СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение параллельных тональностей в младших классах ДМШ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Изучение параллельных тональностей в младших классах ДМШ"»


Методический доклад на тему:

«Изучение параллельных тональностей

на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»



Подготовила преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин

Кригер Елена Анатольевна



Содержание


1 Введение. Подготовка слуха к осмыслению параллельных тональностей.

Теоретические сведения, необходимые для восприятия

2 Подготовительные упражнения на уроках сольфеджио на пути к изучению

мажора и минора

3 Начало изучения параллельных тональностей в младших классах ДМШ


Введение

1 Изучение параллельных тональностей на уроках сольфеджио начинаются по

новой программе в 4 четверти 1 класса. Конечно, это еще не «изучение», в

полном смысле этого слова, а скорее, ознакомление. Но к этому мы

стараемся подходить бережно и аккуратно. Только на основе совокупности

музыкальных слуховых впечатлений из урока в урок, у учащихся произойдет

осмысление этой темы. Тем более, что она (эта тема) постоянно получает

свое развитие в дальнейшем, становится толчком для изучения таких

сложных тем, как интервалы, кварто- квинтовый круг тональностей,

отклонения и модуляции, энгармонизм, родство тональностей,

диатонические лады народной музыки.

Поэтому с 1 класса, когда учащиеся приступают к освоению музыкальной

грамоты, на каждом уроке необходимо петь песни. Учитывая возраст детей,

сначала легкие варианты по 1 классу «Сольфеджио» разных авторов с

хлопками на сильную долю такта, потом с дирижированием на 2/4 и 3/4. Эти

подготовительные упражнения (котик, зайчик, белка, ежик и т.д.) вводят в

мир музыкальных звуков, учат определять направление мелодии

восходящего, нисходящего движения, повтора звуков, знакомят с чувством

ритма, с простейшей теорией длительностей. Одновременно такие

упражнения интонируются со словами и нотами, что развивает дикцию и

музыкальное мышление. Добавляя «лесенку», можно активизировать

зрительное соотношение музыкальных звуков со слухом, что очень полезно.

Предлагается по очереди учащимся показывать на лесенке направление

мелодии и пропевать словами и нотами несложные песенки. Это начало

профессионального обучения сольфеджио. Но дети хотят петь и знакомые

песни, которые они слушают и слышат не один раз. Это детские мультики,

песни из любимых кинофильмов и даже недетские песни. Постепенно уже в

1 четверти предлагается для воспроизведения достаточно знакомые песни:

1 М. Красев «Падают…листья»

2 Б. Савельев «Зову мышей на бой!»

3 В.Шаинский: «Чебурашка», «Антошка», «Кузнечик», «Чунга-Чанга» и

другие.

В конце 1 четверти учащиеся знакомятся с интервалами: сначала в игровой

форме (на карточках), постепенно добавляя сведения по теории, что помогает

высчитывать расстояние от нижнего до верхнего звука. Эта форма работы

пригодится в дальнейшем при изучении параллельного минорного лада.

Кроме развития памяти, речи, дикции здесь другая цель. Пройдет немного

времени, и на этих знакомых песнях будем стараться определять: смену лада,

тональности, понятие отклонения и модуляции. Сначала на слух, а

впоследствии добавив теорию в виде Д7 с обращениями и вводных

септаккордов.

Уже во 2 четверти учащиеся знакомятся с мажорным ладом- До мажор- это

знакомство основательное. Устой, неустой, разрешение в устой, вводные

ступени, строение мажорного лада, и Т53. Звуки знакомые уже по

несложным песням, и До мажор не вызывает затруднений (кто не пропускает

занятий!). Большинство знакомых песенок в До мажоре дети играют и

интонируют. В 3й четверти круг мажорных тональностей расширяются: Соль

мажор и Фа мажор, Ре мажор. Педагог подчеркивает, что неизменное

строение: 2т.+0.5т.+3т.+0.5т. определяет наличие ключевых знаков.

Одновременно по «лесенке» можно ознакомиться ученикам с понятием

«транспозиции», когда знакомые предельно несложные песенки из 1ч.

соображать и показывать, пропевая нотами в До, Соль, Фа, Ре мажоре.

Определение тональности по последнему звуку также закрепляют знание

теории.

Знакомство с интервалами формирует точные звуковысотные связи между

звуками, активный слух угадывает разницу по полутонам. Учащиеся

отличают м. и б. секунды, м.и б. терции. А это, в свою очередь, станет

основой для дальнейшего восприятия строения минорного лада и его видов,

соотношение Т мажора и t минора на расстоянии м3 (3х полутонов).

Наиболее раскрепощенные учащиеся смело выходят к фортепиано, играют

интервалы, гаммы, песенки, трезвучия. К концу 3 четверти предлагается

познакомить учащихся с параллельными тональностями. Вначале на основе

упражнений по лесенке, это небольшие мелодии.

В этих мелодических упражнениях музыкальных слух у учащихся

становится более активным, развивается музыкальное мышление,

анализируются звуковысотные связи. При определении мелодии разбирается

постепенное, скачкообразное движение, интервальное соотношение звуков

по очереди, записывается на доске и в нотной тетради. Слуховые восприятия

и теория взаимодополняют друг друга. Одновременно учащиеся поют со

словами знакомые многим песни, где на определенных словах определяют

смену лада.

Например:

1 Песня из дет.оперы «Гуси-лебеди»

2 А.Филиппенко. Волк и козлик

3 М.Дунаевский. Непогода

4 Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?»

Это яркие примеры. Где куплет в мажорном ладу, припев в параллельном

миноре. Но есть много примеров, где лад изменяется на короткое время. Мы

помним песни из 1 и 2 четверти, музыкальный слух и память помогает

осмыслить понятие «параллельные тональности».

Ознакомление с ля минором (натурального вида) позволяет наглядно увидеть

много общего с До мажором (запись на доске и в тетради). Интонирование в

терцию одновременно уже знакомит учащихся с 2х голосием (играют и поют

по рядам).

Добавляя дирижирование на 2/4 и 3/4 закрепляем восходящее и нисходящее

мелодическое движение. Делается акцент на м3-

Расстояние между тониками параллельных тональностей.

В 4-й четверти 1 класса закрепляются все пройденные темы. Добавлением

служит ознакомление с г. и м. видом минора, а также тонического трезвучия.

Вот здесь начинается сравнение Т мажора и t параллельного минора:

расстояние устойчивых звуков одинаковых- 2 знакомых терции меняются

местами.

Здесь можно вспомнить знаменитое правило по математике: от перемены

мест слагаемых сумма не меняется. Делается акцент на то, что наши (ваши)

уши слышат все, а голова должна понимать, что слышат ваши уши. Почему

мы сразу узнаем Т53 или t53? Потому что изменился порядок терций. Но 25

неизменна, т.к. сумма тонов и полутонов также неизменна.

М3 + б3 = М53 (3.5т.)

1.5т. +2т.=

б3 +м3 = Б53 (3.5т.)

2т.+1.5т=

Завершая учебный год 1 класса, термин «параллельные тональности» уже

озвучен, подготовительные упражнения и песни на слуху, строение

мажорного лада и натурального вида минорного посчитаны и записаны,

терции узнаваемы как по отдельности, так и в трезвучиях.

Новая программа как ОРП, так и ФГТ предполагает во 2м классе 1

четверти, что ознакомление 1го класса должно перейти в тесное и

постоянное сотрудничество. В рабочих тетрадях (автор Калинина Т.Ф.) за 2

класс выписаны парами параллельные тональности. Учащиеся осваивают

правила об общих ключевых знаках, разных тониках, ладе, расстоянии между

тониками в 3 полутона. Также высчитываем м3 от Тмажора, и м3 от tминора

(на фортепиано и устно). Строение натурального вида минора также

неизменно, как и у параллельного мажора.

Кроме заданий в рабочих тетрадях, мы продолжаем интонировать

мелодии по К.Ф. 1ч. на параллельной тональности. №188 укр.н.п. «Павук » и

др. №172- «Ивушка»

При разборе этих мелодий учащиеся определяют такты, где происходит

смена лада, вводится понятие «отклонения» на короткое время и возврат к

начальной тональности. Понятие «модуляции» также звучит, как окончание

в другой тональности, чаще в параллельной. Все знакомые песни с

отклонением интонируются со словами и дирижированием на 3/4 и 4/4,

чтобы отрабатывать четкие доли пульсации.

Примеры

В.Шаинский. День рождения, Чебурашка, Антошка, Голубой вагон, улыбка.

Б. Савельев. Песни кота Леопольда

Г. Гладков. Песня короля, охранников (d-F-d) (C-a)

На 3/4 песня черепахи Тортилы А.Рыбников, По Дону гуляет, С Днем рождения

На 4/4 Каравай

Изучение тональностей с 2мя диезами и 2мя бемолями при ключе расширяют

музыкальный кругозор и рамки теоретических сведений. Учащимся

предлагается подбор по слуху несложных песен на параллельные

тональности.

В.Шаинский. Кузнечик

Во 2 классе при прохождении темы TSD и tsd в параллельных тональностях,

педагог обращает внимание на 2 общих звука:

До мажор ля минор

До-ми-соль Т t ля-до-ми

Фа-ля-до S s ре-фа-ля

Соль-си-ре D d ми-соль-си

Это только в натуральном виде мажора и минора. При каждой паре

параллельных тональностей на доске и в нотной тетради предлагается

написать эти трезвучия. Продолжаем познавать знания по теории. Слушаем,

поем интервалы в параллельных тональностях натурального вида.

С м. и б. секундами и терциями учащиеся уже как бы «подружились».

Подробно знакомимся с квартами и квинтами. Слуховое восприятие сразу

реагирует на «грязную» кварту на 4 ступени в мажоре, и такую «грязную»

квинту и на 7 ступени. Спели, сыграли, посчитали ступени, название

«тритон» сразу запоминается, добавляется карточка с кактусом.

Педагог предлагает послушать эти же кварты и квинты в параллельном ля

миноре натурального вида. Внимательный цепкий слух у некоторых

учащихся сразу реагирует на грязные «кварты и квинты». При определении

звуков оказывается, что они те же самые, что и в До мажоре. Составляем

таблицу и «узелок на память» об этих тритонах (пока еще без разрешения-

это будет позже). Хорошим дополнением практического применения служат

примеры 2хголосия- К, Ф, 2я часть. Некоторые № мы поем со словами,

определяя отклонение в параллельную тональность. Лишь попозже

интонируем нотами.

№65- М.Блантер «Солнце скрылось за горою»

№81- н.н.п. «Белая черемуха»

Программа 2го класса закрепляет интервалы в параллельных тональностях,

ТSD с обращениями в минорном ладу. Минорный лад изучается подробно с

гармоническим и мелодическим видом. Изучение параллельных тональностей

в 3м классе характеризуется уже 3мя ключевыми знаками. Учащиеся постигают

правило появления последнего # и b- в мажорном и минорном ладу, учатся

считать T и t, количество # и b- это предварительное знакомство с системой

тональностей. Само понятие о квинтовом круге тональностей прозвучит в 4

четверти 3 класса по программе ОРП.

В 1 четверти 3 класса уже знакомые тритоны оформляются с разрешением в

устой. Слушаем, узнаем, считаем, разрешаем, поем, играем на фортепиано

(в натуральном и гармоническом виде мажора и минора). Самая серьезная

для учащихся тема «Мажор гармонического вида», с добавлением

совершенно новых характеристик интервалов. Причем, это 2 пары

взаимообратимых интервалов: ув.5 и ум.7, ув.5 и ум.4.

Учитывая возраст детей и общий уровень развития, в различных группах

возможны варианты. Это игровые моменты, после которых возможны запись

в нотной тетради, интонирование, определение на слух, игра на фортепиано.

Важным моментом является способность услышать гармоническую ступень

в параллельных тональностях как звук неизменной высоты. Учащиеся

знакомятся с явлением «энгармонизм». Первые гармонические

последовательности классического вида начинаем строить во 2 четверти.

Т53 S64 D6 T5

T6 S53 D64 T6

T64 S6 D53 T64

T3 s64 D t53

t6 s53 D64 t53

строим, поем, определяем на слух, играем на фортепиано в пройденных

тональностях. Прекрасным дополнением одноголосие №255 по К.Ф. «Бывайте

здоровы» (h-D-h), и еще №313- А.Новиков «По морям, по океанам» (с-Es-c),

причем предлагается транспозиция в а (а-С-а), более легкий вариант. В разделе

«Переменный лад» №317- р.н.п. «Помню…», №322- р.н.п. «Метелица»,

№320- молд. И.п. «Марица».

По 2-х голосию №80,89- М.Мусоргский, №105- р.н.п. «ходила…» я четверть

3 класса предполагает изучение ум53 и ув53 в мажоре и миноре.

Вспоминая знакомые ум5 (как тритоны), мы заполняем средним звуком и

получаем ум53, разрешаем по правилам и сравниваем ступени в параллельных

тональностях (в натуральном и гармоническом виде)

Считаем, записываем, слушаем. Интонируем по голосам, по рядам

насколько возможно, воспроизводим на фортепиано. Делается вывод: в

натуральном виде единый ум53 в мажоре на 7 ступени, а в миноре на 2

ступени (наоборот). На каких ступенях ум5, на таких же ум53.

При изучении ув53 преподаватель подчеркивает, что ув53 как и

характерные интервалы встречается только в гармоническом виде мажора и

минора. Поэтому вспоминаем из 1 четверти ув5 на примере параллельных

тональностей, разрешаем по правилу:

Минор мажор

Предлагается учащимся дополнить середину, чтобы были терции. Это без

особых затруднений. И получаем:

Минор мажор

В завершении 3-го класса учащиеся знакомятся с квинтовым кругом.

Дается основное понятие по расположению параллельных тональностей.

Предлагается мелодический диктант по теме «параллельные тональности»

и не один. Варианты несложные.

В 4 классе изучение параллельных тональностей включают 4 ключевых

знака. В них учащиеся строят виды минора, мажора натурального и

гармонического вида, пройденные интервалы, трезвучия с обращениями,

D7 дополняет гармонические последовательности с разрешениями.

1) Учащиеся строят от звука и интервалы, характерный интервал, ум53 и

ув53 с разрешениями

2) Усложнение ритма. На 6/8

№394- Глинка «соловушко». d-F-d

№402 – М.Блантер «колыбельная»

№418. Глинка. Жаворонок с-ES-c

№123 по 2х ч р.н.п. «Среди долины ровныя…» f-As-f

Учащиеся продолжают писать диктанты повторного строения.

Все эти вышеназванные темы завершают 4й класс программы ОРП и

предполагают благополучно сдать экзамен по сольфеджио.


Список литературы


1) Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» 1982г.

2) Т.А.Зебряк «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» 2006г.

3) Пилхофер, Дей «Теория музыки для чайников» 2008г.

4) Е.М.Золина «Д\з по сольфеджио 1класс» 2011г.

5) Е.М.Золина «Д\з по сольфеджио 2класс» 2011г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!