СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение глаголов по временам. Русский язык 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов по временам" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Изменение глаголов по временам. Русский язык 3 класс.»

 Тема: «Изменение глаголов по временам» Русский язык 3 класс.

(Подготовила: С.Л.Мельгунова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68)

Цель: ввести понятие “изменение глаголов по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся; учить определять время глаголов; развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе; расширять словарный запас учащихся; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.

Ресурсы: ТСО.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

  2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

- Что ты делаешь?

- Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

- Что ты делаешь?

- Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

- Вот и вам, ребята, нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам, и окружающим. А ваш труд на уроке к тому же будет вознагражден, и не только оценкой, но и знаниями, которые вы сохраните на всю жизнь. Итак, мы отправляемся в путешествие.

И значит, что мы будем делать? (Путешествовать) Какая это часть речи?

Что такое глагол?

Коллективная учебная деятельность

- Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! И поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, перенесет нас из одного промежутка времени в другое.

Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Есть люди, которым нравится вспоминать, что было, т.е. жить в прошлом. Есть люди, которые всё время мечтают, живут в будущем.

Сегодня мы попробуем разобраться могут ли одни и те же глаголы изменяться по временам.

Чистописание:

- Итак, запускаем нашу машину времени и прокладываем траекторию движения.



- В каком времени мы сейчас с вами находимся?  Верно. Сейчас мы с вами находимся в настоящем времени. 

1. Работа по цепочке

- А в каком времени стоят глаголы из задания А-5 с. 84 (дидактический материал) выясним, выполняя задание по цепочке.

2. Самостоятельная индивидуальная работа с текстом (по карточкам)

- Сейчас 3 ученика получат карточки и отправятся в путешествие самостоятельно, а мы в настоящем времени сделаем синтаксический разбор предложения:

3. Потемнела белая полоса снега.

полоса (какая?) белая – И.п.
полоса (чего?) снега – Р.п.

потемнела – глагол стоит в прошедшем времени, Ж.р., един. числе.

Проверка работы по карточкам

Подведение итогов индивидуальной работы:

Прошлое - все то, что было,

Никакая в мире сила

Всё обратно не вернёт,

Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –

Настоящее для нас,

Будущее – то, что будет

И его не знают люди.

- Напомните мне, как изменяются глаголы? По числам и временам

- Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

4. Словарная работа

- Образуем глаголы от существительного работа. Что мы сейчас делаем? Работаем. В каком времени стоит этот глагол? В настоящем, так как действие происходит в момент речи.

Запишите глагол в I столбик.

Что мы делали вчера? Работали. В каком времени стоит этот глагол? В прошедшем, так как действие происходило до момента речи. Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание. Окончание -и.

Что мы будем делать завтра? Будем работать. В каком времени стоит этот глагол? В будущем. Запишите глагол в III столбик.

- Найдите в орфографическом словаре глаголы. (желать, извините, шёл).

- Какой глагол отвечает на вопрос что делать? Давайте попробуем изменить его по временам.

(Аналогично проводится работа с глаголами, образованными от существительных завтрак, рисунок.)

- От слов завтрак, рисунок образуйте глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?

Заполнение таблицы «Изменение глаголов».

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что делать?

Что делал?

Что делает?

Что будет делать?

Работать

работал

работает

Будет работать

желать

желал

желает

Будет желать

Что делать?

Что делали?

Что делают?

Что будут делать?

работать

работали

работают

Будут работать

желать

желали

желают

Будут желать

Что сделать?

Что сделал?

---

Что сделает?

позавтракать

позавтракал

---

позавтракает

нарисовать

нарисовал

---

нарисует

Что сделать?

Что сделали?

---

Что сделают?

позавтракать

позавтракали

---

позавтракают

нарисовать

нарисовали

---

нарисуют

Вывод:

Глаголы изменяются по ______________________________.

Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.

Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.

Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.

Обратите внимание!

  1. Глаголы изменяются по временам.

  2. От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

  3. От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.

-Давайте прочитаем об этом на с. 116

Самостоятельная учебная деятельность

Упр. 207 с. 117

Домашнее задание: правило (обратите внимание) стр.116, упр.206

Подведение итогов урока.

- Что нового каждый из вас узнал на уроке?

- Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по числам и временам.

В каком времени могут стоять глаголы? В настоящем, в прошедшем, в будущем.

- На что надо обратить внимание и что нам надо запомнить?

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

- Кто считает. Что работал с полной отдачей? Встаньте.

- Кто считает, что мог бы работать лучше?

Наш урок окончен мы возвращаемся из путешествия по временам глаголов в класс



Я вам желаю

уважительно относиться к своему прошлому,

ценить свое настоящее

и задумываться о своем будущем.



Индивидуальная работа по карточкам

Прочитай текст, подбери и запиши вопросы к глаголам. Определи время глаголов, сделай вывод:

Текст 1

Современный человек (____________________) идёт в ногу со временем. Он (____________________) открывает для себя каждый день много нового. Люди современности (____________________) ходят в спортзалы, (____________________) учатся в университетах, (____________________) занимаются любимым делом. Современный человек много (____________________) путешествует и (_____________________) изучает мир.



Вывод:

Глаголы изменяются по ______________________________.

Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.



_________________________________________________________________





Прочитай текст, подбери и запиши вопросы к глаголам. Определи время глаголов, сделай вывод:

Текст 2

Много тысяч лет назад на земле (____________________) жили первобытные люди. Они сильно (____________________) отличались от современных людей. Первобытный человек (____________________) боялся сил природы. Люди (____________________) научились пахать землю, сеять злаки, печь хлеб. И тогда человек (____________________) задумался: что же такое мир? Первобытные люди (____________________) начали вглядываться в окружающий их мир...



Вывод:

Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.



Прочитай текст, подбери и запиши вопросы к глаголам. Определи время глаголов, сделай вывод:

Текст 3

Человек будущего (____________________) покорит космос. Он (______________________________) будет много знать и уметь. (____________________) Пройдет время, и люди (______________________________) будут открывать новые планеты. В будущем люди (____________________) построят более удобные жилища и (____________________) победят все опасные заболевания. Именно человек будущего (____________________) построит машину времени и (______________________________) будет передвигаться во времени и пространстве.



Вывод:

Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.





Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что делать?

Что делал?

Что делает?

Что будет делать?

желать

желал

желает

Будет желать

работать

работал

работает

Будет работать

Что делать?

Что делали?

Что делают?

Что будут делать?

желать

желали

желают

Будут желать

работать

работали

работают

Будут работать

Что сделать?

Что сделал?

---

Что сделает?

позавтракать

позавтракал

---

позавтракает

нарисовать

нарисовал

---

нарисует

Что сделать?

Что сделали?

---

Что сделают?

позавтракать

позавтракали

---

позавтракают

нарисовать

нарисовали

---

нарисуют



Вывод:

Глаголы изменяются по ______________________________.

Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.

Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.

Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.

Обратите внимание!

  1. Глаголы изменяются по временам.

  2. От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

  3. От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что делать?

Что делал?

Что делает?

Что будет делать?









Что делать?

Что делали?

Что делают?

Что будут делать?









Что сделать?

Что сделал?

---

Что сделает?









Что сделать?

Что сделали?

---

Что сделают?











Вывод:

Одни и те же глаголы изменяются по ______________________________.

Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.

Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.

Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.

Выучить!

  1. Глаголы изменяются по временам.

  2. От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

  3. От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!