СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение истории родного края в рамках урочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение истории родного края в рамках урочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»













Конкурс методических проектов по преподаванию истории родного края


Номинация – изучение истории родного края в рамках урочной деятельности
















Автор: Андреева Ирина Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 3»






Троицк, 2023

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3

  2. Конспект учебного занятия….………………………………..….……..4

  3. Список использованных источников…………………………………..9






































Пояснительная записка.

На конкурс представлена разработка урока в виде виртуальной квест-экскурсии по теме: «Танкоград», которая включает материал о вкладе жителей города Челябинска в победу в Великой Отечественной войне и активно использует проект издательства «Просвещение» Карта Памяти (http://memory-map.prosv.ru/) [4].

Цель - развитие чувства патриотизма, гражданского самосознания и критического мышления у обучающихся.

Задачи:

1) продолжить формирование знаний о подвиге жителей Челябинской области в период Великой Отечественной войны;

2) формирование чувства патриотизма и гордости за жителей родного края;

3) вызвать интерес детей к исследовательской работе, поиску, открытию новых имён, фактов, событий, изобретений, внёсших вклад в копилку Победы;

4) сформировать навыки критического мышления, через проблемные вопросы.

Возраст детей: 15 – 16 лет.

Урок разработан по технологии виртуальной квест-экскурсии, связан с работой с проектом издательства «Просвещение» Карта Памяти. Учащиеся должны по описанию памятника, найти его, сделать скриншот. Нахождение, изучение, описание памятников - все эти разнообразные действия пробуждают интерес учащихся, стимулируют их активность, мыслительную, эмоциональную деятельность: учащиеся начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями, выражать свои чувства, эмоции, переживать, гордиться.

Средства обучения: работа с планшетом (телефоном), использование карты Памяти.

Метод проведения: объяснительно – иллюстративный, с элементами квеста.











Конспект учебного занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит виртуальная квест-экскурсия, посвящённая Великой Отечественной войне.

И вот пришла военная година — 
Уральский трактор, полный гневных сил,
Дошел могучим танком до Берлина,
И День Победы миру возвестил! [1]

Вопросы учащимся:

- Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

- Сколько граждан нашей страны погибло в этой войне?

- Как вы думаете, какому городу будет посвящена наша виртуальная квест-экскурсия? Это город героически сражался с врагом в тылу?

Рассказ учителя. Этого города нет на карте нашей страны. Конечно это Танкоград. Это имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда стал главным центром по производству танков в стране, и не только танков. До войны крупнейшими заводами страны по производству танков были Кировский завод в Ленинграде и Харьковский моторостроительный завод. Чтобы спасти их от фашистской авиации, заводы эвакуировали в Челябинск и объединили с Челябинским тракторным заводом. Первый танк на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) собрали ещё до войны, в конце 1940 года. За полгода произвели всего 25 машин опытной модели КВ-1, название которой расшифровывалось как «Клим Ворошилов». Столько танков наш завод выпускал перед войной за месяц? (Ответ учащихся: 4)

Первая сложнейшая задача, которую ЧТЗ пришлось решить, — принять и разместить оборудование, приходившее с ленинградского и харьковского заводов. Техники катастрофически не хватало, поэтому тяжелые станки разгружали с вагонов и тянули до места вручную, на специальных волокушах. Там их устанавливали на пустырях, подключали и сразу начинали работать. Фронту нужны были танки. Работали под открытым небом, не обращая внимания на погоду. Всего на Урал было эвакуировано более 200 предприятий. Молодые мужчины были необходимы на фронте. Их место заняли пенсионеры, женщины и подростки. Сборка танка была поставлена на конвейер. В 1942 году ЧТЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин такого класса нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. Впервые в мировой практике поставили на конвейер и производство тяжелого танка. К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 машин Т-34 и по 10 тяжелых танков, то есть 35 танков в сутки. За месяц – 1050 танков [2].

Вопрос учащимся. Вспомните, сколько танков в месяц выпускал наш завод перед войной? (4 танка КВ-1)

Так появился Танкоград.

За годы войны Танкоград дал фронту 18 тысяч танков, 48,5 тысяч танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, реактивные снаряды для «Катюш», мины, фугасные бомбы, выполнил множество других оборонных заказов. Каждый пятый танк, сделанный в стране, отправлялся бить врага из цехов уральского предприятия. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь. На предприятиях города производили патроны, мины, бомбы, фугасы, реактивные снаряды, а также бронированные стекла для самолетов. Великая Отечественная война потребовала от общества безоглядного мужества, готовности сплотиться ради победы и сверхчеловеческого напряжения сил. Фронт и тыл составляли одно целое. «Все для фронта! Все для победы!» - под этим девизом люди в цехах работали на износ, чтобы помочь бойцам на полях сражений. На фронте погибали от пуль и снарядов, а в тылу умирали от перенапряжения и недоедания [3].

  1. Квест-задание:

Среди названий славных и наград,

Которыми особенно гордятся,

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы [7].

Работа учащихся с Картой Памяти (http://memory-map.prosv.ru/) [4].

- Найдите на Карте Памяти памятники труженикам тыла. Сколько их в стране?

- Найдите на Карте Памяти челябинский памятник труженикам тыла.

- Почему памятник изображает мальчика и девушку?

- У кого из вас родственники работали в тылу? Сколько им было лет? Какие воспоминания хранит ваша семья? (Дети рассказывают истории своих родственников-тружеников тыла)

2. Квест-задание:

На постаменте величаво, как памятный войны Герой,
Танк молчаливый, грозный, бравый - в истории навечно он!
Сражался против тьмы когда-то , монументальный исполин.
Броня вся в шрамах, ржавых ранах, от рвавшихся в дороге мин.
Победа дорого досталась и он стоит как монумент.
Напоминает всем по праву - чтить всех, кто на войне погиб [6].

- Есть ли в Челябинске памятник Т-34?

Работа учащихся с Картой Памяти (http://memory-map.prosv.ru/) [4].

Именно этот танк, получивший на фронте нежное прозвище «Ласточка», принес победу в обороне Москвы, Сталинграда и в битве на Курской дуге. Т-34 стал легендой, одним из символов победоносной Красной Армии.

Работа учащихся с Картой Памяти (http://memory-map.prosv.ru/) [4].

- В каких ещё городах установлены памятники Т-34?

Учащиеся на планшетах ищут по Карте Памяти все памятники танку Т-34.

К концу 1942 года нацисты нашли способ противостоять Т-34, были созданы - тяжелые «Тигры». Эти танки были практически неуязвимыми для советских боевых машин. Поэтому перед советскими конструкторами поставили новую задачу - в кратчайшие сроки создать и запустить в производство танк, который сможет охотиться на «Тигров». Уже в сентябре 1943 года на ЧТЗ был выпущен первый тяжелый танк серии ИС, что расшифровывалось как «Иосиф Сталин». ИС-2 изначально был предназначен для ведения наступательных действий, мог эффективно атаковать самые мощные оборонительные укрепления.

В январе 1943 года на заводе собрали первый образец СУ-152, получившей на фронте прозвище «Зверобой». Так боевую машину прозвали за то, что она легко пробивала броню фашистских «Тигров» и «Пантер». До конца войны ЧТЗ отправил на фронт более 5 тысяч таких установок [3].

Рабочие четыре года войны трудились самоотверженно. Уже в первые дни войны рабочая смена на ЧТЗ была увеличена с 8 до 11 часов. А когда фашисты подошли к Москве, и положение стало критическим, все рабочие завода перешли на казарменное положение.

- Расскажите, что вы знаете о «Катюше»? Знаете ли вы песню о ней?

Знаменитые «Катюши» выпускал Танкоград, хотя долгие годы эта информация была засекречена. 14 июля 1941 года партия установок с опытной партией реактивных снарядов, не успев пройти серьёзные испытания на полигоне, участвовала в первом бою.

Cтрельба «Катюш» производила ошеломляющее воздействие. Пугающим был не только мощный свист реактивного снаряда. Снаряды вылетали один за другим. Две штуки каждую секунду. Максимальная дальность стрельбы –

более восьми километров. Внезапность появления, ошеломляющая мощь огневых налетов, возможность одновременного поражения целей на значительных площадях и быстрая смена позиции – все эти характеристики нашей новой техники повергли в ужас вражескую армию.

Фашисты начали гоняться за советским чудо-оружием, чтобы скопировать его. Но им удавалось собрать только осколки разбитых установок, без главной составляющей – реактивных снарядов [2].

Вопросы учащимся:

- Подумайте, почему приказ Гитлера не могли выполнить? Что предусмотрели наши разработчики реактивной установки? (Все машины были укомплектованы взрывпакетом с бикфордовым шнуром. Покидая подбитую машину, боец обязан был, даже рискуя жизнью, поджечь шнур и взорвать неиспользованные снаряды вместе с установкой).

3 квест-задание:

В том далеком сорок первом

Час за часом, день за днем

Из огня, металла, нервов

Грозный город был рожден.

Этот город сна не ведал

И усталости не знал.

Он в тылу ковал победу

Славу Родине ковал.

И, сметая все преграды,

Как бы не был путь тяжел,

С добровольческой бригадой

Пол-Европы он прошел [5].

Вопросы учащимся:

- Что означают слова поэта о том, что Танкоград прошёл пол-Европы с добровольческой бригадой?

- Что вы знаете об Уральском добровольческом танковом корпусе?

Нужно найти то место, откуда Челябинск провожал на фронт танкистов-добровольцев. Там стоит и одноимённый памятник. (Памятник танкистам-добровольцам).

Мемориал посвящён участникам Уральского добровольческого танкового корпуса, образовавшегося в 1943 году из добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Танкоград отправлял на фронт не только бойцов, снаряды и технику. На фронт ушли шесть полностью укомплектованных добровольческих танковых бригад. Рабочие ЧТЗ на своих танках уже в первые месяцы войны защищали Москву, из 41 добровольца, ушедших первыми на фронт с завода ЧТЗ в живых остались только трое. Наши танковые бригады боролись за Ленинград, участвовали в Сталинградской битве и битве на Курской дуге, освобождали Украину, Болгарию, Прагу.

Добровольческий танковый корпус стал уникальным подарком от трудящихся фронту. Все необходимое - от пуговиц для формы до танков и самолётов - рабочие сделали сверх плана либо приобрели на собственные сбережения. Таким образом, государство не затратило на формирование дивизии ни одной копейки и ни одного бойца. Соединения и части корпуса формировались в Свердловске, Молотове, Челябинске, Нижнем Тагиле, Алапаевске, Дегтярске, Троицке, Миассе, Златоусте, Кусе и Кыштыме, то есть на территории трёх областей: Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне Пермской). Корпус состоял из нескольких танковых бригад, артиллерийских полков, дивизионов реактивных миномётов («Катюш»), миномётных взводов, мотострелковых и разведывательных мотоциклетных батальонов, ремонтных баз, сапёрных батальонов, разведывательных рот, роты управления, медико-санитарных взводов, бронеавтобатальонов и авиационной эскадрильи [2].

Фигура добровольца, стоящего у крышки танка, выполнена из бронзы. Она изображает рабочего-танкостроителя, на котором уже надет танковый

шлем и сапоги, и который взмахом руки зовёт в бой.

Вопрос учащимся:

Посмотрите на памятник:

- Чем он отличается от обычных памятников танкистам? (Танкист не успел снять рабочий фартук, в котором стоял у мартеновской печи).

Таким образом, этот памятник является символом взаимной связи и единения фронта и тыла страны в годы войны.

Работа учащихся с Картой Памяти (http://memory-map.prosv.ru/) [4].

Откройте Карту Памяти.

- Сколько памятников танкистам установлено в нашей стране?

С каждым годом все меньше остается среди нас свидетелей тех страшных дней. Важно, чтобы дети, внуки и правнуки победителей знали, что пришлось пережить их близким, какой ценой досталась победа. Чтобы они берегли семейные архивы, старались как можно подробнее узнать о каждой фотографии, каждом сохранившемся письме – любом документе, являющимся живым свидетелем военного времени. Пусть имена, судьбы и лица наших земляков, сражавшихся за Родину, трудившихся в тылу, навеки останутся в нашей памяти.










Список использованных источников

1. Добронравов Н. Родной Челябинск, тракторный завод! // http://zanimatika.narod.ru/RF11_Chelyabinsk.htm (дата обращения: 10.10.2022).

2.Евстигнеев Е., Кибиткина Г. Танкоград //https://archive74.ru/tankograd (дата обращения: 12.10.2022).

3.Танкоград: первый конвейр тяжелых танков // https://chgik.ru/news/tankograd-pervyy-v-mire-konveyer-tyazhelyh-tankov (дата обращения: 10.10.2022).

4. Карта Памяти – патриотическая акция издательства «Просвещение» // https://memory-map.1sept.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).

5.РахлисЛ.Легендарный Танкоград»//http://emankniga.ru/?p=18254(дата обращения: 12.10.2022).

6. Троян М. Танк // https://detstih.ru/blog/stihi-pro-tank(дата обращения: 12.10.2022).

7.Ховив Е. Танкоград //http://zanimatika.narod.ru/RF11_Chelyabinsk.htm (дата обращения: 11.10.2022).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!