Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении
Метафора – один из основных видов тропа. В основе метафоры лежит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. ( «Горит восток зарёю новой». «Звезда пленительного счастья» ).
Сравнение – сопоставление двух явлений или
предметов, обладающих общим признаком.
«Анчар, как грозный часовой»
«Морозной пылью серебрится
его бобровый воротник»
Эпитет – художественное определение,
подчеркивающее наиболее существенный признак явления.
«Седое море», «железный стих»
Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности ; наложение на переносное значение слова его прямого значения. « Я три тарелки съел » (И. Крылов). Слово «тарелка» обозначает одновременно два явления – кушанье и тарелку. Явления, приводимые в связь посредством метонимии, могут относиться друг к другу как вещь и материал ( « Не то на серебре, - на золоте едал » ) ; содержимое и содержащее ( « Трещит затопленная печь » ) ; носитель свойства и свойство ( « Смелость города берёт » ) ; творение и творец ( «Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесёт » ).
Синекдоха – словесный приём, посредством которого целое (вообще нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее) ; разновидность метонимии. Например: « Эй, борода !» (совмещены значения «человек с бородой» и «борода» ; « И вы, мундиры голубые …» (о жандармах).
Оксиморон (оксюморон) – остроумно-глупое, сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза: «убогая роскошь наряда» (Некрасов), «худой мир лучше доброй ссоры» ; «ей весело грустить, такой нарядно обнажённой» (Ахматова)
Аллегория – образное иносказание. Аллегорические образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто иное.
Гипербола – преувеличение. « Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива ». Маяковский.
Литота – преуменьшение. « Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить » . Некрасов.
Перифраза – троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: от самых простых случаев ( « погрузился в сон » вместо «заснул») до самых сложных ( « с длинных усов, напудренных тем самым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит уже несколько « тысяч лет весь род человеческий » вместо «с седых усов» -
Н. В. Гоголь).
Стилистические фигуры -
особые способы построения предложения, усиливающие выразительность речи
Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
« Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь » . М. Волошин. « Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах ». А. Белый
Антитеза – противопоставление явлений и понятий.
К добру и злу постыдно равнодушны.
И ненавидим мы, и любим мы случайно .
М.Лермонтов
Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Знаете ли вы украинскую ночь? Н.Гоголь
Инверсия – необычный порядок
расположения слов в предложении.
Гремят раскаты молодые .
Параллелизм – сочетание двух или
нескольких смежных строк стихов с
одинаковой синтаксической конструкцией:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут …
Парцелляция – фигура мелодики речи, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения (на письме – знаками препинания):
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!..
А.Грибоедов
Анафора (единоначатие) – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам …
Н.Некрасов
Эпифора – повторение
заключительных слов.
Там жених с невестой ждут,-
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, -
Нет попа,
А я и тут.