Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Рассмотрено на заседании МО | | Утверждаю |
учителей_____________________________ | | Директор МБОУ СОШ № 50 _____________И.Н.Черкасова |
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г | | Приказ от «31» августа 2022г.№118/6-В |
| | |
| | |
| |
| |
| |
Согласовано | |
На заседании методического совета | |
Протокол №1 | |
от «30 » августа 2022 г. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
( базовый уровень)
Предмет | Химия |
Учебный год | 2022 – 2023 |
Класс | 11 |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Учитель(я) | Еранова Л.Н. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Календарно тематическое планирование составлено на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, 10—11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, — М.: Дрофа, 2019.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение химии в объёме 1 час в неделю, всего 34 часа.
Учебник Габриелян О.С., М. Дрофа, 2019 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Количество контрольных работ за год – 2
Количество практических работ за год – 3
Количество лабораторных опытов за год - 11
Количество лабораторных работ – 6
Критерии контроля.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
· материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
· ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
· материал изложен в определенной последовательности,
· допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»:
· дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»:
· ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла
· допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
· отсутствие ответа.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»:
· в логическом рассуждении и решении нет ошибок
· задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
· в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,
· допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
· в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
· допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
· имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
· отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Оценку ставят тем уч-ся, за которыми было организовано наблюдение.
Отметка «5»:
· работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
· эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и приборами,
· проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
· работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»:
· ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:
· допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
· работа не выполнена,
· полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»:
· план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
· план решения составлен правильно,
· осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
· допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»:
· план решения составлен правильно,
· осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
· допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
· допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и
оборудования, в объяснении и выводах).
· задача не решена.
Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям.
Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»:
· дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
· допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
· работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка «2»:
· работа выполнена меньше чем наполовину,
· имеется несколько существенных ошибок.
· работа не выполнена.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов и тем. | Эксперимент: Л - лабораторный | Домашнее задание |
Строение вещества (14 часов). |
1. | 02.09 - 04.09 | Вводный инструктаж. Основные сведения о строении атома | | § 1. Упр. 2,3 |
2. | 06.09 – 11.09 | Периодический закон и строение атома. | | § 2. |
3. | 13.09 – 19.09 | Ионная химическая связь. Тест. | | § 3. Упр. 1,4 |
4. | 20.09 – 25.09 | Ковалентная химическая связь. | | § 4 |
5. | 27.09 – 02.10 | Металлическая химическая связь. | | § 5 Упр. 2,5 |
6. | 04.10 – 09.10 | Водородная химическая связь | Л. опыт 1. Описание свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решётки. | § 6 |
7. | 11.10 – 16.10 | Полимеры. Пластмассы. Волокна. | Л. опыт 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон. | § 7. Упр.5 |
8. | 18.10 – 23.10 | Лаб. работа № 1 . «Определение различных видов пластмасс и волокон». | | |
9. | 25.10 – 30.10 | Газообразные вещества. Лаб. работа № 2. «Получение, собирание и распознавание углекислого газа». | | § 8. Упр.3 |
10. | 08.11 - 13.11 | Жидкие вещества. ИКТ | Л. опыт 3. Испытание воды на жёсткость, Устранение жёсткости воды. | § 9 |
11 | 15.11 – 20.11 | Твёрдые вещества | | § 10. Упр. 2 |
12. | 22.11 – 27.11 | Дисперсные системы. ИКТ | Л. опыт 4. Ознакомление с дисперсионными системами. | § 11 |
13. | 29.12 – 04.12 | Состав вещества, смеси. ИКТ | | § 12. Упр. 3,5 |
14. | 06.12 – 11.12 | Обобщение темы: «Строение вещества». | | § 8 – 12 |
Химические реакции ( 9 часов). |
15. | 13.12 – 18.12 | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ. | | § 13. Упр. 2 |
16. | 20.12 – 25.12 | Химические реакции, протекающие с изменением состава веществ. | Л. опыт 5. Получение кислорода разложением пероксида водорода. Л. опыт 6 . Получение водорода. | § 14. Упр. 4 |
17. | 10.01-15.01.22 | Скорость химической реакции. | | § 15 |
18. | 17.01- 22.01 | Обратимость химической реакции. | | § 16. Упр.2 |
19. | 24.01- 29.01 | Практическая работа № 1 «Получение, собирание и распознавание газов». | | с. 217 |
20. | 31.01- 05.02 | Роль воды в химической реакциях. ИКТ | | § 17. Упр.1,4 |
21. | 07.02- 12.02 | Гидролиз. Лаб.работа № 3. «Различные случаи гидролиза». | | § 18 |
22. | 14.02- 19.02 | Окислительно – восстановительные реакции. Электролиз. | | § 19. Упр. 2,4,6 |
23. | 21.02- 26.02 | Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции». | | §§ 13- 19 |
Вещества и их свойства (11 часов). |
24. | 28.02- 05.03 | Металлы. ИКТ | Л. опыт 7 . Коллекция металлов. | § 20. Упр. 3 |
25. | 07.03- 12.03 | Неметаллы. ИКТ | Л. опыт 8 . Коллекция неметаллов. | § 21 |
26. | 14.03- 19.03 | Кислоты. | Л. опыт 9. Ознакомление с коллекцией кислот. | § 22 |
27. | 28.03- 02.04 | Лаб. работа № 4. «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами». | | с. 214 |
28. | 04.04- 09.04 | Практическая работа № 2 «Химические свойства кислот». | | |
29. | 11.04- 16.04 | Основания. Лаб. работа № 5.«Получение и свойства нерастворимых оснований». | Л. опыт 10. Ознакомление с коллекцией оснований. | § 23 |
30. | 18.04- 23.04 | Соли. Лаб. работа № 6 . «Свойства солей». | Л. опыт 11. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли. | § 24 |
31. | 25.04- 30.04 | Генетическая связь, между классами неорганических и органических веществ. | | § 25 |
32. | 02.05- 07.05 | Практическая работа № 3 «Распознавание веществ». | | с. 220 |
33. | 09.05- 14.05 | Химия и экология. ИКТ | | |
34. | 16.05- 21.05 | Итоговая контрольная работа № 2 «За курс основной средней школы». | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Выпускник на базовом уровне научится:
— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;
— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;
— формулировать значение химии и её достижений в повседневной жизни человека;
— устанавливать взаимосвязи между химией и другими естественными науками;
— формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;
— аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;
— формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения Периодического закона;
— характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;
— классифицировать химические связи и кристаллические решётки, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
— объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
— классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;
— характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;
— характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и определять его практическое значение;
— характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы защиты от неё;
— классифицировать неорганические и органические вещества;
— характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от общего через особенность к единичному;
— использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;
— использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;
— знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;
— характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
—- устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);
— экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
— характеризовать скорость химической реакции и её зависимость от различных факторов;
— характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;
— производить расчёты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;
— соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
УМК «Химия. 11 класс. Базовый уровень».
1. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, Химия. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. — М.: Дрофа, 2019.
2. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019.
3. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, И. В. Аксёнова, Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
4. О. С. Габриелян и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
Интернет-ресурсы
1. http://www.alhimik.ru Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), весёлая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений)
2. http://www.hij.ru/ Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всём интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живём.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html Электронный журнал «Химики и химия». В журнале представлено множество опытов по химии, содержится много занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru Литература по химии.
5. http://1september.ru/. Журнал «Первое сентября» для учителей и не только. В нём представлено большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.
6. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
7. www.periodictable.ru Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментами.