№п/п | Дата | Тема | Цель | Основные понятия и термины | Формы и методы преподавания | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание |
план | факт | | |
7а | 7б | ученик д/знать | ученик д/уметь |
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека. |
1 | 05.09 | 03.09 | | Изображение фигуры человека в истории искусств | Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства. | Пластика, рельефы, динамика | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. | Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подобрать репродукции произведений ИЗОс изображением людей различных пропорций |
2 | 12.09 | 10.09 | | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации | Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека | Золотое сечение | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Иметь представление о терминах «пропорции», «канон» | | Таблицы, репродукции, открытки | Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека |
3-4 | 19.09, 26.09 | 17.09, 24.09 | | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен) | Развить творческую и познавательную активность | Скульптура, каркас, пропорции | Комбинированные уроки | Знать виды скульптуры, материалы и выразительные средства; представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело) | Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать в выбранном материале, используя его выразительные возможности | методические таблицы, образцы | Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) |
5 | 03.10 | 01.10 | | «Великие скульпторы» | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира. | Скульптура, памятник | Комбинированный урок | Знать представителей зарубежного искусства ( О.Роден) и его основные произведения. | Уметь анализировать образный язык произведений скульптуры | Иллюстративный материал, художественные материалы | Принести графические материалы для работы в технике рисунка |
6 | 10.10 | 08.10 | | Изображение фигуры с использованием таблицы | Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. | Пропорции человеческого тела | Комбинированный урок | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Образная выразительность фигуры | | методические таблицы, образцы | Принести графические материалы для работы с натуры |
7 | 17.10 | 15.10 | | Набросок фигуры человека с натуры | Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, , творческую и познавательную активность. | фигуры человека | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Знать пропорции человека | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства | методические таблицы, образцы | Подобрать материал для тематической картины «Профессия» |
8 | 24.10 | 22.10 | | Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» | Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение. | Понятие наброска, картины | Повторительно-обобщающий урок (регламентированная дискуссия) | Знать: виды живописи; выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль Санти) | | | Художественные материалы |
Поэзия повседневности |
9 | 07.11 | 12.11 | | Тематическая (сюжетная) картина | Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение | Понятие жанра, сюжета, картины | Урок усвоения новых знаний | | Уметь передавать настроение праздника, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства; творчески работать в технике коллажа | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подобрать материал по теме «Малые голландцы» |
2 четверть | | | | | | | Комбинированный урок |
10 | 14.11 | 19.11 | | Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»? | Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах | Жанр, сюжет, бытовой жанр | Комбинированный урок | Знать: виды живописи; выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль Санти) | | Таблицы, репродукции, открытки | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
11 | 21.11 | 26.11 | | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; | Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; | Жанр, сюжет, бытовой жанр | Урок усвоения новых знаний | | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения архитектуры и изобразительного искусства. | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
12 | 28.11 | 03.12 | | Сюжет и содержание в картине | Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова | Жанр, сюжет, бытовой жанр | Комбинированный урок | Знать выдающихся представителей зарубежного и русского изобразительного искусстава (Леонардо да Винчи, Рембрандт) и их произведения. | Уметь анализировать произведения станковой живописи | Таблицы, репродукции, открытки | Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века |
13 | 05.12 | 10.12 | | «Передвижники» | Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок | Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея | Урок творческого применения знаний, умений и навыков | Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства (В.Суриков) и их основные произведения. | Уметь воспринимать произведения станковой живописи | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи |
14 | 12.12 | 17.12 | | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников | Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея | Комбинированные уроки | Знать основы изобразительной грамоты | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства | методические таблицы, образцы | Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти |
15-16 | 19.12, 16.01 | 24.12, 14.01 | | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | Сформировать представления о сложном мире станковой картины Познакомить с ролью сюжета в решении образа | Бытовой жанр | Комбинированный урок | Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М.Фальконе «Медный всадник»). | Уметь анализировать произведения монументальной скульптуры, творчески работать над предложенной темой, используя приобретенные знания | Таблицы, репродукции, открытки | |
3 четверть Великие темы жизни |
17 | 23.01 | 21.01 | | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова Сформировать представление об историческом жанре в живописи | Исторический жанр, сюжет | Комбинированный урок | | Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики: применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему |
18-20 | 30.01, 06.02, 1302 | 28.01, 04.02, 11.02 | | Сложный мир исторической картины | Сформировать представление о сложном мире исторической картины. | Исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок | Комбинированный урок | Знать особенности исторической картины | Уметь анализировать содержание, образный язык, средства выразительности (линия, цвет, объем, композиция и др.) произведений изобразительного искусства разных жанров | Иллюстративный материал, художественные материалы | Художественные материалы |
21 | 20.02 | 18.02 | | Зрительские умения и их значения для современного человека | Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства:. | Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» | Комбинированный урок | Знать основы изобразительной грамоты | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. | Таблицы, репродукции, открытки | Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» |
22 | 27.02 | 25.02 | | Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» | Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» | Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» | Комбинированный урок | Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения | Иметь представление о сложном мире исторической картины | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова |
23 | 06.03 | 04.03 | | Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова | Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр | Комбинированные уроки | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства. | Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства и их произведения (М.Врубель) | Таблицы, репродукции, открытки | Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» |
24 | 13.03 | 11.03 | | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») | Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» | Библейский жанр, Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр | Комбинированные уроки | Знать о своеобразии творчества П.Пикассо | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и зарубежного искусства. | Иллюстративный материал, художественные материалы | Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку |
25 | 20.03 | 18.03 | | Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре | Сформировать представления о художественных музеях и их типах Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России | Музей, галереи, их типы | Комбинированный урок | Передачу симметрии и асимметрии в композиции. | Иметь представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства | Таблицы, репродукции, открытки | Перечислить музеи родного города (края) |
26 | 03.04 | 08.04 | | Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. | Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства | Коллекции Эрмитажа | Комбинированные уроки | | | Иллюстративный материал, художественные материалы | Подготовится к экскурсии в городской музей |
27 | 10.04 | 15.04 | | Художественный музей моего города | Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ | Музей, галереи, их типы | Комбинированный урок | Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства и их произведения (М.Врубель) | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства. | Таблицы, репродукции, открытки | Повторить пройденный материал по темам I-III четверти |
4 четверть. |
28 | 17.04 | 22.04 | | Знакомые картины и художники | Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории | Беседа | Урок усвоения новых знаний, навыков Комбинированный урок | Знать о своеобразии творчества П.Пикассо | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и зарубежного искусства. | Иллюстративный материал, художественные материалы | Придумать задание или кроссворд для тематической викторины |
Реальность жизни и художественный образ | | | | | | Книга, обложка, иллюстрация |
29-31 | 24.04, 08.05 18.04 | 29.04, 06.05 | | Плакат и его виды шрифты. | Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком | Плакат, шрифт, шрифтовая композиция | Комбинированный урок | Знать крупнейшие художественные музеи России и мира. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре | Иметь представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка | методические таблицы, образцы | Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения |
32-34 | 15.05, 22.05, 29.05 23.05 | 13.05, 20.05, 27.05 | | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации | Сформировать представления об основных элементах книги Познакомить учащихся с искусством иллюстрации | Книга, обложка, иллюстрация | Комбинированный урок | | Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики: применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе | Иллюстративный материал, художественные материалы | |
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского –Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества –Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…–Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты–Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатекуи т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-8ч.
Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-8ч.
Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 9ч.