СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение и сохранение народных песен Воронежского края: организация научной деятельности студентов доктором филологических наук, профессором С.Г.Лазутиным: из опыта работы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья опубликована в сборнике "Воронежская филологическая школа: история, традиции, современность", изданном по материалам Международной конференции, проходившей 20-22 апреля 2018 года на филологическом факультете ВГУ и посвящённой 100-летию Воронежского государственного университета.

Просмотр содержимого документа
«Изучение и сохранение народных песен Воронежского края: организация научной деятельности студентов доктором филологических наук, профессором С.Г.Лазутиным: из опыта работы.»

Авдеева Н.Г. (Воронежская область,

Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус)


ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССОРОМ ВГУ,

ДОКТОРОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК С.Г.ЛАЗУТИНЫМ

(ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ СБОРНИКОВ)


Минувшее должно быть живым в нашей памяти. Вглядываясь в прошлое, мы благословляем и принимаем его как часть самих себя, чтобы оправдать настоящее и утвердить будущее. Наш долг – сказать спасибо учёным университета, стоявшим у истоков формирования Воронежской филологической школы. Многих из них уже нет с нами, но они живут в слове, как живут в своих учениках.

В историю Воронежского Государственного университета навсегда войдёт имя выдающегося фольклориста, педагога, доктора филологических наук, заведующего кафедрой теории литературы и фольклора ВГУ, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Сергея Георгиевича Лазутина. Научной деятельностью С.Г.Лазутина была заложена основа методологии и методики изучения фольклора, которая сложилась в Воронежской филологической школе. Признавая слово источником глубинного смысла фольклорного произведения, С.Г.Лазутин работал над созданием теоретической поэтики фольклора, учитывающей специфику народного искусства, его жанры, образность, стиль. На огромном фактическом материале С.Г.Лазутин исследовал основные композиционные формы традиционных лирических песен, приёмы и принципы внутренней организации народной песенной лирики. Открытая учёным форма схемы «описательно-повествовательная часть + монолог (или диалог)», принцип «цепочного» построения песни, основанной на свободной образно-поэтической ассоциации, вопросы происхождения и формирования песенных жанров, специфика их формы и содержания были приняты современной наукой и получили дальнейшее развитие в трудах исследователей русского фольклора.

В течение всей своей научно-педагогической деятельности С.Г.Лазутин активно привлекал студентов к публикации архивных фольклорных материалов, научной обработке и систематизации фольклорных фондов, создавая условия для профессионального становления специалистов-филологов. В год подведения итогов деятельности университета за последние 100 лет необходимо осмыслить эту работу как определённый этап в накоплении и систематизации опытного научного знания в фольклористике и обозначить её перспективы.

Привлекать студентов к планомерной, научно-практической исследовательской работе по фольклористике С.Г.Лазутин начинает с 1960 года. Ежегодно студенты первого курса Воронежского университета стали выезжать в фольклорные экспедиции (в основном это сёла Воронежской области) и записывать фольклорные произведения разных жанров. Разрабатывается научная методика «полевых» записей фольклора, архивной систематизации собранного фактического материала, его теоретического обобщения. Студентами ведётся текстологическая работа по подготовке к научной публикации фольклорных текстов.

Методические принципы публикации фольклорного материала студентами складывались в научной практике постепенно. Ещё в 1950-е годы по собственным записям песенного фольклора 1949 – 1959 годов С.Г.Лазутин издаёт три сборника частушек: «Частушки Воронежской области» (1953 год), «Воронежские частушки»( 1958 год), «Молодёжные частушки» (1959 год). С 1962 по 1991 год в издательстве ВГУ выходит шесть фольклорных сборников, подготовленных к печати студентами филологического факультета: «Воронежские народные песни» (1962 год); «Частушки Черноземья» (1970 год); «Народные песни Воронежской области» (1974 год); «Воронежские сказки» (1977 год); «Воронежские народные песни в современной записи» (1978 год); «Воронежские народные песни в современной записи»(1991 год).

Как участница работы над последним фольклорным сборником, коснусь её основных этапов и принципов. Более двух лет продолжалась наша работа над сборником. Предметом исследования стал огромный фактический материал из фольклорного архива ВГУ, собранный за тридцать лет работы студенческих фольклорных экспедиций (50-е – 80-е годы), прежде всего за период с 1976 по 1987 год. Чисто техническая невозможность напечатать песню во всём богатстве её вариантов, существующих в Воронежской области и хранящихся в архиве университета (в то время – более 70 тысяч единиц), предполагала отбор фольклорного материала, отражающего специфику местной фольклорной традиции. Очень важно было исключить или по меньшей мере минимизировать субъективный фактор в отборе песенных текстов. Признавая научное значение для исторического и теоретического изучения фольклора каждого варианта песни, независимо от его содержания и сохранности, мы старались отобрать типичные для Воронежской фольклорной традиции варианты каждой песни, объективно отражающие особенности исторического этапа бытования песни в нашем крае. Степень сохранности фольклорной классики, выразительность жанровой специфики, особенности стиля, языка, характер бытования песни – словом, всё стало предметом нашего тщательного сопоставительного анализа. Из записей последних фольклорных экспедиций (ранее не опубликованных) каждый из нас отобрал около 100 песенных вариантов разных родов и жанров, соблюдая принцип текстологической точности и недопустимости каких-либо исправлений при их публикации.

Для составления научных комментариев к каждому песенному варианту мы проанализировали весь фольклорный архивный фонд, чтобы отразить в комментариях специфику вариативности песен, бытующих в Воронежском крае.

Следующий этап – это работа в Государственной библиотеке СССР имени Ленина. Мы просматриваем 67 фольклорных сборников, начиная от самых первых (конец XVIII века) до современных изданий. Перед нашими глазами предстаёт вся фольклорная классика: сборники М.Д.Чулкова «Собрание разных песен»(1770 – 1774 гг.), П.В.Киреевского «Песни, собранные П.В.Киреевским»(1860 – 1874), А.И.Соболевского «Великорусские народные песни»(1895 – 1902), М.Е.Пятницкого «Концерты М.Пятницкого с крестьянами» (1914 г.) и многие другие. Сравнивая варианты наших песен с ранее опубликованными, переписываем их полностью или частично. Благодаря этой работе был собран богатейший конкретный материал, наглядно демонстрирующий процесс изменения народно-песенных текстов на разных этапах исторического развития и открывающий широкие возможности для отдельного научного исследования каждой конкретной песни.

Важнейший этап работы – составление научных комментариев к песням. Нами были составлены полные комментарии, детально описывающие специфику изменений песни в процессе её бытования. Однако публикация такого рода обширных комментариев выходила за рамки нашей непосредственной задачи (опубликовать архивные материалы в полевой записи), потому в сборник вошли лишь краткие комментарии. Применительно к каждой песне указывалось: 1) кем, когда, где записана песня; 2) от кого (возраст исполнителя); 3) количество вариантов песни в фольклорном архиве кафедры; 4) характерные особенности варианта: полнота, устойчивость в процессе бытования (или имеет тенденцию к разрушению), распространённость по территории области, изменения структурного характера: появление дополнительных частей или утрата некоторых, переосмысление образов, контаминация (указываем с какими песнями) и другие данные, уточняющие специфику варианта, в том числе выразительных средств языка; 5) другие песенные собрания, в которых приводятся варианты исследуемой песни (с разделением на близкие и далёкие варианты, с указанием тома (части), номера песни, страницы.

При подготовке сборника планировалось ввести в научный обиход около 200 народных песен Воронежской области в современной записи. Песни планировалось напечатать в девяти разделах: 1) календарно-обрядовые; 2) свадебные; 3) любовные; 4) игровые, хороводные, плясовые; 5) шуточные; 6) семейно-бытовые; 7) песни о солдатчине; 8) исторические; 9) тюремные песни и мещанские романсы. Однако было принято решение исключить поздние по происхождению мещанские романсы, бытовые баллады и тюремные песни. В результате песни последнего раздела не вошли в сборник, а общее количество песен сократилось до 173.

В соответствии с научными требованиями к публикации фольклора, песенные материалы, составляющие содержание сборника, мы приводили в полевой записи, без какой-либо правки и обработки, по возможности сохраняя диалектные особенности речи, не затрудняющие понимание текста. Мною было прокомментировано 119 песен (в сборник вошло 43 песни).

В 1989 году я была направлена профессором С.Г.Лазутиным на научную студенческую конференцию, проходившую в рамках «Дня науки» на филологическом факультете МГУ, с докладом «Опыт подготовки студенческих фольклорных сборников». Сергей Георгиевич придавал этому выступлению серьёзное значение, поэтому ему предшествовала длительная и серьёзная подготовка. В присутствии ведущих профессоров кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова – В.П.Аникина и Н.И.Савушкиной – я должна была рассказать о практических результатах студенческой работы в Воронежском университете по собиранию и публикации произведений фольклора. Мне необходимо было дать характеристику этапов работы над сборником «Воронежские народные песни в современной записи», обозначить структурные составляющие комментариев к песням, а также коснуться вопроса вариативности народной песни и характера её бытования в Воронежском крае. Вопросы предлагались следующие: 1) Как бытуют традиционные песни, когда исполняются (почему входят в пассивный запас)? 2) Какие песни очень широко распространены, бытуют во многих вариантах и почему? Какие песни остаются в активном багаже? Сколько песен из фольклорного архива ВГУ находится в активном, живом функционировании? 3) Какие песни, хорошо сохранившиеся, можно привести в качестве примера? 4) Характер изменения песен: а) отпал зачин; б) изменения в сюжете («Зелёный дубочек…»); в) изменения в композиции (параллелизм); г) изменение образов; д) выпадение отдельных картин; е) контаминация (и почему); ж) изменения языка («во лузех» – «во лугах»), разрушение постоянных эпитетов, утрата символов. 5) Выводы об изменениях и причины, объяснения.

Научно-исследовательская работа, организованная профессором С.Г.Лазутиным, позволила нам, студентам, окунуться в сферу народной культуры, оказаться в духовном пространстве истинно народных ментальных ценностей. Мы ощутили жизнь песни во времени, её динамичность, неотъемлемую исконную вариативность, способность откликаться на запросы человеческой души и выражать соборную душу народа.





Список фольклорных сборников


1. Частушки Воронежской области: Записи 1949 – 1953 гг./Сост. С.Г.Лазутин. – Воронеж, 1953. – 155 с. Содержание: Лазутин С. Советская частушка послевоенного периода (вступительная статья). – С. 3 – 20; Частушки. – С. 21 – 142; [С.Г.Лазутин] Примечания. – С. 143 – 155.

2. Воронежские частушки / Сост. С.Г.Лазутин. – Воронеж, 1958. – 155 с. Содержание: Лазутин С. Советская частушка (вступительная статья). – С. 3 – 30; Частушки. – С. 33 – 154.

3. Молодежные частушки / Сост. С.Г.Лазутин. – Воронеж, 1959. – 95 с.

4. Воронежские народные песни: Сборник фольклорных записей студентов под редакцией доц. С.Г.Лазутина / Под руководством С.Г.Лазутина сборник подготовили: Л.Бочарникова, Г.Иванова, Н.Ковалёв, З.Левшина, Н.Митракова, Э.Муленко, Р.Николаенко, Т.Никонова, З.Пирогова, В.Свительский, Е.Трухачёва, Т.Фисенко, Л.Шифрина. – Воронеж, 1962. – 152 с. Содержание: С.Г.Лазутин. От редактора. – С. 3 – 7; Исторические песни. – С. 9 – 13; Солдатские песни и песни о солдатах. – С. 14 – 23; Любовные и бытовые песни. – С. 24 – 49; Свадебные песни. – С. 50 – 73; Шуточные песни. – С. 74 – 80; Песни литературного происхождения. – С. 81 – 92; Частушки. – С. 93 – 118; Комментарии. – С. 119 – 143; В.Свительский. К истории собирания и изучения песен Воронежской области. – С. 144 – 148.

5. Частушки Черноземья / Под наблюдением профессора С.Г.Лазутина и доцента А.И. Кретова сборник составили: Т.Герасева, Н.Загнойко, Г.Ковалёв, И.Концедалова, Н.Молчанова, Л.Пашина; Под ред. С.Г.Лазутина, А.И. Кретова. – Воронеж, 1970.– 312 с. Содержание: Лазутин С.Г., Кретов А.И. О частушках чернозёмных областей. – С. 3 – 21; Частушки о старой жизни. – С. 23 – 62; Частушки о гражданской войне и жизни 20-х годов. – С. 63 – 79; Частушки о жизни 30-х годов. – С. 81 – 116; Частушки о Великой Отечественной войне. – С. 117 – 140; Частушки послевоенного времени. – С. 141 – 204; Любовные частушки. – С. 205 – 294; И.Л.Лазарев. Частушки в репертуаре художественной самодеятельности. – С. 295 – 308; Краткий словарь личных имён, географических названий, местных слов и выражений. – С. 309 – 311.

6. Народные песни Воронежской области / Под руководством профессора С.Г.Лазутина сборник составили: Н.Молчанова, Н.Воисович, И.Доманина, Н.Жирнова, Т.Курченко, Л.Куценко, И.Лапинская, Н.Лапынина, Т.Логинова, Т.Новикова, Л.Радина, Л.Сухорукова, В.Ткаченко, Г.Филотова, Т.Филимонова; Под ред. С.Г.Лазутина. – Воронеж, 1974. – 143 с. Содержание: С.Г.Лазутин. От редактора. – С. 3 – 4; Любовные песни. – С. 5 – 37; Свадебные песни. – С. 38 – 57; Семейно-бытовые песни. – С. 58 – 87; Социально-исторические песни. – С. 88 – 95; Шуточные, плясовые, хороводные песни. – С. 96 – 112; Комментарии. – С. 113 – 138.

7. Народные сказки Воронежской области. Современные записи / Под ред. [и с предисл.] А.И.Кретова; Сост. Н.Молчанова и др. – Воронеж, 1977. –175 с.

8. Воронежские народные песни в современной записи / Под руководством С.Г.Лазутина и Н.И.Копыловой сборник составили: Т.В.Авдеева, Н.Н.Бабкина, И.А.Воробьёва, Т.А.Долженко, Л.С.Кателина, Л.М.Постникова, Н.А.Пятунин, Г.И.Романенкова. Отв. ред. Н.И.Копылова. – Воронеж, 1978. – 88 с. Содержание: С.Лазутин. Предисловие. – С. 3 – 6; Социально-исторические песни. – С. 7 – 9; Песни о солдатчине. – С. 10 – 20; Любовные песни. – С. 21 – 31; Свадебные песни. – С. 32 – 49; Семейно-бытовые песни. – С. 50 – 59; Песни хороводные, плясовые, шуточные. – С. 60 – 68; Комментарии. – С. 69 – 84.

9. Воронежские народные песни в современной записи / Сборник подготовили под руководством профессора С.Г.Лазутина старший лаборант Т.В.Мануковская, студенты филологического факультета ВГУ Л.Абакелия, М.Воронова, Н.Затолокина, Л.Малюженко, Г.Орлова и Н.Фисун; Под ред. заслуженного деятеля науки РСФСР проф.С.Г.Лазутина. – Воронеж, 1991. – 136 с. Содержание: С.Г.Лазутин. От редактора. – С. 3 – 5; Календарно-обрядовые песни. – С. 6 – 7; Свадебные песни. – С.8 – 27; Любовные песни. – С. 28 – 52; Игровые, хороводные и плясовые песни. – С. 53 – 68; Шуточные песни. – С. 69 – 76; Семейно-бытовые песни. – С. 77 – 91; Социально-исторические песни. – С. 88 – 95; Песни о солдатчине. – С. 92 – 100; Исторические песни. – С. 101 – 105; Комментарии. – С. 106 – 131.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!