СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как применять здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересно детям проводить наблюдения со своим организмом. Ногти, объем грудной клетки могут рассказать о многом

Просмотр содержимого документа
«как применять здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»

Конспект мастер-класса «Использование инновационных технологий на уроках биологии»



Цель: Обмен опытом учителей по использованию метода проектов как одной из форм здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:

-Обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников ;

-раскрыть значение и виды здоровьесберегающий технологий;

-поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению и здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

-как с помощью метода проекта можно объяснить роль здоровья для обучающихся и задуматься над ним

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4.

Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группе .

Ход мастер - класса:

«Здравствуйте! Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем это приветствие. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное потому, что здоровье для человека - самая

главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.


Мне приятно видеть вас всех присутствующих. Сегодня мне хочется поговорить с вами о здоровье.

• Что же такое здоровье?

• Как сохранить здоровье?

• Модно ли быть здоровым?

Слово здоровье от слово «жить здорово»

Почему именно вопросы о здоровье. Меня как и вас волнует здоровье нашего подрастающего поколения. За последнее время их здоровье ухудшается.

Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом становится меньше. Самыми распространенными являются болезни позвоночника, нервные расстройства и нарушения зрения. Это еще раз доказывает о необходимости широкого применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе.


Мы часто говорим, что школа — источник здоровья. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы,

последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.


Это мы как учителя понимаем. А как же заинтересовать наших обучающихся в сохранении своего здоровья? Только используя практическую направленность можно решить эти вопросы. Тогда я задалась таким вопросом: « А не прибегнуть ли к методу проектов?»

Как многие из вас здесь сидящих я использую в своей работе этот метод . И вот как это у меня получается попробую сегодня продемонстрировать.

Но перед тем как это разобрать мне хотелось бы у вас узнать — а что для вас значит здоровье и здоровый образ жизни?


Я хочу предложить вам небольшую работу - упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.

(Обсуждение результатов –обыграть ответы)

• Метод проектов очень актуален на современном этапе обучения и воспитания обучающихся, не только в во внеурочное, но и в урочное время .


С обучающимися нашей школы мы решили на уроках биологии подготовить проект «Новое поколение выбирает здоровье».

Этапы работы над проектом нет обходимости перечислять, вы знаете их.

1 Подготовительный

2.Выполнение работы

3.Реализация проекта

4.Отчет


За несколько уроков до изучаемой темы группам детей были даны задания. Поискать в литературе данные о здоровье обучающихся прошлых лет, как питались, какими видами спорта занимались, чем увлекались и провести статистику. Обучающиеся с интересом и пониманием отнеслись к данному заданию.

•Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Как объективно оценить состояние своего опорно-двигательного аппарата.






Первая группа

Задание 1. Выполните антропометрические измерения: измерьте рост, определите массу тела, измерьте окружность грудной клетки.


Задание 2. Определите свой тип телосложения, вычислите индекс Кетли (весо-ростовой показатель), пользуясь формулой:

•K=M/L,

где М - масса тела (кг), L - рост (см)

Используя следующие диапазоны значения К, определите тип телосложения:

-О, 28 — 0, 31 — недостаточная масса, астенический тип телосложения;

-О, 32 - 0, 44 - нормальная масса, нормостенический тип телосложения;

-О, 45 - 0, 53 - чрезмерно большая масса, гиперстенический тип сложения.


Астеник - худощав, плоскогруд, мускулатура развита слабо.

Нормостеник - широкогруд, плечист, мускулатура развита отлично.

Гиперстеник - отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры.


Задание 3. Рассчитайте показатель развития грудной клетки (ПРГК):

• ПРГК=с1/Ц

где d - окружность грудной клетки (см), L - рост (см).

Рассчитав свой показатель развития грудной клетки, сделайте вывод о гармоничности развития грудной клетки:

ПРГК 50 - слабое развитие грудной клетки;

ПРГК = 50-55 - среднее развитие грудной клетки;

ПРГК 55 — отличное развитие грудной клетки.


Вторая группа

Задание 1. Выявите правильность своей осанки.

Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».

Определяем :

Встаньте спиной к стене так, чтобы голова , плечи и ягодицы касались стены.

Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно, просуньте ладонь.


Вывод: осанку считают нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.


В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова».


При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное - неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки - неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу - боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди . У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушение осанки являются лордоз и кифоз.


Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа.

Кифоз - развивается в виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом.


• При выполнении простейших антропометрических измерений делаем вывод о гармоничности или нарушении своего телосложения, о нарушении режима или ранних признаках заболевания.


Многие подростки ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи - значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру и т. д. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме человека природой.

В ходе беседы дети приходят к выводу, что недостаточность физических нагрузок -гиподинамия, приводит к разнообразным нарушениям здоровья, что необходимо ежедневно выполнять физические упражнения, заниматься спортом

• Здоровье - состояние организма, отвечающее его оптимальной саморегуляции, согласованной работе органов во взаимодействии с окружающей средой. Самодиагностику состояния здоровья принято проводить по состоянию физического здоровья. Физическое здоровье - это определенный уровень функциональной активности (работы) основных систем органов.




Третья группа

Определение состояния здоровья по ногтям. Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.

Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии.

Желтизна ногтей — болезни печени.

Синие ногти - сердечная недостаточность

Вогнутые ногти - признак недостатка железа.

Выпуклые ногти - сердечная и легочная недостаточность.

Длинные продольные линии на ногтях - плохая всасываемость в системе пищеварения.

Белые пятна на ногтях - признак стресса.

Поперечные борозды - плохое питание или запущенные болезни.


Но кроме исследований обучающиеся еще и делают презентации. Посмотрите, что получилось. Презентация детей.


Четвертая группа (учителя)


• Мы часто говорим физическое здоровье, но забываем и о психологическом здоровье. Мы не всегда задумываемся –а комфортно ли нашим детям на наших уроках и в нашей школе?


Мозговой штурм:

Какие действия в поведении учителей могут влиять на здоровье школьника?

(предлагают разные варианты и идет обсуждение)

Негативные стороны известны:

сковывается инициатива учащихся;

снижается самооценка;

формируется чувство страха, вины, стыда, состояние хронического стресса;

ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье;

Деформации характера;

Снижение адаптационных возможностей;

Формирование беспечного отношения к своему здоровью;



Очень часто на уроках мы учителя замечаем такую картину, что ребенок волнуется. Причин для волнения несколько- не знает урока, волнуется, боится сказать. Ребенок испытывает стресс, а это тоже воздействие на психологическое здоровье. Чтобы снять стресс я обычно предлагаю следующие упражнения. Сейчас мы с вами их выполним.

«Ленивая восьмерка»

Нужно вытянуть правую руку вперед и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируется на ногте большого пальца. Рисуем рукой в воздухе лежачую «восьмерку» (знак бесконечности), продолжая следить за ней глазами. Начинаем рисовать всегда налево и вверх. Середина «восьмерки» - на переносице. Делаем это минуту и меняем руки. Это упражнение помогает активизировать работу одновременно обоих полушарий головного мозга. Это упражнение лучше делать перед тем как сосредоточиться

«Думательный колпак»

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают раковины ушей. Указательный - на внешней стороне ушной раковины, а большой - на внутренней. Выполняется 1 -2 минуты массаж начинают сверху вниз. Когда дойдете до мочек ушей, начните все сначала. Упражнение помогает сосредоточиться на слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах.

• Я считаю, что проблема здоровья детей возникает и по причине того, что для многих учителей главная задача их деятельности - это образование любой ценой? Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности. Я поделилась с вами своей работой над методом проектов. А как вы работаете над этим методом? (обсуждение)

Спасибо за работу! (презентация)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!