Косминцева О.В., учитель географии.
Календарно-тематическое планирование по предмету география составлено на основании рабочей учебной программы по географии для учащихся 5 класса разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к географическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, в которой учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Содержание программного материала реализуется на основе следующей учебно-методической литературы и обучающих средств:
1.А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География 5-6 классы»
2. Программа по географии в 5 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), из них диагностических работ 2, тематических контрольных работ 1.
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
план | факт |
| | | Раздел 1. Географическое изучение Земли | 9 | | | |
Введение. География — наука о планете Земля | 2 |
1. | | | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. | 1 | Знать основные понятия, уметь применить знания и умения в практической деятельности. | Осуществлять контроль и анализ своей деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности. |
2. | | | Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа №1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных | 1 | Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука); | Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы | Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее Обсуждать значение географических открытий. Определять роль результатов выдающихся географических открытий. |
| | | Тема 1. История географических открытий | 7 | | | |
3. | | | Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. Практическая работа №2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам | 1 | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; | Работа с текстом, таблицами. выбирать способы представления информации в картографической форме. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.. | Оценивают свою учебную деятельность. Применяют правила делового сотрудничества. |
4. | | | География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. *Путешественники Востока (Чжан Цянь, Абу Хамид ал-Гарнати. Ибн Батуту), акцентировать внимание на установление контактов с разными народами при путешествии на открываемых землях. | 1 | Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, характеризовать основные этапы географического изучения Земли | Работа с текстом, таблицами, фото. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). Определять возможные источники необходимых сведений. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. |
5. | | | Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба | 1 | Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. |
6. | | | Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. | 1 | Сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; | Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. .). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. |
7. | | | Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной. Земли — открытие Австралии | 1 | Объяснять значение ключевых слов: "географические открытия, поиски новых земель". Демонстрация географических объектов на карте. | Умение работать с различными видами карт. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности. |
8. | | | Русские путешественники и мореплаватели на северо- востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды) | 1 | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; характеризовать основные этапы географического изучения Земли маршруты их путешествий; | Умение работать с картами, и картографической информацией | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. |
9. | | | Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды | 1 | Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные | Умение выделять главное в различных источниках информации. Умение работать с глобусом. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности. |
| | | Раздел 2. Изображения земной поверхности | 10 | | | |
Тема 1. Планы местности | 5 |
10. | | | Виды изображения земной поверхности. Планы местности *Работа современных ученых топографов, картографов стран Востока, современные исследования в области наук. | 1 | Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; Определять по плану местности расстояния между объектами на местности. Определять направления по плану. Ориентироваться на местности по плану. Проводить по плану несложные географические исследования. | Умение работать с планом местности. | Проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
11. | | | Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа №4. Определение направлений и расстояний по плану местности | 1 | Применять понятия «словные знаки», «масштаб», «виды масштабов», для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; Определять по плану местности с помощью условных знаков на местности. Определять направления по плану. Ориентироваться на местности по плану. Проводить по плану несложные географические исследования. | Осуществлять контроль и анализ своей деятельности. | Проявляют устойчивый и широкий интерес к изучению предмета. |
12. | | | Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности | 1 | Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Оценивают свою учебную деятельность; дают оценку и самооценку результатам учебной деятельности. |
13. | | | Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф | 1 | Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории. Работать с компасом, картой. Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. определять направления, расстояния и географические координаты по картам. Знакомство с профессией топограф. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Участвовать в совместной деятельности. | Оценивают свою учебную деятельность; объясняют самому себе отдельные ближайшие цели саморазвития. |
14. | | | Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа №5. Составление описания маршрута по плану местности | 1 | Давать определение понятиям: план местности, аэрофотоснимок, виды масштаба. Объяснять, что показывает масштаб, условные знаки, легенда плана. Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса и формулировать алгоритм работы с ним. Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географической информации. | Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Умение работать с измерительными приборами. | Оценивают свою учебную деятельность; дают оценку и самооценку результатам учебной деятельности. |
| | | Тема 2. Географические карты | 5 | | | |
15. | | | Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.. | 1 | Называть недостатки и достоинства карт и глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Применяют правила делового сотрудничества; выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. |
16. | | | Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан | 1 | Применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных задач. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. | Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации. |
17. | | | Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Практическая работа. №6 Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам | 1 | Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа. Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географической информации. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. | Готовить сообщения и презентации. | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации. Определяют географическую долготу на карте. Определяют географические координаты объектов на карте. |
18. | | | Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Определение направлений и расстояний по карте полушарий. Практическая работа №7. Определение направлений и расстояний по карте полушарий | 1 | Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источников географической информации. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; | Умение работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и презентации. | Развитие навыков самостоятельной работы при решении практических задач по плану и карте. |
19. | | | Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | Приводить примеры географических карт, умение их классифицировать, иллюстрировать их. Определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; | Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Применять методы информационного поиска. Показывать ценность географической информации для человечества. Участвовать в совместной деятельности. | Применяют правила делового сотрудничества; выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. |
| | | Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы | 6 | | | |
20. | | | Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы | 1 | Знать основные понятия, уметь применить знания и умения в практической деятельности. Умение характеризовать карты по степени их принадлежности и использования в хозяйственной деятельности людей | Осуществлять контроль и анализ своей деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности. |
21. | | | Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли | 1 | Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли». Умение представлять гипотезы возникновения Земли; различать научную гипотезу и научный факт; | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы. |
22. | | | Форма, размеры Земли, их географические следствия | 1 | Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы. |
23. | | | Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. | 1 | Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. | Умение работать с материалом. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы. |
24. | | | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги | 1 | Использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях, объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты | Умение работать с картой. Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы. |
25. | | | Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы №8. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России | 1 | Объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; Выявлять и знать причины смены времён года. Объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь. | Умение работать с картой. | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы. |
| | | Раздел 4. Оболочки Земли Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли | 8 | | | |
26. | | | Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора *Работа современных ученых гидрологов, океанологов стран Востока, современные исследования в области наук. | 1 | Описывать внутренне строение Земли; Объяснение ключевых слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли, сравнение между собой. Объяснение ключевых слов: "литосфера, ядро, мантия, земная кора" | Умение работать с различными источниками информации.. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника. |
27. | | | Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | 1 | Различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению приводить примеры полезных ископаемых своей местности; Объяснение ключевых слов: "горные породы, полезные ископаемые" | Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. |
28. | | | Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит | 1 | Распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования; вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; | Структурировать учебный материал. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. Знать и объяснять значение ключевых слов: "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы". Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. | Формирование безопасного образа жизни и правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей. |
29. | | | Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог | 1 | Называть причины землетрясений и вулканических извержений; представителей географических специальностей, изучающих литосферу; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; | Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья. |
30. | | | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил | 1 | Классифицировать изученные горные породы по происхождению; приводить примеры действия внешних процессов рельефа- образования в своей местности; | Умение работать с различными источниками информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). | Выражают положительное отношение к процессу. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
31. | | | Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Практическая работа №9 Описание горной системы или равнины по физической карте | 1 | Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте приводить примеры действия внешних процессов рельефаобразования в своей местности; | Умение работать с приборами. Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, необходимого бережного отношения к окружающей среде. |
32. | | | Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы | 1 | Оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе; | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде. |
33. | | | Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно- океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф | 1 | Объяснять причины и следствия образования рельефа дна Мирового океана. Определять, показывать на карте основные формы рельефа дна Мирового океана и наносить их на контурную карту. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Участвовать в совместной деятельности. | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде. |
| | | Заключение | 1 | | | |
34. | | | Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа №10. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой | 1 | Различать причины и следствия географических явлений приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); Прогнозировать состояние окружающей среды. | Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. |