СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каин и Авель - два брата. разработка урока

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЫНОВЬЯ АДАМА И ЕВЫ. ПОЧЕМУ КАИН УБИЛ АВЕЛЯ?

Просмотр содержимого документа
«Каин и Авель - два брата. разработка урока»

Урок № 6

Тема: Каин и Авель



Ключевой стих:




Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. (Евр.11:4)






Источник: Быт. гл. 4.


Цель: 1. Познакомить учащихся с историей самой древней в мире цивилизации и образованием первых городов.

2. Показать как вследствие непослушания - зло на земле увеличивается с геометрической прогрессией.

  1. Научиться у Бога любить согрешающего, порицая зло.



План урока:



  1. Оргмомент 5 мин.

Молитва

  1. Тема и цели урока 2 мин.

  2. Раскрытие содержания темы с

параллельным показом на

мониторе 20 мин.

  1. Вопросы. Обобщение 10 мин.

    1. Каким трудом занимался

старший сын Адама и Евы,

Каин?

    1. Кем был второй сын Адама

и Евы, Авель?

    1. Почему Бог принял жертву

Авеля и не принял жертву

Каина?

    1. Кто основал первый город и

в чью честь его назвал?

    1. Что случилось с Каином в его

дальнейшей жизни после

убийства брата?

    1. Как звали третьего сына

Адама и Евы?

  1. Домашнее задание 3 мин.

    1. Дайте характеристику Каина. По какой причине он убил своего брата Авеля и почему не раскаялся в содеянном



Ева назвала родившегося первенца Каин, что значит “приобрела я человека от Господа”. Он был земледелец.

Второй сын, Авель был пастухом. Но первое в мире убийство и братоубийство произошло не оттого, что у них были разные занятия. Авель угодил Богу своим даром, принесенным с верой. И это обстоятельство вызвало зависть его старшего брата, дар которого не был принят по причине его неверия и нежелания выполнять все, что требовал Бог.

Два сына Адама и Евы послужили прототипом всего последующего человечества, ибо два эти типа людей сосуществуют и по сегодняшний день.

Во всей человеческой истории “семя” жены постоянно сталкивается с “семенем” змея. Происходит великая борьба между добром и злом. И лежит это зло у двери каждого человеческого сердца и мы каждый день выбираем - подчиниться ему или господствовать над ним.

Бог пытался пробудить в Каине чувство раскаяния, но вместо раскаяния мы обнаруживаем страх, что с ним поступят также. Жестокие люди, по наблюдениям психологов, всегда трусливы.

Каин обречен на вечные скитания, но милостивый Бог отмечает его “знамением” - особым знаком защиты.

Первым его пристанищем была земля Нод на восток от Эдема. Это географическое название значит

“не знающий отдыха скиталец”.

Здесь родился у Каина сын Енох (не праведный Енох, которого Господь взял на небо), в честь которого он и назвал построенный им город.

Седьмым от Адама по линии Каина был Ламех, нарушивший заповедь Божию тем, что взял себе 2 жены.

Его сыновья изготавливали музыкальные инструменты (гусли и свирели), а также орудия труда и войны из меди и железа.

Но, несмотря на их технические достижения, зло множилось со страшной силой и, подобно ржавчине разъедало их души.

Ст.22-23 - известные под названием “Песни Ламеха” - древнейший памятник семитской поэзии, с характерными для нее параллелизмами, т.е. повторами одной и той же мысли, выраженной разными словами.

Надменно и зловеще хвастает перед женами Ламех, владея железным оружием, изобретенным его сыном Тувалкаином, что безнаказанно убил некоего юношу: “Если за Каина отмстится всемеро: то за Ламеха семьдесят раз всемеро.

Ламех в сущности насмехался над Божьим проклятием.


Безбожному обществу резко противопоставлены праведные. Неверию родословной линии Каина, противопоставлена вера родословной линии Сифа - третьего сына Адама. Во дни Еноса, сына Сифа, люди начали призывать имя Господа.

Во всем повествовании прослеживается следующие принципы:

  1. Жертвы должны предлагаться Богу от сердца и с верою; лучшее от стада или от первых плодов следует приносить Ему

  2. Кровная месть отвергается Богом. О чем свидетельствуют построенные позже города - убежища.

  3. Старший брат должен нести ответственность за младшего, быть ему сторожем.

  4. Кровь, пролитая на землю, оскверняет ее и вопиет об отмщении.

  5. Преступление не должно оставаться безнаказанным. И это легло в основу теократического управления Израилем.

  6. Жизнь без Бога - это жизнь вне действенной защиты, лишенная покоя.







Словарь


Урок 4. Каин Авель



Прототип - [гр. prtotypon] - первообраз; действительное лицо, послужившее автору прообразом литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора.

/Словарь иностранных слов. Изд-во “Советская энциклопедия”, М., 1964, с.529/



Благочестие - соблюдение предписания религии, церкви.

/Словарь русского языка. Ожегов С.И. М,: Рус. яз., 1991 с. 56/



Знамение - (слав.) знак; в Библии это, как правило, чудо - знак, проявление Божьей силы.

/Библия. Российское библейское общество. М., 1999/

Параллелизм - повтор одной и той же мысли, выраженной разными словами.

/Словарь русского языка. Ожегов С.И. М., Рус. яз., 1991 с. 490/

Авель или Хавель “дуновение,суета” - второй сын Адама и Евы, был пастырем овец.

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.2./



Каин “приобретение” - первородный сын Адама и Евы, который, несмотря на предупреждение Бога, поддался греху.

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.195./



Енох или Ханох “посвященный” - сын Иареда, отец Мафусала.

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.130./



Енос (Энош) - внук Адама, сын Сифа.

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.130./



Ламех - сын Мафусала, имел двух жен: Аду и Циллу, от него произошли Иавал, Иувал, Тувалкаин и Ноема.

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.226./



Сиф “вознаграждения, замена” - сын, родившийся у Адама после смерти Авеля, праотец целого поколения праведников.

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.417./



Тувалкаин, сын Ламеха (потомка Каина) от Цаллы; он был “ковачем всех орудий из меди и железа”(Быт.4:22).

/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.453./


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1.КАИН. (Из Виктора Гюго)





КАИН (Из Виктора Гюго)


Когда, спасаяся от гнева Иеговы

И скрыться под землей в отчаянье готовый

В безумном ужасе себя и мир кляня,

С семьею он бежал, - то на закате дня,

Измученный, успел достигнуть он долины,

Где высились кругом высоких гор вершины.

Из силы выбившись, тут дети и жена

Решились отдохнуть. Но было не до сна

Убийце первому, и, совестью жестоко

Терзаем, он присел на камень. Глубина

Таинственных небес казалася мрачна,

И посреди нее всевидящее око

Узрел он, на него глядевшее во мгле.


* * *


Он разбудил детей, заснувших на земле,

Усталую жену, и вновь без замедленья

Пустился в путь. Он шел в теченье долгих дней

И стольких же ночей, не знав отдохновенья

И сна, трепещущий при шорохе ветвей,

В испуге торопя жену и сыновей

И позади себя не смея кинуть взгляда.

Тут путникам в лицо повеяла прохлада,

И вскоре всех они морских достигли вод.

И Каин вымолвил: отсюда мы вперед

Не двинемся, но, сев у берега морского,

Он в глубине небес узрел с тоскою снова

То око самое, что видел и тогда!


* * *


Куда укрыться мне, о Господи, куда? -

Воскликнул он, и тут раскинули поспешно

Над нм сана его из полотна шатер,

Но Каин отвечал с тоскою безутешной:

Оно со мною здесь, как совести укор. -

Один из сыновей преступника, в замену

Шатра, воздвигнул там громаднейшую стену,

Но и в тени ее увидел Каин вновь

То око самое, и в нем застыла кровь ...


* * *


Тогда сказал Енох: - здесь город укрепленный

Построим с башнею, из камня возведенной, -

И вскоре, заменив шатер из полотна,

Воздвиглась города зловещая стена,

Чудовищную тень среди равнин бросая.

Она была мрачней, чем туча грозовая,

И гору превзойти могла бы толщиной.

У входа, дерзкою начертаны рукой,

Виднелися слова: “Мы воспрещаем Богу

Входить сюда”. В душе тая тревогу,

Они по вечерам пускали целый рой

Своих ужасных стрел в небесные светила.

Когда же, наконец, окончено все было

В их городе, - они ввели туда отца,

И башню темную он занял. Но сердца

Забилися у них, когда опять с тоскою

Воскликнул он: - и здесь оно передо мною! -


* * *


И он сказал сынам: - я в глубине земли

Хочу отныне жить, чтоб видеть не могли

Меня, и чтобы сам я никого не видел. -

Он плакал, и грех свой ненавидел.

Тут яму вырыли глубокую ему,

И он сошел туда, - в безмолвие и тьму, -

Но и в могильной тьме, холодной и глубокой,

На Каина опять глядело то же око ...


Виктор Гюго





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!