СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП 5 класс география

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Приложение к рабочей учебной программе

по географии 5 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №1 ИМЕНИ В.И.МУРАВЛЕНКО»



Календарно-тематическое планирование

по географии в 5 классе

на 2023-2024 учебный год









Составил:

Косминцева О.В., учитель географии.

2023-2024 учебный год

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор МАОУ СШ №1

объединения учителей ____________________________ ________________________

_________________________ приказ № от

Протокол № от________

Руководитель ШМО

_________________________























Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

География , 5 класс.

Календарно-тематическое планирование по предмету география составлено на основании рабочей учебной программы по географии для учащихся 5 класса разработанной на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к географическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение клю­чевыми компетенциями, составляющими основу для непрерыв­ного образования и саморазвития, а также целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития обучающихся, в которой учтены идеи и положения Концепции раз­вития математического образования в Российской Федерации.

Содержание программного материала реализуется на основе следующей учебно-методической литературы и обучающих средств:

1.А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География 5-6 классы»

2. Программа по географии в 5 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), из них диагностических работ 2, тематических контрольных работ 1.



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Диагностические работы

За год

Количество контрольных работ

1

1

1

1

2

4

Количество практических

работ


3

2

3

2


10





Дата

Тема урока

Количество часов

Предметный результат


Метапредметный результат

Личностный

результат

план

факт




Раздел 1. Географическое изучение Земли



9




Введение. География — наука

о планете Земля



2

1.



Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.

1

Знать основные понятия, уметь применить знания и умения в практической деятельности.

Осуществлять контроль и анализ своей деятельности.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности.

2.



Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа №1.

Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных

1

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука);

 Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы

Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее

Обсуждать значение географических открытий.

Определять роль результатов выдающихся географических открытий.




Тема 1. История географических открытий



7




3.



Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.

Появление географических карт. Практическая работа

№2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам

1

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

Работа с текстом, таблицами.

выбирать способы представления информации в картографической форме. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления..


Оценивают свою учебную деятельность.

Применяют правила делового сотрудничества.

4.



География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

*Путешественники Востока (Чжан Цянь, Абу Хамид ал-Гарнати. Ибн Батуту), акцентировать внимание на установление контактов с разными народами при путешествии на открываемых землях.

1

Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, характеризовать основные этапы географического изучения Земли



Работа с текстом, таблицами, фото. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). Определять возможные источники необходимых сведений.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки.

5.



Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба

1

Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки.

6.



Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

1

Сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

 Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. .). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки.

7.



Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной. Земли — открытие Австралии

1

Объяснять значение  ключевых слов: "географические открытия, поиски новых земель". Демонстрация географических объектов на карте.

Умение работать с различными видами карт. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности.

8.



Русские путешественники и мореплаватели на северо- востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды)

1

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; характеризовать основные этапы географического изучения Земли маршруты их путешествий;

Умение работать с картами, и картографической информацией

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

9.



Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.

Географические открытия Новейшего

времени.

Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды

1

Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные

Умение выделять главное в различных источниках информации. Умение работать с глобусом.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности.




Раздел 2. Изображения земной поверхности



10




Тема 1. Планы местности


5

10.



Виды изображения земной поверхности. Планы местности

*Работа современных ученых топографов, картографов стран Востока, современные исследования в области наук.

1

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

Определять по плану местности расстояния между объектами на местности. Определять направления по плану. Ориентироваться на местности по плану. Проводить по плану несложные географические исследования.

Умение работать с планом местности.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета

11.



Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа №4. Определение направлений и расстояний по плану местности

1

Применять понятия «словные знаки», «масштаб», «виды масштабов», для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

Определять по плану местности с помощью условных знаков на местности. Определять направления по плану. Ориентироваться на местности по плану. Проводить по плану несложные географические исследования.

Осуществлять контроль и анализ своей деятельности.

Проявляют устойчивый и широкий интерес к изучению предмета.

12.



Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

1

Использовать различные источники информации для поиска и извлечения  информации, необходимой для решения задач.

Умение работать с различными источниками

информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Оценивают свою учебную деятельность;

дают оценку и самооценку результатам учебной деятельности.

13.



Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.

Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф

1

Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории. Работать с компасом, картой. Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. определять направления, расстояния и географические координаты по картам. Знакомство с профессией топограф.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Участвовать в совместной деятельности.

Оценивают свою учебную деятельность;

объясняют самому себе отдельные ближайшие цели саморазвития.

14.



Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа №5. Составление описания маршрута по плану местности

1

Давать определение понятиям: план местности, аэрофотоснимок, виды масштаба. Объяснять, что показывает масштаб, условные знаки, легенда плана. Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса и формулировать алгоритм работы с ним. Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географической информации.

Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Умение работать с измерительными приборами.


Оценивают свою учебную деятельность;

дают оценку и самооценку результатам учебной деятельности.




Тема 2. Географические карты


5




15.



Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты..

1

Называть недостатки и достоинства карт и глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Применяют правила делового сотрудничества;

выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

16.



Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан

1

Применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных задач. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации.

17.



Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Практическая работа. №6 Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам

1

Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа. Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географической информации.

Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

Готовить сообщения и презентации.

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации. Определяют географическую долготу на карте. Определяют географические координаты объектов на карте.

18.



Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

Практическая работа №7. Определение направлений и расстояний по карте полушарий

1

Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источников географической информации.

Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;


Умение работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и презентации.

Развитие навыков самостоятельной работы при решении практических задач по плану и карте.

19.



Разнообразие географических карт и их классификации.

Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин

1

Приводить  примеры географических карт, умение их классифицировать, иллюстрировать их. Определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;

Работать  с текстом и нетекстовыми компонентами. Применять методы информационного поиска.

Показывать ценность географической информации для человечества. Участвовать в совместной деятельности.

Применяют правила делового сотрудничества;

выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.




Раздел 3. Земля планета Солнечной системы



6




20.



Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Профессия картограф. Система космической навигации.

Геоинформационные системы

1

Знать основные понятия, уметь применить знания и умения в практической деятельности. Умение характеризовать карты по степени их принадлежности и использования в хозяйственной деятельности людей

Осуществлять контроль и анализ своей деятельности.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности.


21.



Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли

1

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли». Умение представлять гипотезы возникновения Земли; различать научную гипотезу и научный факт;

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет,

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы.

22.



Форма, размеры Земли, их географические следствия

1

Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы.

23.



Движения Земли. Земная ось и географические полюсы.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

1

Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия.

Умение работать с материалом. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы.

24.



Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги

1

Использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях, объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты

Умение работать с картой.



Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы.

25.



Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практические работы №8. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России

1

Объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; Выявлять и знать причины смены времён года. Объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь.




Умение работать с картой.

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы.




Раздел 4. Оболочки Земли

Тема 1. Литосфера каменная оболочка Земли





8




26.



Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

*Работа современных ученых гидрологов, океанологов стран Востока, современные исследования в области наук.

1

Описывать внутренне строение Земли; Объяснение ключевых слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли, сравнение между собой. Объяснение ключевых слов: "литосфера, ядро, мантия, земная кора"

Умение работать с различными источниками информации.. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение)


Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

27.



Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

1

Различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению приводить примеры полезных ископаемых своей местности; Объяснение ключевых слов: "горные породы, полезные ископаемые"

Работать  с текстом и нетекстовыми компонентами. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);



Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

28.



Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа.

Движение литосферных плит

1

Распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования; вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации;

Структурировать учебный материал.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

Знать и объяснять значение ключевых слов: "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы". Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.

Формирование безопасного образа жизни и правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей.

29.



Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог

1

Называть причины землетрясений и вулканических извержений; представителей географических специальностей, изучающих литосферу; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления;

Работать  с текстом и нетекстовыми компонентами. Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья.

30.



Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил

1

Классифицировать изученные горные породы по происхождению; приводить примеры действия внешних процессов рельефа- образования в своей местности;

Умение работать с различными источниками информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.).

Выражают положительное отношение к процессу.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.


31.



Рельеф земной поверхности и методы его изучения.

Планетарные формы рельефа

— материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Практическая работа №9 Описание горной системы или равнины по физической карте

1

Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте приводить примеры действия внешних процессов рельефаобразования в своей местности;

Умение работать с приборами.

Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, необходимого бережного отношения к окружающей среде.

32.



Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.

Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы

1

Оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе;

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде.

33.



Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно- океанические хребты.

Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф

1

Объяснять причины и следствия образования рельефа дна Мирового океана. Определять, показывать на карте основные формы рельефа дна Мирового океана и наносить их на контурную карту.


Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Участвовать в совместной деятельности.

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде.




Заключение

1




34.



Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа

№10. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой

1

Различать причины и следствия географических явлений приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); Прогнозировать состояние окружающей среды.


Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!