2. Вступительная беседа. | -Ребята, о каком времени года идёт речь? - Кто из вас видел, как приходит зима? - По каким признакам можно определить, что зима пришла? - Писатель, журналист, натуралист В. Песков в своих наблюдениях описал приход зимы и поделился с нами. - Вам представлены два текста: один (авторский)у вас у каждого на парте, а другой- в сокращённом варианте дан в учебнике на с.117 № 258. - Сравните их. Что общего, чем различаются? - Скажите, какой из них, на ваш взгляд, более точно, полно передаёт приход зимы? | -Речь идёт о зиме. -Идёт снег, кругом бело, стоят крепкие морозы, скованны льдом реки и т.д. Дети читают тексты. Дети сравнивают тексты. -Напечатанный (авторский) текст более точно передаёт приход зимы | Текст распечатан на каждого. |
4. Особенности текста и его строение. 5.Физкультминутка. | - Красивый ли текст получился у автора? - Я вам предлагаю попробовать свои силы в письменном пересказе этого произведения. Чтобы и мы смогли передать эту тишину и спокойствие, с которым зима пришла на землю. А поможет нам памятка « Как писать изложение». - Посмотрите, первые пункты плана мы уже обозначили для себя. Поработаем над 3 пунктом плана. - К какому жанру можно отнести это произведение? - какие части речи помогают в этюде- описании более точно представить картину? - Чтобы лучше разобраться в секретах, переходим к следующему пункту плана. - Сколько частей и о чём каждая часть. - Работаем в группах. Самостоятельно перечитайте этюд и подготовьтесь к обсуждению. - сколько частей в тексте вы выделили? - Прочитайте 1 часть (начало) - Кто согласен поднимите руки? - Как можно озаглавить? - Прочитайте 2 часть. -Из скольких частей она состоит? -Вторая часть состоит из двух абзацев, и это мы попытаемся отобразить в плане, озаглавьте каждый абзац. - Что самое главное в первом абзаце? - Что главное во втором абзаце основной части? Озаглавьте вторую часть. -Прочитайте третью часть плана. Как её можно озаглавить? - Пожалуйста, какие планы вы составили. -Посмотрим,как перекликаются наши планы. -Какие картины вы бы отнесли к первому подпункту второго пункта плана? - Какие картины вы бы отнесли ко второму подпункту во втором пункте плана? - Как перекликается второй пункт плана в простом, составном и цитатных планах? - Давайте ещё раз посмотрим, как движется авторская мысль в тексте и выделим слова, яркие выражения. Которые будут нам подсказывать порядок мыслей предложений. - Начинаем работать с основной главной частью. -От какого лица идёт передача текста. Докажите. - Где происходит действие? Докажите, опираясь на текст. (Как раз с этого автор начинает основную часть) - О чём сообщает второе предложение? Прочитайте. - Обратите внимание на его структуру. - А дальше автор расшифровывает, доказывает свою мысль, что зима большая,тихая, белая.Мы должны это показать в своих изложениях. - Куда поглядел автор? - Что увидел? Прочитайте. - Какие выразительные средства использует автор в этом предложении, чтобы лучше мы могли представить тучу? - Какой глагол использует автор? - Свойственно ли это действие для тучи? - Зачем тогда автор употребляет этот глагол? - всё это показывает, что зима пришла большая. -Какое предложение показывает, что зима пришла белая и тихая? Прочитайте. - Какой секрет здесь использует автор? - Попробуйте заменить авторские слова «белые перья» на белыйснег. -Услышим ли мы эту тишину и увидим ли белизну? - найдите предложение, что изменилось после того, как пошёл снег? - Дайте характеристику этому предложению. -Ребята, какие зимние игры вы знаете? -А я хочу предложить вам игру « Снежки». Каждой группе я передам снежок, и вы, передавая снежок по кругу, должны назвать: - первая группа имена существительные, которые вы запомнили из текста. -вторая группа имена прилагательные, - третья группа глаголы. -четвёртая группа предложения из текста. -Продолжаем работу с текстом. - Что особенно привлекло внимание автора? - Какой он? - Какими секретами здесь пользуется автор? II абзац --Какой переход делает автор ко второму абзац? - Зачем автор дважды повторяет слово идёт? - Найдите предложение, которое является результатом того, что снег всё идет и идёт. -Что означает слово сугробец? - Прочитайте следующее предложение. Как понимаете его смысл? - Как стало выглядеть всё вокруг? - Какое выразительное средство использует автор? -Прочитайте следующее предложение. - Что здесь обозначает повтор? -Озаглавьте весь этюд. - В парах постарайтесь рассказать друг другу текст | Ответы детей. Работа с памяткой «Как писать изложение». - этюд- описание, словесная зарисовка - Имена прилагательные. Ответы детей. Работа в группах. Каждая группа составляет свой план ( простой, составной, картинный, цитатный) 3 части. Каждая группа даёт своё название 1 части -из двух -Как начинает падать снег. -Всё покрылось снегом Каждая группа озаглавливает 2 часть Дети читают последнюю часть плана. Каждая группа озаглавливает третью часть. Ответы детей. . Выборочное чтение. - от лица автора. В лесу. В. Песков сидит у костра. Сижу у костра. Слышу- идёт зима большая, тихая, белая. -Автор поглядел вверх. -Тяжёлая туча, как корабль, наехала на высокую сосну. -Сравнивает с кораблём. - Автор использует глаголнаехала(олицетворение). - Автор подчёркивает тяжесть тучи. - И полетели из тучи белые перья. -Сравнение. Снег сравнивает с белыми перьями. Дети выполняют задание. Ответы детей. Забелела трава. ( Простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное) - -Дети перечисляют игры. Дети выполняют задание. Внимание автора привлёк муравейник. - Муравейник огромный. - Сравнение (белая лысая голова с зелёными волосами). -А снег идёт и идёт. - для усиления действия. -Вот на шапке сугробец, на воротнике. -Наметённая ветром маленькая кучка снега Дети читают предложение. - На глазах, то есть быстро. -Всё вокруг словно в белом молоке. Сравнение-словно в белом молоке. Дети читают предложение. Падает, падает снег. - продолжение, действие не закончилось. Как приходит зима. Работа в парах. Один-два человека рассказывают для класса. | Памятка на доске. Памятка на доске и у каждого ученика в учебнике на с.173 Виды жанров. Рецепт. Письмо. Записка. Этюд. Загадка. Инструкция. 1 группа (простой план) Зима идёт. Приметы зимы. Зима пришла. 2 группа (составной план) 1Зима идёт. 2 а)Тяжелая туча. б)Снег идет. 3Зима пришла. 3 группа (цитатный план) 1« Я видел, как приходит зима». 2 а) «И полетели из тучи белые перья». б) «Всё вокруг словно в белом молоке». 3 «Вот так и приходит зима». 4 группа (картинный план)- слабые ученики 1Сижу у огня 2Тяжёлая туча. 3Пошёл снег. 4Муравейник. 5Сугробец на шапке и на воротнике. 6Всё кругом бело. Слайд Муравейник Так приходит зима. Заголовок на доске |