№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
по плану | факти-чески |
| РАЗДЕЛ 1БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ (8ч) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: —уметь реализовывать теоретические познания на практике; —видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должныуметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; |
1 | Биология- наука о живых организмах | Вводное занятие | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оце-нивать ее значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учеными-биологами | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §1, отв. на вопр. | |
2 | Свойства живого | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявле-ние свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §2, отв. на вопр. | |
3 | Методы изучения природы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Знакомятся с методами изучения природы | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §3, cоста-вить план параграфа | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 ««Изучение устройства увеличительных приборов». | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Объяснять назначение увели-чительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §4,выучить правила пользова-ния микр. | |
5 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Выявлять части клетки на рисун-ках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §5стр.20-22, выпол-нить зада-ние 3 стр.14 в рабочей тетради | |
6 | Ткани | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Различать ткани животных и рас-тений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Наблюдать части и органоиды клетки на гото-вых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдель-ные клетки, входящие в состав ткани. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §5стр.22-24, выпол-нить зада-ния 4, 5 стр.15-16 в рабочей тетради | |
7 | Химический состав клетки. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить§6, выполнить задания 5, 6 стр.19 в рабочей тетради | |
8. | Процессы жизнедеятельности клетки. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизне-деятельности клетки. Характери-зовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяс-нять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биоси- стема). | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §7, выпол-нить зада-ния 5, 7 стр.20-21 в рабочей тетради | |
9. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология - наука о живом мире» | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Обобщать и систематизировать знания по теме «Биология - наука о живом мире» | 5а 5б 5в 5г 5д | | Повторить §1-§7,вы-полнить задание 5, 6 стр.23-24 в рабочей тетради | |
| Раздел 2 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10ч) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должныуметь: — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. |
10 | Царства живой природы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Объяснять сущность термина «класссификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу клас-сификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведенной в учебнике. Выделять отличительные особен-ности строения и жизнедея-тельности вирусов. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §8, выпол-нить зада-ния 4, 5 стр.26 в рабочей тетради | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактерии-альных клеток с помощью рисунка учебника. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §9, выпол-нить зада-ния 4, 5 стр.28 в рабочей тетради | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Характеризовать важную роль бактерий в природе. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §10, выполнить задания 3- 5 стр.30 в рабочей тетради | |
13 | Растения. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Различать части цветкового рас-тения, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цвет-ковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных системати-ческих групп. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §11, выполнить задания 5, 7 стр.32 в рабочей тетради | |
14 | Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передви-жением животных» | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на ри- сунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учеб- ника, описывать их различия, называть части их тела. Доказывать, что тело амебы — это клетка эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §12, выполнить задания 2-4 стр.34-35 в рабочей тетради | |
15 | Грибы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Опи- сывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Опреде- лять место представителей царства Грибы как эукариот. Называть зна-комые виды грибов. Характеризовать питание грибов. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §13, выполнить задания 4- 5 стр.20-21 в рабочей тетради | |
16 | Многообразие и значение грибов | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Характеризовать строение шляпочных грибов. Различать пластинчатые и трубчатые грибы. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Объяснять значение грибов для человека и для природы. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §14, выполнить задания 4, 5 стр.41 в рабочей тетради | |
17 | Лишайники. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выделять и характеризовать главную особенность строения ли-шайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §15, выполнить задания 4-6 стр.43 в рабочей тетради | |
18 | Значение живых организмов в природе и в жизни человека. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §16, выполнить задания 5, 6 стр.45 в рабочей тетради | |
19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Обобщать и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов» | 5а 5б 5в 5г 5д | | Повторить§8-§16, выполнить задания 5, 6 стр.47-48 в рабочей тетради | |
| РАЗДЕЛ 3 ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8ч) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. |
20 | Среды жизни планеты Земля. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Сопоставлять содержание понятий «среда обитания» и «среды жизни». Характеризовать парази-тические организмы, изобра-женные на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяс-нять их воздействие на организм хозяина. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §17, выполнить задания 3, 4 стр.50 в рабочей тетради,ин-дивидуаль-ные задания | |
21 | Экологические факторы среды. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Приводить примеры действия различных факторов среды на организмы, в том числе из личного опыта. Характеризовать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §18, выполнить задание 4 стр.52 в рабочей тетради | |
22 | Приспособления организ-мов к жизни в природе. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Выявить приспособления организмов к жизни в природе. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §19, выполнить задания 4, 5 стр.54 в рабочей тетради | |
23 | Природные сообщества. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Объяснять роль живых орга- низмов и круговорота веществ в природном сообществе. Приво- дить примеры природных сообществ родного края. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §20, выполнить задания 3, 4 стр.56 в рабочей тетради | |
24 | Природные зоны России. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характери зовать природные зоны России по карте, приведенной в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §21, выполнить задание 3 стр.58-59 в рабочей тетради | |
25 | Жизнь организмов на разных материках. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведенной в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов орга- низмов, их приспособленность к среде обитания. Приводить приме-ры редких и охраняемых растений, животных, грибов в природе родного края. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §22, выполнить задания 3, 4 стр.61-62 в рабочей тетради | |
26 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по ри- сункам учебника. Характеризовать особенности организмов, их приспособленность к среде обитания в морях и океанах. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §23, выполнить задание 5 стр.65 в рабочей тетради | |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». | Обобщиь и систематизироать знаний по теме «Жизнь организ-мов на планете Земля». и способов деятельности | Работа в группах и проектирование мини проектов. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Повт.§17-§23, выполнить задание 5,6 стр.68 в рабочей тетради | |
| РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (7ч) |
| Личностные результаты: Учащиеся должны: — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализиро- вать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
28 | Как появился человек на Земле. | Вводное занятие | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и образа жизни неандертальцев и кроманьонцев. Объяснять роль речи и общения в формировании современ-ного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §24, выполнить задания 3, 4 стр.70-71 в рабочей тетради | |
29 | Как человек изменял природу. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §25, выполнить задания 3, 4 стр.72 в рабочей тетради | |
30 | Важность охраны живого мира планеты. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §26, выполнить задание 3 стр.73-74 в рабочей тетради | |
31 | Сохраним богатство живого мира. . | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Аргу-ментировать ценность биологического разнооб-разия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и взаимодействия с живыми организмами. | 5а 5б 5в 5г 5д | | Изучить §27, выполнить задания 3, 4 стр.76 в рабочей тетради | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | Обобщать и систематизировать знания по теме «Человек на планете Земля» | 5а 5б 5в 5г 5д | | Повторить §24-§26, выполнить задания 3, 4 стр.78 в рабочей тетради | |
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса | Обобщение и систематизация знаний и способов дея-тельности по курсу биологии 5 класса | Обобщать и систематизировать знания по курсу биологии 5 класса | 5а 5б 5в 5г 5д | | Повторить §27, выполнить задания 5, 6 стр.79 в рабочей тетради | |
34 | Экскурсия «Многообразие живого мира». Обсуждение заданий на лето | Урок-экскурсия | Работа по индивидуальным заданиям. | 5а 5б 5в 5г 5д | | | |