Методический доклад на тему:
«Изучение параллельных тональностей
на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Подготовила преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
Кригер Елена Анатольевна
Содержание
1 Введение. Подготовка слуха к осмыслению параллельных тональностей.
Теоретические сведения, необходимые для восприятия
2 Подготовительные упражнения на уроках сольфеджио на пути к изучению
мажора и минора
3 Начало изучения параллельных тональностей в младших классах ДМШ
Введение
1 Изучение параллельных тональностей на уроках сольфеджио начинаются по
новой программе в 4 четверти 1 класса. Конечно, это еще не «изучение», в
полном смысле этого слова, а скорее, ознакомление. Но к этому мы
стараемся подходить бережно и аккуратно. Только на основе совокупности
музыкальных слуховых впечатлений из урока в урок, у учащихся произойдет
осмысление этой темы. Тем более, что она (эта тема) постоянно получает
свое развитие в дальнейшем, становится толчком для изучения таких
сложных тем, как интервалы, кварто- квинтовый круг тональностей,
отклонения и модуляции, энгармонизм, родство тональностей,
диатонические лады народной музыки.
Поэтому с 1 класса, когда учащиеся приступают к освоению музыкальной
грамоты, на каждом уроке необходимо петь песни. Учитывая возраст детей,
сначала легкие варианты по 1 классу «Сольфеджио» разных авторов с
хлопками на сильную долю такта, потом с дирижированием на 2/4 и 3/4. Эти
подготовительные упражнения (котик, зайчик, белка, ежик и т.д.) вводят в
мир музыкальных звуков, учат определять направление мелодии
восходящего, нисходящего движения, повтора звуков, знакомят с чувством
ритма, с простейшей теорией длительностей. Одновременно такие
упражнения интонируются со словами и нотами, что развивает дикцию и
музыкальное мышление. Добавляя «лесенку», можно активизировать
зрительное соотношение музыкальных звуков со слухом, что очень полезно.
Предлагается по очереди учащимся показывать на лесенке направление
мелодии и пропевать словами и нотами несложные песенки. Это начало
профессионального обучения сольфеджио. Но дети хотят петь и знакомые
песни, которые они слушают и слышат не один раз. Это детские мультики,
песни из любимых кинофильмов и даже недетские песни. Постепенно уже в
1 четверти предлагается для воспроизведения достаточно знакомые песни:
1 М. Красев «Падают…листья»
2 Б. Савельев «Зову мышей на бой!»
3 В.Шаинский: «Чебурашка», «Антошка», «Кузнечик», «Чунга-Чанга» и
другие.
В конце 1 четверти учащиеся знакомятся с интервалами: сначала в игровой
форме (на карточках), постепенно добавляя сведения по теории, что помогает
высчитывать расстояние от нижнего до верхнего звука. Эта форма работы
пригодится в дальнейшем при изучении параллельного минорного лада.
Кроме развития памяти, речи, дикции здесь другая цель. Пройдет немного
времени, и на этих знакомых песнях будем стараться определять: смену лада,
тональности, понятие отклонения и модуляции. Сначала на слух, а
впоследствии добавив теорию в виде Д7 с обращениями и вводных
септаккордов.
Уже во 2 четверти учащиеся знакомятся с мажорным ладом- До мажор- это
знакомство основательное. Устой, неустой, разрешение в устой, вводные
ступени, строение мажорного лада, и Т53. Звуки знакомые уже по
несложным песням, и До мажор не вызывает затруднений (кто не пропускает
занятий!). Большинство знакомых песенок в До мажоре дети играют и
интонируют. В 3й четверти круг мажорных тональностей расширяются: Соль
мажор и Фа мажор, Ре мажор. Педагог подчеркивает, что неизменное
строение: 2т.+0.5т.+3т.+0.5т. определяет наличие ключевых знаков.
Одновременно по «лесенке» можно ознакомиться ученикам с понятием
«транспозиции», когда знакомые предельно несложные песенки из 1ч.
соображать и показывать, пропевая нотами в До, Соль, Фа, Ре мажоре.
Определение тональности по последнему звуку также закрепляют знание
теории.
Знакомство с интервалами формирует точные звуковысотные связи между
звуками, активный слух угадывает разницу по полутонам. Учащиеся
отличают м. и б. секунды, м.и б. терции. А это, в свою очередь, станет
основой для дальнейшего восприятия строения минорного лада и его видов,
соотношение Т мажора и t минора на расстоянии м3 (3х полутонов).
Наиболее раскрепощенные учащиеся смело выходят к фортепиано, играют
интервалы, гаммы, песенки, трезвучия. К концу 3 четверти предлагается
познакомить учащихся с параллельными тональностями. Вначале на основе
упражнений по лесенке, это небольшие мелодии.
В этих мелодических упражнениях музыкальных слух у учащихся
становится более активным, развивается музыкальное мышление,
анализируются звуковысотные связи. При определении мелодии разбирается
постепенное, скачкообразное движение, интервальное соотношение звуков
по очереди, записывается на доске и в нотной тетради. Слуховые восприятия
и теория взаимодополняют друг друга. Одновременно учащиеся поют со
словами знакомые многим песни, где на определенных словах определяют
смену лада.
Например:
1 Песня из дет.оперы «Гуси-лебеди»
2 А.Филиппенко. Волк и козлик
3 М.Дунаевский. Непогода
4 Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?»
Это яркие примеры. Где куплет в мажорном ладу, припев в параллельном
миноре. Но есть много примеров, где лад изменяется на короткое время. Мы
помним песни из 1 и 2 четверти, музыкальный слух и память помогает
осмыслить понятие «параллельные тональности».
Ознакомление с ля минором (натурального вида) позволяет наглядно увидеть
много общего с До мажором (запись на доске и в тетради). Интонирование в
терцию одновременно уже знакомит учащихся с 2х голосием (играют и поют
по рядам).
Добавляя дирижирование на 2/4 и 3/4 закрепляем восходящее и нисходящее
мелодическое движение. Делается акцент на м3-
Расстояние между тониками параллельных тональностей.
В 4-й четверти 1 класса закрепляются все пройденные темы. Добавлением
служит ознакомление с г. и м. видом минора, а также тонического трезвучия.
Вот здесь начинается сравнение Т мажора и t параллельного минора:
расстояние устойчивых звуков одинаковых- 2 знакомых терции меняются
местами.
Здесь можно вспомнить знаменитое правило по математике: от перемены
мест слагаемых сумма не меняется. Делается акцент на то, что наши (ваши)
уши слышат все, а голова должна понимать, что слышат ваши уши. Почему
мы сразу узнаем Т53 или t53? Потому что изменился порядок терций. Но 25
неизменна, т.к. сумма тонов и полутонов также неизменна.
М3 + б3 = М53 (3.5т.)
1.5т. +2т.=
б3 +м3 = Б53 (3.5т.)
2т.+1.5т=
Завершая учебный год 1 класса, термин «параллельные тональности» уже
озвучен, подготовительные упражнения и песни на слуху, строение
мажорного лада и натурального вида минорного посчитаны и записаны,
терции узнаваемы как по отдельности, так и в трезвучиях.
Новая программа как ОРП, так и ФГТ предполагает во 2м классе 1
четверти, что ознакомление 1го класса должно перейти в тесное и
постоянное сотрудничество. В рабочих тетрадях (автор Калинина Т.Ф.) за 2
класс выписаны парами параллельные тональности. Учащиеся осваивают
правила об общих ключевых знаках, разных тониках, ладе, расстоянии между
тониками в 3 полутона. Также высчитываем м3 от Тмажора, и м3 от tминора
(на фортепиано и устно). Строение натурального вида минора также
неизменно, как и у параллельного мажора.
Кроме заданий в рабочих тетрадях, мы продолжаем интонировать
мелодии по К.Ф. 1ч. на параллельной тональности. №188 укр.н.п. «Павук » и
др. №172- «Ивушка»
При разборе этих мелодий учащиеся определяют такты, где происходит
смена лада, вводится понятие «отклонения» на короткое время и возврат к
начальной тональности. Понятие «модуляции» также звучит, как окончание
в другой тональности, чаще в параллельной. Все знакомые песни с
отклонением интонируются со словами и дирижированием на 3/4 и 4/4,
чтобы отрабатывать четкие доли пульсации.
Примеры
В.Шаинский. День рождения, Чебурашка, Антошка, Голубой вагон, улыбка.
Б. Савельев. Песни кота Леопольда
Г. Гладков. Песня короля, охранников (d-F-d) (C-a)
На 3/4 песня черепахи Тортилы А.Рыбников, По Дону гуляет, С Днем рождения
На 4/4 Каравай
Изучение тональностей с 2мя диезами и 2мя бемолями при ключе расширяют
музыкальный кругозор и рамки теоретических сведений. Учащимся
предлагается подбор по слуху несложных песен на параллельные
тональности.
В.Шаинский. Кузнечик
Во 2 классе при прохождении темы TSD и tsd в параллельных тональностях,
педагог обращает внимание на 2 общих звука:
До мажор ля минор
До-ми-соль Т t ля-до-ми
Фа-ля-до S s ре-фа-ля
Соль-си-ре D d ми-соль-си
Это только в натуральном виде мажора и минора. При каждой паре
параллельных тональностей на доске и в нотной тетради предлагается
написать эти трезвучия. Продолжаем познавать знания по теории. Слушаем,
поем интервалы в параллельных тональностях натурального вида.
С м. и б. секундами и терциями учащиеся уже как бы «подружились».
Подробно знакомимся с квартами и квинтами. Слуховое восприятие сразу
реагирует на «грязную» кварту на 4 ступени в мажоре, и такую «грязную»
квинту и на 7 ступени. Спели, сыграли, посчитали ступени, название
«тритон» сразу запоминается, добавляется карточка с кактусом.
Педагог предлагает послушать эти же кварты и квинты в параллельном ля
миноре натурального вида. Внимательный цепкий слух у некоторых
учащихся сразу реагирует на грязные «кварты и квинты». При определении
звуков оказывается, что они те же самые, что и в До мажоре. Составляем
таблицу и «узелок на память» об этих тритонах (пока еще без разрешения-
это будет позже). Хорошим дополнением практического применения служат
примеры 2хголосия- К, Ф, 2я часть. Некоторые № мы поем со словами,
определяя отклонение в параллельную тональность. Лишь попозже
интонируем нотами.
№65- М.Блантер «Солнце скрылось за горою»
№81- н.н.п. «Белая черемуха»
Программа 2го класса закрепляет интервалы в параллельных тональностях,
ТSD с обращениями в минорном ладу. Минорный лад изучается подробно с
гармоническим и мелодическим видом. Изучение параллельных тональностей
в 3м классе характеризуется уже 3мя ключевыми знаками. Учащиеся постигают
правило появления последнего # и b- в мажорном и минорном ладу, учатся
считать T и t, количество # и b- это предварительное знакомство с системой
тональностей. Само понятие о квинтовом круге тональностей прозвучит в 4
четверти 3 класса по программе ОРП.
В 1 четверти 3 класса уже знакомые тритоны оформляются с разрешением в
устой. Слушаем, узнаем, считаем, разрешаем, поем, играем на фортепиано
(в натуральном и гармоническом виде мажора и минора). Самая серьезная
для учащихся тема «Мажор гармонического вида», с добавлением
совершенно новых характеристик интервалов. Причем, это 2 пары
взаимообратимых интервалов: ув.5 и ум.7, ув.5 и ум.4.
Учитывая возраст детей и общий уровень развития, в различных группах
возможны варианты. Это игровые моменты, после которых возможны запись
в нотной тетради, интонирование, определение на слух, игра на фортепиано.
Важным моментом является способность услышать гармоническую ступень
в параллельных тональностях как звук неизменной высоты. Учащиеся
знакомятся с явлением «энгармонизм». Первые гармонические
последовательности классического вида начинаем строить во 2 четверти.
Т53 S64 D6 T5
T6 S53 D64 T6
T64 S6 D53 T64
T3 s64 D t53
t6 s53 D64 t53
строим, поем, определяем на слух, играем на фортепиано в пройденных
тональностях. Прекрасным дополнением одноголосие №255 по К.Ф. «Бывайте
здоровы» (h-D-h), и еще №313- А.Новиков «По морям, по океанам» (с-Es-c),
причем предлагается транспозиция в а (а-С-а), более легкий вариант. В разделе
«Переменный лад» №317- р.н.п. «Помню…», №322- р.н.п. «Метелица»,
№320- молд. И.п. «Марица».
По 2-х голосию №80,89- М.Мусоргский, №105- р.н.п. «ходила…» я четверть
3 класса предполагает изучение ум53 и ув53 в мажоре и миноре.
Вспоминая знакомые ум5 (как тритоны), мы заполняем средним звуком и
получаем ум53, разрешаем по правилам и сравниваем ступени в параллельных
тональностях (в натуральном и гармоническом виде)
Считаем, записываем, слушаем. Интонируем по голосам, по рядам
насколько возможно, воспроизводим на фортепиано. Делается вывод: в
натуральном виде единый ум53 в мажоре на 7 ступени, а в миноре на 2
ступени (наоборот). На каких ступенях ум5, на таких же ум53.
При изучении ув53 преподаватель подчеркивает, что ув53 как и
характерные интервалы встречается только в гармоническом виде мажора и
минора. Поэтому вспоминаем из 1 четверти ув5 на примере параллельных
тональностей, разрешаем по правилу:
Минор мажор
Предлагается учащимся дополнить середину, чтобы были терции. Это без
особых затруднений. И получаем:
Минор мажор
В завершении 3-го класса учащиеся знакомятся с квинтовым кругом.
Дается основное понятие по расположению параллельных тональностей.
Предлагается мелодический диктант по теме «параллельные тональности»
и не один. Варианты несложные.
В 4 классе изучение параллельных тональностей включают 4 ключевых
знака. В них учащиеся строят виды минора, мажора натурального и
гармонического вида, пройденные интервалы, трезвучия с обращениями,
D7 дополняет гармонические последовательности с разрешениями.
1) Учащиеся строят от звука и интервалы, характерный интервал, ум53 и
ув53 с разрешениями
2) Усложнение ритма. На 6/8
№394- Глинка «соловушко». d-F-d
№402 – М.Блантер «колыбельная»
№418. Глинка. Жаворонок с-ES-c
№123 по 2х ч р.н.п. «Среди долины ровныя…» f-As-f
Учащиеся продолжают писать диктанты повторного строения.
Все эти вышеназванные темы завершают 4й класс программы ОРП и
предполагают благополучно сдать экзамен по сольфеджио.
Список литературы
1) Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» 1982г.
2) Т.А.Зебряк «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» 2006г.
3) Пилхофер, Дей «Теория музыки для чайников» 2008г.
4) Е.М.Золина «Д\з по сольфеджио 1класс» 2011г.
5) Е.М.Золина «Д\з по сольфеджио 2класс» 2011г.