СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как зажечь факел?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта использования приема "индукция" на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Как зажечь факел?»

Как зажечь факел?

(Из опыта использования приема «индукция» на уроках литературы)

Еще древнегреческий философ Плутарх утверждал, что «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Как же зажечь факел? Как вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания? «Мотивация, творчество и свобода — самые сильные образовательные инструменты», — заявляет кипрский учитель Эвантия Поятзи. Полагаем, под этой фразой подпишутся многие учителя. Как средство мотивации учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к поднимаемой теме, проблемной ситуации на уроке часто в своей практике использую прием «индукция». Многие, возможно, удивятся, когда прочтут это слово, потому как ИНДУКТОР (лат. inductor, от induco — ввожу, навожу, побуждаю) 1) электромагнитное устройство для индукционного нагрева тел (преимущественно проводников) вихревыми токами, возбуждаемыми переменным магнитным полем. 2) Магнитоэлектрическая машина, которая вырабатывает высокое напряжение. 3) Часть магнитной цепи электрической машины, содержащая обмотку возбуждения. Что касается школьных занятий, эта метафора используется как раз в том смысле слова, которое дословно переводится с латинского «побуждаю к действию». Итак, индуктор – часть урока, которая является мотивирующей, и вводится, как правило, в его начале. Этап «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, пробуждение подсознания, области чувств обучающегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения, которое мотивирует творческую и исследовательскую деятельность обучающегося.

Что может стать индуктором? Слово, образ, фраза, мелодия, текст, рисунок – все, что может пробудить чувство, родить поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов, всё, что «подтолкнет» к пониманию сути вопроса, заинтересует. Предлагаю познакомиться с некоторыми примерами индукторов, созданных к урокам литературы.

Индуктор 1. Урок литературы в 6 классе «Собака тоже человек» по рассказу Л. Андреева «Кусака» (Исполняется под гитару фрагмент песни композитора С. Никитина «Собака бывает кусачей»).

- Что собой представляет выражение «собачья жизнь», как его понимать?

- От чего у собаки "собачья жизнь"?

- А когда собака имеет все: и будку, и миску, и хозяина - что с ней происходит?

(Прекрасна собака, сидящая в будке, У ней расцветают в душе незабудки, В желудке играет кларнет...)

Предлагаю вывести формулу собачьего счастья: хозяин - дом (будка) - еда - возможность служить

Интерес зародился. Теперь задача учителя – поддержать этот интерес.

Индуктор 2. Урок литературы в 11 классе.

В 1958 году газета «Комсомолец Заполярья» опубликовала стихотворение, которое изначально называлось «Желание». Позже поэт внес некоторые правки в свое творение и назвал его иначе.

Внимание на экран. На слайде – изображения: певец, велосипед, букет полевых цветов... Как могут быть связаны эти предметы?

Когда стихи кладутся на музыку? В каком случае поэзия превращается в песню? По-разному. Иногда это плод содружества поэта и композитора, иногда стихи сами ложатся на музыку, в них самих заложен музыкальный строй. В другом случае прекрасная мелодия рождает поэтические строки. Но как ни встретились бы слова и музыка, песня – это то чудо, которое делает человека чище, одухотвореннее, возвышеннее, то чудо, что роднит людей, порождает добрые чувства.

Песню «Я буду долго гнать велосипед» слушает уже не одно поколение, но не всем известно, что автор слов ее - поэт Н. Рубцов, а стихотворение имеет название «Букет». В середине 50-х гг. Николай Михайлович гостил у брата Альберта, который проживал в поселке Приютино Ленинградской области. Здесь произошло его знакомство с Таей Смирновой. Возникли теплые чувства. Скоро Рубцова призвали в армию. Служил он на эсминце «Острый». Несколько лет Тая и Николай общались посредством переписки, обмениваясь открытками и фотографиями. Весной 1958 года Николай Михайлович пошел в отпуск, навестил он и любимую. Тая Смирнова не захотела продолжения отношений, так как Рубцов не был богатым, перспективным его девушка тоже не считала. Николай Михайлович не смог забыть возлюбленной, посвятил ей множество произведений, одно из них – «Букет». Композитор А. Барыкин песню написал буквально за пятнадцать минут. (Исполняется песня под гитару)

Индуктор 3. Урок литературы в 10 классе с творческим названием «Если хочешь ты душу мою разгадать...» по творчеству А. Фета. Присутствующим предлагается ответить на вопросы, некогда предложенные А. Фету. Ответы на них были опубликованы в качестве «альбома признаний» изданием «Начала» в 1922 году:

- Где бы вы желали жить? - Нигде.

- К какому народу желали бы вы принадлежать? - Ни к какому.

- Долго ли бы вы хотели жить? - Как можно короче.

- Каково настроение души вашей? - Пустыня.

Почему так?

Индуктор 4. Создан к уроку в 11 классе с творческим названием «Дыша духами и туманами...» (Стихотворение А. Блока «Незнакомка»)

На экране демонстрируется репродукция картины. «Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Назвав картину «Неизвестная», художник окружил ее ореолом таинственности. В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности. Ее наряд — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, которое украшено собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 80-х годов 19 века, претендующие на дорогую элегантность. Портрет часто ошибочно называют «Незнакомка».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите НЕЗНАКОМКА...

Думается, именно этап «Индукция» должен рассматриваться как важный и значимый: от него зависит успех всего урока, поскольку именно он мотивирует на активную деятельность. Все дальнейшие действия руководителя направляются на поддержание зародившегося внимания к проблеме и создание условий для ее творческой реализации.

Библиографический список

1. Гин. А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя — М: Вита-Пресс, 2004.

2. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят...» - М.: Просвещение, 1990

3. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. – М.: Дидакт, 2000.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

6. http://viktorya.ucoz.com/publ/tekhnologija_pedagogicheskikh_masterskikh/1- 1-0-4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!