СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писать итоговое сочинение в 2017-2018 году (рекомендации)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как писать итоговое сочинение в 2017-2018 году (рекомендации).

Просмотр содержимого документа
«Как писать итоговое сочинение в 2017-2018 году (рекомендации)»

Как писать итоговое сочинение в XI классе (рекомендации)


Каким должно быть сочинение по литературе в XI классе?

Выберите только ОДНУ из предложенных вам тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не ме­нее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Если в сочинении менее 250 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные), то такая работа счита­ется невыполненной и получает «не зачтено». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою пози­цию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литерату­ры по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный мате­риал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на рече­вое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных про­изведений.

Выбирая тему сочинения, руководствуйтесь следующими соображениями.

  1. Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и по­нятной.

  2. Подумайте, какие из художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы не сможете раскрыть тему.

  3. Подумайте, какая из тем поможет вам показать знание критиче­ской литературы, интересных интерпретаций текста, современных литературоведческих подходов.

Помните, что каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на ко­торый вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассужде­ния текстом художественных произведений.

Алгоритм работы над сочинением.

  1. Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения

  2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос

  3. Подберите произведения, на материале которых сможете доказать свою точку зрения

  4. Продумайте композицию (построение) работы. Составьте план сочинения.

  5. Напишите черновой план работы.

  6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.

  7. Напишите окончательный вариант работы.

  8. Прочитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.

Традиционно выделяют три части сочинения:

  1. вступление, задача которого — ввести в тему, дать предваритель­ные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложен­ной темой;

  2. основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема со­чинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художе­ственного произведения;

  3. заключение, в котором подводится итог, обобщается сказанное.

Как писать вступление и заключение?

При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображе­ниями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично за­вершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.

Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение ар­гументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно но­вая информация, имеющая обобщающий характер.


Существует традиционное правило, согласно которому общий объ­ём вступления и заключения не должен превышать 1 /4 всего сочине­ния. Поскольку рекомендуемый объём работы равен 2-2,5 листа раз­мера А4, вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5—8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определять­ся не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёр­тывания мысли.



Как писать основную часть сочинения

Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию кон­кретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универ­сальные рецепты. Прежде всего, необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно закон­ченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предло­жения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последую­щее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согла­сован, предложения не следуют логически друг за другом.



Как анализировать художественное произведение

Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художест­венного произведения. Для подтверждения своей позиции вам необходи­мо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкрет­ных героев. Для этого необходимо отобрать те сведения о художественном про­изведении, которые помогут вам раскрыть основную мысль, доказать тезис. Например, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произ­ведения, сюжет (или основные сюжетные линии), а затем перейти к ана­лизу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.

Направления тем итогового сочинения по литературе 2017-2018

1. Направление «Верность и измена». 


В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Верность и измена  - это два сложных социальных понятия, которые имеют огромное значение для человечества.
Верность, как мы понимаем, является положительной характеристикой. Измена, в свою очередь, наделена отрицательной характеристикой.



Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Нарушение верности — измена. Похожие качества: неизменность, твёрдость, непоколебимость. Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство. Синонимы: преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, честность, любовь, надежность,

Измена — нарушение верности кому-либо или чему-либо.
Синонимы: предательство, вероломство, неверность; супружеская неверность, отступничество.

Так как эти понятия довольно широкие, рассмотрим их в разном контексте.


1. Верность/ измена в широком смысле.

2. Верность/ измена в любовной сфере.

3. Верность (измена) Родине, государственному долгу

4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.

6. Верность животных своим хозяевам.

1. Верность/ измена в широком смысле.

Цитаты (примерные темы сочинений)

«Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?» (Конфуций)

«Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели» (Д. Аддисон)

«Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера» (Ф. де Ларошфуко)


2. Верность/ измена в любовной сфере. 


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Верная любовь помогает переносить все тяготы» (Ф. Шиллер)

«Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться» (К. Мелихан)


Аргументы

1. М.Ю. Лермонтов «Г ерой нашего времени»

2. А.Н. Островский «Гроза»

3. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»

4. И.А. Бунин «Темные аллеи»

5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

6. А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»

7. А. С. Пушкин "Евгений Онегин"


3. Верность/измена Родине, государственному долгу.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны». (Гюго В.)

«Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни» (Ж.-Ж. Руссо)


Аргументы

  1. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

  2. Н. С. Лесков «Левша»

  3. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»

  4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

  5. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

  6. М.А. Шолохов «Судьба человека»

  7. В. Быков «Сотников», «Обелиск»

  8. Б. Васильев «А зори здесь тихие…»


4. Верность /измена по отношению к другу, товарищу и т.д.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Будь верен тому, кто верен тебе» (Плат)

«Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь» (Этьен Рей)

«Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» (Э. Тельман)


Аргументы

1. А. Дюма «Три мушкетера»

2.Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

3. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 4. И.А. Гончаров «Обломов»


5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям и т.д.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» (Шекспир)

«Изменять или не изменять – полностью ваше дело. Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то, что на самом деле не нужно, и уметь хранить то, что действительно ценно» (О. Рой)

«Предатели предают прежде всего себя самих» (Плутарх)


Аргументы

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  2. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

  3. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

  4. А.П.Чехов. «Ионыч»

6. Верность животных своим хозяевам.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки» (А.П. Чехов)


Аргументы


1. Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» 2. Г.Н. Владимов «Верный Руслан» 3. А.И. Куприн «Белый пудель» 4. А.П. Чехов, "Каштанка" 5. Л.Н.Андреев «Кусака»

 2. Направление «Равнодушие и отзывчивость»
1. Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

2. Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения. Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей.

Синонимы: безразличие, безучастие, холодность, бесчувственность, бесстрастие, апатия.


Отзывчивость - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.

Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра.

Синонимы: мягкость, сердечность, доброта, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, сострадательность, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.


В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.



1.Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем, кому повезло меньше). Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» (Максим Горький)

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть» (А.П. Чехов)

«Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности» (Дж. Б. Шоу)

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан)


Аргументы

  1. Ф.М. Достоевский  «Мальчик у Христа на ёлке»

  2. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

  3. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

  4. К.Г. Паустовский «Телеграмма»

  5. А.П. Чехов «В аптеке»

  6. А.П. Чехов «Тоска»

  7. Н.С. Лесков «Левша»

  8. Н.В. Гоголь «Шинель»

  9. А.И. Куприн «Чудесный доктор» 

  10. В.Г. Распутин «Уроки французского»

  11. Л.Н. Толстой «Война и мир» 

  12. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.


Аргументы


  1. А.И. Куприн «Белый пудель»

  2. Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

  3. Ф.А. Абрамов О чём плачут лошади»

  4. Г.Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»



3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее» (Ван Гог)


Аргументы

1. Н.В. Гоголь «Портрет»

2. Г.И. Успенский «Выпрямила»

3. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

4. Равнодушие к жизни

Цитаты (примерные темы сочинений)

«Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» (Б. Ясенский)

«Как тягостно равнодушие к самому себе!» (А.В. Суворов)


Аргументы

1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 2.А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 3. И.А. Гончаров «Обломов»



3. Направление «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.


Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.
Синонимы: намерение, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; стремление, предмет (сладчайших грез); самоцель, предел мечтаний, высшая цель, ориентир.
Средство - прием, способ действий для достижения чего-нибудь или то, что служит какой-либо цели, необходимо для достижения, осуществления чего-либо.
Синонимы: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, рецепт.

В рамках данного направления мы поговорим о целях и средствах с нескольких позиций.


1. Цель как основополагающая часть жизни человека. О роли и важности наличия цели в жизни человека,  о ее отсутствии, о стремлении  человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям.

Цитаты (примерные темы сочинений)

«Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели» (Ф.М. Достоевский) «Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели» (О. Уайльд) «Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели» (Б. Шоу) «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий» (Конфуций) «На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели» (Ф. де Ларошфуко)
Аргументы

  1. Д. Лондон «Мартин Иден

  2. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»


2.Цели бывают разными (истинные, ложные, великие, низменные, недостижимые, корыстные) Можно порассуждать о различиях цели и мечты, а также о том, как связаны цели человека с его личностью. К чему приводит стремление к тем или иным целям.

Цитаты (примерные темы сочинений)

«Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи» (Б. Л. Пастернак) «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти» (Э. А. По)


Аргументы

1.Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» 2. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» 3. А. Фадеев «Разгром» 4. М.А. Шолохов «Судьба человека» 5. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» 6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


3. Цель оправдывает средство? Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели.

Цитаты (примерные темы сочинений)

«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения» (А. Эйнштейн) «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (К.Маркс)

Аргументы

1.Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» 2. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» 3. А. Фадеев «Разгром»

4. Направление «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.


Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность; бесстрашность, решительность, геройство, рискованность, отчаянность, дерзкость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

Трусость - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Трусость ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости.
Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость.


В рамках данного направления мы поговорим о смелости и трусости с нескольких позиций.


1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как  черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

Аргументы

1. В. Г. Распутин «Живи и помни»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Твардовский «Василий Теркин»

4. М. Ю. Лермонтов «Бородино»


3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.


Аргументы
1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

3. А.М. Горький «Старуха Изергиль».

4. А.П. Чехов «Страхи», «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон»,

5. М.Е. Салтыков- Щедрин «Премудрый пескарь»

6. В.К. Железников «Чучело».


4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дезертирства, предательства и т.д.

Цитаты (примерные темы сочинений)

«В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена» (Саллюстий)
«Отвага заменяет крепостные стены» (Саллюстий)

«При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении» (С. Лагерлёф)


Аргументы

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»

4. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»

5. В. Быков «Сотников»

6. В.Г. Распутин «Живи и помни».

7. К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»

8. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие...», «В списках не значился»


5. Смелость и трусость в любви.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым» (Бертран Рассел)
«Любовь плохо уживается со страхом» (Н. Макиавелли)
«Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя» (Цицерон)

Аргументы

1. А. Моруа «Фиалки по средам»

2. А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

3. М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»


5. Направление «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Человек — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность.

Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

Общество — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п.) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.
Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.



В рамках данного направления мы поговорим о человеке и обществе с нескольких позиций.



1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель)

«Все дороги ведут к людям» (А. де Сент-Экзюпери)

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» (А. Моруа)

«Каждый человек - центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров» (Э.  Канетти)


Аргументы

1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

2.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.

Цитаты (примерные темы сочинений)

«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все» (Ф. М. Достоевский) «Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть» (Э. Роттердамский)

«Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим» (Джами)

«Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» (Г. Лихтенберг)


Аргументы

1. Л.Н. Толстой «Война и мир» 2. А.М. Горький «Старуха Изергиль» 3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества.
Аргументы

1. М.А. Шолохов «Тихий Дон» 2. А.С. Пушкин «Медный всадник»


4.Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления


Цитаты (примерные темы сочинений)

«Тоталитаризм – образ правления, при котором мораль, ценности и смысл человеческой жизни входят в компетенцию власти» (Александр Круглов) «В обществе, тяготеющем к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести» (Фридрих Хайек)


Аргументы
1. Е.И. Замятин «Мы» 2. А.И. Солженицын « В круге первом», «Один день Ивана Денисовича»





Синягина Юлия Викторовна МОАУ «СОШ № 25, г.Орска»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!