Просмотр содержимого документа
«Изучение календарного фольклора и местных традиций проведения праздников учащимися сельской школы»
Изучение календарного фольклора и местных традиций проведения праздников учащимися сельской школы
В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается: «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Воспитательную силу народной культуры и традиционного искусства трудно переоценить. Великий русский педагог К.Д. Ушинский, отстаивая идею народности в воспитании детей, подчеркивал, «…что истинная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этой исторической основой, столько же христианской, человечественной и художественной, сколько и народной».
Патриотизм и любовь к малой Родине – наиболее глубокие чувства человека, закрепленные веками и связанные с тем, что особенно близко его сердцу. Целостное педагогическое осмысление проблемы воспитания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на практическую сущность воспитания.
Город и село как условия воспитания детей отличаются друг от друга многими показателями, хотя со временем, как отмечают социологи, границы между городом и селом стираются. В условиях города ребенок по-прежнему получает гораздо больший объем коммуникации и впечатлений, носителями информации при этом служат архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, организации, очаги культуры. Воспитание детей в условиях села характеризуется «открытостью» общения и наличием более тесных контактов детей между собой и с взрослыми. Дети разных возрастов намного чаще проводят свободное время вместе, участвуют во всех событиях села «на равных» с взрослыми. Нередко сохраняется консерватизм во взглядах, в том числе и на воспитание детей. В формировании образа малой Родины важное значение имеет природа села. В культурной жизни села огромное значение имеют традиционные праздники, для детей они становятся запоминающимися событиями.
Русские календарные праздники всегда являлись отражением времени, существовавшего уклада жизни людей. К концу XIX – началу XX веков в русских деревнях календарные праздники в равной степени стали сочетать обрядовые ритуалы, песни, в том числе не обрядовые, игры, пляски, которые усиливали атмосферу праздника. В то же время, русский народный календарь родился из сочетания общерусских и местных черт народной обрядности. На календарную обрядность разных местностей оказали влияние исторически сложившиеся различия бытовых условий, природы, климата, которые придавали характерные особенности деталям обряда, порядку их
Литература
1. Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. [Ноты] : Сборник фольклорных материалов / Георгий Науменко [запись, составление и нотация, литературная обработка сказок, сценарии] – М.: Центрополиграф, 2001. – 462с.
2. Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное [Текст] / К.Д. Ушинский / Сост., вступ. статья С.Ф. Егорова. – М.: Изд. дом «Карапуз»: Изд. центр «