СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писать сочинение. Задание 27 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может помочь учителю русского языка в объяснении материала учащимся 10-11 классов по подготовке к выполнению задания 27 ЕГЭ (как писать сочинение).

Просмотр содержимого документа
«Как писать сочинение. Задание 27 ЕГЭ по русскому языку»

Как писать сочинение? Задание 27 ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила Николаева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 2» г.Чебоксары

Как писать сочинение?

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку

Презентацию подготовила

Николаева Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 2» г.Чебоксары

24 балла: К1 – К12  Если К1=0, то К1-К4=0 План сочинения: Вступление Основная часть Вывод Минимум = 3 абзаца (максимум = до 9 абзацев) Объём сочинения = 150-300 слов. Менее 70 слов = 0 баллов.

24 балла: К1 – К12 Если К1=0, то К1-К4=0

План сочинения:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Вывод

Минимум = 3 абзаца (максимум = до 9 абзацев)

Объём сочинения = 150-300 слов.

Менее 70 слов = 0 баллов.

1. Вступление –  введение в тему (2-3 предложения)  + тезис (формулировка проблемы) Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач. Наверное, каждый из нас задумывался о том, насколько прочно вошло телевидение в жизнь современного человека.

1. Вступление – введение в тему (2-3 предложения) + тезис (формулировка проблемы)

  • Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
  • Наверное, каждый из нас задумывался о том, насколько прочно вошло телевидение в жизнь современного человека.
Тезис - формулировка проблемы  (К1=1 балл)   Задача: показать, что экзаменуемый понял вопросы, над которыми размышляет автор текста; четко и однозначно формулирует одну из проблем текста, ту, к которой есть аргументы + назвать автора текста + сообщить о прочтении текста

Тезис - формулировка проблемы (К1=1 балл)

Задача:

показать, что экзаменуемый понял вопросы, над которыми размышляет автор текста; четко и однозначно формулирует одну из проблем текста, ту, к которой есть аргументы + назвать автора текста + сообщить о прочтении текста

Способы формулирования проблемы   1 способ:  Проблема + сущ. в Р. п. (чего?)  («Иванов И.И. в тексте, предложенном мне для анализа, поднимает проблему отцов и детей») 2 способ:  Вопросительное (-ые) предложение (-я)  («Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этот проблемный вопрос ставит Иванов И.И. в тексте, предложенном для анализа.»)

Способы формулирования проблемы

  • 1 способ:

Проблема + сущ. в Р. п. (чего?)

(«Иванов И.И. в тексте, предложенном мне для анализа, поднимает проблему отцов и детей»)

  • 2 способ:

Вопросительное (-ые) предложение (-я)

(«Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этот проблемный вопрос ставит Иванов И.И. в тексте, предложенном для анализа.»)

Тезис - формулировка проблемы  (2-4 предложения)  Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.

Тезис - формулировка проблемы (2-4 предложения)

Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.

Основная часть   Комментарий к проблеме Позиция автора текста – ответ на вопрос в проблеме Отношение (согласие/несогласие с автором текста) к позиции автора + обоснование

Основная часть

  • Комментарий к проблеме
  • Позиция автора текста – ответ на вопрос в проблеме
  • Отношение (согласие/несогласие с автором текста) к позиции автора + обоснование
Комментарий к проблеме  (К2=5 баллов)   Задача: растолковать проблему, охарактеризовать её. • Первый пример-иллюстрация из текста+пояснение к нему • Слово-сцепка Второй пример-иллюстрация из текста+пояснение к нему • Смысловая связь между примерами

Комментарий к проблеме (К2=5 баллов)

Задача:

растолковать проблему, охарактеризовать её.

• Первый пример-иллюстрация из текста+пояснение к нему

• Слово-сцепка

  • Второй пример-иллюстрация из текста+пояснение к нему

• Смысловая связь между примерами

Слова-сцепки:    В качестве логической связи нужно использовать слова-сцепки, помогающие присоединить второй пример к первому – это вводные слова, союзы, союзные слова и частицы в начале предложения второго примера-иллюстрации. поэтому, в заключение, по этой причине, то есть, таким образом, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, благодаря этому, потому что, так как, из- за того что, в связи с тем что, поскольку, если бы не..., то ..., а также, однако и т. д.

Слова-сцепки:

В качестве логической связи нужно использовать слова-сцепки, помогающие присоединить второй пример к первому – это вводные слова, союзы, союзные слова и частицы в начале предложения второго примера-иллюстрации.

  • поэтому, в заключение, по этой причине, то есть, таким образом, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, благодаря этому, потому что, так как, из- за того что, в связи с тем что, поскольку, если бы не..., то ..., а также, однако и т. д.
!!! Комментарий от пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор !!!    Часто ли мы проявляем сочувствие к другим людям? Всегда ли готовы прийти на помощь бедствующему человеку, тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Именно проблему безразличного, чёрствого отношения к окружающим людям ставит в рассказе А.П. Чехов.  Мне кажется, ни одного читателя не оставила равнодушным судьба Свойкина, героя рассказа А.П. Чехова. Заболевший учитель пришёл в аптеку и попросил приготовить ему лекарство. Поражает равнодушие, с которым отнесся к нему провизор. Свойкин попросил побыстрее обслужить его, потому что очень плохо себя чувствовал: «Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли...» Однако провизор даже не удосужился ответить ему, не проявил ни капли сочувствия, не сказал ни одного ободряющего слова, холодно промолчав. Как грустно, что там, куда часто обращаются страждущие люди, работают такие сухие, равнодушные фармацевты.

!!! Комментарий от пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор !!!

Часто ли мы проявляем сочувствие к другим людям? Всегда ли готовы прийти на помощь бедствующему человеку, тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Именно проблему безразличного, чёрствого отношения к окружающим людям ставит в рассказе А.П. Чехов.

Мне кажется, ни одного читателя не оставила равнодушным судьба Свойкина, героя рассказа А.П. Чехова. Заболевший учитель пришёл в аптеку и попросил приготовить ему лекарство. Поражает равнодушие, с которым отнесся к нему провизор. Свойкин попросил побыстрее обслужить его, потому что очень плохо себя чувствовал: «Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли...» Однако провизор даже не удосужился ответить ему, не проявил ни капли сочувствия, не сказал ни одного ободряющего слова, холодно промолчав. Как грустно, что там, куда часто обращаются страждущие люди, работают такие сухие, равнодушные фармацевты.

!!! Комментарий от пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор !!!  И дальнейшее развитие событий подтверждает чёрствость и равнодушие работника аптеки к заболевшему человеку. Когда лекарство было готово, у учителя не хватило 6 копеек, чтобы расплатиться за него. В кармане был только рубль! На просьбу Свойкина позволить занести деньги завтра, был дан суровый ответ: «Этого нельзя... У нас кредита нет...Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Так и ушёл бедный учитель домой без лекарства, оставшись наедине со своей болезнью.

!!! Комментарий от пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор !!!

И дальнейшее развитие событий подтверждает чёрствость и равнодушие работника аптеки к заболевшему человеку. Когда лекарство было готово, у учителя не хватило 6 копеек, чтобы расплатиться за него. В кармане был только рубль! На просьбу Свойкина позволить занести деньги завтра, был дан суровый ответ: «Этого нельзя... У нас кредита нет...Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Так и ушёл бедный учитель домой без лекарства, оставшись наедине со своей болезнью.

Смысловая связь между примерами    Анализ логической связи двух приведенных примеров с помощью сюжетно-смысловых рассуждений. Взаимосвязь примеров: примеры дополняют друг друга; второй пример глубже раскрывает первый пример; второй пример ярко противопоставлен первому примеру; второй пример указывает на следствие; второй пример указывает на причину.

Смысловая связь между примерами

Анализ логической связи двух приведенных примеров с помощью сюжетно-смысловых рассуждений.

Взаимосвязь примеров:

примеры дополняют друг друга; второй пример глубже раскрывает первый пример; второй пример ярко противопоставлен первому примеру; второй пример указывает на следствие; второй пример указывает на причину.

Смысловая связь между примерами    Оба примера, приведённые из текста, дополняют друг друга. Они демонстрируют безразличное, чёрствое, граничащее с жестокостью отношение фармацевта к страждущему человеку. Ему не была оказана помощь, такое формальное отношение к своим служебным обязанностям, какое мы видим у аптекаря, может лишить человека поддержки и помощи в трудную минуту и привести к беде.

Смысловая связь между примерами

Оба примера, приведённые из текста, дополняют друг друга. Они демонстрируют безразличное, чёрствое, граничащее с жестокостью отношение фармацевта к страждущему человеку. Ему не была оказана помощь, такое формальное отношение к своим служебным обязанностям, какое мы видим у аптекаря, может лишить человека поддержки и помощи в трудную минуту и привести к беде.

Позиция автора текста = идея текста  (К3=1 балл)   Формулирование позиции автора (1-2 предложения) Задача: Рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме Проблема и позиция автора тесно связаны. Проблема - вопрос, который вызывает размышления автора. Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы, итог его размышлений.

Позиция автора текста = идея текста (К3=1 балл)

Формулирование позиции автора (1-2 предложения)

Задача:

Рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме

  • Проблема и позиция автора тесно связаны.
  • Проблема - вопрос, который вызывает размышления автора.
  • Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы, итог его размышлений.
Позиция автора текста Формулирование позиции автора (1-2 предложения)  Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

Позиция автора текста

Формулирование позиции автора (1-2 предложения)

Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

Отношение к позиции автора (согласие/несогласие с автором текста) + обоснование (К4=1 балл)  Если К3=0 баллов, то К4=0 баллов    Задача: объявить своё согласие/несогласие с автором текста и обосновать свою позицию. Обоснование – это опора на общечеловеческие ценности, общественные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту.  !!!Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении!!!

Отношение к позиции автора (согласие/несогласие с автором текста) + обоснование (К4=1 балл) Если К3=0 баллов, то К4=0 баллов

Задача:

объявить своё согласие/несогласие с автором текста и обосновать свою позицию.

Обоснование – это опора на общечеловеческие ценности, общественные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту.

!!!Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении!!!

Обоснование своей позиции - микрорассуждение  Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это… (+ собственный пример-иллюстрация + микровывод )

Обоснование своей позиции - микрорассуждение

Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это…

(+ собственный пример-иллюстрация

+ микровывод )

Вывод (2-3 предложения)     !!!Кольцевая композиция!!! В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводит итог, возможно призвать читателя к размышлению, используя риторический вопрос. • Обобщение (Таким образом, в очередной раз подчеркну: важно ценить внимание к себе своих близких и в ответ не проявлять черствость и холодность в отношениях с ними.) • Прогноз ( Хотелось бы верить, что люди осознают, какой урон они наносят окружающей среде, и смогут предотвратить экологическую катастрофу.) • Оценка, наставление (Текст вызывает во мне ответное чувство негодования по поводу «засорения» языка, ведь это отражение культуры народы. Думаю, людям нужно с раннего детства прививать бережное отношение к своей речи.)

Вывод (2-3 предложения)

!!!Кольцевая композиция!!!

В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводит итог, возможно призвать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.

• Обобщение

(Таким образом, в очередной раз подчеркну: важно ценить внимание к себе своих близких и в ответ не проявлять черствость и холодность в отношениях с ними.)

• Прогноз

( Хотелось бы верить, что люди осознают, какой урон они наносят окружающей среде, и смогут предотвратить экологическую катастрофу.)

• Оценка, наставление

(Текст вызывает во мне ответное чувство негодования по поводу «засорения» языка, ведь это отражение культуры народы. Думаю, людям нужно с раннего детства прививать бережное отношение к своей речи.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!