№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Сроки |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | план | факт |
Введение – 1 час | | |
1 | Величайшее чудо на планете | Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «Жизнь на Земле -величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов. | Давать определение понятия «жизнь». Объяснять средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Анализировать опыт Ф. Реди. Понимать отличие опыта от простого наблюдения. | Познавательные: работать с печатным текстом, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания представлений о первых попытках людей разгадать загадку жизни; понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов и невозможности самозарождения организмов. | | |
Человек изучает живую природу – 8 часов | | |
2 | В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы | Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Выполняют задание рубрики «Работа с текстом и иллюстрациями» (сравнивают квадраты). | Учащиеся должны уметь объяснять значение биологических знаний, объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. | Познавательные: определение понятий, создание обобщений, классификация, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: планирование путей достижения целей, осознанный выбор наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных задач; контроль деятельности в процессе достижения результата, коррекция деятельности; оценка правильности выполнения учебной задачи. Коммуникативные: построение рассуждений и умозаключений, конструирование выводов. Грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. | | |
3 | Биология – наука для всех | Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и изучение сведений о биотехнологии. | Учащиеся должны уметь приводить примеры связи биологии с другими науками, объяснять значение биологических знаний в жизни человека. | Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Готовность к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. | | |
4 | Какие научные методы используют биологи? | Определяют основные методы биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациями учебника для получения представлений об описании и сравнении - действиях, используемых в любом научном методе. Выполняют практическую работу «Измеряем рост» (работа в группе) и выясняют, какой рост имеет большинство учащихся в классе. | Учащиеся должны знать основные методы биологических исследований, их особенности. Должны характеризовать основные действия при использовании каждого научного метода. | Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определённых правил. | | |
5 | Наблюдение и эксперимент в биологии | Характеризуют метод научного наблюдения, как один из главных методов изучения природы. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Объясняют сущность гипотезы как особой формы научного познания. Выполняют практическую работу по изучаемой теме «Опыт с элодеей» и выясняют, какой газ выделяют растения на свету. | Научиться давать определения понятий темы: наблюдение, эксперимент, гипотеза. Должны уметь описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. | Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определённых правил. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, а также готовности к исследованию природы. | | |
6 | С какой целью в биологии используется моделирование? | Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Самостоятельная работа с текстом учебника для изучения ситуаций, требующих моделирования в научных исследованиях. | Знать понятие «модель», уметь описывать этапы моделирования. Знать роль и значение моделирования для решения многих проблем, связанных с состоянием и функционированием окружающего мира. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовности к исследованию природы. | | |
7 | Какое оборудование необходимо биологу? | Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациям учебника с целью ознакомления с приборами и инструментами, необходимыми для измерений и наблюдений. | Должны знать основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы; значение микроскопа для биологических исследований, история создания и совершенствования микроскопа. | Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как о приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
8 | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели | Дифференцируют иллюстрации учебника. Поиск в учебнике лично-значимой иллюстрации биологического объекта или явления и объяснение сделанного выбора. Рассматривание рис. 28 (стр.42) и характеристика приспособлений, необходимых для получения достоверных фотографий. | Знать значение биологических иллюстраций, рисунков, фотографий, компьютерных моделей для научных исследований. Уметь характеризовать особенности и ценность разных видов биологических иллюстраций. Уметь иллюстрировать собственные впечатления о живой природе. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, фотографиями и выделять главное. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Развитие готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. | | |
9 | Контрольная работа № 1 по темам «Введение. Человек изучает живую природу» | Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по темам «Введение. Человек изучает живую природу». | Научиться давать определения понятий темы; понимать невозможность самозарождения живых организмов. Объяснять значение биологических знаний в жизни человека; знать основные методы биологических исследований, их особенности; должны характеризовать основные действия при использовании каждого научного метода. Должны знать основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
По ступеням «Лестницы жизни» - 14 часов | | |
10 | «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? | Определяют понятие, формируемое в ходе изучения темы - система. Работают с текстом и иллюстрациям учебника с целью ознакомления с элементами системы и понимания необходимости взаимосвязи элементов. Беседа о главном условии существования и функционирования любых систем - их целостности. | Учащиеся должны знать, что означает понятие «система», понимать взаимосвязь элементов в системах. Уметь приводить примеры систем живой и неживой природы. | Познавательные: определение понятий, классификация, выбор оснований и критериев для классификации, установление причинно- следственных связей. Регулятивные: соотнесение своих действий с предполагаемым результатом, самоконтроль, построение рассуждений и умозаключений, конструирование выводов. Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, владение монологической речью; использование ИКТ; экологическое мышление. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, а также готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | | |
11 | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | Определяют понятие, формируемое в ходе изучения темы - биосистема. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью изучения разнообразия биологических явлений. Приводят примеры природных и искусственных систем. Рассматривание рис. 40 (с. 60) и объяснение того, что обозначают изображенные на нем стрелки. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических систем. | Учащиеся должны знать, какие явления называются биологическими, какова взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде. Должны уметь приводить примеры природных и искусственных систем, описывать особенности биологических систем, приводить примеры биологических систем. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Осознания взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы, важности охраны природы и возможности личного участия в этом процессе. | | |
12 | Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке | Беседа сравнительного характера о разной степени сложности биологических систем, с опорой на примеры. Развитие у учащихся умений давать определения понятий, выделять в тексте главное. Работа школьников с текстом учебника с целью изучения особенностей организации биосистем: клеток, тканей, органов, организмов. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. | Учащиеся должны знать уровни организации жизни. Учащиеся должны уметь приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации. | Познавательные: работать с печатным текстом, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создание у учащихся представления об усложнении организации жизни на каждом уровне (ступени «лестницы жизни»). | | |
13 | Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты | Беседа о положении планеты Земля во Вселенной. Формирование у учащихся умений работы с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков структурирования и систематизации содержания параграфа, умения устанавливать причинно- следственные связи. Рассматривание модели биосферы, представленной на рис. 46 (с. 69), и объяснение причин того, почему художник нарисовал у дома опоры разной длины. Обсуждение проблемы устойчивости биосферы и причин возможного нарушения этой устойчивости. | Должны знать, от чего зависит устойчивость биосферы. Уметь приводить примеры деятельности человека, приводящей к нарушению устойчивости биосферы. | Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы. Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии и продолжение формирования представлений учащихся об уровневой организации природы на основе характеристики строения и функционирования биосферы - живой оболочки Земли. Вызвать у учащихся чувство беспокойства за возможную потерю устойчивости биосферы. | | |
14 | Экосистемы – живая мозаика планеты | Беседа об общем облике нашей планеты, напоминающем лоскутное одеяло, с привлечением внимания школьников к рис. 47(с.71). Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Работа учащихся с текстом учебника по изучению причин разнообразия экосистем. Изучение рис. 48 (с.72) и запись в тетрадях названий географических районов, для которых типичны представленные на нём экосистемы. | Знать устройство и причины разнообразия экосистем. Уметь приводить примеры разнообразных экосистем Земли. | Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Углубить основы системного мышления школьников, развитие воображения с использованием космических снимков. | | |
15 | Вид - единица живого мира | Беседа о видовом разнообразии окружающего мира, с использованием примеров организмов, знакомых школьникам. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Беседа о возобновлении представителей каждого вида с помощью размножения, о важнейшем признаке вида - плодовитом потомстве. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. Беседа о роли знаний о видовом разнообразии окружающей природы для жизни и труда людей, с привлечением результатов наблюдений и знаний школьников о местном видовом разнообразии. Учащиеся читают определение вида (с. 77) и к каждому составляющему этого определения подбирают примеры, записав их в тетрадях (например: группа особей - стая птиц, колония пингвинов). | Знать причины возникновения огромного разнообразия видов. Уметь характеризовать основные признаки вида. | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. Понимание значения знаний о видовом разнообразии живой природы для науки и хозяйственной деятельности людей. | | |
16 | Популяция – это «население» | Характеризуют структуру популяции. Работа учащихся с текстом учебника для усвоения знаний о популяционной структуре вида. Беседа о продолжительности существования популяции. Рассматривание рис. 56 (с. 82) и формулирование вывода о роли турнирных боёв для существования популяций на протяжении длительного времени. Выполнение практической работы (задание 1) «Наблюдаем за птицами» (индивидуальная работа, практическая работа задаётся на дом). | Должны знать состав и структуру популяций, иметь представление об основном свойстве популяции - устойчивом воспроизводстве. Знать уровневую организацию живой природы на основе взаимосвязи понятий «вид» и «популяция». Должны уметь работать с картой России для обозначения ареалов видов и их популяций, а также с атласами определителями растений и животных. Уметь приводить примеры разных форм общения внутри популяции. | Познавательные: работать с печатным текстом, фотографиями, рисунками, иллюстрирующими сущность понятия «популяция», выделять главное; давать определение понятия «популяция». Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; соотнесение своих действий с предполагаемым результатом. Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; владение монологической речью. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Развитие и совершенствование системного мышления школьников. Вызвать мотивацию к сохранению популяций животных и растений. Готовность к исследованию природы. | | |
17 | Организм, особь, индивид | Беседа о свойствах организма, отличающих его от всех объектов окружающего мира. Беседа о многообразии организмов, с опорой на имеющийся багаж знаний и личный опыт пятиклассников. Беседа о единстве организма с окружающей средой, с привлечением внимания школьников к тексту учебника (с. 88). Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Работа с текстом учебника о единстве организма с окружающей средой. Работа с таблицей по изучению приспособляемости живых организмов к среде обитания. | Знать происхождение понятий «организм», «особь», «индивид»; свойства организма, отличающие его от всех объектов окружающего мира. Уметь приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяснять, каким образом происходит приспособление организма к изменяющимся условиям среды обитания. | Познавательные: работать с различными источниками информации (иллюстрации, модели, гербарные экземпляры); давать определения понятий; структурировать учебный материал. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимание явления единства организма с окружающей средой. Формирование готовности к исследованию природы и мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | | |
18 | «Нити жизни»: организм в окружающей среде | Беседа о факторах окружающей среды, действующих на любой организм, с опорой на рис. 60 (с. 90), для подготовки школьников к пониманию сущности понятия «экологический фактор». Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Работа с текстом учебника с целью изучения воздействия на организмы экологических факторов живой природы, а также деятельности человека. Выписывают из текста параграфа примеры отрицательного воздействия хозяйственной деятельности людей на состояние живой природы. | Знать виды экологических факторов: факторы живой природы, факторы неживой природы и деятельность людей, как антропогенный фактор. Уметь приводить примеры воздействия человека, факторов живой и неживой природы на живые организмы. Давать определения понятий - экологические факторы, антропогенный фактор. | Познавательные: работать с различными источниками информации (иллюстрациями, графиками); осуществлять подбор материала по заданной теме. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять её выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о её качестве. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создать у учащихся представления о многообразии экологических факторов. Формирование понимания разрушительного воздействия на живые организмы людей, не имеющих биологических знаний. | | |
19 | Как растут и развиваются организмы? | Беседа о продолжительности взросления некоторых видов организмов с использованием рис. 62 (с.94). Называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Знакомятся с дополнительным материалом. Работа с текстом учебника и таблицами с целью изучения продолжительности жизни некоторых животных. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни. Беседа о значении активного образа жизни для сохранения физического и духовного здоровья человека. | Уметь давать определения понятий: «рост», «развитие». Знать особенности роста и развития человека. Приводить примеры видов со средней и большой продолжительностью жизни. | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимание значения активного образа жизни для сохранения физического и духовного здоровья человека. | | |
20 | Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём? | Беседа о сходстве двух сложных систем (технической и биологической) космического корабля и клетки живого организма. Работают с текстом учебника и описывают строение клетки, её органоидов, описывают строение и значение клеточной стенки. Работают и иллюстративным материалом, моделью клетки. Развитие у учащихся навыков структурирования и систематизации содержания параграфа. | Знать особенности строения и процессы, происходящие в клетке. Называть органоиды клетки и их функции. Уметь характеризовать роль клеточного ядра. Называть значение клеточной стенки. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о клетке как элементарной биологической системе – единице живого; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
21 | Из каких тканей «сотканы» живые организмы? | Беседа об огромном количестве клеток, входящих в состав многоклеточных организмов, их сходстве и различиях. Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют практическую работу по изучаемой теме «Изучаем кожу» (индивидуальная работа) (задание 2, стр.111-112). | Научиться давать определения понятий темы: ткань. Учащиеся должны уметь давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека. | Познавательные: определение понятий, классификация, выбор оснований и критериев для классификации, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; соотнесение своих действий с предполагаемым результатом. Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; владение монологической речью; использование ИКТ. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создание представления у учащихся об особенностях строения и функций некоторых тканей на примере организма человека. | | |
22 | На границе живого и неживого: вирусы | Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Самостоятельная работа с текстом учебника об особенностях строения вирусов. Работа с иллюстративным материалом. Беседа о значении изучения вирусов. | Должны знать строение и условия существования вирусов как особой неклеточной формы жизни. Должны уметь объяснять уникальные особенности вирусов, причины вирусных заболеваний организмов. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создание у учеников представления о строении и условиях существования вирусов как особой неклеточной формы жизни. | | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «По ступеням «Лестницы жизни»». | Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по теме «По ступеням «Лестницы жизни»». | Научиться давать определения понятий изученной темы; понимать, какие явления называются биологическими. Должны знать уровни организации жизни, а также от чего зависит устойчивость биосферы. Знать устройство и причины разнообразия экосистем. Понимать причины возникновения огромного разнообразия видов, знать состав и структуру популяций. Характеризовать виды экологических факторов. Знать особенности строения и процессы, происходящие в клетке, уметь давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека; описывать строение и условия существования вирусов как особой неклеточной формы жизни. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
Жизнь на Земле – явление космическое – 6 часов | | |
24 | По страницам истории жизни | Беседа о необходимости изучения истории жизни на Земле. Работа с текстом учебника для ознакомления с единицами времени, на которые подразделяют историю Земли, а также усвоение знаний о последовательном усложнении строения и жизнедеятельности живых организмов. Выполнение практической работы «Изучение мела (известняка) под микроскопом» (работа в группах), стр. 145-146. | Должны знать принципы определения возраста Земли. Должны уметь объяснять процессы развития и совершенствования жизни. | Познавательные: развитие мотивов познавательной деятельности; создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: соотнесение собственных действий с планируемым результатом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности. Формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения. Коммуникативные: осознанное использование речевых средств, в соответствии с задачей коммуникации, формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, а также интереса к истории развития жизни на Земле. Развитие фантазии школьников в направлении создания образов различных видов организмов, живших на земле в прошлом. | | |
25 | Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли | Беседа о сложной и кропотливой работе учёных – палеонтологов, воссоздающих внешний вид древнейших обитателей Земли. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью формирования представлений об облике вымерших организмов. Работа с таблицей «Характерные особенности некоторых динозавров». Беседа о значении палеонтологических работ для изучения развития жизни на Земле. | Знать условия сохранения ископаемых остатков, сложности в работе учёных – палеонтологов. Уметь объяснять значение палеонтологических работ для изучения развития жизни на Земле. | Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материала по заданной теме. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять её выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о её качестве. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Пробудить и развивать интерес к восстановлению облика древних организмов. Продолжить поощрение фантазии и творческих способностей школьников. | | |
26 | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему | Беседа о сложности и важности проблемы происхождения человека. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом учебника для ознакомления с религиозным объяснением происхождения человека, с биологическими терминами, таблицами и иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом параграфа по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой. Используя текст на с. 129 учебника записывают этапы формирования человека от момента перехода к прямохождению. Дискуссия о космическом происхождении людей и о различных взглядах на происхождение человека и важности решения этой проблемы для науки и жизни людей. | Знать научные доказательства естественного, эволюционного происхождения человека. Уметь характеризовать особенности суждений о происхождении человека. Воспроизводить знания о научных методах изучения живой природы и о сущности гипотезы как научного предположения. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии и развитие интереса к проблеме происхождения человека. | | |
27 | Человек разумный - один из миллионов видов организмов | Беседа об особенностях строения и поведения приматов, наиболее близких к человеку. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами. Самостоятельная работа с текстом учебника для установления элементов сходства человека и шимпанзе и составление сравнительной таблицы «Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян». Беседа о длительном историческом эволюционном пути человека, способного мыслить, трудиться, существовать в обществе, создавать произведения искусства и перестраивать окружающий мир. | Знать место человека в системе живой природы. Знать сходство и различия человека и человекообразных обезьян, а также принципиальное отличие человека от других представителей животного мира. Уметь находить в строении своего тела особенности, характерные для представителей отряда приматов. | Познавательные: работать с различными источниками информации; заполнять таблицу; проводить сравнение объектов по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения. Создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии и понимания уникальности человека как представителя живой природы. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | | |
28 | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | Беседа, характеризующая сущность понятия «ритм»; конкретизация понятия «ритм» в процессе рассказа о природных ритмах. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, таблицами видов ритмов, иллюстрациями, графиками. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью изучения особенностей проявления биологических ритмов. Беседа о взаимном влиянии всех видов природных ритмов на живые организмы, подчиняющемся воздействию солнечной активности. | Иметь представления о периодических явлениях на Земле: космические, биологические, и экологические ритмы. Знать взаимосвязь и воздействие ритмов на биосферу Земли. Уметь работать с таблицами всех видов ритмов, графиками взаимосвязи солнечных ритмов с суточными и годичными биологическими ритмами. Уметь приводить примеры биологических ритмов. | Познавательные: работать с печатным текстом, таблицами, графиками и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Поощрять наблюдательность школьников, приводящих примеры периодических изменений в окружающей природе. | | |
29 | Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь на Земле – явление космическое». | Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по теме «Жизнь на Земле – явление космическое». | Научиться давать определения понятий темы; знать принципы определения возраста Земли, уметь объяснять процессы развития и совершенствования жизни. Описывать условия сохранения ископаемых остатков; знать научные доказательства естественного, эволюционного происхождения человека. Характеризовать место человека в системе живой природы. Иметь представления о периодических явлениях на Земле. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности. | | |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле - 5 часов | | |
30 | Что такое «биологическое разнообразие»? | Беседа с использованием средств наглядности о красоте и великом разнообразии природы, о местных природных достопримечательностях. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы - биоразнообразие. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью усвоения особенностей трёх уровней проявления биоразнообразия. | Должны знать, что такое биологическое разнообразие и почему его необходимо сохранять. Уметь объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы. | Познавательные: развитие мотивов и интересов собственной познавательной деятельности. Работать с различными источниками информации (таблицы, фотографии, картины, гербарные экземпляры растений, Красные книги). Регулятивные: самостоятельное планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения задач. Соотнесение собственных действий с планируемым результатом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований. Коммуникативные: формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения. Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; применение принципов экологического мышления на практике. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, а также готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | | |
31 | Какая среда необходима человеку? | Беседа об условиях выживания человека в окружающей среде, которую образует природная и социальная среда. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие только человеку. Работают с текстом и иллюстрациями учебника (иллюстративный материал об окружающей человека среде; схемы «Обмен веществ между организмом и средой», «Потребности человека»). Заполняют таблицу «Вещества, поступающие в организм человека». | Знать характеристику природной и социальной среды человека. Уметь характеризовать взаимодействие человека и окружающей среды. Понимать необходимость знаний об окружающей среде как важного условия выживания людей. | Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; заполнять таблицу. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | | |
32 | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | Беседа об изменении окружающей среды в ходе различных видов человеческой деятельности. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с целью выяснения экономических причин разрушения окружающей среды. Выполнение практической работы «Паспорт моего дерева» (с.169,170) (индивидуальная работа, задаётся на дом). | Продолжить формирование понимания учащимися термина «биологическое разнообразие». Уметь характеризовать влияние деятельности людей на биоразнообразие, объяснять причины сокращения биологического разнообразия на нашей планете. | Познавательные: воспроизводить ин-формацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы. Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | | |
33 | Кто отвечает за Землю? | Беседа о состоянии среды обитания людей, с опорой на наблюдения школьников за состоянием природы в их местности. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью выявления отрицательных человеческих качеств, проявление которых приводит к разрушительным экологическим последствиям. Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры. Работают с иллюстрациями, демонстрирующими различное состояние природной среды, Красными книгами животных и растений, фотографиями и гербарными экземплярами краснокнижных растений. Коллективное обсуждение рубрики «Творческие задания» (с.170–171) с целью усвоения учащимися азбуки экологической культуры. | Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Уметь доказывать зависимость существования живых организмов от каждого человека на Земле и приводить доводы о необходимости сохранять окружающую среду. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Развитие чувства тревоги и беспокойства за состояние окружающей среды. Формирование готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. | | |
34 | Контрольная работа № 4 по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле». | Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле». | Научиться давать определения понятий темы; знать, что такое биологическое разнообразие и почему его необходимо сохранять. Характеризовать природную и социальную среду человека; уметь характеризовать влияние деятельности людей на биоразнообразие, объяснять причины сокращения биологического разнообразия на нашей планете. Знать отрицательные качества человека, приводящие к ухудшению экологической ситуации на планете, и приводить доводы о необходимости сохранять окружающую среду. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний. | | |