СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по экологии. Основы экологии 6 класс (34 часа)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по экологии. Основы экологии 6 класс (34 часа)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по экологии. Основы экологии 6 класс (34 часа)»

Основы экологии 6 класс (34ч)


Раздел, тема

Дата урока

Тема урока

Содержание урока

Лабораторные работы

По плану

Коррекция

Радел I. Организм и среда: введение (1ч)




1. Что изучает экология

1. Что изучает экология в 6 классе. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. Роль экологии в жизни современного общества. Среда обитания. Разнообразие сред жизни. Компоненты среды обитания. Экологические факторы и их виды: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические условия. Взаимные влияния и взаимные связи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия со средой растений и животных: способ питания и обмен веществ, степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования, реакция на внешнее воздействия, способы защиты. §1,2.


Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИ

ЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГА-

НИЗМЫ.

Тема 1. Солнечное излучение как один из важнейших экологических факторов (5 ч)



2. Значение света в жизни растений.






3. Экологические группы растений по отношению к условиям освещения.

4. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения.

5. Значение света в жизни животных.



6. Обобщение

2. Солнечный спектр. Основные области солнечного спектра и их значение для живых организмов. Прямой и рассеянный свет. Разнообразие условий освещения на Земле; особенности освещения в северных и южных районах. Значение света в жизни растений. Свет и фотосинтез. Влияние света на цветение растений. Растения длинного дня. Растения короткого дня. Нейтральные растения. §3,4.

3. Экологические группы растений по отношению к условиям освещения. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения; места их произрастания, особенности расположения, внешнее и внутреннее строение листьев. §5,6.


4. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Эфемероиды. Летнезелёные, летне-зимне-зелёные, вечнозелёные. Способы регулирования условий освещения растений человеком: рубки ухода, смешанные посевы, концентрированный солнечный свет. §7,8.

5. Значение света в жизни животных. Зрение – основной способ ориентации в пространстве. Дневные и ночные животные. Биологические ритмы.


Тема 2. Тепловой режим как экологический фактор (4 ч.)



7. Тепло – необходимое условие жизни.


8. Температурные границы существования.


9. Приспособление растений к высоким и низким t.

10. Экологические группы по отношению к теплу и холоду

7. Тепло – необходимое условие жизни. Связь t окружающей среды, t тела и скорости химических реакций обмена веществ. Основные источники тепла: солнечное излучение и тепло. Тепловые пояса: тропический, умеренный, полярный. §9,10.

8. Температурные границы существования. Изменчивость температурного режима. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды. §11

9. Температурные адаптации растений. Приспособление к высоким и низким t. §12


10. Экологические группы по отношению к теплу и холоду: льдоустойчивые, неморозостойкие, нехолодостойкие, нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые. §13


Тема 3.

Влажность среды как один из экологических факторов (4 ч)



11. Значение воды в жизни растений





12. Пути поступления воды. Экологические группы растений


13. Значение воды в жизни животных.




14. Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. Л/р. «Оп-ределение степени загрязнения воды в природном водоёме».

11. Вода – основа всех жизненных процессов в биосфере. Значение воды в жизни растений. Содержание воды в разных клетках; внутренний запас воды. Испарение воды растениями, его значение. Участие воды в реакциях фотосинтеза. Транспорт веществ и роль в нем воды. Расселение растений с помощью воды. §14

12. Пути поступления воды, способы удержания воды растениями. Растения-суккуленты. Экологические группы растений: водные, земноводные, влаголюбивые, умеренного увлажнения, засухоустойчивые, растения – суккуленты. §15,16,17,18,19,20

13. Значение воды в жизни животных. Содержание воды в клетках. Вода – основная среда. Вода – основное средство транспорта в-в. участие воды в терморегуляции. Пути поступления и пути выведения, способы удержания. Солёность воды, её действие на животных.

14. Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. Загрязнение мирового океана (нефтяное, радиоактивное, механическое, биологическое), его последствия, методы борьбы. Проблема пресной воды. Расходование воды в с/х промышленности, на коммунально-бытовые нужды. Нехватка пресной качественной питьевой воды. Различные технологии очистки воды. Л/р. «Определение степени загрязнения воды в природном водоёме».

















Л/р. «Определение степени загрязнения воды в природном водоёме».

Тема 4. Воздух как экологический фактор (4 ч.)



15. Газовый состав атмосферы. Значение основных газов для растений.

16. Дыхание наземных и водных организмов. Значение ветра для растений.

17. Экологические проблемы атмосферы.

18. Л/р. Изучение чистоты воздуха по загрязнённости снежного покрова.

Экскурсия. Морфологические изменения высших растений под действием примесей в воздухе.

15. Газовый состав атмосферы, постоянные составляющие и примеси. Значение основных газов для растений. Воздух в жизни животных. Дыхание и окисление как способ получения энергии. §21

16. Потребности в кислороде у разных организмов. Дыхание наземных и водных организмов. Значение ветра для растений. Ветровалы. Буреломы. Опыление и распространение ветром. §22,23,24.


17. Экологические проблемы атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя), их причины, последствия и способы решения. §25

18. Л/р. Изучение чистоты воздуха по загрязнённости снежного покрова (цветность, прозрачность, механические примеси в талой воде).

Экскурсия. Морфологические изменения высших растений под действием примесей в воздухе.













Л/р. Изучение чистоты воздуха по загрязнённости снежного покрова (цветность, прозрачность, механические примеси в талой воде).

Тема 5. Сезонные явления в жизни организмов

(5 ч)



19. Цикличность–фундаментальное свойство живой природы

20. Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов.

21. Наука фенология. Фазы. Спектр.

22. П/р. «Составле-ние фенологическо-го спектра растения.

19. Цикличность – фундаментальное свойство живой природы.




20. Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов. Внутренние циклы и внешние ритмы. Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни. 40



21. Наука фенология. Фазы. Спектр. Растения весной, летом, осенью, зимой. Сезонные изменения в жизни животных: оцепенение, спячка, миграции. 42

22. П/р. «Составление фенологического спектра растения. (Проводится описание сезонных изменений растений своей местности.)»













П/р. «Составление фенологического спектра растения.

II. ВЗАИМО-

ОТНОШЕ-

НИЯ ОРГАНИЗ-

МОВ И

СРЕДЫ

Тема 6. Основные среды обитания и приспособлен-

ность организмов к жизни в них (8 ч)



23. Водная среда обитания. Характеристика водной среды.

24. Приспособлен-

ность организмов к жизни в воде.


25. Наземно-воздушная среда обитания.



26. Почва – среда обитания живых организмов. Состав почвы.

27. Специфические особенности почвы как среды обитания.

28. Эк. группы растений по отношению к свойствам почвы.

29. Экологические проблемы почв их причины, последствия, пути решения.

30. Живые организмы как среда обитания других живых организмов.

23. Водная среда обитания. Характеристика водной среды. Водоём – многоэтажное жилище (бентос, планктон, нектон, литораль).


24. Приспособленность организмов к жизни в воде. П/р.

Таблица: 1. Эк. группы организмов.

2.Представители эк. групп.

3. Черты приспособленности к среде обитания.

25. Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика. Разнообразие условий. Природно-климатические зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, горные области. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. П/р. Таблица.

26. Почва – среда обитания живых организмов. Состав почвы. П/р. Таблица «Приспособленность организмов к жизни в почве». Состав и свойства почвы (по заготовленным образцам почв). §26


27. Специфические особенности почвы как среды обитания. Почвенные животные и их эк. особенности.


28. Эк. группы растений по отношению к свойствам почвы: растения богатых почв, бедных, засолённых (солевыносливые, соленакопители, солевыводящие). 28


29. Экологические проблемы почв (количественное и качественное истощение плодородного слоя и опустынива-

ние), их причины, последствия, пути решения. 29,30



30. Живые организмы как среда обитания других живых организмов и особенности их приспособления. Паразиты и симбионты. Преимущества паразитического образа жизни: обильное снабжение пищей, защищенность от воздействия факторов внешней среды, стабильность условий жизни.





24. П/р.

Таблица: 1. Эк. группы организмов.

2.Представители эк. групп.

3. Черты приспособленности к среде обитания.

25. П/р. Таблица.

26. П/р. Таблица «Приспособленность организмов к жизни в почве»

Тема 7. Средообразу-

ющая деятельность живых организмов

(2 ч)



31. Влияние живых организмов на среду обитания.


32. Физико-химическое воздействие: формирование газового состава атмосферы, создание микроклимата, перемещение веществ, участие в круговороте веществ, образование гумуса.

31. Влияние живых организмов на среду обитания. Механическое воздействие: изменение свойств грунта, водного режима рек, очищение водотоков от водной растительности, фильтрация. 46

32. Физико-химическое воздействие: формирование газового состава атмосферы, создание микроклимата, перемещение веществ, участие в круговороте веществ, образование гумуса.




33. Летнее задание

34. Экскурсия в Керженский заповедник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!