СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Изобразительно-выразительные средства" (к заданию 26-ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тропы и приемы. В презентации каждое средство выразительности  представлено вместе с ярким образом для более легкого запоминания. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Изобразительно-выразительные средства" (к заданию 26-ЕГЭ)»

Задание 26 ЕГЭ   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Наталия Георгиевна Покровская

Задание 26 ЕГЭ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Наталия Георгиевна Покровская

ТРОПЫ   употребление слова в переносном значении

ТРОПЫ

  • употребление слова в переносном значении
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Хитрая трудолюбивый Жадный

Аллегория

  • Иносказание.
  • Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Хитрая

трудолюбивый

Жадный

 ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА Средство художественного изображения, основанное на преувеличении Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении. Глаза громадные, как прожекторы  (В. Маяковский) Талии никак не толще бутылочной шейки  (Н. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА

  • Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
  • Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.
  • Глаза громадные, как прожекторы
  • (В. Маяковский)
  • Талии никак не толще бутылочной шейки
  • (Н. Гоголь)
 ИРОНИЯ САРКАЗМ Скрытая насмешка. Злая, язвительная насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?  (об осле) Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?   (И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)

ИРОНИЯ САРКАЗМ

  • Скрытая насмешка.
  • Злая, язвительная насмешка.
  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?
  • (об осле)
  • Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?

  • (И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)
МЕТАФОРА Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда довольно большой отрывок текста или даже целое стихотворение представляют собой развёрнутый метафорический образ (развернутая метафора). Выткался на озере алый цвет зари…  Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился»

МЕТАФОРА

  • Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда довольно большой отрывок текста или даже целое стихотворение представляют собой развёрнутый метафорический образ (развернутая метафора).
  • Выткался на озере алый цвет зари…
  • Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился»
МЕТОНИМИЯ Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. Давайте еще по стаканчику.

МЕТОНИМИЯ

  • Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
  • На серебре, на золоте едал.
  • Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
  • Давайте еще по стаканчику.
ВЕСЬ КЛАСС СПИТ

ВЕСЬ КЛАСС СПИТ

«Все флаги в гости будут к нам»

«Все флаги в гости будут к нам»

СИНЕКДОХА Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: - часть вместо целого; - целое в значении части; - единственное число в значении общего; - замена единственного числа множеством; - замена видового понятия родовым  Мы все глядим в Наполеоны. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

СИНЕКДОХА

  • Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения:
  • - часть вместо целого;
  • - целое в значении части;
  • - единственное число в значении общего;
  • - замена единственного числа множеством;
  • - замена видового понятия родовым

  • Мы все глядим в Наполеоны.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
ПЕРИФРАЗ Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи  Царь зверей. Город на Неве

ПЕРИФРАЗ

  • Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

  • Царь зверей.
  • Город на Неве
ЭПИТЕТ Образное определение; Слово, образно определяющее предмет и подчёркивающее его свойства  Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.

ЭПИТЕТ

  • Образное определение;
  • Слово, образно определяющее
  • предмет и подчёркивающее его свойства

  • Отговорила роща золотая
  • Берёзовым весёлым языком.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать И грезит пруд, и дремлет тополь сонный. Луна подмигнула сквозь высь облаков. Океан танцевал в лунном свете. В небе тучка плачет.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  • изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать
  • И грезит пруд, и дремлет тополь сонный.
  • Луна подмигнула сквозь высь облаков.
  • Океан танцевал в лунном свете.
  • В небе тучка плачет.
СРАВНЕНИЕ Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Может быть выражен: - при помощи союзов как, словно, будто, как будто Лёд неокрепший на речке студёной словно тающий сахар лежит – при помощи формы творительного падежа Раскинулась перед мной равнина (чем? Тв.п.) зеленым озером

СРАВНЕНИЕ

  • Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Может быть выражен:
  • - при помощи союзов как, словно, будто, как будто
  • Лёд неокрепший на речке студёной словно тающий сахар лежит
  • – при помощи формы творительного падежа
  • Раскинулась перед мной равнина (чем? Тв.п.) зеленым озером

ПРИЕМЫ   Здесь слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении

ПРИЕМЫ

  • Здесь слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении
 АНАФОРА ЭПИФОРА Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания Милый друг, в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти покоя в тихом доме Возле мирного огня. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

АНАФОРА ЭПИФОРА

  • Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
  • Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
  • Милый друг, в этом тихом доме
  • Лихорадка бьет меня.
  • Не найти покоя в тихом доме
  • Возле мирного огня.
  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид…
ГРАДАЦИЯ стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости «Пришел, увидел, победил» «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…»

ГРАДАЦИЯ

  • стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
  • «Пришел, увидел, победил»
  • «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…»
ГРАДАЦИЯ ГРАДАЦИЯ стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости «Пришел, увидел, победил» «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…»

ГРАДАЦИЯ

ГРАДАЦИЯ

  • стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
  • «Пришел, увидел, победил»
  • «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…»
ОКСЮМОРОН Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.  Живые мертвецы Горькая радость Оглушительная тишина

ОКСЮМОРОН

  • Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

  • Живые мертвецы
  • Горькая радость
  • Оглушительная тишина
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.  Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

  • Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской...
эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу  Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги.

эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

  • Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
  • В мечи — серпы и плуги.
ИНВЕРСИЯ Нарушение общеграмматической последовательности речи. Обратный порядок слов. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Пожаловать тебе звание Рыцаря-джедая согласен Совет.

ИНВЕРСИЯ

  • Нарушение общеграмматической последовательности речи. Обратный порядок слов.
  • И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.
  • Пожаловать тебе звание Рыцаря-джедая согласен Совет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!