Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Пр/р | Пров. раб. |
| Введение - 1ч. Раздел 1: «Накопление знаний о Земле» - 5 ч. Раздел 2: «Земля во Вселенной»- 7 ч. (3 ч.+4) Итого: 9 часов. | |
сентябрь | 1 | 1. | Что изучает география? Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире | | |
2 | 2. | Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий | | |
3 | 3. | Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий | | |
4 | 4. | Открытие Австралии и Антарктиды. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского | Пр/ р №1 | |
октябрь | 5 | 5. | Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования | | |
6 | 6. | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | | Тестовый контроль |
7 | 7. | Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде | | |
8 | 8. | Земля - часть солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета | Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты | | |
ноябрь | 9 | 9. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | | |
Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Пр/р | Пров. раб. |
| Раздел 2: «Земля во Вселенной»- 7 ч. (3+4 ч.) Раздел 3: «Географические модели Земли» - 10ч. (3 ч.+7) Итого: 7 часов. | |
ноябрь | 10 | 1. | Осевое вращение Земли. Вращение земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | | |
11 | 2. | Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | | |
12 | 3. | Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. | Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли» | | |
13 | 4. | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Выполнение и оформление практической работы. | Пр/ р №2 | |
декабрь | 14 | 5. | Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса | | |
15 | 6. | Изображение земной поверхности. Глобус. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности | | |
16 | 7. | Масштаб и его виды. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу | Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | | |
Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Пр/р | Пров. раб. |
| Раздел 3: «Географические модели Земли» - 10ч. (3 +7 ч.) Раздел 4: «Земная кора» - 11ч (3ч.+8) Итого: 10 часов. | |
январь | 17 | 1. | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. | Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек | | |
18 | 2. | Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений по плану местности. | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты | | |
19 | 3. | Составление плана местности. | Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности | Пр/ р №3 | |
20 | 4. | Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения | | |
февраль | 21 | 5. | Градусная сеть. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний по градусной сети. | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей | Пр/ р №4 | |
22 | 6. | Географические карты. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов | | |
23 | 7. | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли». | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. Решение теста по данной теме. | | Тестовый контроль |
март | 24 | 8. | Внутреннее строение земной породы. Из чего состоит земная кора. | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой | | |
25 | 9. | Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Анализ схемы преобразования горных пород | | |
26 | 10. | Определение горных пород. | Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. | Пр/ р №5 | |
Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Пр/р | Пров. раб. |
| Раздел 4: «Земная кора» - 11ч (3+8ч.) Итоговый урок – 1 ч. Итого: 9 часов. | |
апрель | 27 | 1. | Земная кора и литосфера - каменные оболочки земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит | | |
28 | 2. | Разнообразие форм рельефа Земли. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | | |
29 | 3. | Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. | Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры | | |
30 | 4. | Землетрясения. Вулканизм. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. | Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма | | |
май | 31 | 5. | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием | | |
32 | 6. | Главные формы рельефа суши. Горы и равнины суши. | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин | | |
33 | 7. | Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит | | |
34 | 8. | Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору | Пр/ р №6 | |
35 | 9. | Итоговый урок по курсу. | | | |