СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как создать проекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данных материалах даются методические рекомендации по органзации проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Как создать проекты»

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А. Сухомлинский


«Если ученик не научится в школе сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать,

так как мало таких, которые, научившись копировать,

умели делать самостоятельное приложение этих сведений»

Л.Н.Толстой


"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне,- я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда"

Древняя мудрость


«Если сегодня мы будем учить наших детей так,

как учили их вчера, то мы украдем у них завтра»

Джон Дьюи


Общая характеристика проектной деятельности

Современный этап развития системы образования характеризуется обновлением, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристикучащихся. Образование должно формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, их способности к творческой созидательной деятельности.

Актуальность проектной деятельности обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые учащимся для организации проектной деятельности, в будущем станут в дальнейшем основой для организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях профессионального образования и построении личных жизненных проектов и планов.

Выделяются следующие функции проектной деятельности:

  1. познавательная— изучение законов и закономерностей окружающего мира;

  2. преобразующая — развитие способностей к преобразованию окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы: целеполагание, прогнозирование, моделирование, планирование и реализация проекта, оценка качества полученных проектных результатов (продуктов проектной деятельности).

4) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

5) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя учащегося на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности влияет на личностное развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности, способного к самоопределению и преобразованию окружающего мира.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления и познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Проектная деятельность позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно–ориентированный и деятельностный подходы, способствует решению следующих образовательных задач:

  • приобретению знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладению способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоению основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • выявлению образовательных запросов обучающихся, с целью определения приоритетных направлений проектной деятельности;

  • организации системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраиванию целостной системы работы с учащимися, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • разработки рекомендаций к осуществлению проектов учащихся;

  • созданию системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  • выявлениюнаиболее одаренных учащихся, развитию их творческих способностей; созданию условий для их самоопределения и самореализации;

  • организации сотрудничества и сетевого взаимодействия в процессе разработки и реализации проектов.

Цель проектной деятельности - развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Проектная деятельность:

  • формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, Интернете,

  • способствует интеллектуальному ростуучащегося,

  • учит мыслить от абстрактного к конкретному,

  • открывает возможности формирования собственного жизненного опыта учащегося по взаимодействию с окружающим миром,

  • актуализирует субъектную позицию учащегося в образовательном процессе.

Работа над проектами позволяет учащимся:

  • обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости,

  • развивать коммуникативные умения;

  • научиться применять полученные знания,

  • выступить в роли учителя и реализовать методику «равный обучает равного».

Проектирование связывает две стороны процесса познания: с одной стороны, оно является методом обучения и воспитания (методом проектов), а с другой - средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

В процессе проектирования учащиеся приобретают умения:

  • определять главные и промежуточные цели и задачи проектной деятельности;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный вариант при наличии альтернативы;

  • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно; сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс проектной деятельности и результат проектирования.

Кроме этого, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.

Планируемые результаты проектной деятельности.

Личностные

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Деятельностные:

  • целеполагание как постановка проектных целей;

  • планирование – определение последовательности задач с учетом поставленной цели и конечного результата; составление плана и последовательности действий по созданию проекта;

  • прогнозирование – предвосхищение результата проектной деятельности;

  • оценка результатов проектной деятельности и качества выполнения проекта;

Познавательные:

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • самостоятельное выделение проблем и формулирование цели проекта;

  • поиск и использование необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью ИКТ;

  • знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • выбор наиболее эффективных способов решения проектных задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий проектных действия, контроль и оценка процесса и результатов проектной деятельности.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.

Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан проект. Существуют различные определения понятия проект.

Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, который проектировщик хочет создать. Проект – это замысел автора проекта, который он хочет реализовать. Проект – замысел, идея, воплощенная в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. (Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.).

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. (Википедия)

Метод проектов – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Главное в работе над проектами – научить учащихся создавать и реализовывать свои замыслы.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную или групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Выбор проблематики и тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной или воспитательной ситуации в классе, плана воспитательной работы, актуальных социальных проблем, своих профессиональных предпочтений. В других – тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои личные запросы и интересы.


Типология проектов

Для типологии проектов Е.С. Полат предложены следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.;

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания либо одной проблемы); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.


Классификация проектов.

По характеру контактов, проекты подразделяются налокальные, сетевые, региональные и международные.

Локальные – проекты в пределах одного или нескольких классов в одном учреждении образования.

Сетевые – проекты, объединяющие разные учреждения образования. К сетевым проектам могут быть подключены представители других государственных и общественных организаций. Сетевой (телекоммуникационный) проект – удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы.

Региональные – проекты, которые организуются между классами, школами внутри региона (ов) в пределах одной страны.

Международные – проекты, участниками которых являются представители разных стран.

По количеству участников проектов можно выделить четыре типа проектов.

По количеству участников:

  • индивидуальные;

  • парные;

  • групповые;

  • коллективные.

По продолжительности проекты можно разделитьна:

  • краткосрочные (от 1 дня до месяца);

  • средней продолжительности (от месяца до нескольких месяцев)

  • долгосрочные (от года до нескольких лет).


Типы проектов:

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские и т.д.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм, презентация, публикация и др.

Практико-ориентированный проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи, экскурсии и др.).


Участники проектной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, патрнеры - представители общественности, других государственных учреждений.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Позиция педагога:

  • мотивирует;

  • консультирует;

  • наблюдает;

  • фасилитирует;

  • сопровождает продвижение к цели.

Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль педагога. Он является:

  • организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).

  • руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);

  • консультантом.

Учащийся имеет право:

  • предложить свою тему проекта;

  • разработать индивидуальный проект;

  • участвовать в разных проектах и в различных ролях;

  • в любой момент начать новый проект.


Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане идеи/ проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование определенной последовательности действий:

• поиск проектной идеи, актуальной темы, определение проблемы и вытекающих из нее цели и задач проекта (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

• выдвижение гипотез их решения;

• обсуждение методов исследования (ИКТ, статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

• обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.


Пример паспорта проектной работы

  1. Тема проекта (должна отражать суть проекта).

  2. Руководитель проекта.

  3. Воспитательная область, в рамках которой реализуется проект.

  4. Межпредметное взаимодействие в рамках теме проекта (если есть).

  5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  6. Состав проектной группы (педагоги, учащихся, партнеры).

  7. Тип проекта (по всем классификациям).

  8. Основные проблемы проекта.

  9. Цель проекта.

  10. Задачи проекта.

  11. Необходимые ресурсы.

  12. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

  13. Предполагаемые продукт (ы) проекта.

  14. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

  15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.


Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап. Формирование проектного замысла, основных идей, темы проекта. Определение проблемы и первоначальной цели проекта, выбор формата проекта.

2.Основной этап.

2.1 Анализ проблемы, постановка цели и задач, определение результатов проекта, выбор критериев оценки результатов, определение способа представления результата.

2.2.Определение плана деятельности по созданию проекта.

2.3. Распределение ролей (позиций) и обязанностей в группе (для групповых и коллективных проектов),

2.4. Реализация проектных задач в соответствии с планом.

3. Заключительный этап

3.1. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

3.2. Защита проекта.Проекты обязательно должны завершаться презентацией.

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках, классных часах или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.


Результаты проектной деятельности.

1. Первый скрытый – это эффект от включения учащегося в проектную деятельность: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

2. Второй – собственно выполненный проект, причем не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности и реальный продукт проектной деятельности – уровень воплощения задуманного в материале.

Примеры продуктов проектной деятельности.

Традиционные продукты проектной деятельности: фестиваль, выставка, экскурсия, карта, справочник, конференция, модель школьной республики (школьного самоуправления), модель школьной юридической консультации, программа школьного лагеря, и т.д.

Высокотехнологичные продукты проектной деятельности, на основании интернет ресурсов: интернет-сообщества, интернет-музей, интернет-галерея, интернет-выставка, интернет-экскурсия, интернет-справочник, карты Google, официальная страница проекта, школьный канал на You Tube. Медиапродукты: 1) постоянно действующие школьные СМИ (школьное телевидение, школьное интернет-радио, интернет-газета, интернет-журнал; медиатека; 2) отдельные разовые медиапродукты (фильм, интервью, клип, видеофильм, радиопередачи и т.д.)


В рамках проектной работы для отражения процесса создания и реализации проекта может быть оформлена проектная папка.

Проектная папки может включать в себя следующие материалы:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

  3. промежуточные отчеты группы;

  4. вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки;

  5. результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений;

  6. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

  7. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

  8. эскизы, модели, чертежи и другие продукты проектной деятельности;

  9. материалы к презентации проекта;

  10. фотографии, иллюстрирующие участников проекта и мероприятия проекта;

  11. другие рабочие материалы проекта.


Для повышения статуса проектной деятельности и ее результативности необходима организация внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.


Примерный перечень критериев оценивания проектов

1. Глубина раскрытия темы проекта,необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

2 Постановка цели, планирование путей ее достижения.

3. Привлечение знаний из других областей.

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5. Соответствие выбранных способов проектной работы цели и содержанию проекта.

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7. Личная заинтересованность автора (ов), творческий подход к работе.

8. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями(при групповом проекте).

9. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта, коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте).

8.Результативность проектного продукта.

9. Эстетика оформления результатов проведенного проекта.


Критерии оценки защитыпроекта

1. Качество презентации проекта: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция.

3. Эстетика презентации: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, лаконичностьубедительность и убежденность, дружелюбность.

5. Деловые и волевые качества авторов проекта: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Можно организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри могут приглашаться представители администрации, учителя, родители, ученики, партнеры проекта).



Использованные источники

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат,. М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224с.

  2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  3. Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/5.htm



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!