Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДШИ
«Изобразительное искусство»
Программа для ДШИ отделения раннего эстетического развития
Составитель:
Учитель по изобразительному искусству
Кулементьева Татьяна Юрьевна
Миасс
Пояснительная записка
Данная программа написана для обще эстетического отделения школы искусств.
Дополнительное образование в сфере изобразительного искусства, играет важную роль в воспитании и образование подрастающего поколения.
Возраст учащихся раннего эстетического развития 4- 6 лет.
Именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему прекрасному.
Они открыты для восприятия духовных и культурных ценностей и идеалов.
В отличие от типовой программы, программа для общего эстетического образования направлена на более глубокое знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, а также на практическое изучение детьми художественных материалов.
Она обогащена темами содержащими в себе национально- региональный компонент. Широко и многократно знакомит учащихся с народными праздниками и обрядами, и при этом дает возможность ребенку побывать участником, творцом зрелищного искусства. Кроме этого, программа знакомит учащегося и с мировой художественной культурой, что не предусмотрено типовой программой общеобразовательной школы. Тесная связь с музыкальным отделением делает возможным проводить уроки, направленные на восприятие темы через прослушивание музыки, разучивания танца.
В этом случае очень интересным может получиться игровое занятие в конце четверти или года, что практически не возможно в условиях программы общеобразовательных школ.
Самое ценное качество данной программы в том, что она является профессионально ориентирующей и готовит учащихся к поступления на первый курс художественного отделения ДШИ. Программа рассчитана на три года обучения на отделении раннего развития. В ее основе лежит учебное пособие «Росток» разработанная педагогами челябинской области, а также материалы эстетического воспитания Б.М. Неменского. Программа создана, систематизирована и обогащена тематическим материалом, полученным в результате методическим и практической работы преподавателей ДШИ. Данная программа ориентирована на восемь лет ( три года раннего развития, и пять лет общего эстетического образования). В каждой возрастной группе предусмотрены дифференцированные усложнение задач, формирования видов изобразительной деятельности детей. Длительность блоков занятий может завесить от временных изменений в природе, от жизненных потребностей детей. Построение программы по принципу Б.М. Неменского «Искусство от родного порога» к диалогу культур позволит народу с изучением искусства России, познакомить школьников с природными богатствами и промыслами родного региона, а также искусством других стран и народов мира». Именно поэтому была взята программа Б.М. Неменского за основу при составлении программы для обще эстетического отделения. Практическая работа может быть организованна как на уроках, так и в повседневной жизни. Методические рекомендации предполагают простую схему занятий: художественное восприятие деятельности произведения искусства- пояснения способа выполнения работ- практическая работа детей- итог занятий. Преподаватель может вносить различные игровые и мотивационные приемы так, что бы они представляли из себя целостный сценарий в котором активными участниками были бы преподаватель (Режиссер) и дети (артисты). Различные формы организации занятий предполагают как индивидуальные, так коллективные виды работ. В конце учебного года или блока занятий проводится своеобразный зачет, осознания детьми роли искусства и своего творчества как итог выполненной работы, с показом достижений.
Учебно- тематический план по изобразительному искусству
1 год обучения (4 года)
№ | Темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Учимся рисовать красками» 1 четверть «Знакомство с цветом» «Мыльные пузырьки» «Фрукты, овощи» «Овощи» «Радуга» «Разноцветные переливы» «Пейзаж» «Бусинки» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: | 8 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 2 четверть «Настроение» «Осень» «Узор в квадрате» «Салфетка» «Цветы и листья» «Ночь и день» «Объемный шар» «Деревья» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: | 8 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | 3 четверть «Узор» «Добрый замок» «Злой замок» «Домики» «Легкий и тяжелый» «Портрет» «Цветок» «Точки и линии» «Волны и зигзаги» «Угадай, кто это?» «Дорисуем картинку» «Рисуем круги» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: | 12 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 4 четверть «Рисуем овалы» «Рисуем прямоугольники и квадраты» «Рисуем треугольники» «Учимся штриховать» «Дорисуй и раскрась» «Рисуем птиц, зверей» «Симметрия» «Ближе, дальше» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: | 8 часов |
Результат первого года обучения (4 года)
В течении первого года обучения дети знакомятся с многообразием изобразительных материалов, приобретают некоторые навыки работы с такими материалами как гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. По окончанию первого года обучения дети хорошо знают три основных цвета и умеют получать из них составные цвета, умеют использовать в работе палитру, смешивая краски и добиваясь многообразия красочных смесей. Дети осваивают простейшие правила предметов круглой и прямоугольной формы. Создавая игровую ситуацию рисуя вместе с детьми, выполняем отчётливые изображения предмета, дети в течении года осваивают основные средства передачи мысли (линия, пятно, цвет, объем). Учились свободно владеть карандашом- без напряжения проводить линии в нужных направлениях. Учились правильно работать акварельными красками- разводить и смешивать краски, ровно покрывать ими нужную поверхность, не оставляя белых не закрашенных мест. К концу первого года обучения ребенок получает опыт наблюдения за природой в разные времена года, знакомиться с произведениями художника и что самое ценное, учиться выражать свое отношение к увиденному. Дети учатся выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира. Учиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления ( человека, дом, животное, времена года и т.д.). к концу первого года дети воспринимают изобразительное искусство, как средство выражения чувств, фантазии, творческого воображения человека
2 год обучения (5 лет)
№ | Темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Мир вокруг нас» 1 четверть «Волшебные краски» «Осенние деревья» «Цветик-семицветик» «Рисование фруктов и овощей» «Рисование геометрических фигур» «Звери в лесу» «Кораблик» «Натюрморт» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: | 8 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 2 четверть «Что это? Дорисуй» «Узор в полосе» «Узор в квадрате» «Фантастический образ» «Снежинки» Украшение варежек» «Снеговик» «Ёлка» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
Итого: | 8 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11. 12. | 3 четверть «Какие бывают облака» «Черное и белое» «Портрет» «Узор на мяче» «Наша улица» «Праздничная открытка для папы» «Кистевой рисунок» «Линия и цвет» «Праздничная открытка для мамы» «Рисование рыб» «Подводное царство» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: | 12 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 4 четверть «Рисование петуха» «Свирепый лев» «Жадные мышки» «Пасхальные яйца» «Пришла весна. Рисование одуванчиков» «Цветы сирени» «Поляна цветов» «Итоговое занятие за весь год» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
| Итого: За весь год: | 8 часов 36 часов |
3 год обучения (6 лет)
№ | Темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Фантазия и реальность» 1 четверть «Цвет и его свойства» «Осенние деревья» «Осенний ковер» «Осенний дождь» «Осенний букет» «Геометрические фигуры» «Рисование фруктов. Цветовая гамма» |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа |
| Итого: | 8 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | 2 четверть «Осенний пейзаж» «Рисование фигуры человека» «В осеннем парке» «Рисование костра. Теплые и холодные цвета» «Узор в квадрате. Теплые и холодные цвета» «Портрет» |
1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 2 часа |
| Итого: | 8 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 3 четверть «Новогодние маски» «Зимние деревья» «Зимние развлечения» «Город будущего» «Праздничная открытка для папы» «Праздничная открытка для мамы» «Мы ждем весну. Какого цвета весна» |
1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа |
Итого: | 12 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | 4 четверть «Деревья проснулись» «Полет птиц» «Украшение пасхальных яиц» «Пейзаж по сырому» «Рисование цветов» «Наша мечта о лете» |
1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час 2 часа |
Итого: За весь год: | 8 часов 36 часов |
Учебно- методический план по изобразительному искусству.
1 класс.
№ | Темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «От реальности к декоративному» 1 четверть «Чем и как работают художники» «Осень на опушке краски разводила» «Волшебные листья» «Яркие зонтики. Дождь» «Сказка про осень» «Натюрморт. Богатый урожай» «Осеннее дерево» «Нарядный узор» |
2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа |
| Итого: | 16 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 2 четверть «Заколдованный лес» «Фантастические животные из заколдованного леса» «Натюрморт. Осень» «Законы перспективы. Рисование с натуры» «Зимний пейзаж» «Цвет. Особенности цвета» «Зимние узоры» «Рождественский венок» |
2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа |
| Итого: | 16 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | 3 четверть «Праздничная открытка» «Новогодний карнавал» «Узор из геометрических фигур» «Красота лесной природы» «Иллюстрация сказки «Морозко»» «Зимой во дворе» «Витражи» «Праздничая открытка папе» «Чугунное кружево» «В мире сказок» иллюстрация |
2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 4 часа 2 часа 3 часа 2 часа 2 часа 4 часа |
| Итого: | 25 часов |
1. 2. 3. 4. 5. | 4 четверть «Праздничная открытка маме» «Цвет и тон» «Украшение ставней» «Весенний день» «Узор на ковре» |
2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа |
| Итого: | 10 часов |
6. 7. 8. | «Весенний букет» «Архитектура. Наша улица» Итоговый урок за год | 2 часа 2 часа 2 часа |
| Итого: За весь год: | 15 часов 72 часа |
2 класс
№ | Темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. | «Искусство вокруг нас» 1 четверть «Осенний букет» «Веселые узоры» «Холотая хохлома» «Чудо-ложка» «Я рисую осень» |
3 часа 3 часа 4 часа 3 часа 3 часа |
| Итого: | 16 часов |
1. 2. 3. 4. 5. | 2 четверть «Богатый урожай» «Зимний пейзаж» «Русский костюм» «Карнавальный костюм» «Итоговый урок игра» |
4 часа 3 часа 3 часа 4 часа 2 часа |
| Итого: | 16 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 3 четверть «Святочный костюм» «Рождество» «Наши зимние забавы» «Искусство городца» «Народные забавные игрушки» «Цветы на подносе» Итоговый урок |
4 часа 3 часа 3 часа 5 часов 4 часа 5 часов 1 час |
| Итого: | 25 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
4 четверть «Баба-Яга и Кощей Бессмертный» «Василиса Прекрасная и добрый молодец» «Каменные богатыри» «Лоскуты, нитки и фантазия» «Мои друзья» Итоговый урок за весь год |
3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 2 часа 1 час |
| Итого: За весь год: | 15 часов 72 часа |
| | |
№ | 3 класс Темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. | «Искусство Урала» 1 четверть «Урал- опорный край державы» «Ивано- Крылатко» «Уральская роспись» «Чугунное кружево» |
4 часа 3 часа 3 часа 6 часов |
| Итого: | 16 часов |
1. 2. 3. 4. 5. | 2 четверть «Уральский пейзаж» «Уральские сказы» «Чудесная печатная страничка» «Уральские самоцветы» Итоговый урок за 1 четверть |
3 часа 4 часа 3 часа 4 часа 2 часа |
| Итого: | 16 часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | 3 четверть «Мой родной край» «Родные просторы» «Рисуем коня» «Портрет казачки» «Деревянная архитектура» «Домашние животные двора» «Казак Уральский» «Казаки Урала» "Город труженик" |
3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 4 часа 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа |
| Итого: | 25 часов |
1. 2. 3. 4. |
4 четверть «Огненная профессия» «Городские мотивы» «Я и мой город» "Город будущего" |
3 часа 3 часа 5 часов 4 часа |
| Итого: За весь год: | 15 часов 72 часа |
4 класс
№ | Темы | Количество часов |
| Изображение плоскости. | |
1. | Изобразительная поверхность. Элементы композиции | 8 часов |
2. | Форма, пропорции, конструкция предметов | 8 часов |
3. | Цвет и освещение | 8 часов |
4. | Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости | 6 часов |
5. | Лепка | 8 часов |
| Прикладное искусство. | |
1. | Композиционная деятельность | 8 часов |
2. | Форма, пропорции, конструкция | 5 часов |
3. | Цвет | 5 часов |
4. | Пространство | 4 часа |
5. | Эстетическое воспитание действительности | 5 часов |
6. | Восприятие искусства | 7 часов |
| Итого: | 72 часа |
5 класс
№ | Тема | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5.
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Изображение на плоскости Композиционная организация плоскости Форма, пропорции, конструкция Цвет и освещение Пространство и объем Лепка Прикладное искусство Композиционная деятельность Формы, пропорции, конструкция Цвет Объем Эстетическое восприятие действительности Восприятие искусства |
4 часа 8 часов 10 часов 8 часов 8 часов
6 часов 4 часа 6 часов 4 часа 3 часа 11 часов |