СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное искусство классицизма

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Искусство, 11 класс» Г. И. Данилова (базовый уровень)

Раздел 1. «Искусство Нового времени».

Тема урока № 8 «Изобразительное искусство классицизма».

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: Урок – исследование.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство классицизма»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСКУССТВО

(МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА) В 11 КЛАССЕ

Учитель музыки: Захарова Татьяна Владимировна,

МОУ «Ястребовская СОШ им. И. И. Золотухина»

Мантуровского района

высшая квалификационная категория.

УМК «Искусство, 11 класс» Г. И. Данилова (базовый уровень)

Раздел 1. «Искусство Нового времени».

Тема урока № 8 «Изобразительное искусство классицизма».

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: Урок – исследование.

Цель и задачи урока:

  • формировать исследовательские, коммуникативные, информационные умения;

  • формировать информационную культуру учащихся;

  • развивать умения определять характерные особенности изобразительного искусства классицизма, на примере картин художника Н. Пуссена;

  • формировать уважение и осознание ценности искусства классицизма, проявление устойчивого интереса к их художественному наследию;

  • развить умение работать с учебной литературой;

  • сформировать интерес к современному анаморфному искусству;

  • развить критическое и логическое мышление;

  • реализовывать свой творческий потенциал.

Этапы урока:

Этап 1. Мотивационный – 2 минуты.

Этап 2. Этап актуализации и проверки знаний по предыдущему материалу – 5 минуты.

Этап 3. Создание проблемной ситуации – 3 минуты.

Этап 4. Изучение нового материала – 10 минут.

Этап 5. Первичное закрепление полученных знаний – 8 минут.

Этап 6. Физкультминутка – 2 минуты.

Этап 7. Практическое применение новых знаний – 10 минут.

Этап 8. Рефлексия – 5 минут.

Методы и приемы на уроке:

Словесно-индуктивный (беседа, рассказ, диалог).

Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ произведений искусства, чтение текста в учебнике, нахождение информации в сети Интернет по ссылке).

Наглядный (презентация, видео).

Игровой (тексты с ошибками).

Создание положительной атмосферы (звучание фрагмента оперы К. Глюка, создание творческого проекта, рассказ на фоне классической музыки).

Оборудование: компьютер, 3 ноутбука для учащихся, проектор, экран, флеш-накопитель, презентация и видео к уроку, тетради в клетку, карандаши простые, ножницы, ластик.

Ход урока.

Этап 1. Организационный и мотивационный.

Создание условий для эмоционального восприятия темы урока.

В начале урока звучит отрывок из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Учитель: Добрый день! Бывали вы когда-либо на море. Вспомните, как приятно, когда теплые морские волны омывают тебя. Давайте превратимся в волны и постараемся искупать в море волн, которые искрятся на солнце, друг друга. Еще я бы хотела бы вам пожелать, чтобы на протяжении всей своей жизни, вы не забывали о тех минутах искусства, которых мы с вами провели вместе, наслаждаясь произведениями, созданными несколько тысячелетий назад и современным искусством. Для урока нам понадобится карандаш, линейка, ластик, ножницы и чертежная бумага (или листочки в клеточку). Проверьте, все ли у вас есть на парте. Сегодня мы с вами будем не только анализировать произведения искусства прошлого, но и сами попробуем себя в роли художников современности.

Этап 2. Этап актуализации и проверки знаний по предыдущему материалу.

Учитель: Мелодией, прозвучавшей в начале, я хотела бы вам напомнить о теме нашего прошлого урока, где мы познакомились с новой эпохой – эпохой классицизма. Задание для пары: разделите беспорядочно развешанные изображения и соотнесите их к определенной для вас теме, объясните, почему вы так их распределили. Задание для третьего: заполнить сравнительную таблицу архитектурных стилей барокко и классицизма.

(На доске висят изображения: Площадь перед собором Святого Петра, Андреевская церковь, Дворцовая площадь Зимнего дворца, Собор Смольного монастыря, Екатерининский дворец, Версальский дворец, Зеркальная галерея версальского дворца, Версальский парк, Люксембургский дворец, Малый Эрмитаж).

(В таблице необходимо сравнить архитектурные стили барокко и классицизма).

Двое учащихся распределяют архитектурные сооружения по стилям барокко и классицизма. Учащийся заполняет сравнительную таблицу.

Учитель: Молодцы, с заданиями вы справились. Но я приготовила еще один вопрос. Послушайте стихотворение, о каком сооружении идет в нем речь?

«Была природа в парке этом

Как будто неживой

Как будто с выспренним сонетом,

Возились там с травой…

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

Заученном цветы».

(Ответы учащихся: Речь идет о Версальском дворце, построенном в 1666-1680 гг. во Франции при Людовике IV).

Этап 3. Создание проблемной ситуации.

На экране проецируется портрет художника Н. Пуссена.

Учитель: Каким предстает перед вами художник Никола Пуссен? Какие черты, на ваш взгляд, будут присущи его творчеству? (Ответы учащихся).

Учитель: Почему я выбрала именно его для изучения новой темы? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы обучающихся)

Учитель: Свой автопортрет Никола Пуссен написал в 1649 году, изобразив на нем себя в возрасте 53 лет. Внимательно рассмотрите его автопортрет и постарайтесь описать, что вы видите на нем.

На фоне мелодии Глюка «Мелодия» учащийся рассказывает о картине.

Учащийся: В центре полотна находится сам Пуссен, облаченный в черную мантию, которая закрывает его наглухо. Под горлом маленький белый воротник отделяет черную ткань от кожи на шее. Длинные облегающие рукава одеяния доходят до запястий, плотно прижимаясь к коже. В правой руке он держит книгу, а в левой — карандаш. Это выгляди так, будто он собирается сделать набросок чего-то. Темные, почти черные волосы ниспадают по плечам, в них еще не прокралась седина. Аккуратные усы тонкой линией расположены над верхней губой, на остальной части подбородка нет ни бороды, ни щетины. Его взгляд, обращенный за пределы картины, спокоен и будто изучает нас, находящихся по эту сторону картины. Черные брови и небольшие морщины, уже появившиеся на лице господина, ничуть его не портят. Позади него коричневая стена, на которой не изображено ничего, кроме рельефа, выбитого на ней.

Этап 4. Изучение нового материала.

Учитель: Имя Никола Пуссена не зря прочно закреплено с понятием «классицизм». Именно этот французский художник был основоположником, главным представителем живописи данного направления, и все его картины являются ярким воплощением классики и монументальности живописи. Каждая известная картина Пуссена – это произведение высшего искусства, историко-монументальный шедевр с самыми известными сюжетами литературы, истории и мифологии Запада. Композиция Пуссена отличается чеканностью, ритмом, который доведен до идеала и читается в произведении даже при рассмотрении репродукций. Локальные пятна пуссеновского колорита не были повторены до и после художника, настолько профессиональна и уникальна его техника.

Никола Пуссен славился своим умением раскрывать темы современной для него эпохи. Он пытался показать примеры высокой морали и доблести. В его творчестве на протяжении всей его жизни можно проследить постоянство, моральную и идейную направленность. Пуссен принадлежал своему времени. По словам Н. Дмитриевой, «он писал мифологические картины, умышленно противопоставляя их современности. Он трактовал их как величавые видения безвозвратно исчезнувшего или никогда не бывшего золотого века. Строгий мечтатель — так можно было бы назвать Пуссена». Картина, которая принесла ему успех в Италии, — «Смерть Германика».

На экране проецируется картина «Смерть Германики» Н. Пуссена.

Учитель: Ваша задача выбрать для себя роль от лица, которого вы будете анализировать картину «Смерть Германики» в веб-квесте. Предлагаю вам роли: историка, искусствоведа, живописца. С помощью Интернет-ресурсов по ссылке, указанной на сайте квеста.

(Работа с Интернет-ресурсами, ответы учащихся).

Учитель: Еще раз внимательно рассмотрите картину, определите, какие черты стиля классицизма нашли в ней отражение?

(Ответы учащихся: В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок).

На экран проецируется картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи».

Учитель: Написанное маслом полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи» привлекает внимание идиллическим пейзажем, яркими красками, компактной композицией и философской глубиной. В безмятежной стране Аркадии, которая ассоциировалась с Раем, группа людей неожиданно находит надгробие. Около неординарной находки разворачивается действие. Прочтите текст в учебнике на странице 77 – 78. Найдите ответ на вопрос. Какие идеи классицизма нашли в ней яркое и полное отражение? (Ответы учащихся: чёткость форм, пластическая завершённость и точность рисунка, ясность и уравновешенность геометрической композиции. Строгость пропорций, плавный, чёткий линейный ритм прекрасно передают строгость и возвышенность идей и характеров).

Этап 5. Первичное закрепление полученных знаний.

Учитель: Кто из художников говорил о своем творчестве такие слова: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь… Мое естество влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету»? (Ответы учащихся: Это слова художника Н. Пуссена).

Учитель: Индивидуальные задания. В описательных текстах известных картин Н. Пуссена есть ошибки и пропущены слова, найдите и исправьте их.

Учащиеся выполняют задания.

Учитель: Назовите особенности творчества Николы Пуссена? (Ответы учащихся: упорядоченность, гармония, четкость форм; предпочтение героическим поступкам и деяниям; его герои – сильные, волевые люди, обладающие высокими моральными качествами; создание обобщенных образов, близких к канонам античной красоты; математически выверенная система организации пространства).

Этап 6. Физкульминутка.

Учитель: Однообразная сидячая работа, как мы знаем, приводит ко многим негативным последствиям, чтобы этого с вами не случилось, предлагаю гимнастику для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И, конечно же, для того, чтобы приступить к следующему этапу работы, нам необходима гимнастика для профилактики близорукости.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо.

Этап 7. Практическое применение новых знаний.

Учитель: Наш сегодняшний урок проходит в рамках «Неделя науки в школах». Я хочу вам предложить просмотреть интересное видео. Скажите, что необычного вы в нем увидели? Как видео переплетается с сегодняшней темой.

Проецируется на экран видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=tBNHPk-Lnkk

(Ответы учащихся: В видео есть что-то фантастическое, мистическое, как и в произведениях Пуссена).

Учитель: В видео рассказывается о таком виде современного искусства, как анамофорное искусство – это оригинальный вид творчества, в котором вроде бы из непонятного и абстрактного при рассмотрении с другого угла обзора, под другим освещением, появляется что-то потустороннее, мистическое. Рассмотрите картину Ганса Гольбейна «Послы». Что вы необычного вы увидели?

На экран проецируется картина Г. Гольбейна «Послы».

(Ответы учащихся: из общей композиции картины весьма выбивается непонятное вытянутое пятно в нижней части картины).

Учитель: На картине изображен посол Франции и его друг. Предметы на картине, указывают на то, что люди много путешествовали, хорошо образованы и интересуются искусством. В нижней части картины мы видим смутное и аляповое пятно, поставленное художником, бог знает для чего. Но стоит чуть склонить голову, присмотреться, и становится понятно, что это человеческий череп, скалящийся вечной костяной ухмылкой смерти. Давайте попробуем использовать компьютерную программу «Paint.net» и повернуть картину вправо.

Используя программу, удается разглядеть человеческий череп.

Учитель: Слово анаморфный (anamorhic) происходит от двух греческих слов "ana" (снова) и "morphe" (форма). В настоящее время анаморфное искусство используется в рекламе. Логотип создается в виде двухмерного изображения, помещается в центре. При наведении камеры с определенной точки он кажется объемным.

На экран проецируется картинка рекламы пепси.

Учитель: Приступаем к практической части урока. Возьмите бумагу в клетку, поверните ее так, чтобы она располагалась так, чтобы квадраты находились под углом 45 градусов. Начните делать основную схему здания карандашом. Области тени, на которой вы хотели бы имели лёгкий оттенок, протрите пальцем, чтобы распространить его вокруг. Теперь вырезаем рисунок, как показано на слайде.

Учащиеся выполняют задания, ориентируясь на слайды.

Учитель: Теперь у вас есть настоящая анаморфная иллюзия, сделанная из объемного рисунка на бумаге своими руками, в виде 3D-здания! На основе анаморфного искусства появился 3D-мэппинг – ультрасовременное направление в искусстве, которое позволяет создавать театрализованное шоу. Это некая игра с пространством, которая поражает воображение. Подобные эффекты используются в кино или компьютерных играх. Человек, который наблюдает за видео-мэппингом, должен находиться в определенной точке. Может быть, кто-то из вас заинтересуется этими видами искусства, и так как, заканчиваете 11 класс, продолжите их изучение и прославите нашу школу в науке или искусстве.

На экран проецируется видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=tHmyFRwPLVw.

Этап 8. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? (Ответы учащихся).

Какие результаты на уроке мы получили: составьте сиквейн: 1 строка – тема урока (одно существительное), 2 строка – опишите тему (два прилагательных), 3 строка – опишите действия на уроке (три глагола), 4 строка – фраза, имеющая отношение к теме урока, к уроку, 5 строка – синоним, который позволит расширить или обобщить тему урока. (Учащиеся выполняют).

Учитель: Где можно применить полученные на уроке знания? (Ответы учащихся).

Учитель: Понравился ли вам урок? (Отвечают на вопрос, используя методику незаконченного предложения: «Мне было интересно на уроке, потому что…» или «Мне было на уроке неинтересно, потому что…»).

Выставляются оценки за урок.

Звучит музыка Бетховена.

Учитель: Наш урок мне хочется закончить прослушиванием фрагмента «Лунной сонаты» Бетховена, которая стала романтическим началом в творчестве композитора. Романтизм – это новый стиль и мы будем изучать на его следующем уроке. Спасибо за работу на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!