Изобразительное искусство классицизма и рококо
Никола Пуссен — художник классицизма
Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Николы Пуссена (1594— 1665). При жизни его называли «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».
Являясь ярким выразителем идей классицизма, Пуссен выработал творческий метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, точный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.
По мнению Пуссена, главными критериями художественной правды и красоты являются разум и мысль. Вот чему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выбор тем Пуссен отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти.
Главным предметом искусства, по мнению художника, является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — сильные, волевые люди, обладающие высокими нравственными качествами. Они нередко попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера. Их возвышенные чувства живописец передавал через позы, мимику и жесты.
Из исторических сюжетов Пуссен выбирал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника (Священного Писания, «Метаморфоз» Овидия или «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).
Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп.
Изобразительное пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь незначительную зону на втором плане. В большинстве полотен Пуссена точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром.
Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции.
Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Взаимосвязь основных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.
Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные темы, а также пейзажей. В них почти всегда можно найти отточенные мизансцены, полные раздумий и драматизма. Обращаясь к далёкому прошлому, он не пересказывал, а творчески воссоздавал, перебсмысливал хорошо известные сюжеты.
Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения. Строгость пропорций, плавный, чёткий линейный ритм прекрасно передавали строгость и возвышенность идей и характеров.
В основе картины лежит глубокая философская мысль о бренности земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов, жителей счастливой Аркадии (области на юге Греции, являющейся символом вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий), случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «Ия был в Аркадии. Но теперь меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне читающих эту надпись». Смысл этих слов заставляет их задуматься... Один из пастухов смиренно склонил голову, опершись рукою о могильную плиту. Второй, опустившись на колено, водит пальцем по буквам, пытаясь прочитать полустёртую надпись.
Третий, не отрывая руки от печальных слов, поднимает вопрошающий взгляд на свою спутницу. Женщина, стоящая справа, также спокойно смотрит на надпись. Она положила руку на его плечо, словно пытаясь помочь примириться с мыслью о неизбежном конце. Таким образом, фигура женщины воспринимается как средоточие душевного умиротворения, того философского равновесия, к которому автор подводит зрителя.
Пуссен явно стремится к созданию обобщённых образов, близких к канонам античной красоты: они действительно физически совершенны, молоды и полны сил. Фигуры, во многом напоминающие античные статуи, уравновешены в пространстве. В их написании художник использовал выразительную светотень.
Глубокая философская идея, лежащая в основе картины, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Как в римском рельефе, главное действие разворачивается на сравнительно неглубокой площадке переднего плана. Композиция картины предельно проста и логична: всё строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам, достигнутым благодаря точности математического расчёта. Персонажи почти симметрично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удаётся создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим законам разума.
Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим средством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы обычно подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане обычно преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором — тёплые, зелёные, на третьем — холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классической красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, а красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной листвы безмятежного пейзажа.
В целом картина была проникнута ощущением затаённой грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоическое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти роднило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбежное проявление закономерности бытия.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо
Главные темы живописи рококо — изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М.Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».
Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.
Антуана Ватто (1684—1721) современники называли «поэтом беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.
Одна из прославленных картин художника — «Паломничество на остров Киферу», благодаря которой он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры и получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу — остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи с изображением Венеры и амуров, один из которых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекраснейшую из богинь. У подножия статуи сложены оружие, доспехи, лира и книги — символы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно способна победить всё!
Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во взаимоотношениях героев царит язык намёков: внезапно
брошенные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборванная на полуслове... Во всём чувствуется гармония человека и природы. Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник любви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой корабль, который перенесёт их из нереального мира в мир будничной действительности. Чудесный парусник — корабль любви — готов к отплытию. Тёплые, мягкие краски, приглушённые цвета, лёгкие, едва коснувшиеся холста мазки кисти — всё это создаёт особую атмосферу очарования и любви.
И снова землю я люблю за то,
Что так торжественны лучи заката,
Что лёгкой кистью Антуан Ватто
Коснулся сердца моего когда-то.
Г. Иванов
К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов. Жиль — главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро — герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собеседника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановившимся взглядом есть что- то трогательное и незащищённое. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубоких и многозначительных образов в истории мировой живописи.
В художественном отношении картина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Призрачно-белый балахон написан осторожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельнолиловые, серовато-охристые тона струятся и переливаются, разбиваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удивительную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с высказыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплавленным янтарём».
Франсуа Буше (1703—1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Вторые видели в нём «художника-лицемера», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».
Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в её руке — явный намёк на просвещённость и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого живописца короля».
Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намёками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!
В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — всё это делает Ф. Буше непревзойдённым живописцем. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.