№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Тип урока | Измерители | Средства обучения. Информационное сопровождение. Элементы доп. содержания. | Домашнее задание | Дата |
по плану | факт. |
Введение в основы общей биологии (3 ч) |
1. | Биология - наука о живом мире. | Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Знать: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика. | Урок актуализации знаний и умений. | Вопросы после параграфа. | Таблица» Комплекс биологических наук». Этапы научного исследования. | §1. | | |
2. | Общие свойства живых организмов. | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | Знать: основные свойства живых организмов. Уметь: вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы. | Комбинированный урок. | Вопросы после параграфа. | Мультимедийная презентация «Свойства живых организмов» | §2, заполнить таблицу. | | |
3. | Многообразие форм живых организмов. | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | Знать: взаимосвязь и соподчиненность (иерархичность) уровней организации жизни. Уметь: характеризовать различные уровни организации жизни. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Многообразие форм живых организмов». | §3, вопросы в конце параграфа. | | |
Основы учения о клетке (10 ч) |
4. | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | Знать: историю науки цитологии; особенности строения клеток растений, животных, бактерий, грибов; основные положения клеточной теории. Уметь: характеризовать состав и строение клетки, описывать многообразие клеток различных организмов. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблицы «Строение клетки», «Разнообразие клеток». Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | §4, вопросы в конце параграфа. | | |
5. | Химический состав клетки. | Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | Знать: основной химический состав клетки. Уметь: различать типы органических соединений живых клеток. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Текущий опрос. | Таблица-схема хим. состава клетки. | §5, заполнить таблицу. | | |
6. | Белки и нуклеиновые кислоты. | Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. | Давать определения основным понятиям. Называть продукты, богатые белками, нахождение молекулы ДНК и РНК в клетке, мономеры нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Текущий опрос. | Модель ДНК, таблица «Строение белка». | §6, вопросы в конце параграфа. | | |
7. | Строение клетки. | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы - неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | Узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Строение клетки», «Вирусы». Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание. | §7, заполнить таблицу. | | |
8. | Органоиды клетки и их функции. | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот от прокариот. Сравнивать: - строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; - строение клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе этого сравнения. | Урок комплексного применения ЗУН. | Пр. раб. № 1 «Изучение клеток растений и животных». Пр. раб. №2 «Изучение клеток прокариот». | Таблицы «Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток». | §8, заполнить таблицу. | | |
9. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | Давать определения понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: -этапы обмена веществ в организме; - роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Метаболизм». Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. | §9. | | |
10. | Биосинтез белков в живой клетке. | Понятие о биосинтезе. Ген - участок ДНК. Генетический код, его свойства. Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция. | Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: - свойства генетического кода; - роль и-РНК, т- РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание понятий: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: -механизм транскрипции; - механизм трансляции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Биосинтез белка». | §10, выполнить задание в тетради. | | |
11. | Биосинтез углеводов - фотосинтез. | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. | Давать определения терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: -органы растения, где происходит фотосинтез; - роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. | Комбинированный урок. | Вопросы после параграфа. | Таблицы «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева. Хемосинтез ка способ питания. | §11. | | |
12. | Обеспечение клеток энергией. | Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: -вещества- источники энергии; -продукты реакций этапов обмена веществ; -локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. | Комбинированный урок | В опросы после параграфа. | Таблица «Биологическое окисление». Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. | §12; повторить § 4-11 (подготовиться к зачёту). | | |
13. | Зачет по теме «Основы учения о клетке». | Содержание всего раздела. | | Урок контроля и оценки знаний. | | Тестовые задания, биологические задачи. | | | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) |
14. | Типы размножения организмов. | Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | Давать определение понятию размножение. Называть: -основные формы размножения; - виды полового и бесполого размножения; - способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Урок актуализации знаний и умений. | Текущий опрос. | Таблица «Типы размножения». | §13, вопросы в конце параграфа устно. | | |
15. | Деление клетки. Митоз. | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, а также азы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание терминов. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. Л. р. № 1 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений». | Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. | §14, вопросы в конце параграфа устно. | | |
16. | Образование половых клеток. Мейоз. | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез). | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток, особенности бесполого и полового размножений. Объяснять: - биологическое значение полового размножения; -сущность и биологическое значение оплодотворения; - причины наследственности и изменчивости; -эволюционное преимущество полового размножения. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Мейоз». | §15, выполнить задание в тетради. | | |
17. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | Давать определение понятиям: оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, а также его виды. Характеризовать: -сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; - роста организма. Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника). Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Влияние факторов среды на онтогенез. | §16. | | |
18. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | Содержание всего раздела. | | Урок контроля и оценки знаний. | | Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест. | | | |
Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч) |
19. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Предъистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: -причины наследственности и изменчивости; -роль генетики в формировании современной естественно- научной картины мира, в практической деятельности людей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Текущий опрос. | Мультимедийная презентация «История развития генетики». Краткий экскурс в историю генетики. | §17,18, выучить термины. | | |
20. | Генетические опыты Г. Менделя. | Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. | Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания и неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: -схему моногибридного скрещивания; -схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя. | §19, решить задачу. | | |
21. | Дигибридное скрещивание. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: -содержание определений основных понятий; -схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Дигибридное скрещивание». | §20, решить задачу в тетради. | | |
22. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. | Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятиц сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Портрет Т. Моргана. | §21, решить задачи в тетради. | | |
23. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. | Давать определения терминам. Приводить примеры: -аллельного взаимодействия генов; -неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Текущий опрос. | Рисунки в учебнике. | §22,вопрсы в конце параграфа. | | |
24. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Давать определение термину аутосомы. Зазывать типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: -причину соотношения полов 1:1; -причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Пр. р. № 3 «Решение генетических задач». Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; неполное доминирование; наследование признаков, сцепленных с полом. | Таблица «Генетика пола». Значение генетики в медицине и здравоохранении. | §23, решить задачи в тетради. | | |
25. | Наследственная изменчивость. | Изменчивость - свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. | Давать определение термину изменчивость. Называть вещество, обеспечивающее: -явление наследственности; -биологическую роль хромосом; -основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: -виды наследственной изменчивости; -уровни изменения генотипа, виды мутаций; - свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия». Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутаций в эволюционном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | §24, вопросы в конце параграфа. | | |
26. | Типы изменчивости. | Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: - наследственной изменчивости (модификаций); - нормы реакции признаков; - зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). | Комбинированный урок. | Пр. р. № 4 «Выявление изменчивости у организмов». | Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки. Онтогенетическая изменчивость. | §25, вопросы в конце параграфа. | | |
27. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | Знать вредное влияние алкоголизма, наркомании, курения, загрязнения среды мутагенами на потомство. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний. Уметь характеризовать болезни, сцепленные с полом, механизм их наследования. | Комбинированный урок. | | Мультимедийная презентация «Наследственные болезни». | §26, повторить §18-25 (подготовиться к зачёту). | | |
28. | Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости». | Содержание всей темы. | | Урок контроля и оценки знаний. | | Карточки - задания. | | | |
5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) |
29. | Генетические основы селекции организмов. | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Текущий опрос. | Таблица – схема «Методы селекции». | §27, вопросы в конце параграфа. | | |
30. | Особенности селекции растений. | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Текущий опрос. Достижения селекции растений. | Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области | §28, вопросы в конце параграфа. | | |
31. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: -причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; -значение для селекционной работы закона гомологичных рядов. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений». | §29, заполнить таблицу. | | |
32. | Особенности селекции животных. | Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. | Давать определение понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Характеризовать методы селекции животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Комбинированный урок. | Вопросы после параграфа. | Мультимедийная презентация «Селекция животных». Достижения селекции животных. | §30. | | |
33. | Основные направления селекции микроорганизмов. | Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | Давать определения понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве». | §31, задание в тетради. | | |
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) |
34. | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера. | Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Текущий опрос. | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | §32, вопросы в конце параграфа. | | |
35. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | Знать авторов современных гипотез происхождения жизни. Уметь описывать этапы биохимической гипотезы А.И. Опарина. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Портрет А.И. Опарина. | §33, задание в тетради. | | |
36. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологический круговорот веществ. Автотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки». | §34, вопросы в конце параграфа. | | |
37. | Этапы развития жизни на Земле. | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: -растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; - ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; -идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Эволюция растительного и животного мира». | §35, задание в тетради. | | |
38. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. | Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Презентация «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных». | Подготовить сообщения о разработке идеи развития органического мира в биологии. | | |
7.Учение об эволюции (10 ч) |
39. | Идея развития органического мира в биологии. | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Портреты ученых. Представления Карла Линнея. Взгляды Ж. Б. Ламарка, факторы эволюции. | §36. | | |
40. | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть: -основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; - движущие силы эволюции; - формы борьбы за существование и приводить примеры их проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование и естественного отбора. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Портрет Ч. Дарвина. | §37. | | |
41. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. | Комбинированный урок. | Пр. р. № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | | Записи в тетради. Повторить §37. | | |
42. | Современные представления об эволюции органического мира. | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | Объяснять роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | | §38. | | |
43. | Вид, его критерии и структура. | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры: -видов животных и растений; -практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Гербарные экземпляры растений разных видов. | §39, вопросы в конце параграфа. | | |
44. | Процесс образования новых видов в природе – видообразование. | Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: -сущность и этапы географического видообразования; -сущность экологического видообразования. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Видообразование». | §40. | | |
45. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | Макроэволюция. Микроэволюция. | Давать определения понятиям: микроэволюция, макроэволюция. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Характеризовать результаты макро- и микроэволюционных процессов. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | | §41. | | |
46. | Основные направления эволюции. | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Объяснять: -роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира; - сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Основные направления эволюции». Формы эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция. | §42. | | |
47. | Основные закономерности эволюции. | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). | Перечислять и характеризовать основные закономерности эволюции: необратимость, усложнение, непрограммированное развитие, относительность приспособленности видов. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. Пр. р. № 6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире». | §43, повторить §36-42 (подготовиться к зачёту). | | |
48. | Зачёт по теме «Учение об эволюции». | Содержание всей темы. | | Урок контроля и оценки знаний. | Зачёт. | Тестовые задания. | | | |
8.Происхождение человека (антропогенез) (5ч) |
49. | Место и особенности человека в системе органического мира. | Антропология, антропогенез. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять: -место и роль человека в природе; -родство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. | Урок комплексного применения ЗУН. | Текущий опрос. | Таблица «Человекообразные обезьяны». | §44, вопросы в конце параграфа. Выполнить задание в тетради. | | |
50. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения. | Объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими животными. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Доказательства происхождения человека». | §45, вопросы в конце параграфа. | | |
51. | Этапы эволюции человека. | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | Называть признаки биологического объекта - человека. Объяснять: -место и роль человека в природе; -родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека». | §46,47, заполнить таблицу. | | |
52. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Бюсты человеческих рас. | §48, вопросы в конце параграфа. Самостоятельно изучить §49. Повторить §44-47 (подготовиться к зачёту). | | |
53. | Зачёт по теме «Происхождение человека (антропогенез)» | Содержание всей темы. | | Урок контроля и оценки знаний. | | Разноуровневые тестовые задания. | | | |
9.Основы экологии (13 ч) |
54. | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. | Давать определения терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Среды жизни». | §50, вопросы в конце параграфа. | | |
55. | Основные закономерности действия факторов среды на организмы. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Экологические группы и жизненные формы организмов. | §51. | | |
56. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблица «Приспособленность организмов». Экологические группы и жизненные формы организмов. | §52, подготовить сообщения по теме урока. | | | |
57. | Биотические связи в природе. | Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей. | Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры: -разных типов взаимодействия организмов; -организмов разных функциональных групп. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника. | Комбинированный урок. | Вопросы в конце параграфа. | Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов». | §53, выполнить задание в тетради. | | |
58. | Популяции как форма существования видов в природе. | Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура. | Называть признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы, происходящие в популяции. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | Вопросы в конце параграфа. | | §54 | | | |
59. | Функционирование популяции и динамика её численности в природе. | Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности. | Называть признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы, происходящие в популяции. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | | §55, вопросы в конце параграфа. | | |
60. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. | Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть компоненты биогеоценоза, признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать: -структуру наземных и водных экосистем; -роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | Таблицы «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» | §56, вопросы в конце параграфа. | | |
61. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: -биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; -проявления физико- химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме, направление потока вещества в пищевой сети. Составлять схемы пищевых цепей. Характеризовать: -сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; -роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. | Урок комплексного применения ЗУН. | Пр. р. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | Видеофрагмент из фильма «Основы экологии». | §57, вопросы в конце параграфа. | | |
62. | Развитие и смена биогеоценозов. | Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии. | Называть: -признаки экосистем; -типы сукцессионных изменений; -факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Объяснять сущность и причины сукцессий. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний. | Вопросы в конце параграфа. | Таблица «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема». | §58. | | | |
63. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы. | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: -взаимосвязи организмов и окружающей среды; -типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. | Урок комплексного применения ЗУН. | Пр. р. №8 « Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме». | | Повторить §57. | | |
64. | Основные законы устойчивости живой природы. | Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах. | Называть и описывать основные законы устойчивости живой природы, давать им характеристику и указывать роль. Объяснять значение биоразнообразия в экосистеме. | Комбинированный урок. | Текущий опрос. | | §59, вопросы в конце параграфа. | | |
65. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Давать характеристику биосфере, называть её структуру. Перечислять основные экологические проблемы, причины их возникновения. Называть мероприятия, обеспечивающие защиту окружающей среды. | Урок комплексного применения ЗУН. | Пр. р. №9 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме». | Видеофильм «Биосфера». | Записи в тетради. | | |