СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование 5 класс (34 часа) по программе И.Н.Пономарёвой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

    —уметь реализовывать теоретические познания на практике;

    —видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

    — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника — составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование 5 класс (34 часа) по программе И.Н.Пономарёвой»

Календарно- тематическое планирование 5 класс (34 часа)

п/п

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата проведения

Домашнее

задание


Примечание



по плану

факти-чески


РАЗДЕЛ 1БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ (8ч)


Личностные результаты:

Учащиеся должны:

—уметь реализовывать теоретические познания на практике;

—видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника — составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;


1

Биология- наука о живых организмах

Вводное занятие

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оце-нивать ее значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учеными-биологами


Изучить §1, отв. на вопр.


2






Свойства живого

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявле-ние свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.


Изучить §2, отв. на вопр.








3

Методы изучения природы.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Знакомятся с методами изучения природы


Изучить §3, cоста-вить план параграфа








4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1 ««Изучение устройства увеличительных приборов».

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.




Объяснять назначение увели-чительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.


Изучить §4,выучить правила пользова-ния микр.










5

Строение клетки.

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.




Выявлять части клетки на рисун-ках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия



Изучить §5стр.20-22, выпол-нить зада-ние 3 стр.14 в рабочей тетради








6


Ткани


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.




Различать ткани животных и рас-тений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Наблюдать части и органоиды клетки на гото-вых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдель-ные клетки, входящие в состав ткани.



Изучить §5стр.22-24, выпол-нить зада-ния 4, 5 стр.15-16 в рабочей тетради


7

Химический состав клетки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.




Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.


Изучить§6, выполнить задания 5, 6 стр.19 в рабочей тетради



8.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизне-деятельности клетки. Характери-зовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяс-нять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биоси-

стема).



Изучить §7, выпол-нить зада-ния 5, 7 стр.20-21 в рабочей тетради



9.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология - наука о живом мире»


Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обобщать и систематизировать знания по теме «Биология - наука о живом мире»



Повторить §1-§7,вы-полнить задание 5, 6 стр.23-24 в рабочей тетради




Раздел 2 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10ч)


Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

10

Царства живой природы.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснять сущность термина «класссификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу клас-сификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведенной в учебнике. Выделять отличительные особен-ности строения и жизнедея-тельности вирусов.



Изучить §8, выпол-нить зада-ния 4, 5 стр.26 в рабочей тетради


11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактерии-альных клеток с помощью рисунка

учебника. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.


Изучить §9, выпол-нить зада-ния 4, 5 стр.28 в рабочей тетради








12

Значение бактерий в природе и для человека.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Характеризовать важную роль бактерий в природе. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни

человека.


Изучить §10, выполнить задания 3- 5 стр.30 в рабочей тетради






13








Растения.

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов

растения».


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Различать части цветкового рас-тения, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цвет-ковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных системати-ческих групп.


Изучить §11, выполнить задания 5, 7 стр.32 в рабочей тетради






14

Животные.

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передви-жением животных»

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на ри-

сунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учеб-

ника, описывать их различия, называть части их тела. Доказывать, что тело амебы — это клетка эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека.


Изучить §12, выполнить задания 2-4 стр.34-35 в рабочей тетради


15


Грибы.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Опи-

сывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Опреде-

лять место представителей царства Грибы как эукариот. Называть зна-комые виды грибов. Характеризовать питание грибов.



Изучить §13, выполнить задания 4- 5 стр.20-21 в рабочей тетради










16

Многообразие и значение грибов

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Характеризовать строение шляпочных грибов. Различать пластинчатые и трубчатые грибы. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Объяснять значение грибов для человека и для природы.



Изучить §14, выполнить задания 4, 5 стр.41 в рабочей тетради






17

Лишайники.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделять и характеризовать главную особенность строения ли-шайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека.



Изучить §15, выполнить задания 4-6 стр.43 в рабочей тетради








18

Значение живых организмов в природе и в жизни человека.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определять значение животных и растений в природе и в жизни

человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность

биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.



Изучить §16, выполнить задания 5, 6 стр.45 в рабочей тетради


19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»



Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обобщать и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов»




Повторить§8-§16, выполнить задания 5, 6 стр.47-48 в рабочей тетради





РАЗДЕЛ 3 ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8ч)


Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

20

Среды жизни планеты Земля.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Сопоставлять содержание понятий «среда обитания» и «среды жизни». Характеризовать парази-тические организмы, изобра-женные на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяс-нять их воздействие на организм хозяина.



Изучить §17, выполнить задания 3, 4 стр.50 в рабочей тетради,ин-дивидуаль-ные задания






21

Экологические факторы среды.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Приводить примеры действия различных факторов среды на организмы, в том числе из личного опыта. Характеризовать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.


Изучить §18, выполнить задание 4 стр.52 в рабочей тетради








22

Приспособления организ-мов к жизни в природе.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выявить приспособления организмов к жизни в природе.


Изучить §19, выполнить задания 4, 5 стр.54 в рабочей тетради


23

Природные сообщества.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснять роль живых орга- низмов и круговорота веществ в природном сообществе. Приво-

дить примеры природных сообществ родного края.



Изучить §20, выполнить задания 3, 4 стр.56 в рабочей тетради



24

Природные зоны России.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характери зовать природные зоны России по карте, приведенной в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.


Изучить §21, выполнить задание 3 стр.58-59 в рабочей тетради



25

Жизнь организмов на разных материках.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведенной в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов орга-

низмов, их приспособленность к среде обитания. Приводить приме-ры редких и охраняемых растений, животных, грибов в природе родного края.



Изучить §22, выполнить задания 3, 4 стр.61-62 в рабочей тетради



26

Жизнь организмов в морях и океанах.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по ри-

сункам учебника. Характеризовать особенности организмов, их приспособленность к среде обитания в морях и океанах.


Изучить §23, выполнить задание 5 стр.65 в рабочей тетради



27

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».


Обобщиь и систематизироать знаний по теме «Жизнь организ-мов на планете Земля».

и способов деятельности

Работа в группах и проектирование мини проектов.


Повт.§17-§23, выполнить задание 5,6 стр.68 в рабочей тетради




РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (7ч)


Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализиро-

вать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

28

Как появился человек на Земле.


Вводное занятие




Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и образа жизни неандертальцев и кроманьонцев. Объяснять роль речи и общения в формировании современ-ного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.



Изучить §24, выполнить задания 3, 4 стр.70-71 в рабочей тетради



29

Как человек изменял природу.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.



Изучить §25, выполнить задания 3, 4 стр.72 в рабочей тетради




30

Важность охраны живого мира планеты.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников.


Изучить §26, выполнить задание 3 стр.73-74 в рабочей тетради




31

Сохраним богатство живого

мира.

.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Аргу-ментировать ценность биологического разнооб-разия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и взаимодействия с живыми организмами.


Изучить §27, выполнить задания 3, 4 стр.76 в рабочей тетради




32



Обобщение и систематизация знаний

по теме «Человек на планете Земля»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

Обобщать и систематизировать знания по теме «Человек на планете Земля»


Повторить §24-§26, выполнить задания 3, 4 стр.78 в рабочей тетради


33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Обобщение и систематизация знаний и способов дея-тельности по курсу биологии 5 класса

Обобщать и систематизировать знания по курсу биологии 5 класса


Повторить §27, выполнить задания 5, 6 стр.79 в рабочей тетради



34

Экскурсия

«Многообразие живого мира».

Обсуждение заданий на лето

Урок-экскурсия

Работа по индивидуальным заданиям.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!