СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение-этюд "Так приходит зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи.Методика работы над изложением в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Изложение-этюд "Так приходит зима"»

Технологическая карта урока русского языка, проведённого в 4 «б» классе МОУ «НОШ №3»

г. Шуя Ивановской области.


Предмет, класс

Русский язык , 4 класс



ФИО учителя

Шуитова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «НОШ № 3»


Дата проведения

4 декабря 2014 год


Образовательная система

«Гармония»

Тема урока

« Обучающее изложение. Этюд- описание « Так приходит зима».


Место и роль урока в изучаемой теме

Изучаемая тема «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных». Урок по развитию речи.

Цель урока

Развивать умения передавать содержание рассказа на письме; правильно употреблять имена прилагательные; писать безударные окончания имён прилагательных.


Задачи урока

Обучающие:

- формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;

- формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений;

- формирование умения составлять план текста;

- формирование навыка устного и письменного пересказа текста.



Развивающие:

-развивать речь, память, внимание;

-развивать умение связно выражать свои мысли, анализировать, корректировать текст;

- развивать логическое и образное мышление.

-расширять кругозор, развивать умение работать в парах, самостоятельно и в группе

Воспитывающие:

- воспитание умения видеть красивое и необычное рядом;

- воспитание аккуратности, чувства ответственности;


-прививать любовь к красоте русского языка.

УУД

Предметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства. Понимать тему и главную мысль текста. Озаглавливать части текста, составлять план. Письменно пересказывать текст, осознанно сохраняя особенности оригинала; пользоваться красной строкой как графическим средством. Пользоваться всем комплексом орфографических умений.

Создавать свои высказывания на основе различных источников, использовать имена существительные и имена прилагательные, стремиться с их помощью к повышению точности и выразительности речи. Пользоваться комплексом орфографических умений. Письменно создавать небольшие произведения описательного характера. Писать от третьего лица.

Проверять правильность своей письменной речи, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Представление о богатых возможностях русского языка, осознание его как средства общения, а себя - как его носителя. Укрепление интереса к изучению русского языка.


Понимать и решать речевую задачу. Планировать и выполнять необходимые учебные действия, осуществлять самоконтроль.

Целенаправленно читать текст, понимать его содержание и особенности построения. Пользоваться инструкцией. Выполнять указанные в ней действия.

Анализировать текст, наблюдать за последовательностью изложения, за выбором языковых средств: переформулировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.

Понимать содержание, его организацию, выбранные автором языковые средства, передавать содержание в соответствии с задачей и условиями общения. Участвовать в коллективном общении, высказывать свои мысли, впечатления, слушать других.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся ориентироваться в материале учебника и других источниках информации, находить нужную информацию и работать с ней, использовать приобретённые знания в изменённых условиях; работать в парах, группах, обосновывать сделанные выводы, формулировать и аргументировать свою позицию, составлять и записывать текст с опорой на план.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.



Вид урока

Обучающее изложение.

Используемые технологии

Здоровьесберегающие технологии, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативные технологии.

Учебно-методический комплекс

  1. Учебник М.С. Соловейчик. Н.С. Кузьменко.

Русский язык

(часть 1)

Источники информации

Оборудование

Материалы для познавательной деятельности ученика

  1. Интернет-ресурсы.

  2. Орфографический словарь.


Интерактивная доска,

Учебник

Иллюстрации для составления картинного плана.

Карточки с опорными словами.

Карточки с заданиями для составления плана.

Карточки «Виды жанров»

Памятка «Как писать изложение».

Презентация «Зима» с музыкальным сопровождением.

Кружки трёх цветов для рефлексии.

Тексты ПесковаВ.












Изложение. Этюд- описание « Так приходит зима».


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Приложение

1.Орг. момент


Под музыку Вивальди учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина

« Евгений Онегин»:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в декабре.

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.




Настрой на работу на уроке.

Музыка Вивальди с переменными слайдами на тему: «Зима».



2. Вступительная беседа.

-Ребята, о каком времени года идёт речь?

- Кто из вас видел, как приходит зима?

- По каким признакам можно определить, что зима пришла?

- Писатель, журналист, натуралист В. Песков в своих наблюдениях описал приход зимы и поделился с нами.

- Вам представлены два текста: один (авторский)у вас у каждого на парте, а другой- в сокращённом варианте дан в учебнике на с.117 № 258.

- Сравните их. Что общего, чем различаются?

- Скажите, какой из них, на ваш взгляд, более точно, полно передаёт приход зимы?



-Речь идёт о зиме.



-Идёт снег, кругом бело, стоят крепкие морозы, скованны льдом реки и т.д.






Дети читают тексты.






Дети сравнивают тексты.


-Напечатанный (авторский) текст более точно передаёт приход зимы













Текст распечатан на каждого.

3. Знакомство с текстом.

- Прочитает текст вслух Кремнева Карина.

- Какую картину вы представили сейчас?

- Какова тема текста?

- Какова главная мысль текста?

Дети внимательно слушают.


Ответы детей.


-Приход зимы

-Тихий, спокойный приход зимы.



4. Особенности текста и его строение.






















































































































































5.Физкультминутка.

- Красивый ли текст получился у автора?

- Я вам предлагаю попробовать свои силы в письменном пересказе этого произведения. Чтобы и мы смогли передать эту тишину и спокойствие, с которым зима пришла на землю.

А поможет нам памятка

« Как писать изложение».

- Посмотрите, первые пункты плана мы уже обозначили для себя.


Поработаем над 3 пунктом плана.

- К какому жанру можно отнести это произведение?


- какие части речи помогают в этюде- описании более точно представить картину?

- Чтобы лучше разобраться в секретах, переходим к следующему пункту плана.

- Сколько частей и о чём каждая часть.

- Работаем в группах. Самостоятельно перечитайте этюд и подготовьтесь к обсуждению.

- сколько частей в тексте вы выделили?

- Прочитайте 1 часть (начало)

- Кто согласен поднимите руки?

- Как можно озаглавить?

-

Прочитайте 2 часть.

-Из скольких частей она состоит?

-Вторая часть состоит из двух абзацев, и это мы попытаемся отобразить в плане, озаглавьте каждый абзац.

- Что самое главное в первом абзаце?

- Что главное во втором абзаце основной части?

Озаглавьте вторую часть.



-Прочитайте третью часть плана.


Как её можно озаглавить?



- Пожалуйста, какие планы вы составили.

-Посмотрим,как перекликаются наши планы. -Какие картины вы бы отнесли

к первому подпункту второго пункта плана?


- Какие картины вы бы отнесли ко второму подпункту во втором пункте плана?

- Как перекликается второй пункт плана в простом, составном и цитатных планах?







- Давайте ещё раз посмотрим, как движется авторская мысль в тексте и выделим слова, яркие выражения. Которые будут нам подсказывать порядок мыслей предложений.

- Начинаем работать с основной главной частью.

-От какого лица идёт передача текста. Докажите.

- Где происходит действие?

Докажите, опираясь на текст. (Как раз с этого автор начинает основную часть)

- О чём сообщает второе предложение? Прочитайте.

- Обратите внимание на его структуру.

- А дальше автор расшифровывает, доказывает свою мысль, что зима большая,тихая, белая.Мы должны это показать в своих изложениях.

- Куда поглядел автор?

- Что увидел? Прочитайте.


- Какие выразительные средства использует автор в этом предложении, чтобы лучше мы могли представить тучу?

- Какой глагол использует автор?

- Свойственно ли это действие для тучи?

- Зачем тогда автор употребляет этот глагол?

- всё это показывает, что зима пришла большая.

-Какое предложение показывает, что зима пришла белая и тихая? Прочитайте.

- Какой секрет здесь использует автор?


- Попробуйте заменить авторские слова «белые перья» на белыйснег.

-Услышим ли мы эту тишину и увидим ли белизну?

- найдите предложение, что изменилось после того, как пошёл снег?

- Дайте характеристику этому предложению.




-Ребята, какие зимние игры вы знаете?

-А я хочу предложить вам игру « Снежки».

Каждой группе я передам снежок, и вы, передавая снежок по кругу, должны назвать:

- первая группа имена существительные, которые вы запомнили из текста.

-вторая группа имена прилагательные,

- третья группа глаголы.

-четвёртая группа предложения из текста.


-Продолжаем работу с текстом.



- Что особенно привлекло внимание автора?


- Какой он?



- Какими секретами здесь пользуется автор?

II абзац

--Какой переход делает автор ко второму абзац?

- Зачем автор дважды повторяет слово идёт?

- Найдите предложение, которое является результатом того, что снег всё идет и идёт.

-Что означает слово сугробец?

- Прочитайте следующее предложение. Как понимаете его смысл?

- Как стало выглядеть всё вокруг?

- Какое выразительное средство использует автор?


-Прочитайте следующее предложение.

- Что здесь обозначает повтор?


-Озаглавьте весь этюд.

- В парах постарайтесь рассказать друг другу текст

Ответы детей.










Работа с памяткой «Как писать изложение».







- этюд- описание, словесная зарисовка




- Имена прилагательные.





Ответы детей.



Работа в группах. Каждая группа составляет свой план

( простой, составной, картинный, цитатный)


3 части.



Каждая группа даёт своё название 1 части






-из двух







-Как начинает падать снег.


-Всё покрылось снегом


Каждая группа озаглавливает 2 часть


Дети читают последнюю часть плана.


Каждая группа озаглавливает третью часть.



Ответы детей.






















.






Выборочное чтение.


- от лица автора.


В лесу. В. Песков сидит у костра.


Сижу у костра.


Слышу- идёт зима большая, тихая, белая.










-Автор поглядел вверх.

-Тяжёлая туча, как корабль, наехала на высокую сосну.




-Сравнивает с кораблём.


- Автор использует глаголнаехала(олицетворение).





- Автор подчёркивает тяжесть тучи.



- И полетели из тучи белые перья.

-Сравнение.

Снег сравнивает с белыми перьями.


Дети выполняют задание.


Ответы детей.





Забелела трава.


( Простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное)

-



-Дети перечисляют игры.





Дети выполняют задание.















Внимание автора привлёк муравейник.


- Муравейник огромный.



- Сравнение (белая лысая голова с зелёными волосами).



-А снег идёт и идёт.


- для усиления действия.


-Вот на шапке сугробец, на воротнике.


-Наметённая ветром маленькая кучка снега

Дети читают предложение.


- На глазах, то есть быстро.

-Всё вокруг словно в белом молоке.

Сравнение-словно в белом молоке.


Дети читают предложение. Падает, падает снег.

- продолжение, действие не закончилось.


Как приходит зима.

Работа в парах.


Один-два человека рассказывают для класса.

Памятка на доске.










Памятка на доске и у каждого ученика в учебнике на с.173



Виды жанров.

Рецепт.

Письмо.

Записка.

Этюд.

Загадка.

Инструкция.










































1 группа (простой план)

Зима идёт.

Приметы зимы.

Зима пришла.


2 группа (составной план)

1Зима идёт.

2 а)Тяжелая туча.

б)Снег идет.

3Зима пришла.


3 группа (цитатный план)

1« Я видел, как приходит зима».

2 а) «И полетели из тучи белые перья».

б) «Всё вокруг словно в белом молоке».

3 «Вот так и приходит зима».


4 группа (картинный план)- слабые ученики

1Сижу у огня

2Тяжёлая туча.

3Пошёл снег.

4Муравейник.

5Сугробец на шапке и на воротнике.

6Всё кругом бело.















































































Слайд Муравейник
































Так приходит зима. Заголовок на доске


6. Орфографическая подготовка.

- Следующий пункт плана в памятке –выделение орфограмм.

-Назовите слова с орфограммой в корне.



- Назовите слова с орфограммой в окончании.

Дети называют слова:



Снег, шапке, воротник, глазах, белеют, бугорки, зима.


-На шапке, на воротнике чёрные бугорки,

в белом молоке.

Памятка «Как писать изложение».




7.Запись текста.

- Перечитайте текст.

- Как можно избежать ошибок?

- Закройте учебники и запишите текст.


Дети читают текст.


-Нужно пользоваться опорными словами и подбирать проверочные слова.



Опорные слова прикреплены в классе( на люстрах)

8. Проверка

- Выполните проверку.

-Обратите внимание :

- на содержание,

- на правильность построения предложений,

- решение орфографических задач.

Учащиеся выполняют проверку работы.

Памятка на доске..

9 Чтение получившихся произведений.

- Какие этюды у вас получились?

2 ученика читают получившиеся тексты.


10.Рефлексия.

- Ребята, сейчас попробуйте оценить себя.

-Те, кто справился со своей работой хорошо, кому было всё понятно, поднимите жёлтый кружок.

-У кого возникали трудности, но он смог их преодолеть, поднимите голубой кружок.

-Кто испытывал затруднения, осталось что-то непонятно, поднимите фиолетовый кружок. Мы с вами обязательно разберём эти вопросы на следующем уроке.

Ребята оценивают свою работу и поднимают соответствующие кружки.

Кружки трёх цветов.

11.Итог

- Сегодня мне хотелось бы поблагодарить вас за работу на уроке и завершить урок словами:

На этом наш урок окончен.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

- Урок окончен.

Учащиеся слушают учителя.








Текст изложения.

Я видел, как приходит зима.

Сижу у огня. Слышу- идёт зима большая, белая, тихая. Я поглядел вверх. Тяжёлая туча, как корабль, наехала на высокую сосну. И полетели из тучи белые перья. Забелела трава. Огромный муравейник с зелёной травой по краям стал похож на белую лысую голову с зелёными волосами.

А снег идёт и идёт. Вот на шапке сугробец, на воротнике. На глазах белеют все чёрные бугорки. Всё вокруг словно в белом молоке. Падает, падает снег.

Вот так и приходит зима.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!