СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение действительности в произведениях ОБЭРИУТов (на примере произведений Д.Хармса)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество этой группы поэтов и писателей почти не изучается в школьной программе, а между тем их творчество является не только отражением эпохи в истории России, но и становлением нового вида искусства

Просмотр содержимого документа
«Изображение действительности в произведениях ОБЭРИУТов (на примере произведений Д.Хармса)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»





Исследовательская работа

по литературе

Изображение действительности в произведениях ОБЭРИУТов

(на примере произведений Д.Хармса)









Выполнили: ученицы 9 «б» класса

Голышева Мария, Полева Екатерина

Руководитель:

Смирнова Анна Александровна







Кострома, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1. Авангардизм в литературном процессе 20 века……………………5

    1. Предпосылки возникновения ОБЭРИУ………………………………..5

    2. Краткая характеристика ОБЭРИУ, как направления в литературе….7

Глава 2. Приемы изображения действительности в произведениях Д.Хармс…………………………………………………………………………9

2.1. Творчество Д.Хармса в традициях русского авангарда……………………………………………………………………….9

2.1. Отображение реальности в «Случаях» Д. Хармса……………………..12

А. Анализ произведения Д. Хармса «Голубая тетрадь № 10»……………13

Б. Анализ произведения Д. Хармса «Рыжий человек»…………………….13

В. Анализ произведения д. Хармса «Случаи»……………………………..14

Г. Анализ произведения д. Хармса «Вываливающиеся старухи»………..15

Заключение……………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………17

Приложение…………………………………………………………………...18























ВВЕДЕНИЕ



Взяв очередную книгу в в библиотеке мы столкнулись со странными словами: «обэриуты», «обэриутятина». Это заинтересовало, может быть, даже заинтриговало.

Когда стали читать и слушать произведения Д. Хармса, оказалось, что его стихи знакомы и любимы с детства. Это «веселые чижи», «бульдог и таксик» и другие. А вот с его прозой столкнулись впервые. Это вызвало смешанные чувства: сначала мы были поражены смелостью и странностью произведений, возможно даже немного напуганы, но вскоре все стало нравиться. Стало очень интересно, что за человек Д. Хармс, какие люди его окружали. Так мы узнали про ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в последнее время к творчеству писателей-авангардистов приковано внимание литературоведов и современных писателей. Поскольку в советское время их работы не были удостоены должного внимания.

Новизна работы заключается в новом для меня взгляде на творчество с детства любимого писателя.

Таким образом, объектом нашего исследования являются произведения Д.Хармса, предметом – языковые средства произведений писателя-авангардиста.

Цель исследования: выявить способы изображения действительности и особенности литературного языка ОБЭРИУтов на примере произведений Д.Хармса.

Задачи:

  1. познакомиться с понятием «ОБЭРЕУТ».

  2. Прочитать произведения представителей данного направления.

  3. Определить особенности ОБЭРИУ, как представителей русского литературного авангарда.

  4. На примере текстов Д. Хармса определить особенности языка абсурда, как способа отражения действительности.

Материалом исследования стали языковые единицы (слова, словосочетания, предложения), реализующих способ изображения дейсвитеоьности. Метод сбора материала – сплошная выборка.

При проведении исследования использовались следующие методы: лингвистическое комментирование, классификация, сопоставление, обобщение.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы на уроках русского языка при изучении лексики, на уроках литературы при изучении творчества представителей данного направления в литературе.

Гипотеза заключается в том, что Хармс в своих произведениях вскрыл все проблемы современного ему общества, изобразив реальный мир вокруг себя.

Данная работа состоит из двух глав, в которых нами рассмотрены вопросы, касающиеся характеристики направления в литературе «ОБЭРИУТ» и вопросы, связанные с анализом произведений Д.Хармса.

















ГЛАВА 1. АВАНГАРДИЗМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 20 ВЕКА



    1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЭРИУ



Данную работы мы считаем целесообразным начать с определения литературного объединения, получившего название ОБЭРИУ - Объединение Реального Искусства, которое представляет собой группа писателей и деятелей культуры, которое существовало с 1927 до середины 1930-х гг. в Ленинграде.

Данное направление возникло в России в 1927 году. Их появление связывают с необходимостью нового взгляда на искусство.

Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры. Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей. Этот процесс начался еще в прошлом веке и на рубеже столетий с появлением символизма, импрессионизма, постимпрессионизма, модерна (ар-нуво) и активно продолжился во всех основных направлениях и движениях искусства первой пол. XX в.

Все изменения в общественной жизни и подтолкнули писателей и поэтов объединиться, что поспособствовало развитию русской литературы.

В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.

В сво­ём стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты были под влиянием футуристов (в особен­ности В. Хлебникова), А. Крученых и И. Терентьева; вы­ступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве.

Их методом изображения действительности и воздействия на неё было искусство абсурда, отмена логики и общеприня­того времяисчисления в поэтических про­изведениях, необычное противопоставление отдельных ча­стей произведений, которые сами по себе реали­стичны.





































1.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЭРИУ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ



Обэриуты попытались в конце 1920-х годов вернуться к некоторым традициям русского модернизма, в частности футуризма, обогатив их гротескностью и алогизмом. Они культивировали поэтику абсурда, предвосхитив европейскую литературу абсурда, по крайней мере, на два десятилетия.

Поэтика обэриутов основывалась на понимании ими слова «реальность». В Декларации ОБЭРИУ говорилось: «Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты „нереальны“ и „нелогичны“? А кто сказал, что „житейская“ логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать».

«Истинное искусство,— писал Хармс,— стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и является его первым отражением». В таком понимании искусства обэриуты являлись «наследниками» футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы.

С футуристами соотносится обэриутская эксцентричность и парадоксальность, а также антиэстетический эпатаж, который в полной мере проявлялся во время публичных выступлений.

Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы(Введенский, Хармс, Владимиров и др.). Многие участники ОБЭРИУ и их родственники были репрессированы, погибли в заключении.

К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, филолог Николай Харджиев, писатель Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также художники Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Стерлигов, Павел Филонов и члены его коллектива МАИ, художницы Татьяна Глебова и Алиса Порет.

Устные выступления, каждый раз подвергавшиеся резкой критике в печати, стали основной формой публичного существования ОБЭРИУ. Попытки издания коллективного сборника закончились неудачей.

Обэриуты в своём манифесте заявили: «Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики». Основные способы построения текста — языковые и речевые аномалии, орфографические ошибки, «пятое значение», опровергание собственных слов, фрагментарность, отсутствие логики и другие.

Важнейшим принципом в поэтике обэриутов является релятивность. Этот принцип состоит в том, что последующий фрагмент текста опровергает предыдущий, а опровергаемый элемент из текста не изымается.

В качестве примера можно привести начало рассказа Хармса «Четвероногая ворона»: «У вороны, собственно говоря, было пять ног, но об этом говорить не стоит». Существуют даже целые рассказы, построенные на этом принципе, например, рассказ Хармса «Голубая тетрадь № 10».





ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.ХАРМСА



2.1. ТВОРЧЕСТВО Д.ХАРМСА В ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО АВАНГАРДА



Одним из самых ярких представителей ОБЭРИУ является Дании́л Ива́нович Хармс (настоящая фамилия Ювачев; 30 декабря 1905, Санкт-Петербург — 2 февраля 1942,Ленинград) — русский-советский писатель и поэт.

Примерно в 1921—1922 году Даниил Ювачев выбирает себе псевдоним «Хармс». Исследователи выдвинули несколько версий его происхождения, находя истоки в английском, немецком, французском языках, иврите, санскрите. В рукописях писателя встречается около сорока псевдонимов (Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и другие).

В 1924—1926 годах Хармс начинает участвовать в литературной жизни Ленинграда: выступает с чтением своих и чужих стихов в различных залах, вступает в «Орден заумников DSO», организованный Александром Туфановым. В марте 1926 года становится членом Ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (исключён за неуплату членских взносов в марте 1929 года). Для этого периода характерно обращение Хармса к «заумному» творчеству, которое произошло под влиянием работ Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Александра Туфанова, Казимира Малевича.

В 1925 году Хармс познакомился с участниками поэтическо-философского кружка «чинарей», куда входили Александр Введенский, Леонид Липавский, Яков Друскин и другие. С 1926 года Хармс активно пытается объединить силы «левых» писателей и художников Ленинграда. В 1926—1927 годы он организует несколько литературных объединений («Левый фланг», «Академия левых классиков»). Осенью 1927 года группа писателей во главе с Хармсом получает окончательное название — ОБЭРИУ. Слом, разлад, разрушение устоявшегося быта, людских связей и прочее они почувствовали, пожалуй, острее и раньше других. И увидели в этом трагические последствия для человека. Так все ужасы жизни, все ее нелепости стали на только фоном, на котором разворачивается абсурдное действо, но и в какой-то мере причиной, породившей сам абсурд. Литература абсурда оказалась по-своему идеальным выражением этих процессов, испытываемых каждым отдельным человеком. 

Исследователи творчества Д. Хармса указывают на влияние В. Хлебникова. Однако, отмечают, что Хлебников выявлял в действительности, в истории некие скрытые числовые порядки. Для Хармса порядок находится в основном в сфере текста. Попытка упорядочить действительность (лежащая в основе большинства социальных утопий) оказывает на действительность странное парадоксальное воздействие. Реальность пропитывается умозрительностью и «исчезает».

Все то, что в раннем авангарде используется для магического преображения действительности, у Хармса используется для «деконструкции» самого понятия «действительность».

Ямпольский выделяет в качестве ключевых категорий эстетики Хармса исчезновение, смерть, «ноль», переворачивание, зеркальность, серийность, каждая из которых рассматривается в широком историко-культурном и философском контексте.

«Одна из главных тем Хармса — исчезновение предметов, истончение реальности... Творение мира Богом происходит из ничто и описывается как явление “предметов”. Хармс как бы переворачивает процесс, он играет в Бога наоборот».

Таким образом, мы видим, что Д.Хармс является ярким представителем. Выбранного нами направления.

Его произведения небольшие по объему, но емкие по содержанию дают яркое представление об основных особенностях авангарда в литературе советского периода.















































2.2. ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ В «СЛУЧАЯХ» Д. ХАРМСА

Вторая глава нашего исследования посвящена непосредственно анализу текстов Д.Хармса.

Несомненно, прежде чем обращаться к выбранным нами текстам, необходимо дать краткую характеристику творчеству писателя.

Ярко характеризуют творчество Хармса тексты, вошедшие в «Случаи», Целый ряд «случаев» разворачивается нигде — в пространстве чистого письма: таковы «Голубая тетрадь № 10», «Петров и Камаров», «История дерущихся», «Математик и Андрей Семенович», «Встреча», «Четыре иллюстрации того, как идея огорашивает человека к ней не подготовленного», «Макаров и Петерсен № 3», «Машкин убил Кошкина». Действие нескольких текстов происходит в пространстве подчеркнуто искусственном — на сцене: таковы «Пушкин и Гоголь», «Неудачный спектакль», «Тюк!» (на сценичность пространства в этом тексте указывает, в частности, последняя ремарка «Занавес медленно опускается»). В цикл включены несколько новелл, где пространство становится, так сказать, цитатным, — это пародийные стилизации «Исторический эпизод» (пародия на возобновленную оперу «Иван Сусанин») и «Анекдоты из жизни Пушкина». Только в этих двух новеллах возникают некие исторические приметы — но появляются они исключительно благодаря стилизации, то есть тоже замкнуты в сфере языка.

Остальные новеллы лишены каких бы то ни было знаков времени, хотя в них и встречаются более конкретные пространственные детали: как правило, это комната, кровать (диван), магазин, улица, а на улице — общественный сад или лес. Однако показательно, что эти детали редко соотнесены друг с другом или с другими пространственно-временными ориентирами. Иногда встречаются демонстративно точные указания: в «Сонете» магазин — это гастроном на углу Знаменской и Бассейной, Марков из новеллы «Сон дразнит человека» мчится в сторону Таврического сада, повествователь в «Вываливающихся старухах» отправляется на Мальцевский рынок. Но эти указания обычно возникают на фоне совершенно абстрактного времени предыдущего действия и тем самым лишь подчеркивают его «нигдейность».
      Быт у Хармса, как и все действие, условен, алгебраичен, если говорить языком математики. Бытовой фон - не более чем стартовая площадка, с которой начинается действие.      Читать его тексты реалистическими глазами, забывая о направлении, которое исповедовал писатель, бесмысленно, - это приведет по крайней мере к ошибочному суждению о вкусе автора. 

Хармса занимало чудо, чудесное. "Интересно только чудо, как нарушение физической структуры мира", - замечает он в своей записи 1939 года. Он верил в чудо - и при этом сомневался, существует ли оно в жизни. Иногда он сам ощущал себя чудотворцем, который может, но не хочет творить чудеса. Один из часто встречаемых мотивов его произведений - сон. Сон как самое удобное состояние, среда для того, чтобы свершались чудеса, и чтобы в них можно было поверить. Сон был не только лучшей формой, в которой воплощались мечты персонажей, но и счастливым соединением той трагической разорванности мира, яви, которую Хармс ощущал сильнее всего. 

А. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. ХАРМСА

«ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ № 10»



Одним из самых ярких впечатлений стала для нас «Голубая тетрадь №10». Поразительно, как в нескольких строчках этого текста рыжий человек постепенно исчезает, шаг за шагом превращается в ничто. У нас - читателя – остаются смешанные чувства: немного страшно, немного смешно, и не вполне понятно, о чем эта история. Наверное, именно это заставляет меня возвращаться и перечитывать ее еще и еще. И каждый раз самой яркой реальностью становится ее отсутствие. Там есть все и нет ничего.



Б. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. ХАРМСА «РЫЖИЙ ЧЕЛОВЕК»

Здесь стоит сказать о том, что герой - пустой человек, как внутри, так и с наружи. Если и замечают этого человека, то даже взгляду не за что зацепиться, ведь у него ничего нет, его внутренний мир такой же пустой, как и его внешность.

Д.Хармс стремился показать, что такие люди существуют, но они очень скучны и примитивны. Вся эта безликая серая масса ничего не привносит в жизнь. Их внутренняя пустота и безразличие лишь создают хаос в мире.

В. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. ХАРМСА «СЛУЧАИ»

Писатель описывает быстротечной людской жизни.

Её изменчивость из-за какого-то случая, который может привести даже к летальному исходу. Автор как бы намекает нам, что нужно жить так, чтобы на пороге смерти не стало обидно и грустно за бесцельно прожитую жизнь.

Философские рассуждения о судьбе так же прослеживаются в данном тексте, ведь никто не в силах изменить свою судьбу кардинально, но все же мы не должны слепо следовать ей, как это делают герои (бабушка Спиридонова и жена одного из героев).

Поднятая проблема пьянства также является актуальной не только в период творчества писателя, но и не менее важна и в наши дни. Зачастую люди «топят» в алкоголе свои проблемы и горести, не понимая, что этим лишь все усугубляют.



Г. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. ХАРМСА

«ВЫВАЛИВАЮЩИЕСЯ СТАРУХИ»



Хармс выставляет на показ еще одну нелицеприятную черту людей – любопытство, которое не раз было осмеяно в народных пословицах и поговорках. Нас предупреждают о том, что чрезмерное любопытство, может и погубить.

Герой отправляется на рынок после смерти шестерых любопытных старух, и в памяти тут же всплывает поговорка: «Любопытной варваре на базаре нос оторвали».

Природе человека свойственно любопытство, именно поэтому герой «не выучил урок» и отправляет снова удовлетворить свое любопытство, ведь « говорят, одному слепому подарили вязаную шаль».























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Начало XX века стало территорией поиска новых способов изображения окружающей действительности. Это время торжества авангарда в самых разных областях искусства. Творчество Д.Хармса яркое тому подтверждение.

Проанализировав лишь малую часть произведений писателя, мы пришли к выводам:

  1. Появление ОБЭРИУтов и произведений авангарда закономерно и оправданно в литературном процессе двадцатого века.

  2. Творчество Д.Хармса подчинено закону авангардиской литературы и полностью отвечает ее требованиям.

  3. В небольших по объему произведениях писателя ярко представлены пороки человечества: глупость , трусость (Случай, голубая палата № 10), любопытство (Вываливающиеся старухи).

  4. Наше общество несовершенно. Люди, живущие на рядом с нами зачастую не извлекают никаких уроков из жизни; слепо следуют намеченному свыше пути, не пытаясь противостоять или измениться, как герои Д.Хармса

Нам кажется, что в литературе Д. Хармс создал то же, что К. Малевич в живописи – «Черный квадрат». Тексты Хармса, как и картины Малевича, очень трудно понять, но совершенно ясно, что эти произведения опередили не только свое, но, может быть, и наше время.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даниил Хармс Полёт в небеса Л.: Советский писатель (Ленинградское отд.), 1988 г.

  2. Ванна Архимеда: Сборник / Составление, подготовка текста, вступительная статья, примечания А. А. Александрова. — Л.: Художественная литература, 1991. 

  3. Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: Новое литературное обозрение, 1998.

  4. http://slova.org.ru/v/oberiuti/





































ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. ХАРМСА

Голубая тетрадь № 10 ЖИЛ один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутреннос- тей у него не было. Ничего не было! Так что не понятно, о ком идет речь. Уж лучше мы о нем не будем больше говорить. 1937 Случаи Однажды Орлов объелся толчёным горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причёсываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошёл с ума. А Перехрёстов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. Хорошие люди и не умеют поставить себя на твёрдую ногу. года Вываливающиеся старухи Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль. 19… год



17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!