Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897)
Годовой календарный учебный график (утверждается ежегодно)
Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 9 класса средней общеобразовательной школы», изданной в книге «Информатика и ИКТ 9 класс: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний».
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний, а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Содержание предмета информатики для 9 класса
Структура содержания курса информатики для 9 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
«Математические основы информатики. Моделирование и формализация» (7 часов)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
«Алгоритмы и программирование» (8 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
«Обработка числовой информации» (5 часа)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
«Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии» (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
5. Итоговое повторение (2 часов)
Ё
Календарно-тематическое планирование 9 класс 1 час в неделю, учебник Л.Л. Босова А.Ю. Босова
2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема урока | Учебник | Цифровые ресурсы | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. | Введение | Видеофрагмент «Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность», Презентация «Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность» | Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. | |
Глава № 1 «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» (7 часов) |
2. | Моделирование как метод познания. | § 1.1 | Видеофрагмент «Моделирование как метод познания», Презентация «Моделирование как метод познания» | п. 1.1 вопросы и задания | |
3. | Знаковые модели. | § 1.2 | Видеофрагмент «Знаковые модели», Презентация «Знаковые модели» | п. 1.2 вопросы и задания | |
4. | Графические модели. | § 1.3 | Видеофрагмент «Графические модели», Презентация «Графические модели» | п. 1.3 вопросы и задания | |
5. | Табличные модели. | § 1.4 | Видеофрагмент «Табличные модели», Презентация «Табличные модели» | п. 1.4 вопросы и задания | |
6. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | § 1.5 | Видеофрагмент «База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных», Презентация «База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных» | п. 1.5 вопросы и задания | |
7. | Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | § 1.6 | Видеофрагмент «Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных», Презентация «Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных» | п. 1.6 вопросы и задания | |
8. | Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» | | Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» | | |
Глава № 2 «Алгоритмы и программирование» (8 часов) |
9. | Этапы решение задач на компьютере. | §2.1 | Видеофрагмент «Этапы решение задач на компьютере», Презентация «Этапы решение задач на компьютере» | п. 2.1 вопросы и задания | |
10. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | §2.2 | Видеофрагмент «Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива», Презентация «Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива» | п. 2.2 вопросы и задания | |
11. | Вычисление суммы элементов массива | §2.2 | Видеофрагмент «Вычисление суммы элементов массива», Презентация «Вычисление суммы элементов массива» | п. 2.2 вопросы и задания | |
12. | Последовательный поиск в массиве | §2.2 | Видеофрагмент «Последовательный поиск в массиве», Презентация «Последовательный поиск в массиве» | п. 2.2 вопросы и задания | |
13. | Анализ алгоритмов для исполнителей | §2.3 | Видеофрагмент «Анализ алгоритмов для исполнителей», Презентация «Анализ алгоритмов для исполнителей» | п. 2.3 вопросы и задания | |
14. | Конструирование алгоритмов | §2.3 | Видеофрагмент «Конструирование алгоритмов», Презентация «Конструирование алгоритмов» | п. 2.3 вопросы и задания | |
15. | Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия | §2.3 | Видеофрагмент «Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия», Презентация «Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия» | п. 2.3 вопросы и задания | |
16. | Контрольная работа № 2 по теме " Алгоритмы и программирование " | | Контрольная работа № 2 по теме "Алгоритмы и программирование " | | |
Глава № 3 «Обработка числовой информации» (6 часа) |
17. | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | §3.1 | Видеофрагмент «Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы», Презентация «Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы» | п. 3.1 вопросы и задания | |
18. | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | §3.2 | Видеофрагмент «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки», Презентация «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки» | п. 3.2 вопросы и задания | |
19. | Встроенные функции. Логические функции. | §3.2 | Видеофрагмент «Встроенные функции. Логические функции», Презентация «Встроенные функции. Логические функции» | п. 3.2 вопросы и задания | |
20. | Сортировка и поиск данных | §3.3 | Видеофрагмент «Сортировка и поиск данных», Презентация «Сортировка и поиск данных» | п. 3.3 вопросы и задания | |
21. | Построение диаграмм и графиков | §3.3 | Видеофрагмент «Построение диаграмм и графиков», Презентация «Построение диаграмм и графиков» | п. 3.3 вопросы и задания | |
22. | Контрольная работа №3 по теме " «Обработка числовой информации» " | | Контрольная работа №3 по теме «Обработка числовой информации» | | |
Глава № 4 «Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии» (10 часов) |
23. | Локальные и глобальные компьютерные сети | §4.1 | Видеофрагмент «Локальные и глобальные компьютерные сети», Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети» | п. 4.1 вопросы и задания | |
24. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | §4.2 | Видеофрагмент «Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера», Презентация «Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера» | п. 4.2 вопросы и задания | |
25. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | §4.2 | Видеофрагмент «Доменная система имён. Протоколы передачи данных», Презентация «Доменная система имён. Протоколы передачи данных» | п. 4.2 вопросы и задания | |
26. | Всемирная паутина. Файловые архивы | §4.3 | Видеофрагмент «Всемирная паутина. Файловые архивы», Презентация «Всемирная паутина. Файловые архивы» | п. 4.3 вопросы и задания | |
27. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | §4.3 | Видеофрагмент «Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет», Презентация «Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет» | п. 4.3 вопросы и задания | |
28. | Технологии создания сайта. | §4.4 | Видеофрагмент «Технологии создания сайта.», Презентация «Технологии создания сайта» | п. 4.4 вопросы и задания | |
29. | Содержание и структура сайта. | §4.4 | Видеофрагмент «Содержание и структура сайта», Презентация «Содержание и структура сайта» | п. 4.4 вопросы и задания | |
30. | Оформление сайта | §4.4 | Видеофрагмент «Оформление сайта», Презентация «Оформление сайта» | п. 4.4, вопросы и задания | |
31. | Размещение сайта в Интернете | §4.4 | Видеофрагмент «Размещение сайта в Интернете», Презентация «Размещение сайта в Интернете» | п. 4.4 вопросы и задания | |
32. | Контрольная работа №4 по теме "Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии" | | Контрольная работа №3 по теме "Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии" | | |
Глава № 5 Итоговое повторение (2 часов) | |
33. | Обобщение по темам. | | Основные понятия курса | Готовиться к тестированию | |
34 . | Итоговое тестирование | | Итоговое тестирование | | |