СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА" (9-11КЛ.)

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка»

Изобразительно-выразительные средства языка Тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении

Изобразительно-выразительные средства языка

Тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении

Метафора  – один из основных видов тропа. В основе метафоры лежит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. ( «Горит восток зарёю новой». «Звезда пленительного счастья» ).

Метафора – один из основных видов тропа. В основе метафоры лежит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. ( «Горит восток зарёю новой». «Звезда пленительного счастья» ).

Сравнение – сопоставление двух явлений или предметов, обладающих общим признаком. «Анчар, как грозный часовой» «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» Эпитет – художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак явления. «Седое море», «железный стих»

Сравнение – сопоставление двух явлений или

предметов, обладающих общим признаком.

«Анчар, как грозный часовой»

«Морозной пылью серебрится

его бобровый воротник»

Эпитет – художественное определение,

подчеркивающее наиболее существенный признак явления.

«Седое море», «железный стих»

Метонимия  – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности ; наложение на переносное значение слова его прямого значения. « Я три тарелки съел » (И. Крылов). Слово «тарелка» обозначает одновременно два явления – кушанье и тарелку. Явления, приводимые в связь посредством метонимии, могут относиться друг к другу как вещь и материал ( « Не то на серебре, - на золоте едал » ) ; содержимое и содержащее ( « Трещит затопленная печь » ) ; носитель свойства и свойство ( « Смелость города берёт » ) ; творение и творец ( «Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесёт » ).

Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности ; наложение на переносное значение слова его прямого значения. « Я три тарелки съел » (И. Крылов). Слово «тарелка» обозначает одновременно два явления – кушанье и тарелку. Явления, приводимые в связь посредством метонимии, могут относиться друг к другу как вещь и материал ( « Не то на серебре, - на золоте едал » ) ; содержимое и содержащее ( « Трещит затопленная печь » ) ; носитель свойства и свойство ( « Смелость города берёт » ) ; творение и творец ( «Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесёт » ).

Синекдоха  – словесный приём, посредством которого целое (вообще нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее) ; разновидность метонимии. Например: « Эй, борода !» (совмещены значения «человек с бородой» и «борода» ;  « И вы, мундиры голубые …» (о жандармах).

Синекдоха – словесный приём, посредством которого целое (вообще нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее) ; разновидность метонимии. Например: « Эй, борода (совмещены значения «человек с бородой» и «борода» ; « И вы, мундиры голубые …» (о жандармах).

Оксиморон (оксюморон) – остроумно-глупое, сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза: «убогая роскошь наряда» (Некрасов), «худой мир лучше доброй ссоры» ;  «ей весело грустить, такой нарядно обнажённой» (Ахматова)

Оксиморон (оксюморон) – остроумно-глупое, сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза: «убогая роскошь наряда» (Некрасов), «худой мир лучше доброй ссоры» ; «ей весело грустить, такой нарядно обнажённой» (Ахматова)

 Аллегория – образное иносказание. Аллегорические образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто иное. Гипербола – преувеличение. « Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива ». Маяковский. Литота – преуменьшение. « Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить » . Некрасов.

Аллегория – образное иносказание. Аллегорические образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто иное.

Гипербола – преувеличение. « Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива ». Маяковский.

Литота – преуменьшение. « Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить » . Некрасов.

Перифраза – троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: от самых простых случаев ( « погрузился в сон » вместо «заснул») до самых сложных ( « с длинных усов, напудренных тем самым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит уже несколько « тысяч лет весь род человеческий » вместо «с седых усов» - Н. В. Гоголь).

Перифраза – троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: от самых простых случаев ( « погрузился в сон » вместо «заснул») до самых сложных ( « с длинных усов, напудренных тем самым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит уже несколько « тысяч лет весь род человеческий » вместо «с седых усов» -

Н. В. Гоголь).

Стилистические фигуры - особые способы построения предложения, усиливающие выразительность речи

Стилистические фигуры -

особые способы построения предложения, усиливающие выразительность речи

 Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. « Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь » . М. Волошин. « Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах ». А. Белый

Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

« Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь » . М. Волошин. « Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах ». А. Белый

Антитеза – противопоставление явлений и понятий. К добру и злу постыдно равнодушны. И ненавидим мы, и любим мы случайно . М.Лермонтов Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Знаете ли вы украинскую ночь? Н.Гоголь

Антитеза – противопоставление явлений и понятий.

К добру и злу постыдно равнодушны.

И ненавидим мы, и любим мы случайно .

М.Лермонтов

Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Знаете ли вы украинскую ночь? Н.Гоголь

Инверсия – необычный порядок  расположения слов в предложении. Гремят раскаты молодые . Параллелизм – сочетание двух или нескольких смежных строк стихов с одинаковой синтаксической конструкцией: В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут …

Инверсия – необычный порядок

расположения слов в предложении.

Гремят раскаты молодые .

Параллелизм – сочетание двух или

нескольких смежных строк стихов с

одинаковой синтаксической конструкцией:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут

 Парцелляция – фигура мелодики речи, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения (на письме – знаками препинания): А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!.. А.Грибоедов

Парцелляция – фигура мелодики речи, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения (на письме – знаками препинания):

А всё Кузнецкий мост и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!..

А.Грибоедов

Анафора (единоначатие) – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам … Н.Некрасов

Анафора (единоначатие) – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам

Н.Некрасов

Эпифора – повторение  заключительных слов. Там жених с невестой ждут,- Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - Нет попа, А я и тут.

Эпифора – повторение

заключительных слов.

Там жених с невестой ждут,-

Нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, -

Нет попа,

А я и тут.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!