СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение моей родословной

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение своей родословной

Просмотр содержимого документа
«Изучение моей родословной»

Конференция «Демидовские краеведческие чтения»

МБОУ Воротынская средняя школа









Тема исследовательской работы:

«ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ МОЕЙ СЕМЬИ»







Автор: Бадина Виктория,

ученица 7 «а» класса

,

Руководитель: С.А. Старова,

учитель истории









р.п. Воротынец

2024 г.

Содержание


Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Сомовская церковь………………………………………………...5

Глава 2. Мои родственники - настоятели Николькой церкви в с. Сомовка .7

2.1 Терновский Н.И. – основатель церкви в с. Сомовка……………………8

2.2 Дети Н.И. Терновского – последователи его дела……………………...9

2.3 Захоронения церковнослужителей и встреча потомков Терновских...12

Глава 3. Мои родные –потомки священнослужителей……………………..13

Глава 4. Генеалогическое древо моей семьи………………………………...18

Глава 5. Поиски родных………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………23

Список использованной литературы и источников………………………...24

Приложения…………………………………………………………………...25

















Введение

В настоящее время проблема изучения своей семьи стала особенно важной. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Порой, изучая историю в школе, у многих возникает ощущение, будто речь идёт о чём-то далёком и чужом, а хочется увидеть в ней и судьбы своих предков.

Изучение истории рода, составление генеалогического древа стало популярно в наши дни. Кто-то, поняв всю трудность этого дела, бросает его на полпути, а кто-то продолжает упорствовать, снова и снова ищет и, главное, находит. Иногда тоненькая ниточка семейных связей превращается в раскидистую сеть, появляются новые звенья, распавшейся в лихолетье ХХ века прочной родовой цепи.

Размышляя над этим, я задавала себе вопрос: «Что я знаю о своей семье?»

Когда я начала интересоваться историей своей семьи, то узнала, что мои корни тянутся к роду священников Терновских, проживающих на территории Лысковского уезда. В 2012 году в селе Сомовка произошла встреча потомков этого рода. Они приехали из Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Дзержинска, Энгельса Саратовской области и Лыскова, Сомовки и Елвашки. Большая часть впервые увидели друг друга, узнали много неизвестного об истории своих предков. Инициатором этой встречи стал заслуженный учитель России В.П. Муромцев – правнук А.Н. Терновского.

Итак, тема работы: "Изучение истории моей семьи"

Цель: исследование моей родословной

Задачи:

  • собрать сведения о жизни предков через общение с живыми свидетелями истории;

  • познакомиться с сохранившимися вещественными источниками;

  • изучить интернет-источники по истории рода Терновских;

  • изучить и проанализировать историю моей семьи, её связи с историей страны ХХ в.;

  • оформить полученные данные о семье в фотографиях и архивных записях;

  • составить генеалогическое древо

Гипотеза: моими предками являются известные священнослужители нашего края.

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Объект исследования: история семьи и ее связь с историей нашего района.

Предмет исследования: моя родословная

Практическая значимость: Работа может быть востребована в школьный музей, её можно использовать во внеклассной работе.

Методы проведения исследования: опрос, анализ фотографий и документов семейного архива, интернет-источников, материалов, собранных раннее

Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, в котором показана актуальность темы, определены цель и задачи исследования, предмет и объект исследования; основной части раскрывающей содержание работы; заключения, в котором подводятся итоги и сделаны выводы и приложений










Глава 1. Сомовская церковь

Сомовка– одно из красивейших сел Воротынского района – расположилась на высоком волжском берегу. Большинство жителей здесь были старообрядцами, принявшими единоверие.

Первое упоминание деревни Сомовка относится в 1677-1678 годам. А на карте 1784 году видим уже не деревню, а село Сомовка с храмом. Ещё через 100 лет в 1884 году на том же месте была построена новая однопрестольная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

В «Календаре на 1888 год», выпущенном Нижегородским епархиальным управлением имеются сведения о старообрядческих единоверческих церквах.
На территории Васильского уезда их было две – в Ахпаевке и Сомовке.
"По клировой ведомости 1916 года: Церковь деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1884 году, однопрестольная.

  • Прихожан 183 мужчины и 211 женщин.

  • Имеется церковно-приходская школа, в которой обучалось 35 мальчиков.

  • Церковь имела 2 десятины земли".

  • Дом деревянный, сарай с баней, амбар и 2-я баня

Деревянная «красавица», как величали её жители села, была стилизована под белокаменное сооружение. Пятиглавой основной объём и шатровая колокольня соединялись трапезой. Резные наличники над окнами, килевидные накладные закомары под куполом, кокошники под шатром колокольни – всё это придавало нарядность и праздничность сооружению.

Здесь молились, крестились, венчались, исповедовались, причащались. Одна старушка рассказывала, как батюшка на исповеди спрашивал: не слизывали ли с молока пенки, не обманывали родителей.

Церковь окружала красивая кованная ограда с воротами из кирпича. В ограде росли огромные деревья: рябины, липы, клёны.

Королев Валерий Александрович (секретарь парторганизации колхоза «Волжанин», председатель колхоза «Новый путь», 1937 года рождения, вспоминал: "А когда церковь была и Сомовка еще красивее была. Очень красиво и далеко церковь смотрелась с Волги. Видно ее было от с.Бармино, с.Каменки, с.Разнежья, с.Михайловского и от западного конца с.Фокино. Правда деревянная, но красивая церковь. Покрашена белой краской. Ограда была на кирпичном основании, высотой 50-70 см., кирпичные столбы через 4 м, а между столбами кованая, металлическая, искусно сделанная решетка. Ниже к Волге - поповский дом, большой пятистенок с верандой на Волгу. Я помню маленьким, да нет, уже подростками, лазили мы на верх, на колокольню и там на балке под колоколом было написано «1887 год». (Кстати, эта цифра написана была на обшивке кирпичного дома Антошиных, от нас через дом, т.е. они были ровесниками: дом и церковь). Колокола с нее поснимали в 20-х годах, а саму, дураки разломали в 1959 году, я в армии был в это время. Кстати, когда копали фундамент под школу очень много попадалось костей и черепов человеческих, но беспорядочно. Очень может быть, что церковь поставлена на каком-то захоронении. Церковь была Никольская. Престол был в Сомовке в зимнюю «Николу» - 19 декабря. А что такое «престол»? Престольный праздник села (престол)– это день освящения церкви. Дело в том, что церкви раньше строили миром. Т.е. сход граждан принимал решение строить церковь, и все буквально все облагались какой-то повинностью. Кто чем мог! Кто тяглом, кто материалом, кто деньгами и пр. – и приступали к строительству. Строили иногда долго и если селение небольшое, то и труда и денег много надо. И вот по мере готовности в селение приезжал какой-то высокопоставленный церковный чин, освящал церковь и правил первую службу. Это событие всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. И сей день считался впредь престольным праздником села, а селение в дальнейшем именовалось «селом». Запомните: если в селении церковь – село, если нет – деревня, поселок или еще как, но не село! Сейчас «престолы» забываться стали, но наши родители их четко справляли, да и мы тоже!"

С 1884 по 1932 годы священнослужителями в сомовской церкви были Терновские – Николай Иванович (1843 -1904 гг.) и Александр Николаевич (1865 – 1940 гг.).

С 1934 по 1944 годы настоятелем в Никольской церкви служил иерей Павел Петрович Лебедев. В 1937 году он был осужден как враг народа и отбывал срок на лесозаготовках.

После того как закрыли церковь, молиться стали по домам. Активисты ходили по деревне и смотрели, у кого горит свет по вечерам. Обсуждалось поведение учителя Ефима Михайловича Дмитриева, поскольку у него по вечерам горел свет, то решили, что он молится, а на собраниях выступает активным атеистом. И всё – таки трезвые головы отстояли Ефима Михайловича, его учить детей.

В 1960- е годы в селе решили строить новую школу. Долго выбирали для неё место. Именно тогда и приняли решение сломать церковь. Оставшуюся в храме утварь загрузили и отвезли на машине в Лысково, а часть люди унесли по домам, в том числе и иконы.

Когда ломали церковь над селом стоял плач и крик. Толпа была огромная, приехали на лошадях из соседних сёл. Люди никак не могли поверить, что святыню можно сломать и наказания за это не будет.















Глава 2. Мои родственники - настоятели

Никольской церкви в с. Сомовка

2.1 Терновский Н.И. – основатель церкви в с. Сомовка

Терновские: фамилия эта искусственная, семинарская и имеет целью напоминать пастве о терновом венце Спасителя.

Терновский Николай Иванович (мой прапрапрапрадед) родился в 1843 году в Нижнем Новгороде в семье священника Иоанна, умер 13 марта 1904 года в с. Сомовка, будучи два года заштатным. Похоронен в церковной ограде. В 1862 году (17 лет) окончил курс учения в Арзамасском духовном училище и был определен псаломщиком Покровской единоверческой церкви села Селитьбы Горбатовского уезда, в 1863 году посвящен в стихари Преосвященнейшим Нектарием. Рукоположен в 1864 году дьяконом Владимирской единоверческой церкви села Ахпаевки Васильского уезда. Рукоположен Преосвященнейшим Макарием священником той же церкви в качестве помощника Настоятеля, с проживанием в приходской церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая деревни Сомовка, где, с открытием церкви в 1884 году, состоял священником. Состоял членом комитетов по постройке церкви и школы в селе Сомовка в 1887 и 1901 годах, был заведующим Белогорской школой грамоты - с 1887-1893 годы (41-47 лет). Был заведующим и законоучителем Сомовской церковно-приходской школы с 1885 года по 1902 год. С 24.09.1902 г. по 13.03.1904 г. был заштатным. Был награжден: набедренником, за ревностное служение объявлена ему Высочайшая благодарность за выражение религиозно- патриотических чувств -1890 год; серебряной медалью в память титулования Императора Александра Ш.

Именно при о. Николае был освящен новый храм. Долгие годы он был заведующим и законоучителем сомовской церковно-приходской школы.

Его жена Терновская Ираида Владимировна (1846 – 28.09.1915), похоронена в церковной ограде села Сомовка. Она была дочерью дьякона церкви Святителя Николая Чудотворца Владимира Никоноровича Световидова и Евдокии Никитишны из деревни Белки Княгининского уезда (№ 570, 558 за 1852 год клировая ведомость: о причте церкви Святителя Николая Чудотворца Княгининского уезда села Белки за 1852 год).

2.2 Дети Н.И. Терновского – последователи его дела

По стопам отца пошли сыновья Александр, Константин и Владимир. Дочь Анна вышла за муж за священника Василия Александровича Введенского, а Ольга (моя прапрапрабабушка) за священника Александра Федоровича Листова, настоятеля храма в с. Елвашка.

Терновский Александр Николаевич потомственный почетный гражданин, родился в 1865 году в с. Ахпаевка Васильского уезда Нижегородской губернии, священник церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая села Сомовка. Александр Николаевич окончил 28 июля 1897 году министерское училище.

Александр служил вместе с отцом в храме сначала псаломщиком (с 19 лет), затем дьяконом( в 23 года), а 1902 по 1932 годы – священником, всего 48 лет на одном месте. Он учительствовал в церковно-приходской школе, имел должности члена заместителя Благочинического Совета с 04.09.1911 г. по 22.01.1915 г., члена Совета, окружного противораскольнического миссионера, библиотекаря и казночея Васильского Братства святого Креста с 10 декабря 1901 года. По собственной инициативе на протяжении сорока лет (1890-1932 гг.) вёл метеонаблюдения, за что и был отмечен наградами как при царской, так и при советской власти. На фотографии дома, рядом с церковью, виден столб с измерительным ведром для осадков.

Был награжден: в 1898 году серебряной медалью на Александровской ленте; в 1898 году темнобронзовою медалью по 1ой всеобщей переписи; в 1900 году грамотой Архипастырского благославления; в 1902 году грамотой благославления Святого Синода; в 1904 году набедренником; в 1911 году орденом св. Анны Ш степени; в 1913 году бархатной фиолетовою скуфьей; в 1916 году орденом св. Анны П степени;

Имел медали: в память императора Александра Ш, 25-летия церковных школ. 300-летия Царствования Дома Романовых.

14 марта 1932 года о. Александр был арестован, прошёл каторгу в исправительно-трудовом лагере, остался в живых. А вот его братья были расстреляны в 1937-1938 годы.

Арестован 14 марта 1932 года. Приговорен: тройка 14 мая 1932 года, обвинение: 58-10, -13. Приговор: к 3 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ)». (Статья 58 пункт 13 Уголовного кодекса РСФСР от 26 г.- пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов путем насильственных или изменнических действий, или путем активного или пассивного противодействия Рабоче-Крестьянскому Правительству, или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговой повинностей, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет).

Его жена, Терновская Олимпиада Васильевна (Серебровская) родилась, предположительно в 1869 году в Нижнем Новгороде, т.к. ее отец, Серебровский Василий Федорович, с 1864 года служил в Успенской церкви Нижнего Новгорода, а в 1870 году перемещен в Шелокшу.

Умерла 16 сентября 1942, была похоронена вместе с мужем в церковной ограде села Сомовка, после закрытия и разрушения церкви в 1962-64 годах захоронения перенесены на сельское.

Выписка из Книги Памяти, т.6, С.417. о братьях Александра Николаевича:

«Терновский Владимир Николаевич. Родился в 1878 году, Нижегородская область, Воротынский район, село Ахпаевка; русский; священник церкви села Малая Якшень, ранее судимый. Проживал: Горьковская область, Шатковский район, с. Малая Якшень. Арестован 18 ноября 1937 года. Приговорен: тройка 2 декабря 1937 года, обвинён: КРА.

Приговор: ВМН. Расстрелян 14 декабря 1937 года».

«Терновский Константин Николаевич. Родился в 1868 году, Нижегородская область, Павловский район, село Селитьба; русский; священник.
Проживал: Воротынский район, село Елвашка. Арестован 19 ноября 1937 года.
Приговорен: тройка 2 декабря 1937 года, обвинён: антисоветская агитация.
Приговор: ВМН. Расстрелян 20 января 1938 года».

Интересная судьба сложилась у дочери Александра Николаевича – Ольги Эрлет (Терновской). Она работала учителем и заведующей церковно-приходской школой в с. Сомовка.

Её хорошо помнят старожилы с. Чугуны, с. Сапино, где она учила местных ребятишек грамоте, чтению и счету.

«Соберется, бывало, накануне большого праздника, нам скажет, что в района совещание вызвали, - вспоминает ученица Ольга Александровна Эрлет – В.А. Дицына, - а сама в Семьяны в церковь уезжала. В Разнежье ей нельзя было, там люди из всех заволжских сёл собирались. А в Семьянах мало кто знал, что она преподаватель школы. Конечно, все знали, куда она едет, только молчали. Любили мы её очень».

В середине 1960- х годов Ольга Александровна перебралась в Воротынец. Здесь её дом стал центром хранения церковной традиции: к очень набожной старушке по праздникам и воскресеньям приходили на общую молитву воротынчане. Ольга Александровна Эрлет-Терновская (1891-1969 гг.) похоронена на старом кладбище р.п. Воротынец.











2.3 Захоронения церковнослужителей и встреча потомков Терновских

Традиционно церковнослужителей хоронили около церкви. Когда церковь сломали, то некоторые могилы перенесли на сельское кладбище, в том числе и захоронение семьи Терновских.

17 июня 2012 года на кладбище с. Сомовка было многолюдно, происходило событие далеко не ординарное. Из небытия возвращалась могила иерея Николая Ивановича Терновского, его матери Любови Федоровны, жены Ираиды Владимировны, сына иерея Александра Николаевича, снохи Олимпиады Васильевны, внука Александра и внучки Елизаветы.

Из надписи на старом кресте видно, что Любовь Федоровна скончалась 16 ноября 1895 года, на 81-м году жизни. Памятные кресты тогда воздвигли любящие и благодарные дети – иереи Александр Константинович и Владимир Терновские и дочери Анна Введенская и Ольга Листова.

И вот теперь на свежевыкрашенной оградке появилась новая памятная табличка с именами захоронений, а также фотография иерея Александра Николаевича и матушки Олимпиады Васильевны.

Большинство людей, собравшихся у восстановленной могилы, были потомками Терновских. Они приехали из Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Дзержинска, Энгельса Саратовской области и Лыскова, Сомовки и Елвашки. Большая часть впервые увидели друг друга, узнали много не известного об истории своих предков. Инициатором этой встречи стал заслуженный учитель России В.П. Муромцев – правнук А.Н. Терновского.








Глава 3. Мои родные – потомки священнослужителей.

Ольга Терновская (моя прапрапрабабушка) – дочь Николая Ивановича Окончила курс церковно-приходской школы, вышла замуж за священника Александра Федоровича Листова – настоятеля храма в с. Елвашка."

Листов Александр Федорович, родился 20 фев. 1877 г. в с. Шеляухово Балахнинского уезда, сын священника с. Исады Федора Александровича Листова. Окончил курсы в Макарьевском Городецком училище 21 июня 1895 года. Состоял учителем в церковно- приходской школе с. Исады 1895 - 1902 гг.

«Его Преосвящ. Назарием определен «в с. Елвашку 20 авг. 1902 г.»

На учительских курсах в Н.Новгороде получил св-во 1-го разряда уч-ля пения - 2 авг. 1901 г.

Состоял Зав. и Законоучителем в Евлашкинской цпш с 1904 года.

По указу Свят. Синода утвержден в штат с 19 сент. 1906 года.

Выписка из справочника Циркулевой: Листов Александр. Священник Васильсурского уезда. Умер в фев.1920 г. Ф.1016,оп.2,ед.хр.144 за 1920 г.»

Итак, Листов Александр Федорович, был определен в с. Евлашку в 1902 году, пока строили церковь он был заведующим и законоучителем в Елвашкинской  церковно-приходской школе и утвержден в штат священником только в 1906 году. В 1916-награжден набедренником, скуфьею, камилавкой. Похоронен возле церкви.

Его жена, моя прапрапрабабушка Листова Ольга Николаевна (Терновская), (1888 г.р.) была после этого перевезена дочерью в Сейму (Володарск) и похоронена там в 1943 году возле церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Церковь в Елвашке была построена в 1903 – 1904 годах на месте людской избы при барском дворе. Известно имя первого человека, крещенного в храме в 1904 году - Александр Шишмарин. Средства на построение церкви выделил купец Сергеев из села Исады и сельский помещик. Храм был двухкупольный, пол был деревянный, малый иконостас. Храм пострен в виде ковчега, стиль постройки Русско-византийский.

Храм в Елвашке был освящен в начале XX века в честь Рождества Пресвятой Богородицы и мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского и боярина его Федора. Престольные праздники в селе отмечаются 21 сентября и 3 октября. Первым настоятелем храма, судя по записям в служебной книге, был иерей Николай Терновский, затем его зять иерей Александр Листов, после него иерей Константин Терновский. Отца Константина в 1930-х годах репрессировали и отправили в г. Сергач Горьковской области, затем следы его теряются. Рядом с храмом был барский дом, людская, сады, озеро. Есть церковное кладбище. На нём похоронены строители – братья Лапины, а также иерей Александр Листов [5, с. 4–5]. Храм закрылся в 1937 г. или 1938 г., в советское время использовался под зерновой склад. Церковную утварь и колокола, комиссары сложили на скотный двор, а позже увезли в Осинки. По воспоминаниям Лапина Виктора Михайловича и Филенковой Тамары Николаевны стены храма были покрыта известью, крыша железом, купола были позолочены. Вокруг Церкви была ограда, но, к сожалению, от нее осталась только ворота. Пожар и людская неблагодарность погубили Дом Божий, зияет он сегодня пустыми глазницами окон, трещины побежали по стенам.

У семьи Листовых родились дети Леонид, Николай, Евгения, Антонина, Федор (мой прапрадед).

У Ольги была сестра Анна, вышедшая замуж за священника Василия Александровича Введенского.

Выписка из архива: «Несмотря на то, что провозглашённый декрет об отделении церкви от государства не предполагал преследования за посещение молитвенных зданий и участие в религиозных обрядах, священнослужители одними из первых были лишены избирательных прав, стали изгоями в среде строителей социализма. В списках лишенцев по Семёновскому уезду на 02.01.1926 года обнаруживаю: священника Святицкой церви Введенского Василия Алексеевича и всё его семейство: жену Введенскую Анну Николаевну (Терновскую)54 лет, сына Введенского Анатолия Васильевича 18 лет».

О следующем поколении на генеалогическом форуме мною была найдена следующая информация:

лист дата вступления хозяйство Фамилия Имя Отчество статус пол гр грамотность специальность в сх изменения отметка об отсутсвии82об 83 10.02.1931 88

Листов (сын священника Александра Федоровича) Федор Александрович глава 24.02.1904 7кл счетовод 11.09.1941 РККА

Евдокия Ивановна жена 14.03.1906 1 кл рядовая

Александр Федорович сын 20.09.1926 5 кл ст Сейма ГЖД ср ш

Елизавета Федоровна дочь 06.12.1930 1 кл ср школа

Римма Федоровна дочь 02.07.1933

Борис Федорович сын 25.07.1936

Леонид Федорович сын 01.02.1940

Антонина Федоровна дочь 01.02.1940

Евдокия Ивановна и Федор Александрович Листовы

Евдокия Ивановна (09.03.1906 - 13.02.1987) работала разнорабочей в колхозе в Елвашке.

Федор Александрович (20.02.19.1904 – 02.08.1976) окончил духовную семинарию, ему давали приход в Кстово, но Евдокия отказалась быть матушкой, и они остались в с. Елвашка. Федор работал при храме, помогал проводить богослужения. В 1937 году, когда церковь разрушали, ходил по домам отпевал людей и проводил богослужения на дому.

В 1941 году Федор уходит на фронт, в 1944 году с войны он вернулся контуженным.

У семьи Листовых было 5 детей: Александр, Елизавета, Римма, Борис и Антонина (моя прабабушка) и 7 внуков.

Антонина Федоровна и Юрий Федорович Комаровы

Антонина Федоровна родилась 01.02.1940 года, окончила 8 классов школы в с. Елвашка и стала работать разнорабочей в колхоз «Трудовик», перед пенсией работала экспедитором на Воротынском хлебозаводе. Сейчас ей 84 года, она проживает в с. Елвашка.

Мой прадед Юрий Федорович (03.06.1940 – 10.08.1990) работал сварщиком в колхозе с. Елвашка и Воротынском совхозе.

В семье Комаровых родилось двое детей: моя бабушка Татьяна и ее брат Алексей.

Татьяна Юрьевна и Евгений Николаевич Савельевы

Татьяна родилась 10.05.1969, окончила банковскую школу, 2004 году окончила Нижегородский строительный институт, 37 лет работает в ПАО Сбербанк.

Евгений родился 30.10.1963, окончил Воротынский ПТУ, работает водителем в администрации городского округа Воротынский.

У них одна дочь Ирина и одна внучка.

Ирина Евгеньевна и Александр Бадины

Ирина (моя мама) родилась 30.04.1988 года, в 2010 году окончила Нижегородскую сельскохозяйственную академию по специальности экономист, менеджер, организатор. В 2011 году окончила Нижегородскую правовую академию, по специальности юрист. Работает в администрации городского округа Воротынский в отделе строительства, архитектуре и ЖКХ - главным специалистом отдела.

Александр родился 28.06.1984, окончил Кстовский Нефтяной техникум, работает в АО «Транснефть - Верхняя Волга» главным инженером по охране труда. У них растет одна дочь Виктория.

Я, Бадина Виктория, активно участвую в жизни класса и школы, посещаю в МАУ ДО ФОК «ВОЛГА секцию плавания, в Детской школе искусств отделение «Рисование», являюсь членом Детского объединения «РИТМ», членом клуба волонтеров «Данко» при МБУ ДОДДТ Воротынского района; вхожу в совет командиров МБОУ Воротынская средняя школа. Имею много грамот и дипломов за участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах.

Мы с мамой каждый год на Троицу ездим в с. Красные Мары Спасского района в Маровский Крестовоздвиженский монастырь. Очень часто посещаем Макарьевский монастырь. На крещение в 2021 году ездили в с. Сумки Республика Марий Эл, Дивеево. Ежегодно ездим в Быковку на Демидовскую сирень с обязательным посещением храма. Во всех местах, где бы мы не отдыхали, всегда посещаем храмы. В 2022 году были в музее-заповеднике Свияжске. Очень много храмов посетили в Казани и Йошкар-Оле.



























Глава 4. Генеалогическое древо моей семьи

В 4 классе я начала работу над своим генеалогическим деревом. Получила следующий результат:



В ходе данного исследования я могла построить вот такую схему родства моих предков от фамилии Терновских.

Николай Терновский Ираида Световидова

(1843-1904) (1843-1915)

Дети



Ольга Александр Константин Анна Владимир

Терновская Терновский Терновский Терновская Терновский


Супруг супруга супруга супруг супруга

Александр Олимпиада Анна Василий Лидия

Листов Серебровская Семёновская Введенский Богородская

Дети дети дети дети дети

Леонид Ольга Антонин Нина

Николай Александр Александр Виталий

Антонина Николай Нина Василий

Евгения Леонид Николай Валентина

Фёдор Листов Зинаида Зинаида Евгения

Анатолий Анатолий

Супруга Елизавета

Евдокия Владимир

Болотанова Нина

Дети


Александр

Елизавета

Римма

Борис

Антонина

Листова


Супруг

Юрий

Комаров

Дети

Алексей

Татьяна

Супруг

Евгений

Савельев

Дети

Супруг Дети

Ирина Александр Бадин Виктория


Также я поработала над своим генеалогическим древом, но пока только по маминой линии.

Глава 5.

Поиски родных

Одним из источников моей работы послужил сайт «Генеалогический форум ВГД». Модератор форума Татьяна Львовна подробно расписала предпосылки встречи потомков Терновских в с. Сомовка в 2012 году.

А начиналось все с поиска Владимиром Павловичем Муромцевым из Энгельса захоронения бабушки - учительницы Ольги Александровны Эрлет (Правнук Александра Николаевича и Олимпиады Васильевны Терновских, праправнук Николая Ивановича Терновского). Помогли ему в этом в администрации Воротынского района, а именно А. М. Дюжаков, нашедший бывшую ученицу Ольги Александровны, которая и похоронила ее и ухаживала все годы за могилкой. Когда Владимир Павлович приехал в Воротынец, он решил съездить в Сомовку, где служил его прапрадед. На местном кладбище он нашел родовые могилы, которые были заботливо перенесены кем-то в 1955 году со старого, около церкви погоста. Историю своей находки , известные сведения по роду Терновских и имеющуюся общую фотографию семьи Александра Николаевича Терновского, он попросил опубликовать на сайте фонда «Дать Понять» . (http://www.gttp.ru/MP/mp_90.htm)

Тогда все и началось. Сначала по поиску в Интернете на слово «Сомовка» вышел на Владимира Павловича Муромцева –Александр Викторович Тарновский, в семье которого тоже хранится такая фотография. Он сообщил о своей находке сестрам, живущим в Йошкар-Оле. Так нашлась линия Николая Александровича Терновского. (Уходя от репрессий предок заменил в фамилии букву Е на букву А.) В Сомовке нашелся и внук Владимира Александровича Терновского, тоже Владимир Александрович младший, сейчас проживающий в Неверово, Лысковского района, в чьем доме, в Сомовке собрались потомки рода. Параллельно Владимир Павлович Муромцев вел свои поиски в архиве, смог связаться с потомком рода Серебровских, Мариной Ивановой, живущей в Нижнем Новгороде. А чудеса с Интернетом продолжались. В апреле 2012 года Ирина Попова из Дзержинска Нижегородской области решила поискать для мужа место для рыбалки. И по Сомовке тоже вышла на фотографию семьи Александра Николаевича Терновского, в которой с удивлением узнала фотографию, долгие годы хранящуюся в ее семье. Никогда не занимавшаяся своей родословной, Ирина просто была потрясена теми сведениями, которые она узнает почти каждый день по своему роду. С ее помощью стала известна дополнительная информация о роде Серебровских, а также и Листовых. Про Листовых не было почти ничего известно, кроме того, что их предок был арестован в Елвашке, тоже Воротынского района. И уже объявив на 17 июня слет потомков в Сомовке, Владимир Павлович по пути из Энгельса заехал в Елвашку, где его ждал сюрприз в лице двух обаятельных, бодрых старушек, внучек Александра Федоровича Листова (в лице моей бабушки Антонины и ее сестры). Их удивлению не было предела. Они не уставали повторять, что их наконец-то нашли.

В этот день поклонится праху Иерея Николая Ивановича Терновского, его матери – матушке Любови Федоровне, жене - матушке Ираиде Владимировне, Иерею Александру Николаевичу и матушке Олимпиаде Васильевне приехали 23 потомка родов Терновских, Серебровских, Листовых. На отреставрированной могиле был совершен священником села Фокино отцом Василием поминальный молебен, на котором, кроме потомков, присутствовали: заместитель главы администрации Воротынского района Харчев Владимир Владимирович, заслуженный учитель РФ Дюжаков Александр Михайлович, председатель Нижегородского отделения СВРТ Грачева Татьяна Львовна, член СВРТ Барыкина Ольга Сергеевна и местные жители. И глядя на счастливые лица людей, которых через десятки лет соединил Николай Иванович Терновский, было видно, что встретились действительно родные люди, которые наверняка еще не раз соберутся на гостеприимной сомовской земле, чтобы открыть в местном музее экспозицию, посвященную роду Терновских, так много сделавшего для этого села.




Заключение.

Помним ли мы семейную историю? Знаем ли, кем были наши предки? Порой знакомство с семейным преданием заставляет нас по-новому взглянуть на свою жизнь, а иногда и в корне изменить свой жизненный путь. Память рода передается естественно, образом жизни, общим смехом за столом и вещами, которые с детства мы брали в руки. Но память становится крепче, когда облекается в слова, в записи и рассказы, а еще при встречах с родственниками близкими и дальними. Вот тогда у нас появится гордость за семью, ее историю. Память рода становится сильнее: не только устным преданием, но и самой тканью жизни.

Итак, я рассмотрела разные источники, связанные с историей моей семьи. Выяснила, что действительно по женской линии мой род восходит к Терновским, священникам, много сделавшим для развития наших родных мест.

В моих планах стоит дальнейшее изучение истории моего рода, я думаю, что открою для себя немало важного и интересного.














Список использованной литературы и источников:

Использованная литература:

1.М. Еремин. «Земля Воротынская»/ М.И.Еремин. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1998. 

2. Святыни земли Воротынской/ Составитель А.М.Дюжаков. – Н.Новгород:"Дятловы горы", 2015. – 132 с.

Источники:

  1. Архив Дюжакова А.М.

  2. Архив семьи Бадиных, Савельевых, Комаровых

Интернет – ресурсы:

  1. Село Сомовка Воротынского района Нижегородской области. http://somovkann.ru/h-2.html

  2. TatianaLGNN (Татьяна Львовна). Нижний Новгород https://forum.vgd.ru/index.php?m=feed&a=list_warn4&u=1154

  3. Русская правослая церковь. Воротынское благочиние http://vrt-blago.ru/prestolniy-prazdnik-v-sele-elvashka/

  4. Жертвы политического террора в СССР (База данных) Книга памяти Нижегородской обл. Нижегородская обл. https://ru.openlist.wiki/%











Приложения

Приложение 1 Переписка Муромцева В. с Дюжаковым А.М.

Александр Михайлович! Нашел время призадуматься и появились вопросы: -у меня в родословной нет даты смерти Листова Александра Федоровича, нет сведений, когда он был священником, известно только: Сын священника Федора Александровича Листова- Александр Федорович Листов (1877 г.р.). Окончил курс в Городецком училище -1895 г.?,( По семейному преданию родители настояли, чтобы Ольга Терновская вышла замуж за священника и Листов окончил НДУ и стал священником!) окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1897-1902 гг -псаломщик, в 1902-1908 гг-дьякон, с 1908 года-священник, состоял учителем церковно-приходской школы с. Исады- 1895-1902. Состоял заведующим в церковно-приходской школе в селе Елвашка с 1904 г. В семействе у него: жена Ольга Николаевна Листова (Терновская)-7 июля 1888 г.р. В тексте из справочника тоже нет даты смерти Листова А.Ф. Но в тексте таблички на Кресте указан год смерти-1920.Откуда эта дата?! Получается, что оба двоюродных брата родились и умерли в один год!!! Может Александр Федорович умер не 1920 году и тогда возможно, что Александр Яковлевич тоже был священником в Елвашке.

Наверное, не нужно торопится, проверить после апреля в архиве данные на Листовых и потом заказывать табличку. М.б. оба Листовы служили в Елвашке.

Тут моя вина в том, что я в 1911 году начал копать для родословной, Терновские ничего совершенно не знали, начинал с нуля, информации было много и я что узнавал зханосил в родословную, не удосуживался подчас указать откуда взял сведения. А они и из фото, из табличек на кладбище иот Грачевой и Ивановой, Дюжакова...!

Потом перешел на родословную отца, там тоже церковное сословие Саратовщины, закопался и отошел от Новгородчины...

Грачева спросила, а почему сомневаются в Александре Яковлевиче, а я толком и не могу утверждать!

Не спросил про Ваше здоровье, как отец из Ахпаевки, жив ли-здоров? Я работаю на полставки архивариусом для поддержки штанов, родословная отца, внуки, дача, баня...

Приложение 2 Фотографии

Терновский Александр Николаевич с женой

Листовы Ольга и Александр


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!