СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование Музыка»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Погоженская основная общеобразовательная школа»

















Рабочая программа


по музыке


3 класс












Учитель начальных классов: Каськова А. М










2022 – 2023 уч.г.


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка». «Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, а так же введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.

Целевая установка программы: достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В ходе достижения целей решаются следующие задачи:

- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства ( в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, различного рода импровизации и музыкально-драматическая театрализация.

Характеристика предмета реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Специфика программы

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а так же значительно обновлённый репертуар композиторов-песенников.

В рабочей программе учтен национально – региональный компонент, который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными традициями национальной казачьей духовной культуры и составляет 10% учебного плана.


Изучение музыки как вида искусства в 3 классе направлено на:

- развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении ( в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально – пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании.

Отбор музыкальных произведений осуществлён с учётом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

В программе и поурочном планировании определены принципы, на которых выстраивается содержание и педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» с учетом взаимодействия его с другими учебными предметами, такими как «Родное слово» («Развитие речи», «Литературное чтение»), «Знакомство с окружающим миром», «Изобразительное искусство», «Физическая культура». Широкое культурологическое пространство предмета «Музыка», использование разнообразных форм и видов деятельности учащихся на музыкальных занятиях позволяет интегрировать содержание предмета и методы музыкального обучения в пространство других образовательных областей, не нарушая их логики изучения, специфики преподавания других школьных предметов, особенностей возрастного развития детей.

Учебник 2-го класса знакомит с русским народным творчеством (природой родного края, народными песнями, былинами, сказаниями). Учащимся дается возможность поближе познакомиться и понять сложные музыкально-театральные жанры, например, былину, сказочные фрагменты опер, симфонии и балеты («Руслан и Людмила» М.И. Глинки, симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева, балет «Щелкунчик», П.Чайковского и т.д.).

В предлагаемом планировании уроков в 3 классе описываются некоторые наиболее значимые для урока искусства методы и приемы обучения музыке, которые учитывают особенности музыкального материала, его содержательную основу, особенности возрастного и музыкального развития первоклассников.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод создания «композиций», метод игры, метод художественного контекста;

- метод концентричности организации музыкального материала.

Программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах:

- обучение музыке как живому образному искусству;

- обобщающий характер знаний;

- тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

Даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Сопровождение здоровьесберегающих технологий используется на каждом этапе урока.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I четверть. Тема раздела: «Россия – Родина моя».

Урок 1. Мелодия – душа музыки.

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно- образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки - ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс).

Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант).

«Наша слава - русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела: «День, полный событий»

Урок 6. Утро.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях

П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской».

Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

II четверть.

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм».

Урок 10. Радуйся, Мария!

«Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства.

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 12. Вербное воскресенье.

Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 13. Святые земли Русской.

Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины).

Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко).

«Лель, мой Лель...» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

III четверть.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Урок 17. Звучащие картины.

«Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре».

Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы- характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно- образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 20. Опера «Снегурочка».

«Океан - море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан - море синее».

Урок 21. Балет «Спящая красавица».

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы).

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале ».

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта).

Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале »

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая» (симфония).

Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Урок 29. «Чудо-музыка».

Острый ритм - джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.

Композитор- исполнитель - слушатель. Джаз - музыка XX века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.

Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов».

Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 32. Прославим радость на земле.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор - исполнитель - слушатель.

Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет».

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка - источник вдохновения и радости.

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти.

Заключительный урок - концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Таблица тематического распределения количества часов:


№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

. “Россия – Родина моя”

5

2

. “День, полный событий”

4

3

. “О России петь – что стремиться в храм”

4

4

“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

4

5

“В музыкальном театре”

7

6

“В концертном зале”

6

7

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5

Итого:

34


Корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем по предмету «Музыка» 3 класс

В календарно – тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч), так как эта тема не требует особых сложностей при изучении.

Для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч): - этот раздел обширный и требует особого внимании при изучении с русским народным творчеством.

На изучение темы «Настрою гусли на старинный лад..». «Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов, так как в этой теме не возникает особых сложностей при изучении.

В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов:

тема «Опера «Снегурочка» и «В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа и объединена с темой «Океан – море синее», эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова.

В разделе темы «Героическая. Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания.

Тема «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Объем и сроки изучения:

На изучения музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа:

I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 9 ч., IV четверть - 9ч.

В соответствии с СанПиНами и с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и рассчитана на 1 год обучения:

Формы и виды организации учебного процесса:

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями:

- фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные, учебно-познавательная деятельность, обобщающий урок.

А так же предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

- хоровое и ансамблевое пение;

- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке:

- импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);

- в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Формы и виды контроля:

Виды контроля:

- текущий, тематический, итоговый.

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля: устный опрос; наблюдение, самостоятельная работа, тестирование.



III.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 3 КЛАСС


Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти:

- 1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок «День полный событий» 1 четверть»;

- 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок «О России петь – что стремиться в храм» 2 четверть»;

- 3 четверть – 9 урок «Обобщающий урок «В музыкальном театре» 3 четверть»;

- 4 четверть – 9 урок «Обобщающий урок «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 4 четверть.


Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Тема №2. “День, полный событий”Обобщающий урок по теме

1

I четверть

2

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” Тестирование

1

II четверть

3

Тема №5. “В музыкальном театре” Обобщающий урок по теме

1

III четверть

4

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” Тестирование

1

IV четверть





IV.ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ.

Требование к результатам.

Предметные результаты:

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской и хакасской культуре.

Личностные результаты:

Способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метопредметные результаты:

Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:

- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения , а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.

В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку.

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять народные и композиторские песни;

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободного дирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);

- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать нотную запись;

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

V.ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Развитие и накопление знаний:

- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов;

-сопоставление особенностей языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

-накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- развитие ассоциативно – образного мышления учащихся и творческих способностей;

- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Освоение музыкальных знаний:

.- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более миром музыкальных образов;

- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;

- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях, развитие навыков «свободного дирижирования»;

- освоения музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- развивать певческие умения и навыки (координации между слухом и голосом, выработке унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительного исполнения песен.

Должны решать учебные и практические задачи:

- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;- научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;

- сформировать потребность общения с музыкой;

- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;

- приобретать опыт в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;

- различать музыку разных жанров;

- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению;

- воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение;

- формировать навык выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;

- прививать основы художественного вкуса;

- видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством).

По итогам освоения программы 3 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

- основные жанры и стили музыкальных произведений;

- основные формиы музыки и приемы музыкального развития;

- название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и зарубежных композитов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- характерные возможности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или диске;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

- узнавать музыкальные произведения, изученные d 3 классе (не менее трех);

- умение выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же не сложные элементы двухголосия – подголоски);

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.







п/п

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые проблемы

Дата

Плани-руемая

Факти-ческая

«Россия – Родина моя!» (5 часов)

1.

Мелодия-душа музыки

1

Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов.



2.

Природа и музыка. Романс. Звучащие картины

1

Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов.



3.

Виват, Россия!

Наша слава-Русская держава!


1

Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня.



4.

С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

1

Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева.



5.

М.И.Глинка

опера «Иван Сусанин»

1

Познакомить с жанром героической оперы.



«День полный событий» ( 4 часа)

6.

Утро

1

Познакомить с жанром портрета в музыке.



7.

Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек

1

Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева.



8.

В детской.

Игры и игрушки

1

Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров



9.

На прогулке. Вечер

1

Дать понятие музыкальных и живописных образов.



«О России петь – что стремиться в Храм!» ( 4 часа)

10.

Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся

1

Дать представление о духовных песнопениях.



11.

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая мама!

1

Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО



12.

Вербное Воскресение. Вербочки.

1

Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение.



13.

Святые Земли Русской

1

Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых.



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 4 часа)

14.

Настрою гусли на старинный лад. Былины. Певцы русской старины.

1

Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине.



15.

Былина о Садко и Морском царе

1

Дать представление о распевах в былине.



16.

Лель, мой Лель

1

Дать представление о низком женском голосе – меццо-сопрано



17.

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

1

Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов.



«В музыкальном театре» ( 7 часов)

18.

М.Глинка опера «Руслан и Людмила»

1

Познакомить

с жанром оперы-сказки.



19.

К.В.Глюк опера

«Орфей и Эвридика»

1

Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка.



20.

Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

1

Расширять представление об опере-сказке.



21.

Опера «Садко»

1

Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко»



22.

Балет П.Чайковского «Спящая красавица»

1

Познакомить с балетом.



23.

В современных ритмах

1

Дать представление о жанре – мюзикл.



«В концертном зале» ( 3 часа)

24.

Музыкальное состязание. Концерт

1

Дать представление о жанре музыкального концерта.



25.

Музыкальные инструменты. Флейта.

Звучащие картины

1

Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте.



26.

Музыкальные инструменты. Скрипка

1

Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах.



27.

Эдвард Григ

сюита «Пер Гюнт»

1

Дать представление о жанре сюита.



28.

Л.В.Бетховен «Симфония № 7»

( «Героическая»)

1

Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония



29.

Мир Бетховена

1

Дать представление о темах, сюжетах и образах музыки Бетховена.



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 часов)

30.

Острый ритм – джаза звуки

1

Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях.



31.

Певцы родной природы

1

Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов.



32.

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофье.

1

Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева.



33.

Прославим радость на земле

1

Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя.



34.

Обобщение

1

Закрепить полученные знания и навыки.











































Приложение 2

Итоговый тест 3 класс Ш четверть.

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)


Оцените утверждение:

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно

Выберите наиболее точное определение:

Кантата – это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

Приведите в соответствие:

а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский


Итоговый тест 3 класс 2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

Найди лишнее:

Имена первых певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков

Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria”

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество

Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)


В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

Приведите в соответствие:

1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский

2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк

3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков

4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка

Верно ли следующее утверждение?

Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно

Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

Приведите в соответствие:

1) скрипка а) духовой инструмент

2) флейта б) струнный инструмент

в) струнно-смычковый инструмент

Приведите в соответствие:

Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют



Итоговый тест по музыке 3 класс 4 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)


Приведите в соответствие:

1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром а) П.И.Чайковский

2) «Героическая» симфония б) Э.Григ

3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л.Бетховен

Выберите наиболее точное определение:

Сюита – это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

Найди лишнее:

В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:

а) «Утро»

б) «В пещере горного короля»

в) «Балет невылупившихся птенцов»

г) «Танец Анитры»

д) «Смерть Озе»

Найди лишнее:

Произведения Л.Бетховена – это…

«Лунная соната»

«Спящая красавица»

«Героическая симфония»

Приведите в соответствие:

«Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт

«Шествие солнца» б) М.Мусоргский

«Симфония №40» в) С.Прокофьев

Оцените утверждение:

Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.

а) верно

б) неверно




22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!