Тема: «Изменение глаголов по временам» Русский язык 3 класс.
(Подготовила: С.Л.Мельгунова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68)
Цель: ввести понятие “изменение глаголов по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся; учить определять время глаголов; развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе; расширять словарный запас учащихся; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.
Ресурсы: ТСО.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка учебной цели.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.
Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.
Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу в город эту проклятую ношу.
Второго спросили:
- Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:
- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.
- Вот и вам, ребята, нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам, и окружающим. А ваш труд на уроке к тому же будет вознагражден, и не только оценкой, но и знаниями, которые вы сохраните на всю жизнь. Итак, мы отправляемся в путешествие.
И значит, что мы будем делать? (Путешествовать) Какая это часть речи?
Что такое глагол?
Коллективная учебная деятельность
- Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! И поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, перенесет нас из одного промежутка времени в другое.
Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Есть люди, которым нравится вспоминать, что было, т.е. жить в прошлом. Есть люди, которые всё время мечтают, живут в будущем.
Сегодня мы попробуем разобраться могут ли одни и те же глаголы изменяться по временам.
Чистописание:
- Итак, запускаем нашу машину времени и прокладываем траекторию движения.
- В каком времени мы сейчас с вами находимся? Верно. Сейчас мы с вами находимся в настоящем времени.
1. Работа по цепочке
- А в каком времени стоят глаголы из задания А-5 с. 84 (дидактический материал) выясним, выполняя задание по цепочке.
2. Самостоятельная индивидуальная работа с текстом (по карточкам)
- Сейчас 3 ученика получат карточки и отправятся в путешествие самостоятельно, а мы в настоящем времени сделаем синтаксический разбор предложения:
3. Потемнела белая полоса снега.
полоса (какая?) белая – И.п.
полоса (чего?) снега – Р.п.
потемнела – глагол стоит в прошедшем времени, Ж.р., един. числе.
Проверка работы по карточкам
Подведение итогов индивидуальной работы:
Прошлое - все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди.
- Напомните мне, как изменяются глаголы? По числам и временам
- Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
4. Словарная работа
- Образуем глаголы от существительного работа. Что мы сейчас делаем? Работаем. В каком времени стоит этот глагол? В настоящем, так как действие происходит в момент речи.
- Запишите глагол в I столбик.
- Что мы делали вчера? Работали. В каком времени стоит этот глагол? В прошедшем, так как действие происходило до момента речи. Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание. Окончание -и.
- Что мы будем делать завтра? Будем работать. В каком времени стоит этот глагол? В будущем. Запишите глагол в III столбик.
- Найдите в орфографическом словаре глаголы. (желать, извините, шёл).
- Какой глагол отвечает на вопрос что делать? Давайте попробуем изменить его по временам.
(Аналогично проводится работа с глаголами, образованными от существительных завтрак, рисунок.)
- От слов завтрак, рисунок образуйте глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Заполнение таблицы «Изменение глаголов».
Неопределенная форма | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что делать? | Что делал? | Что делает? | Что будет делать? |
Работать | работал | работает | Будет работать |
желать | желал | желает | Будет желать |
Что делать? | Что делали? | Что делают? | Что будут делать? |
работать | работали | работают | Будут работать |
желать | желали | желают | Будут желать |
Что сделать? | Что сделал? | --- | Что сделает? |
позавтракать | позавтракал | --- | позавтракает |
нарисовать | нарисовал | --- | нарисует |
Что сделать? | Что сделали? | --- | Что сделают? |
позавтракать | позавтракали | --- | позавтракают |
нарисовать | нарисовали | --- | нарисуют |
Вывод:
Глаголы изменяются по ______________________________.
Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.
Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.
Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.
Обратите внимание!
Глаголы изменяются по временам.
От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.
-Давайте прочитаем об этом на с. 116
Самостоятельная учебная деятельность
Упр. 207 с. 117
Домашнее задание: правило (обратите внимание) стр.116, упр.206
Подведение итогов урока.
- Что нового каждый из вас узнал на уроке?
- Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по числам и временам.
- В каком времени могут стоять глаголы? В настоящем, в прошедшем, в будущем.
- На что надо обратить внимание и что нам надо запомнить?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
- Кто считает. Что работал с полной отдачей? Встаньте.
- Кто считает, что мог бы работать лучше?
Наш урок окончен мы возвращаемся из путешествия по временам глаголов в класс
Я вам желаю
уважительно относиться к своему прошлому,
ценить свое настоящее
и задумываться о своем будущем.
Индивидуальная работа по карточкам
Прочитай текст, подбери и запиши вопросы к глаголам. Определи время глаголов, сделай вывод:
Текст 1
Современный человек (____________________) идёт в ногу со временем. Он (____________________) открывает для себя каждый день много нового. Люди современности (____________________) ходят в спортзалы, (____________________) учатся в университетах, (____________________) занимаются любимым делом. Современный человек много (____________________) путешествует и (_____________________) изучает мир.
Вывод:
Глаголы изменяются по ______________________________.
Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.
_________________________________________________________________
Прочитай текст, подбери и запиши вопросы к глаголам. Определи время глаголов, сделай вывод:
Текст 2
Много тысяч лет назад на земле (____________________) жили первобытные люди. Они сильно (____________________) отличались от современных людей. Первобытный человек (____________________) боялся сил природы. Люди (____________________) научились пахать землю, сеять злаки, печь хлеб. И тогда человек (____________________) задумался: что же такое мир? Первобытные люди (____________________) начали вглядываться в окружающий их мир...
Вывод:
Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.
Прочитай текст, подбери и запиши вопросы к глаголам. Определи время глаголов, сделай вывод:
Текст 3
Человек будущего (____________________) покорит космос. Он (______________________________) будет много знать и уметь. (____________________) Пройдет время, и люди (______________________________) будут открывать новые планеты. В будущем люди (____________________) построят более удобные жилища и (____________________) победят все опасные заболевания. Именно человек будущего (____________________) построит машину времени и (______________________________) будет передвигаться во времени и пространстве.
Вывод:
Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.
Неопределенная форма | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что делать? | Что делал? | Что делает? | Что будет делать? |
желать | желал | желает | Будет желать |
работать | работал | работает | Будет работать |
Что делать? | Что делали? | Что делают? | Что будут делать? |
желать | желали | желают | Будут желать |
работать | работали | работают | Будут работать |
Что сделать? | Что сделал? | --- | Что сделает? |
позавтракать | позавтракал | --- | позавтракает |
нарисовать | нарисовал | --- | нарисует |
Что сделать? | Что сделали? | --- | Что сделают? |
позавтракать | позавтракали | --- | позавтракают |
нарисовать | нарисовали | --- | нарисуют |
Вывод:
Глаголы изменяются по ______________________________.
Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.
Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.
Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.
Обратите внимание!
Глаголы изменяются по временам.
От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.
Неопределенная форма | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что делать? | Что делал? | Что делает? | Что будет делать? |
| | | |
| | | |
Что делать? | Что делали? | Что делают? | Что будут делать? |
| | | |
| | | |
Что сделать? | Что сделал? | --- | Что сделает? |
| | | |
| | | |
Что сделать? | Что сделали? | --- | Что сделают? |
| | | |
| | | |
Вывод:
Одни и те же глаголы изменяются по ______________________________.
Если действие происходит в момент речи, то глагол стоит в _________________________ времени.
Если действие происходило до момента речи, то глагол стоит в ______________________ времени.
Если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в _____________________ времени.
Выучить!
Глаголы изменяются по временам.
От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.