СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как уберечь слух?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слух играет важнейшую роль в жизни каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Как уберечь слух?»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского Муниципального района







Занятие

«Как уберечь слух?»







Подготовила и провела:

педагог дополнительного образования

И.А.Саленко









2024





Тема: «Как уберечь слух?»

Цель: укрепление здоровья детей.

Задачи:

образовательная: ознакомить обучающихся с органами слуха, их значением и гигиеной; 

развивающая: формировать познавательную мотивацию; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха;

воспитательная: научить элементарным правилам бережного отношения к ушам.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход занятия:

1.Обозначение темы занятия. Окружающий нас мир наполнен широкой палитрой звуков. Они сопровождают нас дома и на работе, в шумной компании и в одиночестве. Через них мы контактируем с людьми и природой. Человек, лишенный радости слышать, становится хрупким и беззащитным, теряет одну из невидимых нитей, связывавших его с социумом. От потери слуха, к сожалению, не застрахован никто, но в наших силах предотвратить его снижение и позаботиться о своем здоровье. Каждый год 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), от глухоты и тугоухости в мире страдают около полумиллиарда человек. На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности на планете. Более того, постепенная потеря чувствительности клеток и тканей уха, отвечающих за расшифровку полученных сигналов, происходит с течением жизни у многих людей. Можно ли этого избежать? Что нужно делать для профилактики проблем со слухом?

Сегодня на занятии мы будем изучать органы чувств, вспомним и поговорим о командном центре нашего организма – о мозге. Прежде, чем приступить к изучению темы, давайте обратимся к вашим знаниям и постараемся дать ответ на вопрос: «Кто как слышит?» (Обучающиеся рассказывают о животных, педагог показывает картинки этих животных). Ребята, какое значение имеет слух для животных? А как слышим мы? (Рассуждение детей).

2.Это интересно! Ребята, кроме человека, у кого еще есть орган слуха? (у животных) А зачем животным хороший слух? Уши помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. А вы знаете у кого из животных хороший слух? (ответы детей). Конечно, известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши. (Заяц, олени, лоси, косули) Слышат животные по-разному. Очень хороший слух у крокодилов. Они улавливают рёв своих сородичей на расстоянии до полутора километров. Так же и львы: на таком же расстоянии реагируют на рычание своих собратьев. Уши животных «работают» даже когда они спят. Конечно, реакция на звук во сне не та, что во время бодрствования. Однако, в мозгу есть «сторожевые центры», которые предупреждают их об опасности, заставляют проснуться, начать действовать. Звери чутко улавливают звуки днём и особенно ночью. Слышат они лучше человека. А вот у птиц, например, уши не заметны, и тем не менее у них великолепный слух, особенно у скворцов и волнистых попугайчиков. Куры и голуби слышат хуже. И совсем, тугоухи - черепахи. Они не реагируют ни на звук электрического звонка, ни на трели свистка. Совсем не слышат мухи. А вот сверчки и кузнечики улавливают звуки с помощью ног. Их слуховые аппараты расположены в голенях. У муравьёв они на усиках, а у пчёл – на голове. Слышат и рыбы. В этом им помогает плавательный пузырь. Но самый громкий и далеко слышимый в воде звук издают голубые киты. Они могут слышать друг друга на расстоянии до 850 км.

3.Всё о слухе. Слух занимает особое место среди пяти органов чувств, при помощи которых человек воспринимает окружающий мир. Только слух может предупредить о невидимом источнике опасности, и только слух обеспечивает человеку разборчивую речь и полноценное общение. Даже постепенно нарастающее возрастное снижение слуха лишает человека радости общения и привычных развлечений, таких как театр, музыка и кино, и заставляет замыкаться в себе, а для людей многих профессий – журналистов, актёров, руководителей бизнеса – ведёт к утрате профессионализма в сфере их деятельности. В России в настоящее время зарегистрировано более 13 миллионов человек с социально значимыми нарушениями слуха, в том числе более 1 миллиона детей и подростков.

С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания. Поиграем в игру «Закончи предложение». Вам нужно одним словом «уши» закончить предложения, но сказать в нужной форме.

У человека есть (уши).

У рыбы нет (ушей).

На морозе холодно (ушам).

Я грею свои (уши).

Некоторые умеют шевелить (ушами).

Девочки носят серёжки (в ушах).


4.Строение уха. А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся - рассмотрим. Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки. ( Дети рассматривают строение уха по рисунку).


5.Оздоровительная минутка. Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т.д.).

Взяли ушки за макушки.(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                         (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём   (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами)

6.Презентация « Берегите уши».

7.Защита ушей. Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Если вы за своими ушами будете ухаживать правильно, тогда вам не придется обращаться к врачу.

Защищать уши от сильного шума.

Защищать уши от ветра.

Защищать уши от ударов.

Нельзя ходить без головного убора в мороз.

Не ковырять в ушах острыми предметами.

Чистить уши ватными палочками.

Не сморкаться сильно.

Нельзя слушать громкую музыку.

Не допускать попадания воды в уши.

Если уши заболели, обратиться к врачу.

Не кричать громко в ухо.

Правильно чистить уши: намыленным пальцем.

Мыть уши каждый день.

Каждое утро разминать ушную раковину.

Целый день слушать музыку в наушниках.


8.Правила пользования мобильным телефоном. Ребята, все мы пользуемся, мобильным телефоном. А вы знаете, что это опасно для здоровья? Из-за мобильного телефона наши органы слуха и даже зрение подвергаются ежедневному воздействию электромагнитного поля. Даже 15 минут разговора по мобильному телефону в день может повлиять негативно на здоровье человека, и могут привести к различным заболеваниям головного мозга. А для детей гораздо опаснее, потому что, мозг ребёнка находится в стадии развития и более - уязвим к воздействиям вредных факторов внешней среды по сравнению с мозгом взрослого. Поэтому ребята, есть определённые правила, которые могут обезопасить ваше здоровье при использовании мобильного телефона,  Старайтесь меньше разговаривать по телефону, сократите разговоры до минимума, а лучше общайтесь с помощью SMS.

Не носите телефон в карманах – держите его подальше от тела (в портфеле).

Не подносите телефон к уху, пока идёт гудок и устанавливается соединение с абонентом, в это время излучение самое сильное.

Не оставляйте телефон рядом во время сна, отдыха. Минимум – в 1,5м. от себя.

Используйте наушники или хотя бы беспроводную гарнитуру (блютуз), чтобы не подносить телефон близко к голове при разговоре.


Если вы любите слушать музыку в наушниках, придерживайтесь следующих правил:

Используйте наушники не более 1 часа в день.

Не включайте музыку слишком громко.

Не пользуйтесь наушниками в слишком шумных местах (например, в общественном транспорте).

Если у вас есть привычка слушать музыку на ночь, следите за тем, чтобы не засыпать в наушниках.


9.Правила массажа. Уши надо массировать (так, чтобы они «загорелись» или, если хотите, «раскраснелись от удовольствия»). Массаж ушей проводится обязательно теплыми руками. Массируются оба уха либо одновременно, либо поочередно. Если идет точечный массаж, то используются подушечки пальцев, для мочек ушей – все пальцы, а для верхней части – большие пальцы. Удобнее всего массаж ушей делать перед зеркалом. Длительность его не должна быть меньше одной минуты. Если массаж ушей происходит по часовой стрелке, это активизирует мозговую деятельность, если против, наоборот, успокаивает. По этой причине советую утренний массаж ушей делать именно по часовой стрелке, дабы настроиться на предстоящий день, а вечером, чтобы снять возбуждение перед сном лучше делать массаж в противоположном направлении. При массаже ушей ни в коем случае нельзя совершать грубые и резкие движения, все должно быть плавно.

10.Рефлексия: Для чего нужны уши? Слух большая ценность для человека. Не забывайте и берегите его!


Интернет-ресурсы:

1.Презентация «Берегите уши».

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/11/21/beregite-ushi

2.Советы: Как сохранить слух?

https://volozhincrb.by/informatsiya/informatsionnaya-strategiya-zozh/612-6-pravil-zdorovogo-slukha-kak-sokhranit-slukh-na-dolgie-gody

https://med-prof.ru/o-tsentre/novosti/kak-izbezhat-problem-so-slukhom-5-sovetov-eksperta/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!