СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь первоклашке? Рекомендации родителям.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый класс - это адаптация не только для ребёнка, но и для его родителей. И если ребёнок может воспринимать происходящее, как игру, то взрослые понимают, что школа - это ответственность.

Смягчить этот ответственный период помогут рекомендации для родителей:

Просмотр содержимого документа
«Как помочь первоклашке? Рекомендации родителям.»

Как помочь первоклашке?  Рекомендации психолога

Как помочь первоклашке? Рекомендации психолога

Утром будите ребенка спокойно, улыбайтесь ему. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что Вы опаздываете. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил(а)?» Встречая ребенка из школы, не засыпайте его вопросами, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как Вы чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  • Утром будите ребенка спокойно, улыбайтесь ему.
  • Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что Вы опаздываете.
  • Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил(а)?»
  • Встречая ребенка из школы, не засыпайте его вопросами, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как Вы чувствуете себя после рабочего дня.
  • Если Вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо отдохнуть 1 час. И помните – занятия поздним вечером – бесполезны! Не заставляйте делать все задания сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. Во время приготовления домашнего задания не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если ему понадобится Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон и поддержка необходимы. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты это сделаешь, то…»
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо отдохнуть 1 час. И помните – занятия поздним вечером – бесполезны!
  • Не заставляйте делать все задания сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
  • Во время приготовления домашнего задания не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если ему понадобится Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон и поддержка необходимы.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты это сделаешь, то…»
В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку. Выбирайте единую тактику общения с ребенком в семье. Все разногласия решайте без него. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день.
  • В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку.
  • Выбирайте единую тактику общения с ребенком в семье. Все разногласия решайте без него.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  • Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день.
 Памятка для родителей №1.  Проблемы здоровья, связанные  с изменением статуса ребёнка  (новый статус – ученик)   Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00. Наблюдение за правильной посадкой во время выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима. Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук. Организация полноценного питания. Витаминизированное питание. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции). Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.

Памятка для родителей №1. Проблемы здоровья, связанные с изменением статуса ребёнка (новый статус – ученик)

  • Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00.
  • Наблюдение за правильной посадкой во время выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима.
  • Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Организация полноценного питания. Витаминизированное питание.
  • Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции).
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.
Памятка для родителей №2.  Важные условия психологической комфортности  в жизни первоклассника: создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи; роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе); формирование интереса к школе, прожитому школьному дню; обязательное знакомство с ребятами по классу, возможность их общения после школы; недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников); исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания; учет темперамента в период адаптации к школьному обучению; предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью; поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений (похвала, добрые слова); развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Памятка для родителей №2. Важные условия психологической комфортности в жизни первоклассника:

  • создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
  • роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
  • формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
  • обязательное знакомство с ребятами по классу, возможность их общения после школы;
  • недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
  • исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
  • учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
  • предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
  • поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений (похвала, добрые слова);
  • развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Фразы, не рекомендуемые для общения  с ребёнком: Тысячу раз говорили тебе, что… Сколько раз надо повторить… И о чем ты только думаешь… Неужели так трудно запомнить!... Ты становишься невыносимым… Отстань, мне некогда… Иди, сам подумай (или читай еще раз)… Почему Лена (Вася, Петя и т.д.) такая умница, а ты - нет?!

Фразы, не рекомендуемые для общения с ребёнком:

  • Тысячу раз говорили тебе, что…
  • Сколько раз надо повторить…
  • И о чем ты только думаешь…
  • Неужели так трудно запомнить!...
  • Ты становишься невыносимым…
  • Отстань, мне некогда…
  • Иди, сам подумай (или читай еще раз)…
  • Почему Лена (Вася, Петя и т.д.) такая умница, а ты - нет?!

Рекомендуемые фразы для общения  с ребёнком: Ты у меня умница! Как здорово, молодец! Как хорошо у тебя получилось, научи меня! Спасибо тебе… Если бы ты не помог (помогла), мне бы одной не справиться!

Рекомендуемые фразы для общения с ребёнком:

  • Ты у меня умница!
  • Как здорово, молодец!
  • Как хорошо у тебя получилось, научи меня!
  • Спасибо тебе…
  • Если бы ты не помог (помогла), мне бы одной не справиться!

Полезные советы родителям:

Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался   «почемучкой» . Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.

«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.

Семья должна формировать культ интеллекта   – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

Нужно ставить ребёнка в   ситуацию размышления . Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…

Нужно научить ребёнка  анализировать  свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память  ребёнка.

Благоприятно действует на него   ситуация успеха . Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми .

Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».

Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы , когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений. Между выполнением уроков следует делать перерывы . 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха. Чередуйте устные и письменные задания . Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать. 

  Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать Вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»    Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нём положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных.  Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»   После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»   Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях.  С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.   Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлив(а), что ты у меня есть!»

Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать Вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»  Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нём положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных.  Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?» После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?» Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях.  С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлив(а), что ты у меня есть!»

Когда уместна тревога?   Снижается интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Когда уместна тревога?

  • Снижается интерес к школе, занятиям.
  • Начинает время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
  • Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
  • Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
  • Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
 Опасно!    Полное отсутствие интереса к учёбе,  Делает уроки только «из-под палки»  Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, боли в животе, голове), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.  Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.  Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.  Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков  Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Опасно!

Полное отсутствие интереса к учёбе,

Делает уроки только «из-под палки»

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в

формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота,

боли в животе, голове), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться

дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх,

бессилие или агрессию.

Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть

какого-то напряжения.

Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Школа – это не страшно!    Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу.     И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет.   Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает тревожность.   Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение.   Одежда, в которую вы нарядили ребёнка, должна нравиться не только вам, но и ему самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее.   Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе.   Решайте возникшие трудности совместно с учителем, и не умалчивайте проблему. Пусть школа приносит только положительные эмоции Вашему ребёнку!

Школа – это не страшно!

Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего

школьного возраста, многие не хотят идти в школу.

  И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет.

Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в

школу. Помните: спешка усиливает тревожность.

Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с

удовольствием пища поднимает настроение.

Одежда, в которую вы нарядили ребёнка, должна нравиться не только вам, но и

ему самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал

себя в ней неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее.

Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти

устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем,

и вы сможете увидеть его отношение к школе.

Решайте возникшие трудности совместно с учителем, и не умалчивайте проблему.

Пусть школа приносит только положительные эмоции Вашему ребёнку!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!