СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста (5-11 класс)?

Рекомендации для родителей

Для родителей данный вопрос остается актуальным в любое время. Помочь ответить на этот вопрос поможет разбор основных компонентов учебной деятельности и то, какую роль в их формировании принимают родители.

Просмотр содержимого документа
«Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста»

Педагог-психолог Кошкарева М.К..

Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста (5-11 класс)?

Рекомендации для родителей

Для родителей данный вопрос остается актуальным в любое время. Помочь ответить на этот вопрос поможет разбор основных компонентов учебной деятельности и то, какую роль в их формировании принимают родители.

Компоненты учебной деятельности: Мотивы; Цели; Учебные действия; Контроль-оценка.

1. Мотивы. Мотивация.

В психологии мотивация определяется как побуждение к действию, и является одним из основных компонентов обучения. Мотивом выступает то, ради чего ребенок ходит в школу, учится, выполняет задания, получает отметки. Принято разделять мотивацию на внешнюю и на внутреннюю. Внутренняя мотивация выражается в проявлении интереса к самому учебному процессу, к учебному предмету. Внешняя проявляется в самых различных формах – и как получение хорошей отметки, и как стремление к престижу среди сверстников и учителей, и как избегание наказаний, и как стремление к будущему (например, поступление в университет). Наиболее благоприятной мотивацией является внутренняя – учебная мотивация, когда ученик учится ради учебы, ради того, что ему нравится этот процесс, нравится то, что он изучает.

Но крайне редко бывает исключительное доминирование учебной мотивации. Причин на это может быть несколько:

  1. У каждого ученика есть предрасположенность, склонность к изучению какого-нибудь предмета, соответственно, к одной науке у ребенка проявляется интерес к другой - нет. Но в современной системе образования ученик не вправе изучать только то, что ему нравится.

  2. Учебная мотивация не развита или ребенок предпочитает другие виды деятельности (общение, игры, творческая деятельность).

  3. Негативный опыт в учебе, у ребенка отсутствовала ситуация успеха.

  4. Учебная деятельность не является для ребенка личностно значимой.

Задача родителей- в первую очередь помочь найти ту предметную область, которая ребенку будет действительно интересной. Те предметы, которые он будет с удовольствием изучать.

Возможна такая ситуация, что ребенку интересно изучение какого-либо предмета, но ему не хватает стимула, чтобы начать ее изучать. В данном случае возможно использовать внешнюю мотивацию, через которую ребенок начнет выполнять действие и погрузится в процесс. То есть «аппетит приходит во время еды», ребенка нужно сначала вовлечь в какую-либо деятельность, что бы у него проявился интерес. Поэтому внешняя мотивация нужна и также может быть задействована, но как путь для развития и становления учебного интереса.

В условиях дистанционного образования проблема в основном сконцентрирована именно в данном месте. В привычной системе обучения, посещение школы являлось неоспоримым, ученики, через внешний процесс, дети погружались в учебную деятельность. В ситуации перехода на дистанционное обучение большая часть задачи переходит на родителей – привлечение ребенка к обучению.

2. Цель, целеполагание.

Цель- будущий итог, результат деятельности.
Ученику важно ставить как общую цель обучения, так и уметь формировать цели частные, в конкретных ситуациях, задачах.
Чаще всего у ребенка проявляется протест: а зачем мне это делать? Зачем учить какой-либо предмет, ведь в будущем он мне не пригодится? Зачем мне учиться вообще?

Задача родителей – помочь ребенку поставить, определить общую цель обучения. Ответить на вопрос, который волнует каждого ребенка: Зачем мне учиться? Ответ – для будущего, чтобы получить профессию -подходит только для старших подростков, когда они становятся готовыми к выбору профессионального пути. С 5 по 8(9) классы дети в большинстве не могут ориентироваться на такое далекое для них будущее. Поэтому для всех возрастов важно ребенку передать основной смысл обучения – развитие – становиться лучше, чем ты был вчера, лучше, чем ты был до выполнения задания.

Родители так же могут помочь ребенку формулировать цели частные. Ответив на вопросы: зачем изучать математику, или как он сможет применить знания по биологии в своей жизни.

3. Учебные действия.

Учебные действия – умение находить способ задачи и применять его на других ей подобных.

В рамках образования эта задача преимущественно педагогическая. Но родитель так же может поспособствовать формированию данного умения. Если ребенок научиться находить способ решения в любой задаче, то и в обучении ему легче будет ориентироваться.

4. Контроль-оценка.

Как дела в школе? Наиболее распространенный вопрос. Но действенен ли он?

Родителям важно не просто узнавать оценки ученика, а помочь ребенку научиться ориентироваться в оценках и действовать дальше.

Оценка- повод для рассуждения, почему вышло неверно именно в данной задаче и как исправить ошибку так, чтобы в будущем она не повторялась. Так же важно не забывать и про анализ побед, обсудить, что привело к успеху и как действовать дальше, что бы результат не снижался, а только повышался.

Через внешний анализ учебных ситуаций вместе с родителями у ребенка формируется самоконтроль, самостоятельная оценка, рефлексия задач.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!