СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какой путь развития у России?

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Какой путь развития у России?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кочевская средняя общеобразовательная школа»















Россия-государство европейское или азиатское?









Выполнил (а):

Федосеева Валерия,

обучающаяся 7«в» класса

МБОУ «Кочевская СОШ»

Руководитель: Федосеева Н.М.,

учитель истории













2019

ОГЛАВЛЕНИЕ:



I. Введение…………………………………………………………….3

II. Основная часть……………………………………………………..5-20

Глава 1.Особенности образования централизованных государств…5

Глава 2. Общественные порядки 15-16 вв ……………………………8

Глава 3. Культура………………………………………………………12

III. Заключение…………………………………………………………17

IY. Литература…………………………………………………………21

Y. Приложения…………………………………………………………22









































ВВЕДЕНИЕ

Спор то затихает, то разгорается вновь – Россия - это Европа или Азия? Конечно, Европой быть престижней, но как-то не получается. И чем дальше, тем больше не получается...
Что такое "быть Европой" понятно - права человека и высокий уровень жизни. А Европа на протяжении столетий неуклонно создавала самую совершенную на Земле организацию общественной жизни. 

А вот что такое Азия, точнее "азиатчина"? Тут уже сложнее разобраться. Вряд ли применима эта "азиатчина" в приложении к буддийской и индуистской Азии. Азиатчина-это другое. 
Это что-то дикое, чуждое цивилизации и угрожающее. Очень подходит слово Орда, а азиатчина - это прежде всего ордынство. Некие огромные империи и халифаты. Предводимые абсолютными властителями деспотами. Ни о каких "правах человека" в этих ордынских империях никто и понятия не имеет.

Заинтересовалась я этой темой, совсем не случайно, по истории мы проходили тему Ивана.

По свидетельству западных и русских источников, во второй половине 15 века римский папа и император Священной Римской империи предлагали Ивану III вступить в общий союз христианских держав для противостояния угрозе со стороны турок- мусульман.

Московскому князю предлагалось принять титул короля.Судя по этим сведениям, западные соседи считали Московское государство европейским государством и считали себе равным.

Взять другой документ «Обращения ханов татарских государств к великим князьям московским XV- XV в.в.»

«Великому князю Великого Улуса… («Великими Улусом» татары именовали Золотую Орду до её распада в начале XV века).

«Христианскому государю Белому падишаху (царю) много-много-много поклон… В той земле он, Белый царь, сказывается прямым потомком Чингисхана…»

И Восток признавал князя своим родственником, и даже называли его царем.

Актуальность: Россия — европейская или азиатская страна? Этот вопрос обсуждается уже по крайней мере пятьсот лет. Славянофил XIX века Николай Данилевский считал, что Россия обладает своей собственной инстинктивной славянской цивилизацией, находящейся где-то посредине между Европой и Азией. Однако Достоевский, выступая на открытии памятника поэту Пушкину, сказал: «Народы Европы, они не знают, как дороги они нам».

Проблема исследования: Россия-государство европейское или азиатское?

Объект исследования: История России, Запада, Востока в XV веке

Предмет исследования: особенности развития России, Запада и Востока

Цель: выявление особенностей исторических процессов по следующим направлениям: Государственные порядки, Общественные порядки, черты культуры.

Гипотеза: Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Россия имеет свой самобытный путь развития.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования;

изучить государственные порядки, общественные порядки, черты культуры.

Методы исследования:

Анализ материалов из разных источников по теме исследования;

Сравнение государственные порядки, общественные порядки, черты культуры

Обобщение материала в ходе работы.

Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Источники информации: энциклопедии, учебник, ресурсы сети Интернет.

Результаты исследования представлены в таблице.

Материал, собранный мной в ходе работы, может использоваться на уроках истории в школе, а также он может пригодиться людям











Глава 1.

Особенности образования централизованных государств:

Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.

Катастрофические последствия монгольского нашествия задержали экономическое развитие Руси, положили начало ее отставанию от передовых западноевропейских стран, избежавших монгольского ига. Русь приняла на себя всю тяжесть монгольского нашествия. Его последствия во многом содействовали консервации феодальной раздробленности и укреплению феодально-крепостнических отношений.

Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не являлись достаточно глубокими и сильными, чтобы связать воедино всю страну. Общий, всероссийский рынок (товарный) начинает складываться позже, лишь в XVII в.

В этом и заключается главная особенность образования русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе, где централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV-XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.

Второй особенностью процесса образования централизованного государства в России являлось более слабое по сравнению со странами Западной Европы развитие городов.8 Страна сохраняла аграрный в основном облик и роль города в ее экономике была менее заметной, чем на Западе. Самый уровень развития городов в России XV в. был ниже, чем городов западноевропейских. Причин этому много: и незавершенность процесса феодализации на территории всей страны, и замедленность экономического развития в условиях татаро-монгольского ига, и оторванность от морских торговых путей, и т. д.

Третью особенность процесса формирования Русского централизованного государства составляло активное воздействие на этот процесс со стороны политической надстройки. Это воздействие объясняется в свою очередь тремя причинами:

1) сравнительно слабым уровнем экономических связей между различными районами громадной по территории страны;

2) поступательным развитием крепостничества, требовавшим вмешательства сильной власти, чтобы помочь господствующему классу удержать в подчинении закрепощенные и закрепощаемые народные массы;

3) внешней опасностью, грозившей России с нескольких сторон (от Золотой орды и от возникших в результате ее распада татарских ханств, от Литовского государства, Ливонского ордена и Швеции) и требовавшей активного строительства вооруженных сил.

Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии.

Образование централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса: формирование единой государственной территории за счет объединения русских земель и установления реальной власти единого монарха над всей этой территорией против внешнего врага, и еще одним фактором, речь идет о национальном самосознании.

Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая своего могущества в XVI в. при султане Сулеймане I, прозванном Великим турком. Ее владения раскинулись в Азии, Африке, Европе. Мощный турецкий флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. Расцвет Османской империи базировался на ограблении завоеванных территорий.

Наличие городов, высокий уровень развития ремесла, товарно-денежных отношений сами по себе еще не создавали предпосылок для формирования нового типа экономики. Частнособственнические отношения хотя и существовали в Османской империи, но не были достаточно юридически защищены. Во второй половине XVI в. здесь усилился процесс формирования частной собственности. Владельцы военных ленов — спахии — уклонялись от выполнения военных обязанностей, стремились превратить земельные пожалования в наследственную собственность. В конце XVI в. был снят запрет на сосредоточение нескольких ленов в одних руках, что привело к созданию крупных поместий. Усиливается экономическое могущество мусульманского духовенства. В формировании новых землевладельцев принял участие торговый и ростовщический капитал. Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом.

Тенденция к объединению проявлялась во всех русских землях. Русское государство формировалось на протяжении XIV–XV вв. на феодальной основе в условиях роста феодального землевладения и хозяйства, развития крепостничества и обострения классовой борьбы. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. феодально-крепостнической монархии.

















































Глава 2.

Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.

При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счёт населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.

Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.

Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). На Руси началось складывание крепостного права. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем. Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать её замуж за овдовевшего русского правителя. В далёкую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.

Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.

Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой бы нашли отражение господствующие положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в. Важнейшими стали три идеи:

1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землёй от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299 - 1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землёй владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчёркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа - Бога на земле. Господь - Бог вручил великому князю Русскую землю в управлении. Поэтому русский государь нёс личную ответственность перед Господом - Богом за то, как он управлял Русской землёй. Так как вручена самим Господом - Богом, то православный государь ни с кем не должен делиться своей властью (ответственностью). Любой отказ от власти является святотатством.

2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царём "всеавселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).

3. Идея о Москве - как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.7

Во многих государствах Западной Европы начал формироваться абсолютизм. Основная идея абсолютизма-государь считался помазанником Божьим, а значит был независим от любых посредников. Правители издавали единые для всей страны законы и с помощью чиновников следили за их исполнением. Но в государствах Западной Европы существовал контроль со стороны папы римского, который от имени Бога волен давать оценку тем или иным действиям правителей. Иван III, следуя византийскому принципу «что угодно императору, то и имеет силу закона» провозгласил: «Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить».



























Глава 3. Культура.



Со времён Ивана III наряду со старыми названиями государства – Русь, Московское княжество, стало использоваться и новое – Россия, Российское государство. Иностранцы нередко называли как столицу России, так и всё государство Московией.

При Иване III появился и новый герб. Им стал символ Византии – двуглавый орёл. Женитьба московского князя на Софье Палеолог считалась союзом московской и византийской династий, что «подкрепляло» принятие нового герба. Теперь на великокняжеской печати, которой скреплялись все важнейшие государственные документы, было два изображения. С одной стороны, помещался прежний символ – сидящий на коне святой Георгий Победоносец, поражающий копьём змея. С другой стороны, изображался двуглавый орёл.

Вырос авторитет правителя Московского государства. Как иностранные правители, так и приближённые стали именовать его не только великим князем, но и государём всея Руси. Порой князя сравнивали с могущественным византийским императором, называли его «великим христианским царём».

Во время торжественных приёмов на голове государя красовалась шапка Мономаха. Она была сделана из золота, украшена мехом, драгоценными камнями и увенчана крестом. В великокняжеском окружении считалось, что это – византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от императора Византии, его деда. (в действительности это один из ханских подарков, полученных в Орде ещё Иваном Калитой, и украшенный русскими мастерами.) Знаками власти государя были также скипетр и держава, которые он сжимал в руках во время дворцовых церемоний.

Ещё одним подлинным символом России стал Московский Кремль. Были построены новые стены, башни и соборы, которые сохранились и по сей день. Их красота и величие символизировали в глазах как русских людей, так и иностранцев новый облик государства.

Жители России по-новому стали осмысливать историческое место своей державы и её столицы. Игумен одного из монастырей Филофей назвал Москву «третьим Римом».7 Он говорил о том, что в истории было три мировых центра христианства. Первым из них Филофей считал Рим, вторым – Константинополь. После отказа Византийской империи от «истинного христианства» - заключения союза с католиками – она пала. После этого, полагал Филофей, взоры всех православных устремились к Москве. Столица России «избрана Богом» как единственная законная наследница древнего Рима.

С давних времен на Руси не было обычая ставить скульптурные памятники. Память о великих событиях и идеях запечатлели в камне соборов и крепостей. Объединение русских земель в Российское государство требовало сооружения чего-то необычного и грандиозного. Между тем 1470-х годах Иван III жил в деревянном дворце, который окружали маленькиеиодноглавые храмы времен Ивана Калиты. Ещё в 1472 году митрополит начал перестройку с главного кремлевского собора- Успенского. Пригласили мастеров. Они воздвигли великую и высокую церковь. Через два года, когда постройка уже почти была завершена, в Москве случилось землетрясение и стены рухнули. Нужно было искать новых мастеров. И жена Ивана III – византийская царевна Софья Палеолог, которая много лет прожила в Италии, посоветовала обратиться к архитекторам итальянского Возрождения. Удалось уговорить знаменитого инженера Аристотеля Фиораванти.У него все получилось. Вскоре в Москву приехали новые итальянские архитекторы и за 30 лет Московский Кремль полностью преобразился.

Культура Российского государства впитала в себя традиции домонгольской Руси и православной Византии, обогащалась обычаями и традициями разных народов.

Вместе с ростом производительных сил страны растет техника и культура. Немало было заимствовано в области внедрения новой техники у иноземцев. Иноземные венецианские и болонские мастера отстраивали Москву. В Москве появились новые каменные соборы, палаты, Кремль.
Итальянец Аристотель Фиоравенти, родом из Болоньи, выстроил пятиглавый Успенский собор, впервые применив в архитектуре более или менее сложные машины. Венецианцы Марко Руффо, Антон Фрязин и ПьетроСоларио выстроили Кремлевские стены. Иноземными мастерами была построена в 1491 году Грановитая палата и вместо старого княжеского деревянного дворца — новый, каменный. «Хоромы» Ивана теперь очень отличались от деревянных построек, в которых жили его предки. Примеру Ивана последовало и духовенство, бояре и даже купцы, строившие каменные «палаты». Деревянная Москва все более и более превращалась в «белокаменную».
Москве нужны были не только искусные зодчие, но и пушкари, «рудознатцы», лекаря, оружейники и т. д. В 1490 году приехали в Москву лекаря, пушечных дел мастера, ювелиры и зодчие, в 1494 году явился в Москву Алевиз, зодчий и пушечник, построивший пороховой завод. Немало итальянских мастеров приехало и в конце княжения Ивана, в 1504 году. Иноземцы Фиоравенти и Дебосис лили хорошие пушки, Иван и Виктор
удачно «искали» серебряную и медную руду на севере, у реки Цымны. 4На Руси умели использовать иноземных мастеров.
Достигает высокого уровня развития и русское ремесленное искусство, зодчество, живопись, носителями и создателями, которых были русские мастера.
Нам известны такие великие зодчие своего времени, как Ермолин, Кривцов, Мышкин. Мастера-псковичи в 1490 году строят Благовещенский собор. Русские мастера возводят многочисленные деревянные церкви, имевшие форму шатра.
Из живописцев того времени мы знаем таких мастеров, как Ярец, Конь и Дионисий, расписавший в 1500—1501 годах храм Рождества богородицы в отдаленном Ферапонтовом монастыре. Произведения Дионисия, в противоположность суровой, аскетической торжественности Византии или древнерусского искусства, отличаются своей жизнерадостностью.
Стремление к наблюдению и воспроизведению действительности, к «живству», к своеобразному реализму выражается в появлении в искусстве так называемого«бытейского письма».5 В нем еще отражается старый церковный дух иконописи, но «бытейское письмо» уже отрывается от церковной живописи, изображая притчи, аллегории, и переносится из церквей во дворцы и палаты.
Блестящего развития достигает русское ремесло, связанное с искусством.
Ювелирное искусство на Руси времени Ивана III не уступало европейскому. Особенно славились русские изделия, украшенные финифтью (эмалью): чаши, блюда, кресты, оружия, ларчики, кольца и т. п.
Славилось и богато украшенное русское оружие. Приклады, замки пищалей, сабли, боевые топоры были подлинными произведениями искусства.
Немало на Руси было искусных чеканщиков и специалистов-ремесленников, «наводивших чернью» изумительные рисунки на золотых и серебряных изделиях.
Даже слесаря давали иногда высокохудожественные изделия. Простые дверные петли обращались в предмет искусства.
Исключительно искусными были русские резчики по дереву. Сложность узоров и чистота выполнения были подчас изумительны.
Славились на Руси и подлинно художественные гончарные изделия и шитье.
Слабей развивалась скульптура, но и в этой отрасли имелись такие искусные художники, как Ермолин, в 1464 году закончивший свою работу над барельефом Георгия Победоносца.
Не только дворцы, церкви, хоромы княжеские и боярские в больших городах были созданием развитой ремесленной техники и искусства. Немало было и безвестных ремесленников, живущих по маленьким городкам, вносивших свой вклад в русское искусство.
В каждой деревне имелся — где искусный кузнец, где резчик по дереву, по кости, где искусные пряхи и вышивальщицы.
Благотворно сказалось освобождение от татарского ига и создание национального государства и на других отраслях русской культуры. Распространяется образованность, «книжность».
Геннадий Новгородский просил Ивана, чтобы он «велел училища устроить», где бы обучали грамоте и
богословию.6 Потребности государства в «грамотеях» -чиновниках приводят к распространению грамотности. Хотя учителей было мало, и просвещение находилось в руках духовенства, которое преследовало своей целью насадить только богословскую образованность, тем не менее, грамотность на Руси постепенно перестает быть редким исключением.
Появляются новые летописи, описывающие современные им события, причем некоторые из них, местные, недоброжелательно относятся к Ивану III. Сказывается этот сепаратизм, прежде всего в Новгородской летописи. Летописцы пытаются дать анализ событий и иногда недвусмысленно выражают свои политические устремления. Появляются повести и сказания. Наиболее замечательны: «Сказание о валашском воеводе Дракуле», написанное человеком бывалым, изъездившим Западную Европу, «Сказание о подчинении Новгорода», «Сказание о князех Владимирских», где, как мы уже указывали, род Калиты ведется от римских императоров, и «Оказание о падении Царьграда».
Создается «Хронограф», появляются притчи, послания, жития и другие произведения духовной, единственной в те времена, литературы. Из авторов литературных произведений XV века заслуживают особого внимания Епифаний, Пахомий Серб и Нестор-Искандер (правда, кто скрывался под именем «Искандера -неизвестно).
Рост государственного аппарата приводит к увеличению числа разного рода законов. Язык их, несмотря на витиеватость, отличается от древнего церковно-славянского и приближается к народному, потому что только такой язык мог быть понятен. Складываются новые народные сказки, предания, былины, воспевающие древнюю и современную им жизнь русского народа: геройские подвиги богатырей русской земли, «удалых молодцов», воевавших со «злым татарином». В сказках отражаются мечты талантливого русского народа, мечты о ковре-самолете, скатерти-самобранке, о коньке-горбунке и т. д. По селам ходили сказители, гусляры, скоморохи, воспевавшие русскую старину, «дела давно минувших дней», «края далекие, незнаемые» и высмеивающие отрицательные стороны жизни.
Так, сбросив с себя оковы татарского ига, росла и крепла русская культура.























































Заключение.

В русском языке, в XIV веке появилось слово «государь- господин, хозяин дома и семьи, вотчины и холопов». Когда Иван сделался хозяином всех русских земель, его стали именовать великим князем и государем всея Руси. Верховная власть принадлежала московскому князю. Он получил право налагать на бояр опалы (государева немилость), конфисковать их имущество, даровать им новые вотчины, удалять бояр от государственной службы.

Предпосылки формирования единых государств в Западной Европе: развитие рыночных отношений, открытие новых морских торговых путей между континентами. Быстро развивается городское ремесленное производство, европейские города были заинтересованы в обмене товарами, им была необходима поддержка и защита со стороны государства. Важную роль в процессе формирования единых государств в Западной Европе играло дворянство. Феодалы, особенно средние и мелкие были заинтересованы в сильной центральной власти. Крестьяне выкупали свои повинности у феодалов и становились свободными. Натуральное хозяйство перестало быть основой экономики западноевропейских стран. А в России предпосылки формирования единого государства были совсем другими. На Руси преобладало натуральное хозяйство. Особенности образования централизованного государства в России ни с каким нельзя было сравнить, она развивалась по- своему, в отличие от Запада и Востока.Вместе с расширением дипломатической сцены изменяется и программа внешней политики. Эта перемена тесно связана с одной идеей, пробуждающейся в московском обществе около этого времени, - идеей национального государства. Эта идея требует тем большего внимания с нашей стороны, чем реже приходится нам отмечать прямое участие идей в образовании фактов нашей древней истории. Сознание или, скорее, чувство народного единства Русской земли - не новый факт XV - XVI вв.: это дело Киевской Руси XI - XII вв., и, заканчивая изучение политического строя Русской земли в те века, я указывал на это чувство, даже пытался отметить некоторые его особенности. Я говорил, что в то время оно выражалось не столько в сознании характера и исторического назначения народа, сколько в мысли о Русской земле как общем отечестве.3 

Расширение территории страны вело к росту земельных владений великого князя и его окружения, что заставила их искать способы закрепления крестьян на земле. Распространение власти великого князя на всей территории государства, подобно тому как прежде над этой землёй владычествовал ордынский «царь» (хан). Как и по «Русской Правде», суд на местах вершили княжеские наместники — бояре. При них состояли выборные «добрые люди» из местных дворян, горожан и крестьян. Были заимствованы некоторые виды наказаний, распространённые в Орде. Великокняжеский судья мог теперь приговорить преступника к смертной казни, избиению кнутом, отсечению руки.Московским государям удалось централизовать управление русскими землями.Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом.

«Державный итог военно-политической активности Ивана III помимо продолжения объединения русских земель вокруг Москвы за счет их включения в территорию Московского государства, высвобождения от монголо-татарского ига - установления сильной центрально-самодержавной власти, создания условий трансформации Московского великого княжения в сословно-представительную монархию».2

Эти добрые отношения и стали расстраиваться с конца XV в. Новые, титулованные бояре шли в Москву не за новыми служебными выгодами, а большею частью с горьким чувством сожаления об утраченных выгодах удельной самостоятельности. Теперь только нужда и неволя привязывали новое московское боярство к Москве, и оно не могло любить этого нового места своего служения. Разошедшись в интересах, обе стороны еще более разошлись в политических чувствах, хотя эти чувства выходили из одного источника. Одни и те же обстоятельства, с одной стороны, поставили московского великого князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой - навязали ему правительственный класс с притязательными политическими вкусами и стремлениями и со стеснительной для верховной власти сословной организацией.
Схожие черты общественного строя Европы с Россией: вотчины бояр были в их собственности и передавались по наследству.

Схожие с Востоком: Дворяне были обязаны государю службой, за что получали землю, но не в собственность, а в условное держание, на время службы, как турецкие тимариоты. Переход бояр на службу к другому государю стало считаться изменой. Городские жители платили налоги в казну и не имели прав самоуправления. Купцы редко ездили за границу, даже гости (возившие иностранные товары), предпочитали перекупать товар у иностранцев вблизи границы. А на Руси боярам доверялось управлять территориями, собирать налоги и выполнять другие важнейшие поручения государя, как во времена Древнерусского государства. Этот факт был характерен только для Руси. В русском обществе того времени не было европейских черт. Особенно хорошо это видно по городам. В Западной Европе города были отдельной политической силой, он отстаивали свои права с большим или меньшим успехом. В Древнерусском государстве городские вече играли большую роль, порой даже изгоняли князей, причём не только из Новгорода и Пскова. Но в Московском государстве у горожан не осталось самоуправления, только обязанности.

«Государь всея Руси» почитается как наместник бога. Иван, став мужем «царевны царегородской», почитался теперь и как глава восточно-христианского, «истинно православного» мира. И московские книжники начали старательно доказывать «божественность» царской власти. В начале XVI века духовенство сложило легенду о том, что Рюрик, потомками которого были, по летописным преданиям, Московские князья, — четырнадцатое поколение от Прусса, брата известного римского императора Августа. Таким образом, род русских князей начали выводить ни много, ни мало, как из... Рима. Вспоминали и о Владимире Мономахе, внуке византийского императора Константина Мономаха, которого якобы дед «благословил» царской короной. Сыну Ивана, Василию III, инок псковского Елеазарова монастыря Филофей писал, что все христианские царства сошлись в одном его царстве, что во всем мире остался он один, православный государь, а Москва — третий и последний Рим. Два Рима (Рим и Византия) пали из-за вероотступничества, а «древлее благочестие» сохранилось лишь в Москве, где «божьей милостью» правит русский православный царь. Четвертому же Риму не быть. Так создавалась церковниками-книжниками идеология самодержавия.

Ореол «божественности» окружает Ивана, его чтут, как земное божество, как царя и самодержца, преемника и наследника некогда могучей и грозной Византии. Иван III, подчеркивая свои права на византийское наследство, которое так помогло укреплению авторитета его власти, вводит даже древнеримский, позднее византийский герб — двуглавого орла. Если говорить о русской архитектуре, то бесспорно, что Россия переняла традиции из стран Востока. Но это не означает, что полностью культура России скопирована с восточной стороны. Наша культура самобытна.

Хочу привести высказывание Владимира Владимировича Путина: У меня в кабинете нет никаких портретов сегодня, но действительно портрет Петра I был в рабочем кабинете во время моей работы в Петербурге. Я, в принципе, исхожу из известного постулата, известной поговорки: "Не сотвори себе кумира!" И поэтому полагаю, что наши привязанности и наши симпатии должны сохраняться внутри нас, прежде всего, а не выставляться на показ. Хотя к Петру I отношусь с огромным уважением как к реформатору, который очень много сделал для становления современной России. Его время, мне кажется, очень созвучно тому, что мы переживаем сегодня. Руководствуясь такими особенностями, нельзя не заметить, что Россия – это уникальная страна, особенно в культурном отношении. Здесь проживает почти 85 % славян, а вот остальная часть населения относится к таким цивилизациям, как исламская и буддийская. По этой причине можно с уверенностью сказать, что Россия может называться как европейской, так и азиатской страной.
Кроме того, рассматривая данный вопрос, нельзя не упомянуть и то, что собственно на российском гербе изображен двуглавый орел, головы которого смотрят в разные стороны. Однако здесь становится непонятно, Россия и дальше будет являться сотрудником странам Востока или же решит стать сообщником европейских стран? А может её дальнейший путь не будет относиться ни к Западу, ни к Востоку, ведь и это вполне возможно.
















































Литература.

1.Арсентьев Н, М., Данилов А.А. История России, М. «Просвещение», 2017

2.Ильина В.В., А.С. Ахиезера «Российская государственность: истоки, традиции, перспективы»; Изд-во: М.: МГУ, 1997 г.; 

3. Ключевский В.О. Кн. 1: Лекции I - XLIII Выходные данные : Москва: ОЛМА- Пресс, 2002  4.Карамзин Николай Михайлович «История государства Российского .т.6; ОЛМА Медиа Групп, серия: Подарочные издания. Великая Россия, ISBN: 978-5-373-05790-5, год издания: 2014

5. Мавродин В.В. Образование русского национального государства. Издание второе. - ОГИЗ Госполитиздат. 1941

6. Николаев И.М. История России с древнейших времен до конца XX века

7.Синицына Н.В. третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. /XV - XVI вв./- М.: Издательство "Индрик", 1998.

8. Черепнин Л. В.«Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси» Изд-во социально-екон. лит-ры, 1960 - Всего страниц: 898



























Приложение









Российское государство на рубеже XV-XVI веков






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!