СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение внимания, как одной из детерминант дисграфии.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируются современные исследования внимания. Его влияние на наличие у младших школьников дисграфических нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Изучение внимания, как одной из детерминант дисграфии.»

Изучение внимания, как одной из детерминант дисграфии.

П.Я. Гальперин предложил рассматривать внимания как один из вариантов ориентировочно-исследовательской деятельности, несущей в себе функцию контроля за содержанием образа, мысли, возникшего в данный момент в психике человека. Поскольку в каждом действии есть ориентировочный, исполнительский и контрольный компоненты, то, с точки зрения функции, контрольный компонент выполняет внимание. Деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Внимание способно не только оценить, сравнить с образцом, но и улучшить полученный результат, уточнить его. Внимание регулирует интеллектуальную деятельность, оно концентрирует, направляет сознание человека. Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли. Из сказанного следует, что внимание - это заключительный этап усвоения действия контроля.

М.М. Безруких считал, что одной из главных предпосылок при формировании письма является "сформированность организации деятельности" , подразумевающая под собой: способность сконцентрировать внимание и в течение определённого времени работать не отвлекаясь; способность понять и принять (захотеть выполнить) инструкцию. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах формирования письма. Часто появление ошибок при выполнении заданий объясняется недостаточной внимательностью.

М.Ф. Добрынин доработал классификацию видов внимания на основе характера деятельности человека, на основании этой характеристики выделено пассивное, непроизвольное внимание, и активное, произвольное, а также послепроизвольное внимание. Эти виды внимания является и степенями ее развития. Первые два вида непроизвольное и произвольное внимание тесно взаимосвязаны и могут переходить руг в друга. Послепроизвольное – особый вид, когда в целенаправленной деятельности для личности интересными и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ней связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность.

По версии А.Г. Маклакова внимание человека привлекает то, что не безразлично нам. Ключевым звеном при активизации внимания является интерес, он возбуждает в человеке познавательную исследовательскую деятельность.

Существует несколько характеристик внимания. Устойчивость внимания – умение длительно концентрировать внимание на одном объекте, залог завершения дела до конца. Она зависит от возраста, интереса к действию, сложности работы. Физиологической основой устойчивости внимания является сила и постоянство ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.

Концентрация внимания заключается в глубокой сосредоточенности психологической деятельности на определенном объекте или деятельности. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания. От степени концентрации внимания зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Развитие данной характеристики помогает младшим школьникам распознавать буквы сходные по написанию.

Ещё одно свойство-переключение внимания - характеризуется возможностью перенесения внимания с одного действия, объекта, явления на другое. Быстрота и легкость переключения зависит от взаимосвязи последующего действия с предыдущим, интереса к следующему заданию, облегчает переключение завершенность предыдущего действия.

Распределение внимания - возможность охватить вниманием несколько видов деятельности, это возможно лишь когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы.

Негативным свойством с позиции успешного обучения является отвлечение внимания – это непроизвольное его перемещение с одного действия на другое. Активно отвлекают внимание раздражители, действующие внезапно и характеризуется значительной силой, а также те, которые связаны с эмоциями.

Ещё одна отрицательная характеристика внимания - рассеянность, когда ребенок не может сосредоточиться на определенном объекте, действии в течение длительного времени. Неумение длительное время удержать внимание способствует наличию большого количества ошибок.

К свойствам внимания относят его объем, который определяется количеством одновременно четко воспринятых объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается.

Для успешной учебной деятельности необходимым условием является развитие следующих основных характеристик внимания, таких как устойчивость, умения переключать внимание, концентрация, объем.

С.Л. Кабыльницкая под руководством П.Я. Гальперина проводила исследование по влиянию формирования контроля за поиском и исправлением дисграфических ошибок (пропусков и замен букв, слогов и слов письменного текста) у школьников. Результаты подтверждают, что в своей заключительной, идеальной и сокращенной форме контроля за любым произвольным действием не отличается от того, что называется вниманием. Кроме того формирование контроля, а следовательно внимания привело к снижению количества дисграфических ошибок.

Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н. исследуя влияние свойств внимания на успеваемость современных младших школьников пришли к выводу, что большинство из них способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации, устойчивость низкая (10-15 минут), малый объем, слабое распределение, неразвита переключаемость, преобладает непроизвольное внимание. Эти характеристики отрицательно сказываются на успеваемости.

Купник И.В., исследуя влияние свойств внимания на успеваемость, пришла к сходным результатам. Был выявлен высокий коэффициент прямой корреляционной зависимости между значениями концентрации, переключаемости внимания и успеваемостью школьников, между значениями распределения , объема внимания и успеваемостью так же выявлена прямая корреляционная зависимость.

Кирюшина Ю.В. провела на базе Саранской школы было исследование посвященное изучению влияния внимания младших школьников на успеваемость. Выявлено, что ученики с высоким и средним уровнем развития внимания достигают среднего и высокого уровня академической успеваемости .

Борзенкова О. А., Ким Е. П. в своем исследовании отмечают важную роль созданию психолого-педагогических условий при целенаправленном развитии внимания младших школьников, а положительная динамика в развитии свойств внимания в свою очередь способствует улучшению результативности образовательной деятельности.

Литература

  1. Борзенкова О. А., Ким Е. П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников// Хуманитарни Балкански изследвания. Изд-во «Научен хронограф» ЕООД-2019. том3 №3(1)

  2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976

  3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 101 с.

  4. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психологопедагогические технологии в начальной школе: монография. – M.: Издательство Перо, 2015. – 200с

  5. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95528.htm

  6. Кирюшина Ю. В. Изучение влияния внимания младших школьников на их успеваемость// Альманах педагога.-2017 https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19284

  7. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!