№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Основное содержание (решаемые проблемы) | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты (УУД) | Дата проведения |
Личностные | Метапредметые | Предметные | Дата (план) | Дата (факт) |
Тема 1. Политика (10 часов) |
1 | 1 | Введение. Политика и власть | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. Политика и власть. Роль политики в жизни общества | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Характеризовать власть и политику как социальные явления; определять, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества; называть главные особенности политической власти. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | 1)коммуникати-вные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодейст-вовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, точно и грамотно выражать свои мысли; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познаватель-ные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную. | Научиться объяснять значение понятий: политика, политическая власть, СМИ; описывать роль политики в жизни общества; выделять особенности политической власти; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | | |
2 | 2 | Государство | Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. | Раскрывать признаки государства. Различать формы правления и государственного устройства; определять формы государства; называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституционную и абсолютную монархию. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | 1)коммуникативные: вступать в речевое общение, работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности 2)познавательные: общеучебные – выявляют особенности и признаки политической власти; логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государстве и его функциях; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск сущест- венной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). 3)Регулятивные: самостоятельный контроль своей деятельности | Научиться объяснять значение понятий: суверенитет, гражданство, форма правления; характеризовать государство по его признакам и функциям; различать и сопоставлять формы правления и государственного устройства; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | | |
3 | 3 | Политичес-кие режимы | Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Развитие демократии в современном мире | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима-ния | 1)коммуникатив-ные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 2)регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, 3)познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания, применять таблицу для получения необходимой информации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о видах политических режимов | Определять, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов; сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | | |
4 | 4 | Правовое государство | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ | Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; | 1)коммуникатив-ные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы с целью уточнения информации; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное 2)регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. 3)познаватель-ные: общеучебные – умеют определять познавательные цели, структурировать знания; моделируют социальные ситуации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правовом государстве и гражданском обществе; строят логическую цепь рассуждений; анализируют объекты; проводят сравнения 1)коммуникатив-ные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. 2)познавательные: выявляют особенности избирательного права; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об участии граждан в политической жизни. 3)регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий | Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин и предпосылок формирования правового государства; описывать признаки правового государства; характеризовать три ветви власти; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | | |
5 | 5 | Гражданское общество и государство | Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятия гражданское общество; определять факторы формирования гражданского общества; исследовать полномочия и деятельность органов местного самоуправления; изучать и систематизиро-вать информацию из различных источников | | |
6 | 6 | Участие граждан в политичес-кой жизни | Выборы и референдумы. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Опасность политического экстремизма | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстриро-вать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима--ния | Научиться анализировать влияние политических отношений на судьбы людей; иллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта; описывать различные формы участия граждан в политической хизни | | |
7 | 7 | Политичес-кие партии и движения | Политические партии и движения. их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах | Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности | Формирование коммуникатив-ной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательнойобщественно-полезной, учебно-исследователь-ской, творческой и других видов деятельности; | 1)коммуникатив-ные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. 2)познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; логические – сравнивают социальные группы, сопоставляют их. 3)регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Научиться называть и характеризовать признаки политических партий; исследовать причины возникновения общественных движений и партий, их цели и задачи, характеризовать проявления многопартийности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | | |
8 | 8 | Межгосу-дарственные отношения | Межгосударствен-ные отношения. Межгосударствен-ные конфликты и способы их разрешения | Раскрывать сущность межгосударствен-ных отношений. Характеризовать межгосударствен-ные конфликты и способы их разрешения | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократичес-ких и традиционных ценностей многонациона-льного российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий: межгосударственные отношения, межгосударственное сотрудничество | | |
9 | 9 | Практикум по теме «Политика» | Политика | Систематизиро-вать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; | 1)Коммуникатив-ные: формулируют свое мнение, прислушиваются к мнению других; строят монологические высказывания 2)Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; 3)регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют итоговый контроль по результату. | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; объяснять роль и значение политики в жизни человека; давать оценку политическим явлениям | | |
10 | 10 | Диагности-ческая работа по теме «Политика» | | |
Тема 2. Гражданин и государство (10 часов) |
11-12 | 1-2 | Конституция РФ. Основы конститу-ционного строя РФ | Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина | Формирование правовой грамотности, активной гражданской позиции; умение чувствовать ответственность за свои поступки. | 1)коммуникатив-ные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вьдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2)регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; 3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и умения | Характеризовать основы государства и конституцион-ного строя; описывать основные принципы конституционного строя; исследовать главные принципы федерального устройства РФ | | |
13-14 | 3-4 | Права и свободы человека и гражданина | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) | Формирование правового сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | 1)коммуникатив-ные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2)регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; 3)познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи | Научиться объяснять значение понятия права человека; называть права и свободы граждан РФ; приводить примеры различных прав человека; проводить различия между правовым статусом гражданина и человека; объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; анализировать и систематизировать информацию из различных источников | | |
15 | 5 | Высшие органы государственной власти | Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. | Характеризовать правовой статус и полномочия президента РФ, Федерального Собрания, правительства РФ | Формирование правовой грамотности, активной гражданской позиции; умение чувствовать ответственность за свои поступки. | 1) коммуникатив-ные: слушать и слышать других, принимать другую т.з., быть готовым измененить свою т.з.; выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою т.з. 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и результата работы на уроке с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив; 3) познавательные: осуществлять расширенный способ информации: анализировать сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Научиться объяснять значение понятий | | |
16 | 6 | Россия – федера-тивное государство | Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | Характеризовать правовой статус субъектов РФ. Объяснять принципы федеративного устройства, полномочия, закрепленные за РФ и полномочия в совместном ведении государства и его субъектов. | Формирование правовой грамотности, активной гражданской позиции; умение чувствовать ответственность за свои поступки. | 1) коммуникатив-ные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостояльно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; планировать пути достижения образовательных целей; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач | Научиться разграничивать полномочия, закрепленные за РФ и полномочия в совместном ведении государства и его субъектов; объяснять принципы федеративного устройства. | | |
17 | 7 | Судебная система РФ | Судебная система Российской Федерации. | Характеризовать судебную систему РФ. Объяснять принципы осуществления судебной власти. Классифицировать суды РФ. Раскрывать роль участия граждан в отправлении правосудия. | Формирование познавательного интереса к деятельности судов; осмысление принципов правосудия; воспитание мотивов самосовершенствования. | 1) коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать и аргументировать свою позицию; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе. | Научиться объяснять значения понятие: суд присяжных | | |
18 | 8 | Правоохра-нительные органы РФ | Правоохранитель-ные органы. | Называть основные правоохранительные органы РФ. Приводить примеры деятельности правоохра-нительных органов | Формирование познавательного интереса к деятельности правоохранительных органов; осмысление принципов правосудия; воспитание мотивов самосовершенствования. | 1)коммуникатив-ные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу | Научиться объяснять значения понятий: полиция, прокуратура, адвокатура; различать сферы деятельности государственных и негосударственных правоохранительных органов; приводить примеры деятельности правоохранительных органов | | |
19 | 9 | Практикум по теме «Гражданин и государ-ство» | Гражданин и государство | Систематизиро-вать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания;умение применять полученные знания в практической деятельности | 1)коммуникатив-ные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; исследовать и анализировать различные аспекты правовых взаимоотноше-ний; определять сущностные характеристики изучаемых объектов; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; осуществлять расширенный поиск информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа | | |
20 | 10 | Диагности-ческая работа по теме «Гражданин и государ-ство» | | |
Тема 3. Основы российского законодательства (12 часов) |
21 | 1 | Роль права в жизни человека, общества и государства | Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства | Формирование уважительного отношения к праву и правомерному поведению; осознание социального и личностного значения права, его роли в жизни человека; осмысление опыта предшествующих поколений. | 1)коммуникатив-ные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостояльно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; планировать пути достижения образовательных целей; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач | Применять понятийный аппарат обществовед-ческих знаний для раскрытия понятий: социальная мобильность, социальное неравенство, социальный конфликт, социальная группа; определять различный социальный общности и группы; выделять критерии классификации социальных групп; раскрывать причины социального неравенства; приводить примеры различных видов социальной мобильности; характеризовать причины социальных конфликтов, определять пути их разрешения | | |
22 | 2 | Правоотно-шения и субъекты права | Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений | Формирование и развитие осмысленного понимания важности соблюдения правовых норм; мотивирован-ность и направленность на активное и сознательное применение права в общественной жизни; отказ от реализации своих планов за счет других людей. | 1) коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оuенивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информаuию, обобщать факты; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе | Применять понятийный аппарат обществовед-ческих знаний для раскрытия понятий: социальный статус, социальная роль; гендерные различия; раскрывать сущность социального статуса, социальных ролей; выделять позиции определяющие социальный статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков | | |
23 | 3 | Правонару-шения и юридиче-ская ответственность | Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности | Формирование и развитие правовой самооценки; ориентирование в правовом и нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения. | 1)коммуникатив-ные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач | Научиться объяснять значения понятий: правонарушение, юридическая ответственность; различать правонарушение и правомерное поведение; характеризовать основные виды и признаки правонарушения; объяснять смысл презумпции невиновности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | | |
24 | 4 | Гражданские правоотношения | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Особенности правового статуса несовершеннолет-него. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | Формирование чувства уважения к собственности и имущественным правам граждан; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | 1)коммуникатив-ные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2)регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий | Научиться объяснять и характеризовать гражданские правоотношения; приводить примеры гражданских договоров; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; находить и извлекать информацию о правах потребителя из правовых документов; раскрывать механизм защиты прав потребителя на конкретных примерах; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; анализировать и систематизиро- вать информацию из различных источников | | |
25 | 5 | Право на труд. Трудовые правоотно-шения | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. | Формирование познавательного интереса к трудовым правоотноше-ниям; уважительное отношение к труду и людям труда; осмысление социально-нравственного опыта предшеству-ющих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | 1)коммуникативные: критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; оценивать свои учебные достижения с учетом мнения других людей; 2) регулятивные: вьдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления | | | |
26 | 6 | Семья под защитой закона | Семья под защитой государства. Права и обязанности родителей. Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать ее из адаптированных источников различного типа. | Формирование стремления реализовывать свои возможности и способности, получать новые знания, уважительного отношения к семейным ценностям; осмысление социально-нравственного опыта предшествую-щих поколений; | 1)коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты; 2)регулятивные: выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую | Научиться объяснять условия заключения и расторжения брака; приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей; разбирать правовые ситуации в сфере семейных отношений; характеризовать сущность и особенности семейных правоотношений (супругов, родителей и детей) | | |
27 | 7 | Администра-тивные правоотно-шения | Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний. | Формирование правового сознания; воспитание правовой культуры; осмысление социально-нравственного опыта предшеству-ющих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | 1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; устанавливать аналогии; классифицировать явления; решать творческие задачи; | Научиться характеризовать виды административ-ных правонарушений; определять сферу общественных отношений, регулируемых административ ным правом; характеризовать субъекты административ-ных правоотношений; указывать основные признаки административ-ных правонарушений | | |
28 | 8 | Уголовно-правовые отношения | Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершенно-летних. | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. | Формирование правового сознания; воспитание правовой культуры и правомерного поведения; мотивирован-ность на посильное и созидательное участие в жизни общества; осознание ответственности за свои действия. | 1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2)регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую | Научиться характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; называть объекты уголовно-правовых отношений; исследовать важнейшие признаки преступления; отличать необходимую оборону от самосуда; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; | | |
29 | 9 | Правовое регулирова-ние отношений в сфере образования | Правовое регулирование в сфере образования. | Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование | Формирование познавательного интереса к социальным основам жизни общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествую-щих поколений; выражать собственное отношение к явлениям современной жизни. | l)коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи | Научиться объяснять значение понятия право на образование; различать право на образование применительно к основной и полной средней школе; объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование; характеризовать правовую базу образования в РФ; оценить роль образования в современном обществе | | |
30 | 10 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление». | Формирование интереса к вопросам гуманитарного права; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | 1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2)регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3)познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; личностные УУД: формирование активной жизненной позиции | Научиться объяснять значение понятия военное преступление; характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения; описывать и характеризовать методы и средства войны, которые запрещены; раскрывать смысл понятия военное преступление; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; анализировать и систематизи-ровать информацию из различны | | |
31 | 11 | Практикум по теме «Основы российского законода-тельства» | | Систематизи-ровать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности, определение своей жизненной позиции; умение применять полученные знания в практической деятельности | 1)коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 2) регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; исследовать и анализировать различные аспекты правовых взаимоотношений; определять сущностные характеристики изучаемых объектов; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; осуществлять расширенный поиск информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа | | |
32 | 12 | Диагности-ческая работа по теме «Основы российского законода-тельства» | | |
Итоговое повторение (2 часа) |
33 | 1 | Подготовка к итоговой диагности-ческой работе | Содержание курса | Обобщают и закрепляют основные положения курса | Формирование и развитие познавательного интереса к общественно-политической и правовой сферам жизни общества; направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни | 1)коммуникативные: отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для планирования и регуляции своей деятельности; 2) регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноm выбора в учебной и познавательной деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения | Применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизиро-вать полученные знания; анализировать социальные и экономические явления; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизиро-вать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления | | |
34 | 2 | Итоговая диагности-ческая работа | | |