛ 1. Музыка души (9 часов) | |
1 | «Музыка души» | Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. | Работают с текстом учебника. Слушают и анализируют музыкальные произведения. Вокально-хоровая работа, разучивание песни. | 1.09 | |
2 | Наш вечный спутник | Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека.) | Знакомятся с материалами учебника, выделяют главное. Слушают, воспринимают, анализируют музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни. | 8.09 | |
3 | Искусство и фантазия. | Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере вальса – фантазия М. Глинки) | Работают с текстом учебника. Слушают музыку. | 15.09 | |
4 | Искусство–память человечества | Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский). Важнейшие эпохи в истории культуры. | Знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы. Вокально-хоровая работа, разучивание песни. Слушание произведения и его анализ. | 22.09 | |
5 | В чем сила музыки | Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера) | Слушание. | 29.09 | |
6 | Волшебная сила музыки | Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси | Работают с учебником, осуществляют поиск ответов на поставленные вопросы. Работают над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушают, определяют композитора. | 6.10 | |
7 | Музыка объединяет людей | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве г. Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). | Слушают, воспринимают, анализируют музык. Произведения. | 13.10 | |
8 | Единство музыкального произведения | Идея человечества и человечности в симфонии №9 Л. Бетховена. Музыкальная картина современного мира. | Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | 20.10 | |
9 | Вначале был ритм | Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира. | Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | 27.10 | |
РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение (20 часов) | |
10 | О чём рассказывает музыкальный ритм | В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»). | Слушают, воспринимают, анализируют музык. Произведения. Вокально-хоровая работа. Разучивают песню. | 10.11 | |
11 | Практикум по теме «Музыка души» | Музыкальная викторина. | Отвечают на вопросы викторины. Работают в группах. | 17.11 | |
12 | Диалог метра и ритма | Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч.40 №1 Ф. Шопена). | Слушают и анализируют произведение. Изучают значение терминов. Вокально-хоровая работа. Разучивают песню. | 24.11 | |
13 | От адажио к престо | Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные и величественные темпы, как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»). Зажигательный народный танец Италии –тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини) | Слушают и анализируют произведение. Оценивают свое исполнение песни. | 1.12 | |
14 | «Мелодия – душа музыки» | Мелодия – важнейшее средство музыкальной вы-разительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф .Шуберта . | Знакомятся с материалом учебника, выделяют главное. Слушают, воспринимают, анализируют музык. произведения. Вокальная деятельность, разучивание новой песни. | 8.12 | |
15 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | Свет и радость в « Маленькой ночной серенаде» В.А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта). | Работают с учебником, ищут ответы на поставленные вопросы. На материале презентации знакомятся с жизнью и творчеством В. А. Моцарта . Слушают и определяют роли музыки в жизни человека. | 15.12 | |
16 | Мелодия «угадывает» нас самих | Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувства, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»). | Вокальная деятельность. Слушают и анализируют произведение. | 22.12 | |
17 | Гармония | Многозначность понятия гармонии. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «хорошо темперированного клавира» И. С. Баха | Знакомятся с материалом учебника, выделяют главное. Слушают, воспринимают, анализируют музык. Произведения. Хоровое исполнение песни. | 12.01 | |
18 | Два начала гармонии | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А. Моцарта. | Творческая работа. Импровизация на стихотворение И. Чурдалева «В природе». Слушают, воспринимают, анализируют музык. Произведения. Хоровое пение. | 19.01 | |
19 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии | Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. | Работа с текстом учебника, поиск ответов на вопросы. Творческая работа: музыкальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | 26.01 | |
20 | Красочность музыкальной гармонии | Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины её возникновения. | Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Анализируют связи между художественными образами музыки и другими видами искусств. | 2.02 | |
21 | Мир образов полифонической музыки | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация». | Определяют смысл понятия полифония. Составляют кроссворд (жанры полифонической музыки). | 9.02 | |
22 | Философия фуги | Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы. Слушают и определяют композитора по стилю. | 16.02 | |
23 | Какой бывает музыкальная фактура | Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения. Одноголосная фактура. «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. | Творческое задание: музыкальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание народной песни. | 2.03 | |
24 | Пространство фактуры | Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. | Слушают, воспринимают, анализируют музык. Произведения. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | 9.03 | |
25 | Тембры – музыкальные краски | Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. | Творческая работа: музыкальная викторина. Знакомятся с презентацией «Композитор – сказочник». Вокальная деятельность: хоровое пение. | 16.03 | |
26 | Соло и тутти | Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний. | Знакомство с материалом учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальное произведение. Хоровое исполнение песни. | 23.03 | |
27 | Соло и тутти | 6.04 | |
28 | Громкость и тишина в музыке | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. | Слушание музыкального произведения, «рисование» музыкальных картин, услышанных произведений. Вокальная деятельность: работа над песней. | 13.04 | |
29 | Громкость и тишина в музыке | Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена. | Слушание музыкального произведения, «рисование» музыкальных картин, услышанных произведений. Вокальная деятельность: работа над песней. | 20.04 | |
30 | «Как создается музыкальное произведение» | Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения. | | 27.04 | |
РАЗДЕЛ 3. Чудесная тайна музыки (4 часа) | |
31 | По законам красоты | Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». | Слушание произведения, его восприятия и анализ. Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни. | 4.05 | |
32 | По законам красоты | Преобразующее значение музыки. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии. | Слушают и анализируют произведение. Вокально-хоровая работа, разучивают новую песню. | 11.05 | |
33 | Мой край дорогой | Проект «Таланты и поклонники». | Просмотр исследовательского проекта о композиторе А. Зельцере. Вокально-хоровая деятельность. | 18.05 | |
34 | Заключительный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала» | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое». | Исполняют изученные песни по выбору учащихся. | 25.05 | |