1. Организационный момент.
Уч.: Здравствуйте дети. Сегодня у нас с вами необычный урок, мы попадем в мир сказок и театра.
2. Новая тема. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Уч.: Ребята, какие сказки вы знаете? ( Дети перечисляют сказки)
Уч.:Какая ваша любимая сказка?(ответы детей)
Уч.: Кто-нибудь помнит про сказку “Волк и семеро козлят”?
Уч.: А теперь посмотрите на портрет этого человека. Его имя- Мариан Коваль. Этот человек известный белорусский композитор, которому однажды очень понравилась одна русская сказка. По мотивам сказки “Волк и семеро козлят” он написал детскую оперу.
Уч.:Ребята, а что же такое опера ? Как вы думаете?(опера-это музыкальный спектакль, где действующие лица поют)
Уч.:Молодцы. А что же такое детская опера? Чем она отличается от обычной?(в ней поют дети).
3. Актуализация знаний.
Уч.: А как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? ( Ответы детей. «Волк и 7 козлят»).
Уч.:Давайте прослушаем с вами фрагмент из этой оперы.(прослушивание фрагмента)
Уч: Ребята, а как вы думаете, кто задействован в опере? (Певцы (солисты и хор), симфонический оркестр, танцоры).
Уч: Правильно, молодцы!
5. Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности.
Уч.:А теперь посмотрим на видеофрагмент.(включается видеофрагмент)
Уч.: Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
(Видеофрагмент из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»)
Уч.: Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». (Ответы детей. Мама Коза, козлята и Волк).
Уч.: Правильно. Так как жанр спектакля опера, все герои будут петь. Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией – темой. Так, у каждого из козлят есть своя тема, которая рисует его музыкальный портрет. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.
Прослушивание Колыбельной мамы Козы.
Уч.: Скажите, какую песню поет коза? Что она вам напоминает?
( Ответы детей. Колыбельную. Ласковый, нежный характер музыки )
Уч.: Мама - Коза исполняла песню соло, то есть одна. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной? (Ответы детей. Она добрая, нежная, любит своих козлят).
Уч.: Кто услышал имена козлят? (Ответы детей. Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.)
Уч.: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).
Уч.: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Прослушивание темы Малыша и Воинственного марша.
У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:
Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.
После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют.
Уч.: Что вы можете сказать об этой теме? Какая она? На что похожа? (Ответы детей. Четкая, ритмичная. Напоминает марш).
Уч.: Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Воинственный марш? ( Ответы детей. Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).
Уч.: Мальчики, встаньте около парт. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки и побудьте командирами. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Помаршируйте под марш
Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Воинственного марша.
Уч. : Молодцы!
6. Организация вокально-хоровой работы.
Уч.: Теперь давайте познакомимся с остальными козлятами.
Тема Всезнайки.
Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:
А я знаю за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:
Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
Уч.: Как вы думаете, ребята, эта тема принадлежит какому герою? (Бодайки, Топтушки, Всезнайки). (Если будут затруднения с определением темы, напеть ещё раз с ударением на слово «знаю»).
Уч.: Правильно - это тема Всезнайки. А почему вы так решили? (Ответы детей. Потому, что он самый умный, все знает).
Тема Топтушки.
Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?
Уч.: А сейчас, как вы думаете, как зовут этого козлёнка? Тема Топтушки. ( Ответы детей. Это Топтушка . Она скачет на венике, зовёт Мазилку её догнать).
Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:
Уч.: Споём эту тему. (обратить внимание на ритмический рисунок, изображающий прыжок).
Тема Бодайки
Уч.: Чья тема прозвучит сейчас? Тема Бодайки. (Ответы детей. Эта тема Бодайки. Он упрямый, драчливый, забияка).
"Забодаю, забодаю!"
Уч.: Споем с вами вместе эту тему. (Обратить внимание при разучивании на октавные скачки, отрабатываем синкопированный ритмический рисунок)
Тема Болтушки. – послушаем
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
Уч.: Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей. Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором).
Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
Уч.: Ребята, какой характер у этого хора? (Ответы детей. Хор жизнерадостный).
Уч.: По жанру это…(песня). А нет ли здесь черт других жанров?
(Обращаем внимание на сочетание в этом фрагменте песни, танцы, марша).
Уч.: Ребята, давайте мы разучим эту песню, но сначала выберем детей, которые исполнят роли козлят. Все остальные - это хор. (Выбрать детей).
Уч.: Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.
Разучивание песни по фразам.
Уч.: Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.
7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока
Уч.: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей. В детском музыкальном театре).
Уч.: Что нового и интересного вы там узнали? Что понравилось больше всего?
Уч.: Давайте вспомним, как называются хор, который мы сегодня выучили? (Ответы детей. «Заключительный хор козлят»).
Уч.: А как называется представление, на котором мы сегодня побывали? (Ответы детей. Опера-сказка).
Уч.: А как называется опера? (Ответы детей. «Волк и 7 козлят»).
Уч.: А кто её написал? (Ответы детей. Мариан Коваль).
Уч.: Понравилась вам опера? (Ответы детей).
8. Домашнее задание. Нарисовать одного из козлят, показывая его характер.