КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН
Цели: формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя; побуждать детей к рациональной организации своего времени, к овладению, собственными эмоциями, к самосовершенствованию, саморазвитию; знакомить с приемами тренировки памяти , мышления.
форма проведения-- час общения.
Подготовительная работа: подготовка презентации , видеоролика, распределение ролей между детьми.
Ход классного часа
- Вступительное слово ( Видеоролик «9класс»).
Эпиграф (слайд 3)
Классный руководитель. Скоро вас ждут выпускные экзамены. Некоторым предстоят еще и вступительные экзамены в колледжи и техникумы. Большинство детей с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно.
Поиграем. (слайд 4)
«Что такое экзамен?» (слайд 5)
В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовится к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.
2. Проблемная ситуация «Чужие ошибки» (слайд6)
Классный руководитель. Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.
...Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт: «Каждый день учить билеты». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал билеты, потом еще час - учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, которые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими куда-то запропастилась. Пришлось звонить Сереге Перышкину, но у него была та же самая проблема. Вдвоем решили идти к Наташке Сидоровой, у которой всегда все есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока нашли ксерокс и копировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришел Сашка Петров, попросил билеты, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что билеты могут потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!
Как вы думаете, что будут завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? (Высказывания детей.)
3. Полезные советы (слайд7)
Классный руководитель. Какие же правила нужно соблюдать, чтобы успешно сдать экзамен? Наши эксперты (имена, фамилии) собрали коллекцию полезных советов для тех, кто собирается сдавать экзамены.
(К доске выходят ученики и по очереди читают советы.)
- Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лишнее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради.
- Психологи советуют поместить на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое, т. к. эти цвета повышают интеллектуальную активность.
- Затем нужно составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы - «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а если жаворонок - утренние.
- В плане нужно четко указать, что именно будете учить, какие разделы, какого предмета.
- Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, подмести пол.
- Как работать над материалом? Прежде всего, не старайтесь вызубрить весь учебник. Самое главное не вызубрить, а понять. Сначала прочтите материал, потом попытайтесь составить план или схему, обязательно на бумаге.
- Очень полезно рассказывать самому себе перед зеркалом, стоя во весь рост, обращая внимание на позу, жесты, мимику. Хорошо также записывать свой рассказ на магнитофон.
- Каждый день нужно выполнять и практические задания к билетам, при этом полезно комментировать самому себе вслух ход ваших действий и рассуждений.
- Каждый раз, приступая к работе, повторяйте предыдущие билеты. Повторить билет следует хоть один раз в течение 24 часов после выучивания.
- Используйте разные методы запоминания: зрительно, на слух, составляя шпаргалки!
- Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память, внимание и слух, снимает утомляемость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить.
- Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими.
- За день до экзамена повторите все планы ответов. Обратите внимание только на то, в чем чувствуете затруднение.
- Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здоровым, свежим, отдохнувшим, готовым к борьбе. Ведь экзамены - это и психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.
- Если вы очень волнуетесь, используйте прием, который называется «доведение до абсурда». Представьте себе все самое страшное, что может случиться на экзамене. Попытайтесь посильнее напугать себя. И тут вы обнаружите, что бояться вам в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия можно пережить.
- В день экзамена утром не забудьте позавтракать! И обязательно запаситесь чем-нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы.
- На экзамен следует одеться строго и опрятно, не стоит приковывать излишнее внимание к своей внешности!
- Ни в коем случае не пейте перед экзаменом никаких успокоительных таблеток!
- Во время экзамена, выбирая билет, не паникуйте! И ни в коем случае не просите его заменить. Вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже.
- Когда вы уже вытянули билет и стали готовиться к ответу, начинайте с самого легкого. Пока вы напишете ответ, вы успокоитесь, голова станет работать более ясно и четко.
- Во время ответа могут случиться самые непредвиденные ситуации: провал в памяти, оговорка, ошибка. Ничего страшного! Ни в коем случае не показывайте, что вы растерялись, не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное - сохранить чувство собственного достоинства и, конечно, не терять чувства юмора.
- Надежно спрячьте шпаргалки, но лучше ими все-таки не пользоваться. Как показывает опыт, только четверть шпаргалок остаются незамеченными.
Слово специалисту по шпаргалкам .(слайд 8-9)
- Шпаргалка на экзамене – целое искусство. Причем искусство заключается не в том , чтобы написать шпаргалку , а в том , чтобы ее надежно спрятать . Для этого есть такие места , как штаны , юбки , ботинки , воротники, носовые платочки , ручки , часы , шоколадки , рукава , носки. Есть еще надежный дедовский метод – прикрепить шпору на резинке в рукав или надеть под юбку фартучек в виде большого кармана.
Но написать и надежно спрятать шпаргалку – это полдела , нужно еще уметь ею воспользоваться. Тут можно дать такие вредные советы : ни в коем случае не ловить взгляд учителя , он сразу раскусит , что ты списываешь. Самое надежное – просто положить шпору на парту и спокойно писать , время от времени поднимая задумчивый взгляд на экзаменатора.
Видеосюжет от программы «Галилео».
- В любом случае всегда дышите глубже - это помогает справиться с волнением! Удачи!
-Кто хочет добавить к этому свои полезные советы? (Дети поднимают руки, делятся своими советами.)
От чего зависит успешность сдачи экзаменов?(слайд 10) .
Эмоции (слайд11). Уверенность в себе (слайд12).
4 Приемы запоминания (слайд 13).
Готовясь к экзаменам, приходится запоминать огромное количество материала. В этом нам помогут эффективные способы и приемы запоминания. Очень хороший способ - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Еще один способ запоминания - картинки, схемы, планы, шпаргалки - все, что активизирует зрительно-образную память. Если нужно запомнить какие-либо данные в определенном порядке, используйте приемы мнемотехники. Придумайте с первыми буквами, слогами или словами связанные предложения. Как, например, в детской считалочке про цвета радуги:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (слайд14)
(слайд 15) «Между волком и зайцем маленькая юркая стрекоза успела найти подберезовик»
Запомните планеты солнечной системы в определенном порядке. Нужно использовать метод аббревиатуры. Составить предложение из слов, которые начинаются с первых букв планет (Me, В, 3, Ма, Ю, С, У, Н, П).
Меркурий Венера Земля Марс Юпитер. Сатурн. Уран.Нептун.Плутон.
Кто может назвать все планеты в такой последовательности? (Ответы детей.)Как видим, приемы мнемотехники оказались очень эффективными. Они не только помогают запоминать, но и делают эту работу увлекательной и интересной. И скучная зубрежка превращается в творческий процесс. Может быть, у кого-то из вас есть свои приемы и методы запоминания? Расскажите .
Если нужно запомнить большое количество иностранных слов или непонятных терминов, поможет метод ассоциаций. Ассоциации - это связи. Нужно найти связь этого термина с любым словом или понятием. И чем смешнее и глупее будет эта связь, тем лучше это запоминается. Например, итальянское слово galera переводится как «тюрьма». Для запоминания можно найти такую связь: на галерах было страшно, как в тюрьме. Английское слово - «умный», созвучно русскому слову «клевер». Тут может быть такая связь: «все работают, а умный завалился в клевер и отдыхает». Приемы мнемотехники описаны в книгах о том, как улучшить свою память. С помощью подобных приемов некоторым людям удается достичь феноменальных результатов.
5. Тренировочные упражнения (слайд16)
А теперь будем тренировать свою память, используя приемы запоминания.
Первое упражнение. Прослушайте один раз пары (тройки) слов, затем я буду называть вам первое слово, а вы должны вспомнить второе (третье) [читает):
тарелка - чашка; ложка - вилка; круг - треугольник; небо - планета; дорога - шоссе - поворот; окно - дверь - крыша; поле - лес - река; огород - помидоры - прополка.
(Затем учитель читает первые слова, дети называют остальные.)
Второе упражнение. На доске написаны 10 слов (слайд 17)
Кот, чашка, камень, бумага, кирпич, ландыш, небо, ветка, мальчик, яблоко.
Постарайтесь запомнить их, составив ассоциативную цепочку, например, кот сидит в чашке и т. п. Какие будут варианты? (Дети предлагают свои варианты ассоциативных цепочек (2-3).)
Ну, а теперь, кто может перечислить все 10 слов? (Дети поднимают руки, перечисляют слова.)
Упражнение «Образы»(слайд 18)Представьте как можно ярче соответствующие картинки, названия которых произнесут. Лучше выполнять это упражнение с закрытыми глазами.
Лев, нападающий на антилопу
Собака, виляющая хвостом
Муха в вашем супе
Двойка в вашем дневнике
Миндальное печенье в коробке
Свет в конце тоннеля
Молния в темноте
Пятно на вашей любимой одежде
Бриллиант, сверкающий на солнце
Крик ужаса в ночи
Радость материнства
Друг ворующий деньги из вашего кошелька
А теперь вспомните и запишите названия представленных мысленно образов. Если вспомните более 8 образов, ваши результаты – хорошие.
Упражнение «Слово с номером»(слайд 19)
За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец. 2. Экономика. 3. Каша. 4. Татуировка. 5. Нейтрон. 6. Любовь. 7. Ножницы. 8. Совесть. 9. Глина. 10. Словарь. 11. Масло. 12. Бумага. 13. Пирожное. 14. Логика. 15. Стандарт. 16. Глагол. 17. Прорыв. 18. Дезертир. 19. Свеча. 20. Вишня.
Продуктивность запоминания можно вычислить так: количество правильно воспроизведенных слов умножить на 100 и разделить на количество предлагаемых слов. То же самое можно сделать с цифрами.
Упражнение «Числовые ряды»(слайд 20)
Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
6. А знаете ли Вы, что:
· Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.
· Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей.
· Феномен «дежавю» – когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», – связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.
· У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра, а у сов – с 8 до 12 вечера.
· Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов.
· Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.
· Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот.
· Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов.
· Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур.
· Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира.
· При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном. 95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты). Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.
· Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту (около 12000 знаков). А с какой скоростью читаете вы?
· Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
· Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.
· Полководец А. Македонский знал в лицо и помнил имена 30 000 солдат своего войска.
· Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг.
· Археолог Р. Шлиман путем упорных тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель.
· Высокопрофессиональный мастер-шлифовальщик различает просвет в 0,6 микрона.
· Мастер-текстильщик различает до 100! оттенков черного цвета.
· Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов.
· Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой.
· Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа.
· Особенно полезна память на телефонные номера. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Неплохо для девушки, провалившейся на школьном экзамене по математике! Ей звонит местная служба спасения, когда необходима срочная информация. Правда, номер своего телефона Паула не помнит, она записала его на бумажке и постоянно носит в сумочке.
· Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков, в том числе таких, как фарси, пушту, кхмерский и бенгали.
· Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!
· 24 июня 1996 года в помещении Музея мировых рекордов Гиннеса в Канаде американец Дейв Фэрроу запомнил случайную последовательность из 52 перетасованных вместе колод карт. Он бросил на них только один быстрый взгляд и запомнил карты всего с шестью ошибками.
· Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.
· Казино всего мира письменно запретили англичанину Доминику О'Брайену посещать их: он, помня, какие карты остались в колоде, резко увеличивает ставку и срывает банк, поскольку обладает уникально развитой памятью (он сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд). Кроме того, Доминик за час запоминает до 300 иностранных слов, а через 2-3 дня читает на новом языке. Чемпионат мира по памяти 1994 года включал соревнования по запоминанию иностранных слов, и Доминик стал победителем: за пятнадцать минут - 152 слова на китайском.
· Самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его почитатель - художник из штата Нью-Джерси. Он видел президента один раз в жизни. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти его портрет.
Вдохновляет! Человек способен на очень многое! Мы просто еще не знаем всех своих возможностей.
7. Заключительное слово
Что такое экзамен ( слайд 21)
Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены. Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились за 9 лет школьной жизни. Конечно, в ходе такого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто систематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.
Ну, а для тех, кто «скакал по верхам», у кого есть пробелы в знаниях, подготовка к экзамену - это время открытий: произведений, фактов, имен, дат. А для кого-то это просто время открытия учебника. Ну, и, конечно же, для всех девятиклассников экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремленность
8 .Подведем итог.( слайд 22)
Какие советы и секреты подготовки к экзаменам показались вам интересными и полезными? Сможете ли взять себя в руки и хорошо подготовиться к экзаменам?
Желаю всем вам успешно пройти это испытание!(слайд 23)