СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

Уч.: Скажите,  какую песню поет коза? Что она вам напоминает?

( Ответы детей. Колыбельную. Ласковый, нежный характер музыки )

Уч.: Мама - Коза исполняла песню соло, то есть одна. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной?  (Ответы детей. Она добрая, нежная, любит своих козлят).

Уч.: Кто услышал имена козлят? (Ответы детей. Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.)

Уч.: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?  (О характере козлят).

Уч.: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Просмотр содержимого документа
«Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности.»

1. Организационный момент.

Уч.: Здравствуйте дети. Сегодня у нас с вами необычный урок, мы попадем в мир сказок и театра.

2. Новая тема. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Уч.: Ребята, какие сказки вы знаете? ( Дети перечисляют сказки)

Уч.:Какая ваша любимая сказка?(ответы детей)

Уч.: Кто-нибудь помнит про сказку “Волк и семеро козлят”?

Уч.: А теперь посмотрите на портрет этого человека. Его имя- Мариан Коваль. Этот человек известный белорусский композитор, которому однажды очень понравилась одна русская сказка. По мотивам сказки “Волк и семеро козлят” он написал детскую оперу.

Уч.:Ребята, а что же такое опера ? Как вы думаете?(опера-это музыкальный спектакль, где действующие лица поют)

Уч.:Молодцы. А что же такое детская опера? Чем она отличается от обычной?(в ней поют дети).

3. Актуализация знаний.

Уч.: А как называется произведение,  с которым мы сегодня познакомимся? ( Ответы детей. «Волк и 7 козлят»). 

Уч.:Давайте прослушаем с вами фрагмент из этой оперы.(прослушивание фрагмента)

Уч: Ребята, а как вы думаете, кто задействован в опере? (Певцы (солисты и хор), симфонический оркестр, танцоры).

Уч: Правильно, молодцы!

5.  Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности.

Уч.:А теперь посмотрим на видеофрагмент.(включается видеофрагмент)

Уч.: Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
(Видеофрагмент из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»)

Уч.: Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».  (Ответы детей. Мама Коза, козлята и Волк). 

Уч.: Правильно. Так как жанр спектакля опера, все герои будут петь.  Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией – темой. Так, у каждого из козлят есть своя тема, которая рисует его музыкальный портрет. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

Уч.: Скажите, какую песню поет коза? Что она вам напоминает?

( Ответы детей. Колыбельную. Ласковый, нежный характер музыки )

Уч.: Мама - Коза исполняла песню соло, то есть одна. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной? (Ответы детей. Она добрая, нежная, любит своих козлят).

Уч.: Кто услышал имена козлят? (Ответы детей. Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.)

Уч.: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Уч.: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Воинственного марша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,

Командиром стал я

По команде сдвойте ряд

Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют.

Уч.: Что вы можете сказать об этой теме? Какая она? На что похожа? (Ответы детей. Четкая, ритмичная. Напоминает марш).

Уч.: Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Воинственный марш? ( Ответы детей. Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Уч.: Мальчики, встаньте около парт. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки и побудьте командирами. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Помаршируйте под марш

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Воинственного марша.

Уч. : Молодцы!

6. Организация вокально-хоровой работы.

Уч.: Теперь давайте познакомимся с остальными козлятами.

Тема Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

Уч.: Как вы думаете, ребята, эта тема принадлежит какому герою? (Бодайки, Топтушки, Всезнайки). (Если будут затруднения с определением темы, напеть ещё раз с ударением на слово «знаю»).

Уч.: Правильно - это тема Всезнайки. А почему вы так решили? (Ответы детей. Потому, что он самый умный, все знает).

Тема Топтушки.

Я на венике верхом

Объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед,

Ну, догонишь или нет?

Уч.: А сейчас, как вы думаете, как зовут этого козлёнка? Тема Топтушки. ( Ответы детей. Это Топтушка . Она скачет на венике, зовёт Мазилку её догнать).

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Уч.: Споём эту тему. (обратить внимание на ритмический рисунок, изображающий прыжок).

Тема Бодайки

Уч.: Чья тема прозвучит сейчас? Тема Бодайки. (Ответы детей. Эта тема Бодайки. Он упрямый, драчливый, забияка).

"Забодаю, забодаю!"

Уч.: Споем с вами вместе эту тему. (Обратить внимание при разучивании на октавные скачки, отрабатываем синкопированный ритмический рисунок)

Тема Болтушки. – послушаем

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

Уч.: Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей. Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором).

Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

Уч.: Ребята, какой характер у этого хора? (Ответы детей. Хор жизнерадостный).

Уч.: По жанру это…(песня). А нет ли здесь черт других жанров?

(Обращаем внимание на сочетание в этом фрагменте песни, танцы, марша).

Уч.: Ребята, давайте мы разучим эту песню, но сначала выберем детей, которые исполнят роли козлят. Все остальные - это хор. (Выбрать детей).

Уч.: Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.

Разучивание песни по фразам.

Уч.: Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Уч.: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей. В детском музыкальном театре).

Уч.: Что нового и интересного вы там узнали? Что понравилось больше всего?

Уч.: Давайте вспомним, как называются хор, который мы сегодня выучили? (Ответы детей. «Заключительный хор козлят»).

Уч.: А как называется представление, на котором мы сегодня побывали? (Ответы детей. Опера-сказка).

Уч.: А как называется опера? (Ответы детей. «Волк и 7 козлят»).

Уч.: А кто её написал? (Ответы детей. Мариан Коваль).

Уч.: Понравилась вам опера? (Ответы детей).

8. Домашнее задание.  Нарисовать одного из козлят, показывая его характер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!