СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование предназначено для учебника 5 кл. авторов - В.А. Самкова, Д.И. Рокотова.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс.»



п/п

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Сроки

Предметные

Метапредметные

(УУД)

Личностные

план

факт


Введение – 1 час



1

Величайшее чудо на планете

Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «Жизнь на Земле -величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов.

Давать определение понятия «жизнь». Объяснять средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Анализировать опыт Ф. Реди. Понимать отличие опыта от простого наблюдения.

Познавательные: работать с печатным текстом, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания представлений о первых попытках людей разгадать загадку жизни; понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов и невозможности самозарождения организмов.




Человек изучает живую природу – 8 часов



2

В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы

Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Выполняют задание рубрики «Работа с текстом и иллюстрациями» (сравнивают квадраты).

Учащиеся должны уметь объяснять значение биологических знаний, объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой.


Познавательные:

определение понятий, создание обобщений, классификация, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

планирование путей достижения целей, осознанный выбор наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных задач; контроль деятельности в процессе достижения результата, коррекция деятельности; оценка правильности выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: построение

рассуждений и умозаключений, конструирование выводов. Грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.


Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности.



3

Биология – наука для всех

Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры,

иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и изучение сведений о биотехнологии.

Учащиеся должны уметь приводить примеры связи биологии с другими науками, объяснять значение биологических знаний в жизни человека.

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Готовность к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности.



4

Какие научные методы используют биологи?

Определяют

основные методы биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациями учебника для получения представлений об описании и сравнении - действиях, используемых в любом научном методе. Выполняют практическую работу «Измеряем рост» (работа в группе) и выясняют, какой рост имеет большинство учащихся в классе.

Учащиеся должны знать основные методы биологических исследований, их особенности. Должны характеризовать основные действия при использовании каждого научного метода.

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определённых правил.



5

Наблюдение и эксперимент в биологии

Характеризуют метод научного наблюдения, как один из главных методов изучения природы.

Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Объясняют сущность гипотезы как особой формы научного познания. Выполняют практическую работу по изучаемой теме «Опыт с элодеей» и выясняют, какой газ выделяют растения на свету.

Научиться давать определения понятий темы: наблюдение, эксперимент, гипотеза.

Должны уметь описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определённых правил. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, а также готовности к исследованию природы.



6

С какой целью в биологии используется моделирование?

Объясняют, в

чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Самостоятельная работа с текстом учебника для изучения ситуаций, требующих моделирования в научных исследованиях.


Знать понятие «модель», уметь описывать этапы моделирования. Знать роль и значение моделирования для решения многих проблем, связанных с состоянием и функционированием окружающего мира.

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки, готовности к исследованию природы.




7

Какое оборудование необходимо биологу?

Определяют значение микроскопа для биологических исследований.

Работают с текстом и иллюстрациям учебника с целью ознакомления с приборами и инструментами, необходимыми для измерений и наблюдений.


Должны знать основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы; значение микроскопа для биологических исследований, история создания и совершенствования микроскопа.

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как о приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности.



8

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели

Дифференцируют иллюстрации учебника. Поиск в учебнике лично-значимой иллюстрации биологического объекта или явления и объяснение сделанного выбора. Рассматривание рис. 28 (стр.42) и характеристика приспособлений, необходимых для получения достоверных фотографий.

Знать значение биологических иллюстраций, рисунков, фотографий, компьютерных моделей для научных исследований. Уметь характеризовать особенности и ценность разных видов биологических иллюстраций. Уметь иллюстрировать собственные впечатления о живой природе.

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, фотографиями и выделять главное.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Развитие готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки, готовности к исследованию природы, осуществлению

природоохранной деятельности.



9

Контрольная работа № 1 по темам «Введение. Человек изучает живую природу»

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по темам «Введение. Человек изучает живую природу».

Научиться давать определения понятий темы; понимать невозможность самозарождения живых организмов. Объяснять значение биологических знаний в жизни человека; знать основные методы биологических исследований, их особенности; должны характеризовать основные действия при использовании каждого научного метода. Должны знать основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний.



По ступеням «Лестницы жизни» - 14 часов



10

«Невозмутимый строй во всём», или Что такое система?

Определяют понятие, формируемое в ходе изучения темы - система.

Работают с текстом и иллюстрациям учебника с целью ознакомления с элементами системы и понимания необходимости взаимосвязи элементов. Беседа о главном условии существования и

функционирования любых систем - их целостности.

Учащиеся должны знать, что означает понятие «система», понимать взаимосвязь элементов в системах. Уметь приводить примеры систем живой и неживой природы.

Познавательные: определение понятий, классификация, выбор оснований

и критериев для классификации, установление причинно- следственных связей.

Регулятивные: соотнесение своих действий с предполагаемым результатом, самоконтроль, построение рассуждений и умозаключений, конструирование выводов.

Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, владение монологической речью; использование ИКТ; экологическое мышление.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, а также готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, к исследованию природы, осуществлению

природоохранной деятельности. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.




11

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

Определяют понятие, формируемое в ходе изучения темы - биосистема. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью изучения разнообразия биологических явлений. Приводят примеры природных и искусственных систем. Рассматривание рис. 40 (с. 60) и объяснение того, что обозначают

изображенные на нем стрелки. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических систем.


Учащиеся должны знать, какие явления называются биологическими, какова взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде. Должны уметь приводить примеры природных и искусственных систем, описывать особенности биологических систем, приводить примеры биологических систем.

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Осознания взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы, важности охраны природы и возможности личного участия в этом процессе.



12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

Беседа сравнительного характера о разной степени сложности биологических систем, с опорой на примеры. Развитие у учащихся умений давать определения понятий, выделять в тексте главное. Работа школьников с текстом учебника с целью изучения особенностей организации биосистем: клеток, тканей, органов, организмов. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню.

Учащиеся должны знать уровни организации жизни.

Учащиеся должны уметь приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации.


Познавательные: работать с печатным текстом, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создание у учащихся представления об усложнении организации жизни на каждом уровне (ступени «лестницы жизни»).



13

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

Беседа о положении планеты Земля во Вселенной. Формирование у учащихся умений работы с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков структурирования и систематизации содержания параграфа, умения устанавливать причинно- следственные связи. Рассматривание модели биосферы, представленной на

рис. 46 (с. 69), и объяснение причин того, почему художник нарисовал у дома опоры разной длины. Обсуждение проблемы устойчивости биосферы и причин возможного нарушения этой устойчивости.

Должны знать, от чего зависит устойчивость биосферы. Уметь приводить примеры деятельности человека, приводящей к нарушению устойчивости биосферы.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии и продолжение формирования представлений учащихся об уровневой организации природы на основе характеристики строения и функционирования биосферы - живой оболочки Земли. Вызвать у учащихся чувство беспокойства за возможную потерю устойчивости биосферы.



14

Экосистемы – живая мозаика планеты

Беседа об общем облике нашей планеты, напоминающем лоскутное одеяло, с привлечением внимания школьников к рис. 47(с.71). Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Работа учащихся с текстом учебника по изучению причин разнообразия экосистем. Изучение рис. 48 (с.72) и запись в тетрадях названий географических районов, для которых типичны представленные на нём экосистемы.

Знать устройство и причины разнообразия экосистем. Уметь приводить примеры разнообразных экосистем Земли.

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Углубить основы системного мышления школьников, развитие воображения с использованием космических снимков.



15

Вид - единица живого мира

Беседа о видовом разнообразии окружающего мира,

с использованием примеров организмов, знакомых школьникам. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Беседа о возобновлении представителей каждого вида с помощью размножения, о важнейшем признаке вида - плодовитом потомстве. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. Беседа о роли знаний о видовом разнообразии

окружающей природы для жизни и труда людей, с привлечением результатов наблюдений и знаний школьников о местном видовом разнообразии. Учащиеся читают определение вида (с. 77) и к каждому составляющему этого определения подбирают примеры, записав их

в тетрадях (например: группа особей - стая птиц, колония пингвинов).

Знать причины возникновения огромного разнообразия видов. Уметь характеризовать основные признаки вида.

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. Понимание значения знаний о видовом разнообразии живой природы для науки и хозяйственной деятельности людей.



16

Популяция – это «население»

Характеризуют структуру популяции. Работа учащихся с текстом учебника для усвоения знаний о популяционной структуре вида. Беседа о продолжительности существования популяции. Рассматривание рис. 56 (с. 82) и формулирование вывода о роли турнирных боёв для существования популяций на протяжении длительного времени. Выполнение практической работы (задание 1) «Наблюдаем за птицами» (индивидуальная работа, практическая работа задаётся на дом).

Должны знать состав и структуру популяций, иметь представление об основном свойстве популяции - устойчивом воспроизводстве. Знать уровневую организацию живой природы на основе взаимосвязи понятий «вид» и «популяция». Должны уметь работать с картой России для обозначения ареалов видов и их популяций, а также с атласами определителями растений и животных. Уметь приводить примеры разных форм общения внутри популяции.

Познавательные: работать с печатным текстом, фотографиями, рисунками, иллюстрирующими сущность понятия «популяция», выделять главное; давать определение понятия «популяция».

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; соотнесение своих действий с предполагаемым результатом.

Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; владение монологической речью.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Развитие и совершенствование системного мышления школьников. Вызвать мотивацию к сохранению популяций животных и растений. Готовность к исследованию природы.



17

Организм, особь, индивид

Беседа о свойствах организма, отличающих его от всех

объектов окружающего мира. Беседа о многообразии организмов, с опорой на имеющийся багаж знаний и личный опыт пятиклассников. Беседа о единстве организма с окружающей средой, с привлечением внимания школьников к тексту учебника (с. 88). Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Работа с текстом учебника о единстве организма с окружающей средой. Работа с таблицей по изучению приспособляемости живых организмов к среде обитания.

Знать происхождение понятий «организм», «особь», «индивид»; свойства организма, отличающие его от всех объектов окружающего мира. Уметь приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяснять, каким образом происходит приспособление организма к изменяющимся условиям среды обитания.

Познавательные: работать с различными источниками информации (иллюстрации, модели, гербарные экземпляры); давать определения понятий; структурировать учебный материал.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимание явления единства организма с окружающей средой. Формирование готовности к исследованию природы и мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.



18

«Нити жизни»: организм в окружающей среде

Беседа о факторах окружающей среды, действующих на любой организм, с опорой на рис. 60 (с. 90), для подготовки школьников к пониманию сущности понятия «экологический

фактор». Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Работа с текстом учебника с целью изучения воздействия на организмы экологических факторов живой природы, а также деятельности человека. Выписывают из текста параграфа примеры отрицательного

воздействия хозяйственной деятельности людей на состояние живой природы.

Знать виды экологических факторов: факторы живой природы, факторы неживой природы и деятельность людей, как антропогенный фактор. Уметь приводить примеры воздействия человека, факторов живой и неживой природы на живые организмы. Давать определения понятий - экологические факторы, антропогенный фактор.

Познавательные: работать с различными источниками информации (иллюстрациями, графиками); осуществлять подбор материала по заданной теме.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять её выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о её качестве.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создать у учащихся представления о многообразии экологических факторов. Формирование понимания разрушительного воздействия на живые организмы людей, не имеющих биологических знаний.



19

Как растут и развиваются организмы?

Беседа о продолжительности взросления некоторых видов организмов с использованием рис. 62 (с.94). Называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Знакомятся с дополнительным материалом. Работа с текстом учебника и таблицами с целью изучения продолжительности жизни некоторых животных. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни. Беседа о значении активного образа жизни для сохранения физического и духовного здоровья человека.

Уметь давать определения понятий: «рост», «развитие». Знать особенности роста и развития человека. Приводить примеры видов со средней и большой продолжительностью жизни.

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимание значения активного образа жизни для сохранения физического и духовного здоровья человека.



20

Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём?

Беседа о сходстве двух сложных систем (технической и биологической) космического корабля и клетки живого организма. Работают с текстом учебника и описывают строение клетки, её органоидов, описывают строение и значение клеточной стенки. Работают и иллюстративным материалом, моделью клетки. Развитие у учащихся навыков структурирования и систематизации содержания параграфа.

Знать особенности строения и процессы, происходящие в клетке. Называть органоиды клетки и их функции. Уметь характеризовать роль клеточного ядра. Называть значение клеточной стенки.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о клетке как элементарной биологической системе – единице живого; умения применять полученные знания в практической деятельности.



21

Из каких тканей «сотканы» живые организмы?

Беседа об огромном количестве клеток, входящих в состав многоклеточных организмов, их сходстве и различиях. Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют практическую работу по изучаемой теме «Изучаем кожу» (индивидуальная работа) (задание 2, стр.111-112).

Научиться давать определения понятий темы: ткань. Учащиеся должны уметь давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека.


Познавательные: определение понятий, классификация, выбор оснований

и критериев для классификации, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; соотнесение своих действий с предполагаемым результатом.

Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; владение монологической речью; использование ИКТ.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создание представления у учащихся об особенностях строения и функций некоторых тканей на примере организма человека.



22

На границе живого и неживого: вирусы

Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся

на границе живого и неживого. Самостоятельная работа с текстом учебника об особенностях строения вирусов. Работа с иллюстративным материалом. Беседа о значении изучения вирусов.

Должны знать строение и условия существования вирусов как особой неклеточной формы жизни. Должны уметь объяснять уникальные особенности вирусов, причины вирусных заболеваний организмов.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Создание у учеников представления о строении и условиях существования вирусов как особой неклеточной формы жизни.



23

Контрольная работа № 2 по теме «По ступеням «Лестницы жизни»».

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по теме «По ступеням «Лестницы жизни»».

Научиться давать определения понятий изученной темы; понимать, какие явления называются биологическими. Должны знать уровни организации жизни, а также от чего зависит устойчивость биосферы. Знать устройство и причины разнообразия экосистем. Понимать причины возникновения огромного разнообразия видов, знать состав и структуру популяций. Характеризовать виды экологических факторов. Знать особенности строения и процессы, происходящие в клетке, уметь давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека; описывать строение и условия существования вирусов как особой неклеточной формы жизни.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний.



Жизнь на Земле – явление космическое – 6 часов



24

По страницам истории жизни

Беседа о необходимости изучения истории жизни на Земле. Работа с текстом учебника для ознакомления с единицами времени, на которые подразделяют историю Земли, а также усвоение знаний о последовательном усложнении строения и жизнедеятельности живых организмов. Выполнение практической работы «Изучение мела (известняка) под микроскопом» (работа в группах), стр. 145-146.

Должны знать принципы определения возраста Земли. Должны уметь объяснять процессы развития и совершенствования жизни.

Познавательные: развитие мотивов познавательной деятельности; создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные: соотнесение собственных действий с планируемым результатом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности. Формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения.

Коммуникативные: осознанное использование речевых средств, в соответствии с задачей коммуникации, формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, а также интереса к истории развития жизни на Земле. Развитие фантазии школьников в направлении создания образов различных видов организмов, живших на земле в прошлом.



25

Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли

Беседа о сложной и кропотливой работе учёных – палеонтологов, воссоздающих внешний вид древнейших обитателей Земли. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью формирования представлений об облике вымерших организмов. Работа с таблицей «Характерные особенности некоторых динозавров». Беседа о значении палеонтологических работ

для изучения развития жизни на Земле.

Знать условия сохранения ископаемых остатков, сложности в работе учёных – палеонтологов. Уметь объяснять значение палеонтологических работ для изучения развития жизни на Земле.

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материала по заданной теме.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять её выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о её качестве.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Пробудить и развивать интерес к восстановлению облика древних организмов. Продолжить поощрение фантазии и творческих способностей школьников.



26

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

Беседа о сложности и важности проблемы происхождения человека. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом учебника для ознакомления с религиозным объяснением происхождения человека, с биологическими терминами, таблицами и иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом параграфа по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой. Используя текст на с. 129 учебника записывают этапы формирования человека от момента перехода к прямохождению. Дискуссия о космическом происхождении людей и о различных взглядах на происхождение человека и важности решения этой проблемы для науки и жизни людей.

Знать научные доказательства естественного, эволюционного происхождения человека. Уметь характеризовать особенности суждений о происхождении человека. Воспроизводить знания о научных методах изучения живой природы и о сущности гипотезы как научного предположения.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии и развитие интереса к проблеме происхождения человека.



27

Человек разумный - один из миллионов видов организмов

Беседа об особенностях строения и поведения приматов, наиболее близких к человеку. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами. Самостоятельная работа с текстом учебника для установления элементов сходства человека и шимпанзе и составление сравнительной таблицы «Сходство

и отличия человека и человекообразных обезьян». Беседа о длительном историческом эволюционном пути человека, способного мыслить, трудиться, существовать в обществе, создавать произведения искусства и перестраивать окружающий мир.

Знать место человека в системе живой природы. Знать сходство и различия человека и человекообразных обезьян, а также принципиальное отличие человека от других представителей животного мира. Уметь находить в строении своего тела особенности, характерные для представителей отряда приматов.

Познавательные: работать с различными источниками информации; заполнять таблицу; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения. Создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии и понимания уникальности человека как представителя живой природы. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.



28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы

Беседа, характеризующая сущность понятия «ритм»; конкретизация понятия «ритм» в процессе рассказа о

природных ритмах. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, таблицами видов ритмов, иллюстрациями, графиками. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью изучения особенностей проявления биологических ритмов. Беседа о взаимном влиянии всех видов

природных ритмов на живые организмы, подчиняющемся воздействию солнечной активности.

Иметь представления о периодических явлениях на Земле: космические, биологические, и экологические ритмы. Знать взаимосвязь и воздействие ритмов на биосферу Земли. Уметь работать с таблицами всех видов ритмов, графиками взаимосвязи солнечных ритмов с суточными и годичными биологическими ритмами. Уметь приводить примеры биологических ритмов.

Познавательные: работать с печатным текстом, таблицами, графиками и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Поощрять наблюдательность школьников, приводящих примеры периодических изменений в окружающей природе.



29

Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь на Земле – явление космическое».

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по теме «Жизнь на Земле – явление космическое».

Научиться давать определения понятий темы; знать принципы определения возраста Земли, уметь объяснять процессы развития и совершенствования жизни. Описывать условия сохранения ископаемых остатков; знать научные доказательства естественного, эволюционного происхождения человека. Характеризовать место человека в системе живой природы. Иметь представления о периодических явлениях на Земле.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности.



Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле - 5 часов



30

Что такое «биологическое разнообразие»?

Беседа с использованием средств

наглядности о красоте и великом разнообразии природы, о местных природных достопримечательностях. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы - биоразнообразие. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры.

Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия.

Самостоятельная работа с текстом учебника с целью усвоения особенностей трёх уровней проявления биоразнообразия.

Должны знать, что такое биологическое разнообразие и почему его необходимо сохранять. Уметь объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы.

Познавательные: развитие мотивов и интересов собственной познавательной деятельности. Работать с различными источниками информации (таблицы, фотографии, картины, гербарные экземпляры растений, Красные книги).

Регулятивные: самостоятельное планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения задач. Соотнесение собственных действий с планируемым результатом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные: формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения. Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; применение принципов экологического мышления на практике.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, а также готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности. Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.



31

Какая среда необходима человеку?

Беседа об условиях выживания человека в окружающей среде, которую образует природная и социальная среда. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается

к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие

только человеку. Работают с текстом и иллюстрациями учебника (иллюстративный материал об окружающей человека среде; схемы «Обмен веществ между организмом и средой», «Потребности человека»). Заполняют таблицу «Вещества, поступающие в организм человека».

Знать характеристику природной и социальной среды человека. Уметь характеризовать взаимодействие человека и окружающей среды. Понимать необходимость знаний об окружающей среде как важного условия выживания людей.

Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; заполнять таблицу.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.



32

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

Беседа об изменении окружающей среды в ходе различных видов человеческой деятельности. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др.

Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с целью выяснения экономических причин разрушения окружающей среды. Выполнение практической работы «Паспорт моего дерева» (с.169,170) (индивидуальная работа, задаётся на дом).

Продолжить формирование понимания учащимися термина «биологическое разнообразие». Уметь характеризовать влияние деятельности людей на биоразнообразие, объяснять причины сокращения биологического разнообразия на нашей планете.

Познавательные: воспроизводить ин-формацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы. Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.



33

Кто отвечает за Землю?

Беседа о состоянии среды обитания людей, с опорой на наблюдения школьников за состоянием природы в их местности. Самостоятельная работа с текстом учебника с целью выявления отрицательных человеческих качеств, проявление которых приводит к разрушительным экологическим последствиям. Объясняют

значение основных положений азбуки экологической культуры. Работают с иллюстрациями, демонстрирующими различное состояние природной среды, Красными книгами животных и растений, фотографиями и гербарными экземплярами краснокнижных растений. Коллективное обсуждение рубрики «Творческие задания» (с.170–171) с целью усвоения учащимися азбуки экологической культуры.

Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической

ситуации на планете. Уметь доказывать зависимость существования живых организмов от каждого человека на Земле и приводить доводы о необходимости сохранять окружающую среду.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Развитие чувства тревоги и беспокойства за состояние окружающей среды. Формирование готовности к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности.



34

Контрольная работа № 4 по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуальное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок и применение его; промежуточное тестирование по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Научиться давать определения понятий темы; знать, что такое биологическое разнообразие и почему его необходимо сохранять. Характеризовать природную и социальную среду человека; уметь характеризовать влияние деятельности людей на биоразнообразие, объяснять причины сокращения биологического разнообразия на нашей планете. Знать отрицательные качества человека, приводящие к ухудшению экологической ситуации на планете, и приводить доводы о необходимости сохранять окружающую среду.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!