№ п/п | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Оснащение урока. Программный минимум | Кол-во уроков | Домашнее задание |
Изображение фигуры человека и образ человека. |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусств | а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. в) Развить творческую и познавательную активность. | Пластика, рельефы, динамика | 1 | Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации | а) Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон» в) Развить творческую и познавательную активность учащихся. г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. | Золотое сечение | 1 | Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека |
3-4 | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен) | а) Развить творческую и познавательную активность б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса | Скульптура, каркас, пропорции | 2 | Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) |
5 | «Великие скульпторы» | а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. в) Развить навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления. | Скульптура, памятник | 1 | Принести графические материалы для работы в технике рисунка |
6 | Изображение фигуры с использованием таблицы | а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. б) Воспитать любовь и интерес к искусству. в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека. | Пропорции человеческого тела | 1 | Принести графические материалы для работы с натуры |
7 | Набросок фигуры человека с натуры | а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях. | фигуры человека | 1 | Подобрать материал для тематической картины «Профессия» |
8 | Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» | а) Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение . б) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека | Понятие наброска, картины | 1 | Художественные материалы |
Поэзия повседневности |
9 | Тематическая (сюжетная) картина | а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность | Понятие жанра, сюжета, картины | 1 | Подобрать материал по теме «Малые голландцы» |
10 | Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»? | а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления | Жанр, сюжет, бытовой жанр | 1 | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
11 | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; | а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; б) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений | Жанр, сюжет, бытовой жанр | 1 | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
12 | Сюжет и содержание в картине | а) Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова б) Воспитывать интерес к изобразительному искусству. в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусства. | Жанр, сюжет, бытовой жанр | 1 | Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни. |
13 | «Передвижники» | а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление в) Воспитать любовь к России и её национальному искусству. | Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея | 1 | Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века |
14 | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | а) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии | Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея | 1 | Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи |
15-16 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи | Бытовой жанр | 2 | Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти |
Великие темы жизни |
17 | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова | а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность | Исторический жанр, сюжет | 1 | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему |
18-20 | Сложный мир исторической картины | а) Сформировать представление о сложном мире исторической картины. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живопись | Исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок | 3 | Художественные материалы |
21 | Зрительские умения и их значения для современного человека | а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное. г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству | Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» | 1 | 09.02-14.02. Познакомится с картиной К.Брюллова "Последний день Помпеи» |
22 открытый урок | Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» | а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории | Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» | 1 | Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова |
23 | Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. | а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь и интерес к искусству. в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. | Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр. | 1 | Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» |
24 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») | а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины в) Формировать зрительские умения и навыки г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни искусстве. д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка | Библейский жанр. Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр. | 1 | Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку |
25 | Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре | а) Сформировать представления о художественных музеях и их типах б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное | Музей, галереи, их типы | 1 | Перечислить музеи родного города (края) |
26 | Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. | а) Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии | Коллекции Эрмитажа | 1 | |
27 | Художественный музей моего города | а) Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ б) Воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, родному краю, интерес к нашей истории и культуре в) Развивать творческую и познавательную активность | Музей, галереи, их типы | 1 | Повторить пройденный материал по темам I-III четверти |
28 | Знакомые картины и художники | а) Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству | Беседа | 1 | |
Реальность жизни и художественный образ |
29-32 | Плакат и его виды шрифты. | а) Сформировать представления о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве | Плакат, шрифт, шрифтовая композиция | 4 | Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения |
33-35 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации | а) Сформировать представления об основных элементах книги б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации в) Воспитать любовь и интерес к искусству. г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность д) Формировать навыки работы с художественными материалами. | Книга, обложка, иллюстрация | 3 | |