2 | Актуализация знаний | Словесный, наглядный, практический Словесный, наглядный, практический | Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу Вв Вв Вв Весна, веснушка, веснянка Кто готов ручку на внимание. Какие это слова? (однокоренные). Обозначьте в этих словах корень. Кто знает, какое значение у слова веснянка? (Старинная обрядовая восточнославянская песня, воспевающая приход весны.) А что такое веснушки? (Рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной, у тех, кого особенно любит солнце) Теперь подчеркните буквосочетание, которое по вашему мнению получилось лучше всего. ж…лтый инт…рсный ч…рный Прочитайте слова на слайде. Что можете сказать об этих словах? Какое слово можно назвать «лишним» и почему? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните их карандашом. Возьмите карточку, на которой записаны словосочетания. Вам нужно вставить окончания у имен прилагательных На какие знания будем опираться, выполняя это задание? Длинн… день, ал… закат, звонк… песня, мартовск… солнце, весел… капель, высок… тополь, больш… стая, рыхл… снег, ранн… весна, звонк… голоса, тёмн… проталинки, красив… песни. Проверим вашу работу. Прочитайте словосочетания, назовите окончания, которые вы поставили, и объясните, почему. Что можете сказать о последних трех словосочетаниях? | Записывают число и классную работу Прописывают в тетради буквосочетания и слова Подчеркивают лучшее, по их мнению, буквосочетание Читают. Это словарные слова. Это имена прилагательные. Стоят в начальной форме. «Лишнее» слово – интересный, т.к. оно не называет цвет, у него не 2 слога, в этом слове ударение падает не на первый слог. Записывают слова. Чтобы верно поставить окончание имени прилагательного, нужно определить, в каком роде оно стоит. На карточках вставляют окончания имен прилагательных. Читают словосочетания, определяют род имен прилагательных, называют окончание. Мы не смогли определить род имен прилагательных, вопросы не подходят. | Фронтальная, индивидуальная | Устный фронтальный, письменный, самоконтроль |
| Самоопределение к деятельности | Словесный, наглядный | Почему не подошли известные нам приемы работы? Что нам надо узнать? Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим на этот урок? Узнаем, как изменяются имена прилагательные по числам. Научимся склонять имена прилагательные по числам. | Имена существительные в этих словосочетаниях стоят во множественном числе, а мы знаем только, как поставить окончания имен прилагательных только в единственном числе. Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе Изменение имен прилагательных по числам. Узнать… Научиться … | фронтальный | Устный фронтальный |
4 | Первичное закрепление | | Вернемся к нашим словосочетаниям. Используя новое правило объясните написание окончаний имен прилагательных в последних словосочетаниях. Найдите в учебнике упр. 137. Первый вариант работает с первой схемой, второй вариант – со второй схемой. Сформулируйте задание. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и сравните ответы со слайда. На против каждого правильного ответа поставьте «+». Выделите окончания имен прилагательных. Что заметили? Почему? Упр. 138. Прочитайте текст. О чем говориться в этом тексте? Найдите в предложениях и запишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены во множественном числе. Выделите окончания имен прилагательных, объясните их написание. | Имена существительные в этих словосочетаниях стоят во множественном числе, значит и имена прилагательные тоже стоят во множественном числе. Во множественном числе имена прилагательные имеют окончания –ые или –ие. Составить словосочетания, записать их, выделить окончания. 1 вариант: Известный поэт известные поэты Известная сказка известные сказки Известное растение известные растения 2 вариант: Ближний лес ближние леса Ближняя роща ближние рощи Ближнее село ближние сёла В единственном числе у прилагательных разные окончания, а во множественном числе – одинаковые. Во множественном числе имена прилагательные не изменяются по родам. Читают. В тексте говорится о разнообразии овощей на базаре. Высокие груды, красные помидоры, лиловые баклажаны, полосатые зелёные арбузы, бледные капустные кочаны. | Фронтальная, индивидуальная | Устный фронтальный, письменный, взаимоконтроль, самоконтроль |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | | Найдите карточку с текстом. Прочитайте. Зяблики прилетают к нам в первой половине апреля. __________ песни зябликов можно слышать в городах и сёлах. Эти птицы строят ____________ гнёзда. Гнездо зяблика похоже на чашечку. На дне ____________ мох, __________ травинки и стебельки. Снаружи оно покрыто __________ листочками и ___________ корой дерева. Что можете сказать об этом тексте? Как этот текст можно украсить? Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите получившийся текст. Работайте в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? Какие правила использовали при записи подобранных имен прилагательных? | Читают текст. Высказывания детей. Добавить имена прилагательные. Выполняют. Называют правила и написании окончаний имен прилагательных. | Фронтальная, работа в паре | Устный фронтальный, письменный, самоконтроль |