Раздел, тема | Дата урока | Тема урока | Содержание урока | Лабораторные работы |
По плану | Коррекция |
Радел I. Организм и среда: введение (1ч) | | | 1. Что изучает экология | 1. Что изучает экология в 6 классе. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. Роль экологии в жизни современного общества. Среда обитания. Разнообразие сред жизни. Компоненты среды обитания. Экологические факторы и их виды: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические условия. Взаимные влияния и взаимные связи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия со средой растений и животных: способ питания и обмен веществ, степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования, реакция на внешнее воздействия, способы защиты. §1,2. | |
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИ ЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГА- НИЗМЫ. Тема 1. Солнечное излучение как один из важнейших экологических факторов (5 ч) | | | 2. Значение света в жизни растений. 3. Экологические группы растений по отношению к условиям освещения. 4. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. 5. Значение света в жизни животных. 6. Обобщение | 2. Солнечный спектр. Основные области солнечного спектра и их значение для живых организмов. Прямой и рассеянный свет. Разнообразие условий освещения на Земле; особенности освещения в северных и южных районах. Значение света в жизни растений. Свет и фотосинтез. Влияние света на цветение растений. Растения длинного дня. Растения короткого дня. Нейтральные растения. §3,4. 3. Экологические группы растений по отношению к условиям освещения. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения; места их произрастания, особенности расположения, внешнее и внутреннее строение листьев. §5,6. 4. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Эфемероиды. Летнезелёные, летне-зимне-зелёные, вечнозелёные. Способы регулирования условий освещения растений человеком: рубки ухода, смешанные посевы, концентрированный солнечный свет. §7,8. 5. Значение света в жизни животных. Зрение – основной способ ориентации в пространстве. Дневные и ночные животные. Биологические ритмы. | |
Тема 2. Тепловой режим как экологический фактор (4 ч.) | | | 7. Тепло – необходимое условие жизни. 8. Температурные границы существования. 9. Приспособление растений к высоким и низким t. 10. Экологические группы по отношению к теплу и холоду | 7. Тепло – необходимое условие жизни. Связь t окружающей среды, t тела и скорости химических реакций обмена веществ. Основные источники тепла: солнечное излучение и тепло. Тепловые пояса: тропический, умеренный, полярный. §9,10. 8. Температурные границы существования. Изменчивость температурного режима. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды. §11 9. Температурные адаптации растений. Приспособление к высоким и низким t. §12 10. Экологические группы по отношению к теплу и холоду: льдоустойчивые, неморозостойкие, нехолодостойкие, нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые. §13 | |
Тема 3. Влажность среды как один из экологических факторов (4 ч) | | | 11. Значение воды в жизни растений 12. Пути поступления воды. Экологические группы растений 13. Значение воды в жизни животных. 14. Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. Л/р. «Оп-ределение степени загрязнения воды в природном водоёме». | 11. Вода – основа всех жизненных процессов в биосфере. Значение воды в жизни растений. Содержание воды в разных клетках; внутренний запас воды. Испарение воды растениями, его значение. Участие воды в реакциях фотосинтеза. Транспорт веществ и роль в нем воды. Расселение растений с помощью воды. §14 12. Пути поступления воды, способы удержания воды растениями. Растения-суккуленты. Экологические группы растений: водные, земноводные, влаголюбивые, умеренного увлажнения, засухоустойчивые, растения – суккуленты. §15,16,17,18,19,20 13. Значение воды в жизни животных. Содержание воды в клетках. Вода – основная среда. Вода – основное средство транспорта в-в. участие воды в терморегуляции. Пути поступления и пути выведения, способы удержания. Солёность воды, её действие на животных. 14. Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. Загрязнение мирового океана (нефтяное, радиоактивное, механическое, биологическое), его последствия, методы борьбы. Проблема пресной воды. Расходование воды в с/х промышленности, на коммунально-бытовые нужды. Нехватка пресной качественной питьевой воды. Различные технологии очистки воды. Л/р. «Определение степени загрязнения воды в природном водоёме». | Л/р. «Определение степени загрязнения воды в природном водоёме». |
Тема 4. Воздух как экологический фактор (4 ч.) | | | 15. Газовый состав атмосферы. Значение основных газов для растений. 16. Дыхание наземных и водных организмов. Значение ветра для растений. 17. Экологические проблемы атмосферы. 18. Л/р. Изучение чистоты воздуха по загрязнённости снежного покрова. Экскурсия. Морфологические изменения высших растений под действием примесей в воздухе. | 15. Газовый состав атмосферы, постоянные составляющие и примеси. Значение основных газов для растений. Воздух в жизни животных. Дыхание и окисление как способ получения энергии. §21 16. Потребности в кислороде у разных организмов. Дыхание наземных и водных организмов. Значение ветра для растений. Ветровалы. Буреломы. Опыление и распространение ветром. §22,23,24. 17. Экологические проблемы атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя), их причины, последствия и способы решения. §25 18. Л/р. Изучение чистоты воздуха по загрязнённости снежного покрова (цветность, прозрачность, механические примеси в талой воде). Экскурсия. Морфологические изменения высших растений под действием примесей в воздухе. | Л/р. Изучение чистоты воздуха по загрязнённости снежного покрова (цветность, прозрачность, механические примеси в талой воде). |
Тема 5. Сезонные явления в жизни организмов (5 ч) | | | 19. Цикличность–фундаментальное свойство живой природы 20. Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов. 21. Наука фенология. Фазы. Спектр. 22. П/р. «Составле-ние фенологическо-го спектра растения. | 19. Цикличность – фундаментальное свойство живой природы. 20. Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов. Внутренние циклы и внешние ритмы. Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни. 40 21. Наука фенология. Фазы. Спектр. Растения весной, летом, осенью, зимой. Сезонные изменения в жизни животных: оцепенение, спячка, миграции. 42 22. П/р. «Составление фенологического спектра растения. (Проводится описание сезонных изменений растений своей местности.)» | П/р. «Составление фенологического спектра растения. |
II. ВЗАИМО- ОТНОШЕ- НИЯ ОРГАНИЗ- МОВ И СРЕДЫ Тема 6. Основные среды обитания и приспособлен- ность организмов к жизни в них (8 ч) | | | 23. Водная среда обитания. Характеристика водной среды. 24. Приспособлен- ность организмов к жизни в воде. 25. Наземно-воздушная среда обитания. 26. Почва – среда обитания живых организмов. Состав почвы. 27. Специфические особенности почвы как среды обитания. 28. Эк. группы растений по отношению к свойствам почвы. 29. Экологические проблемы почв их причины, последствия, пути решения. 30. Живые организмы как среда обитания других живых организмов. | 23. Водная среда обитания. Характеристика водной среды. Водоём – многоэтажное жилище (бентос, планктон, нектон, литораль). 24. Приспособленность организмов к жизни в воде. П/р. Таблица: 1. Эк. группы организмов. 2.Представители эк. групп. 3. Черты приспособленности к среде обитания. 25. Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика. Разнообразие условий. Природно-климатические зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, горные области. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. П/р. Таблица. 26. Почва – среда обитания живых организмов. Состав почвы. П/р. Таблица «Приспособленность организмов к жизни в почве». Состав и свойства почвы (по заготовленным образцам почв). §26 27. Специфические особенности почвы как среды обитания. Почвенные животные и их эк. особенности. 28. Эк. группы растений по отношению к свойствам почвы: растения богатых почв, бедных, засолённых (солевыносливые, соленакопители, солевыводящие). 28 29. Экологические проблемы почв (количественное и качественное истощение плодородного слоя и опустынива- ние), их причины, последствия, пути решения. 29,30 30. Живые организмы как среда обитания других живых организмов и особенности их приспособления. Паразиты и симбионты. Преимущества паразитического образа жизни: обильное снабжение пищей, защищенность от воздействия факторов внешней среды, стабильность условий жизни. | 24. П/р. Таблица: 1. Эк. группы организмов. 2.Представители эк. групп. 3. Черты приспособленности к среде обитания. 25. П/р. Таблица. 26. П/р. Таблица «Приспособленность организмов к жизни в почве» |
Тема 7. Средообразу- ющая деятельность живых организмов (2 ч) | | | 31. Влияние живых организмов на среду обитания. 32. Физико-химическое воздействие: формирование газового состава атмосферы, создание микроклимата, перемещение веществ, участие в круговороте веществ, образование гумуса. | 31. Влияние живых организмов на среду обитания. Механическое воздействие: изменение свойств грунта, водного режима рек, очищение водотоков от водной растительности, фильтрация. 46 32. Физико-химическое воздействие: формирование газового состава атмосферы, создание микроклимата, перемещение веществ, участие в круговороте веществ, образование гумуса. | |
| | 33. Летнее задание 34. Экскурсия в Керженский заповедник. | | |